Василий белов весенняя ночь вопросы
Василий белов весенняя ночь вопросы

Василий белов весенняя ночь вопросы

Презентация к уроку литературы в 5 классе (по программе Меркина Г.С.) «Лики родной природы в произведениях русских писателей. В.И. Белов «Весенняя ночь»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы в 5 классе (по программе Меркина Г.С.) «Лики родной природы в произведениях русских писателей. В.И. Белов «Весенняя ночь». Данная презентация является иллюстративным и справочным материалом на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы в 5 классе (по программе Меркина Г.С.) «Лики родной природы в произведениях русских писателей. В.И. Белов «Весенняя ночь»»

Название конкурса «Мастер» ФИО участника Скворцова Татьяна Александровна Наименование ОУ МБОУ «Кадетская школа-интернат» Населённый пункт город Чистополь Регион Республика Татарстан Номинация «Педагоги общеобразовательных учреждений» Электронная почта tatykhlynin@yandex.ru

Название конкурса «Мастер»

ФИО участника Скворцова Татьяна Александровна

Наименование ОУ МБОУ «Кадетская школа-интернат»

Населённый пункт город Чистополь

Регион Республика Татарстан

Номинация «Педагоги общеобразовательных учреждений»

Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме «Лики родной природы в произведениях русских писателей. В.И. Белов «Весенняя ночь»

к уроку литературы в 5 классе

«Лики родной природы в произведениях

русских писателей.

В.И. Белов «Весенняя ночь»

«Не то, что мните вы, Природа – Не слепок, не бездушный лик, В ней есть Душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык». Ф.И. Тютчев

«Не то, что мните вы, Природа –

Не слепок, не бездушный лик,

В ней есть Душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык».

ГАЛЕРЕЯ ВЕСНЫ

ГАЛЕРЕЯ ВЕСНЫ

Исаак Левитан «Март»

Исаак Левитан «Март»

Алексей Саврасов «Весенний вечер. Ольха цветет»

«Весенний вечер. Ольха цветет»

Исаак Левитан «Весна. Большая вода»

Исаак Левитан «Весна. Большая вода»

Алексей Саврасов «Грачи прилетели»

Алексей Саврасов «Грачи прилетели»

Исаак Левитан «Яблони цветут»

Исаак Левитан «Яблони цветут»

Архип Куинджи «Берёзовая роща»

Архип Куинджи «Берёзовая роща»

23 октября 1932 — 4 декабря 2012 Василий Иванович Белов Творчество известного советского писателя Василия Белова многогранно Художник современности, он обращается и к прошлому родной земли. Его основные произведения теснейшим образом связаны с миром северной русской деревни. Автора отличает в них близкое знание быта, забот, характеров, кровный интерес к жизни современного крестьянина, к его духовному и душевному миру.

23 октября 1932 —

4 декабря 2012

Василий Иванович Белов

Творчество известного советского писателя Василия Белова многогранно Художник современности, он обращается и к прошлому родной земли. Его основные произведения теснейшим образом связаны с миром северной русской деревни. Автора отличает в них близкое знание быта, забот, характеров, кровный интерес к жизни современного крестьянина, к его духовному и душевному миру.

Вижу Слышу Словесное рисование Чувствую

Изобразительно-выразительные средства: Метафора – слово или выражение, употреблённое в переносном смысле. Олицетворение – такое изображение предметов, при котором неживой природе присваиваются свойства живых существ. Сравнение – образно-выразительное средство, при котором характеристика одного предмета даётся через сопоставление его с другим предметом. Эпитет – образно-выразительное средство, художественное определение.

Изобразительно-выразительные средства:

Метафора – слово или выражение,

употреблённое в переносном смысле.

Олицетворение – такое изображение предметов,

при котором неживой природе присваиваются

свойства живых существ.

Сравнение – образно-выразительное средство,

при котором характеристика одного предмета даётся

через сопоставление его с другим предметом.

Эпитет – образно-выразительное средство,

художественное определение.

Антитеза – противопоставление образов, картин, слов, понятий.

Домашнее задание Выполните задания 1-2 на странице 135 Опишите письменно явления природы: - ледоход; - первая гроза; - цветение черёмухи.

  • Выполните задания 1-2 на странице 135
  • Опишите письменно явления природы:

Образец Ледоход Воды не видно ни капли, а только лед, лед и лед. Ледяные холмы стоят неподвижно, но у вас кружится голова, и кажется, что мост вместе с вами куда-то уходит. Тяжелый мост мчится вдоль реки вместе с берегами и рассекает своими быками груды льда. Вот одна большая льдина, упершись о бык, долго не пускает мост бежать от нее, но вдруг, как живая, начинает ползти по быку вверх, прямо к вашему лицу, словно хочет проститься с вами, но, не выдержав своей тяжести, ломается на два куска и бессильно падает. Вид у льдин грустный, унылый. Они как будто сознают, что их гонят из родных мест куда-то далеко.

Воды не видно ни капли, а только лед, лед и лед. Ледяные холмы стоят неподвижно, но у вас кружится голова, и кажется, что мост вместе с вами куда-то уходит. Тяжелый мост мчится вдоль реки вместе с берегами и рассекает своими быками груды льда. Вот одна большая льдина, упершись о бык, долго не пускает мост бежать от нее, но вдруг, как живая, начинает ползти по быку вверх, прямо к вашему лицу, словно хочет проститься с вами, но, не выдержав своей тяжести, ломается на два куска и бессильно падает. Вид у льдин грустный, унылый. Они как будто сознают, что их гонят из родных мест куда-то далеко.

Источник



Урок литературы по произведению Василия Белова "Весенняя ночь"

Автор: Кузменкина Ирина Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 им. А.А. Абрамова Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского района Хабаровского края
Населённый пункт: п. Новый ургал
Наименование материала: конспект
Тема: Урок литературы по произведению Василия Белова "Весенняя ночь"
Раздел: среднее образование

Конспект урока литературы в 5 классе

Кузменкина Ирина Валентиновна

, учитель русского языка и литературы

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней

общеобразовательной школы №11 им. А.А. Абрамова Новоургальского

городского поселения Верхнебуреинского района Хабаровского края

Тема урока: Художественные особенности и идея рассказа В.И.Белова

«Весенняя ночь»

Цель:
 выявить идеи и художественные особенности рассказа;  формировать навыки самостоятельной исследовательской работы с текстом, лексической работы, работы с учебником, навыки выразительного чтения; развивать творческие способности учащихся  воспитывать любовь к родине и родной природе, формировать нравственно-эстетические представления учащихся.
Планируемые результаты:

предметные умения
:знать содержание рассказа В.И.Белова «Весенняя ночь», уметь определять тему и идею произведения, а также художественные особенности рассказа;
познавательные УУД
: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД
: нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД
: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД
: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Межпредметные связи
:русский язык, развитие речи, ИЗО, музыка, окружающий мир, краеведение.
Оборудование:
компьютерная презентация, проектор, учебник , рабочие листы для обучающихся ХОД УРОКА.
І. Организационный момент. Включение в деятельность. С каким

Читайте также:  Уездный лекарь Тургенев Иван Сергеевич Страница 1

настроением вы пришли на урок? ( Перед вами листочки с радугой,

закрасьте цветами вашего настроения первую часть радуги)

II. Мотивация к учебной деятельности.
Просмотр фото учащихся на фоне природы.

III. Этап целеполагания.
Я не случайно решила показать вам эти фотографии, все эти интересные события проходили на лоне природы. Какое время года изображено? Весна, Какие ассоциации возникают при этом слове?( На доске составляется ассоциативная карта) Дома вы должны были прочитать рассказ русского писателя, нашего современника – В. Белова, с биографией которого мы познакомились на предыдущем уроке. Рассказ называется «Весенняя ночь».
Какова будет цель

урока? Попробуйте сформулировать. Цель урока – выявление

художественных особенностей и идеи рассказа.

ІV. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

V. Анализ рассказа В.Белова «Весенняя ночь». Работа с текстом.

Выявление первоначальных впечатлений. Беседа по содержанию.
 Понравился ли вам рассказ В.Белова «Весенняя ночь»? О чем этот рассказ?  Где случилась весенняя ночь? Обоснуйте свои предположения.  Какие смысловые части можно выделить в рассказе? Одинаковы ли они по объему?
Исследовательская работа с текстом.

Какие весенние явления описывает автор?
(Становится тепло, на деревьях набухают почки, появляются первые листочки, весенняя гроза, птицы поют, поднимаются испарения от земли, солнце поднимается быстро).  Какие чувства испытывает автор, описывая весну? Найдите в тексте строчки, содержащие ответ на вопрос. Каким настроением проникнуты эти описания? «Везде в мире жизнь и свобода, и сердце сопереживает чувство освобождения: да не будет конца свободе и радости!»
Практическая часть. Работа в группе.
Сочно, красочно изображает Василий Белов в своем рассказе весеннюю ночь, используя яркие, неожиданные метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения…Они позволяют увидеть весну живым существом со своеобразным характером
Задание:
.В отрывке от слов «Весной в родимом лесу…» и до слов «Да не будет конца» найдите эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.  … первый трескучий гром чисто и смело прокатился над миром. Будто раскатилась каменка нездешней, какой-то сказочно богатырской бани.
 Весь мир и вся Вселенная встают на дыбы  Дождь прошипел  Жизнь и земля со всей природой выходят из своих берегов  Земля продолжает сопеть и попискивать  Золотые столбы испарений поднимаются в лесных прогалинах, словно добрые призраки  Маленькие, в детский ноготок, листья  Зелень полян теряет свою свежесть  Ленивеют и толстеют в небе облака  Огрубевшие громы  Меж миллионов корней, враждующих и борющихся за ее кровь  Все умирает, засыпает, будто в похмельном сне  Молния сиганула  Сшиблись широкими лбами темные облака  Ушла…поверженная апрелем зима  Яростно-багровое солнце
Почему долгожданная весна названа «радостно-страшной»?(
новое выразительное средство Оксюморон-стилистическая фигура,( сочетание слов с противоположным значением( сочетание несочитаемого)
Комментарий учителя
. Ночь, когда весна полновластной хозяйкой вступает в свои права, изменяет мир вокруг. Эти перемены могут быть и радостными, и пугающими своей неизвестностью. Человек осознаёт величие природы, возрождающейся к новой жизни, и собственную беспомощность перед лицом вечности.
— Какой смысл автор вкладывает в выражение «безжалостное

счастье»?
«Это тогда постигают многие люди, что нет нигде ни конца, ни начала».
Какие чувства испытывает автор, описывая весну?
Найдите в тексте строчки, содержащие ответ на вопрос. Каким настроением проникнуты эти описания? «Везде в мире жизнь и свобода, и сердце сопереживает чувство освобождения: да не будет конца свободе и радости!

Читайте также:  Почему резко повысилось давление ночью

Работа в группах:

1 группа: А какие звуки раздаются в весеннем лесу? Запишите в свой лист (Гром

гремит, птицы поют взахлеб, земля продолжает «сопеть и попискивать»)
(Звучит фрагмент из альбома П.И.Чайковского «Времена года. Апрель. Подснежник)
2 группа: Какие краски использует автор в описании весны
?( обращение к слайду «Весна на полотнах Исаака Левитана и Алексея Саврасова; иллюстрации к рассказу, нарисованные учениками школы)
3 группа: А как Белов описывает весенние запахи?
(Земля пахнет корнями, прошлогодними листьями и травой).
4 группа: В рассказе присутствует образ дождя. Какой он весной, летом и осенью?

Продолжение исследовательской работы с текстом.

-Найдите в тексте слова и словосочетания, передающие описание лета. Какие

изменения произошли в природе?
(Трава стала жирной, зелень потеряла свежесть, листья покрываются жесткими бородавками, облака становятся толстыми и ленивыми, а громы – грубыми, появляется гнус, разрастается мох, появляются грибы, ощущается запах гнили).
-Как автор относится к этому времени года?
(Сожалеет о потерянной свежести, о том, об утраченной свободе и радости).
-Какие глаголы передают состояние осенней и зимней природы?
(Все умирает, засыпает, оцепенело, сковано-прич.) Сравните эти глаголы с глаголами из 1и 2 предложений- Какой прием использует автор?
-Что можно сказать об авторской позиции и об авторе этого произведения?
( Автор очень любит природу, он очень внимателен и наблюдателен, чувственный и эмоциональный человек. Позиция его такова – нужно любить природу, радоваться её изменениям, видеть прекрасное даже в самом казалось бы обычном).
Какой ответ даёт автор на вопрос: «Зачем же, ради чего была тогда и весна?»

VI. Закрепление.
Рефлексия
Письмо по кругу на тему «Вот и в Новый Ургал пришла весна» ( Чтение творческих

Что мы делали на уроке, чему научились, что нового узнали

Домашнее задание.
Составьте мини – сочинение «от имени» первого подснежника, разбуженной реки, солнца. Представьте, о чем они могли бы поведать во время своего пробуждения.
Выставление оценок

С каким настроением вы уходите с урока? Раскрасьте вторую часть радуги

Спасибо за урок.

В. Белов «Весенняя ночь»

Найдите в отрывке выразительные средства: эпитеты, олицетворения, метафоры,

Источник

Издательство Родная Ладога

Весной в родимом лесу нечаянно-быстро приходит та радостно-страшная ночь, когда весь мир и вся Вселенная встают на дыбы. Жизнь и земля со всею природой выходят из своих берегов и топят душу в безжалостном счастье. Это тогда постигают многие люди, что нет нигде ни конца, ни начала.

Прошла единственная минута, короткий момент исчезания последнего холода. Ушла, изморилась вконец поверженная апрелем зима. Вот в тревожной темени родилось и двинулось всесветное, уже не слоистое, а тугое, плотное тепло, превращая себя в мощный и ровный ветер. Дрогнули готовые распуститься дерева. Где-то в невидимом, но почти осязаемом небе сшиблись широкими лбами темные облака. Неяркая вешняя молния сиганула в лесную теплую мглу, и первый трескучий гром чисто и смело прокатился над миром.

Будто раскатилась каменка нездешней, какой-то сказочно богатырской бани.

Странная тишина томится в лесу после этого грохота. Ветер не дует, а давит сплошь, все замирает.

Дождь прошипел в ночи обильно и коротко. Везде в снующей, исчезающей темени сопит пахнущая корнями земля: это зашевелились в несметном числе травяные ростки, поднимая и распахивая прошлогодние листья, хвоинки и сгнивающие сучки.

Утром золотые столбы испарений поднимаются в лесных прогалинах, словно добрые призраки, они безмолвно и быстро меняют свои исполинские контуры. На березах еле слышно оживают размякшие ветки, от лопающихся почек они тоже меняются, делают свой уток и основу. На восходе легко и неторопливо выпрастываются из почек маленькие, в детский ноготок, листочки. Солнце выходит очень быстро. Яростно-новое, с неопределенными очертаниями, оно греет еще бледную, но густеющую с каждой минутой зелень березняка. Птицы поют взахлеб, земля продолжает сопеть и попискивать, все поминутно меняет свой образ. Везде в мире жизнь и свобода, и сердце сопереживает чувство освобождения: да не будет конца свободе и радости!

Читайте также:  Красивые слова девушке комплименты в стихах

Да не будет конца. Но там, за чередою весенних дней, земля уж обрастает жирной травой. Зелень полян незаметно теряет свою первозданную свежесть, и жесткими бородавками покрывается когда-то нежный березовый лист. Ленивеют и толстеют в небе опаловые облака, идущие все в одну сторону, надменно, самодовольно начинают рычать огрубевшие громы. И тогда в лесистых чащобах рождаются полчища кровожадного гнуса, ползут и ползут по веткам бородатые мхи. В земле, меж миллионов корней, враждующих и борющихся за ее кровь, цепко ветвятся, проползают грибницы. И никому не известно, что творится в темном земном нутре, только поверх тут и там поднимаются красные шапки мухоморов. В такую пору в лесу впервые ощущается запах гнили. Еще не стихло зеленое, разнузданное пиршество лета, а нити грибных дождей уже напрасно сшивают самобранную июльскую скатерть: в сентябре одно за другим все умирает, засыпает будто в похмельном сне.

Зачем же, ради чего была тогда и весна? Если в декабре снова все в мире оцепенело, если опять все сковано ледяными цепями, белою снежною шубой?

Но снова ждешь почему-то такой же весенней ночи. Ждешь, хотя знаешь, что с нею придет то же самое и что все будет точь-в-точь, как и раньше.

Источник

Василий белов весенняя ночь вопросы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы в 5 классе (по программе Меркина Г.С.) «Лики родной природы в произведениях русских писателей. В.И. Белов «Весенняя ночь». Данная презентация является иллюстративным и справочным материалом на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы в 5 классе (по программе Меркина Г.С.) «Лики родной природы в произведениях русских писателей. В.И. Белов «Весенняя ночь»»

Название конкурса «Мастер» ФИО участника Скворцова Татьяна Александровна Наименование ОУ МБОУ «Кадетская школа-интернат» Населённый пункт город Чистополь Регион Республика Татарстан Номинация «Педагоги общеобразовательных учреждений» Электронная почта tatykhlynin@yandex.ru

Название конкурса «Мастер»

ФИО участника Скворцова Татьяна Александровна

Наименование ОУ МБОУ «Кадетская школа-интернат»

Населённый пункт город Чистополь

Регион Республика Татарстан

Номинация «Педагоги общеобразовательных учреждений»

Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме «Лики родной природы в произведениях русских писателей. В.И. Белов «Весенняя ночь»

к уроку литературы в 5 классе

«Лики родной природы в произведениях

русских писателей.

В.И. Белов «Весенняя ночь»

«Не то, что мните вы, Природа – Не слепок, не бездушный лик, В ней есть Душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык». Ф.И. Тютчев

«Не то, что мните вы, Природа –

Не слепок, не бездушный лик,

В ней есть Душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык».

ГАЛЕРЕЯ ВЕСНЫ

ГАЛЕРЕЯ ВЕСНЫ

Исаак Левитан «Март»

Исаак Левитан «Март»

Алексей Саврасов «Весенний вечер. Ольха цветет»

«Весенний вечер. Ольха цветет»

Исаак Левитан «Весна. Большая вода»

Исаак Левитан «Весна. Большая вода»

Алексей Саврасов «Грачи прилетели»

Алексей Саврасов «Грачи прилетели»

Исаак Левитан «Яблони цветут»

Исаак Левитан «Яблони цветут»

Архип Куинджи «Берёзовая роща»

Архип Куинджи «Берёзовая роща»

23 октября 1932 — 4 декабря 2012 Василий Иванович Белов Творчество известного советского писателя Василия Белова многогранно Художник современности, он обращается и к прошлому родной земли. Его основные произведения теснейшим образом связаны с миром северной русской деревни. Автора отличает в них близкое знание быта, забот, характеров, кровный интерес к жизни современного крестьянина, к его духовному и душевному миру.

23 октября 1932 —

4 декабря 2012

Василий Иванович Белов

Творчество известного советского писателя Василия Белова многогранно Художник современности, он обращается и к прошлому родной земли. Его основные произведения теснейшим образом связаны с миром северной русской деревни. Автора отличает в них близкое знание быта, забот, характеров, кровный интерес к жизни современного крестьянина, к его духовному и душевному миру.

Вижу Слышу Словесное рисование Чувствую

Изобразительно-выразительные средства: Метафора – слово или выражение, употреблённое в переносном смысле. Олицетворение – такое изображение предметов, при котором неживой природе присваиваются свойства живых существ. Сравнение – образно-выразительное средство, при котором характеристика одного предмета даётся через сопоставление его с другим предметом. Эпитет – образно-выразительное средство, художественное определение.

Изобразительно-выразительные средства:

Метафора – слово или выражение,

употреблённое в переносном смысле.

Олицетворение – такое изображение предметов,

при котором неживой природе присваиваются

свойства живых существ.

Сравнение – образно-выразительное средство,

при котором характеристика одного предмета даётся

через сопоставление его с другим предметом.

Эпитет – образно-выразительное средство,

художественное определение.

Антитеза – противопоставление образов, картин, слов, понятий.

Домашнее задание Выполните задания 1-2 на странице 135 Опишите письменно явления природы: - ледоход; - первая гроза; - цветение черёмухи.

  • Выполните задания 1-2 на странице 135
  • Опишите письменно явления природы:

Образец Ледоход Воды не видно ни капли, а только лед, лед и лед. Ледяные холмы стоят неподвижно, но у вас кружится голова, и кажется, что мост вместе с вами куда-то уходит. Тяжелый мост мчится вдоль реки вместе с берегами и рассекает своими быками груды льда. Вот одна большая льдина, упершись о бык, долго не пускает мост бежать от нее, но вдруг, как живая, начинает ползти по быку вверх, прямо к вашему лицу, словно хочет проститься с вами, но, не выдержав своей тяжести, ломается на два куска и бессильно падает. Вид у льдин грустный, унылый. Они как будто сознают, что их гонят из родных мест куда-то далеко.

Воды не видно ни капли, а только лед, лед и лед. Ледяные холмы стоят неподвижно, но у вас кружится голова, и кажется, что мост вместе с вами куда-то уходит. Тяжелый мост мчится вдоль реки вместе с берегами и рассекает своими быками груды льда. Вот одна большая льдина, упершись о бык, долго не пускает мост бежать от нее, но вдруг, как живая, начинает ползти по быку вверх, прямо к вашему лицу, словно хочет проститься с вами, но, не выдержав своей тяжести, ломается на два куска и бессильно падает. Вид у льдин грустный, унылый. Они как будто сознают, что их гонят из родных мест куда-то далеко.

Источник