Сын дворника прославивший музыкой свою страну
Сын дворника прославивший музыкой свою страну

Сын дворника прославивший музыкой свою страну

Сын дворника, прославивший музыкой свою страну.

Автор сотен популярных песен, легендарный Василий Соловьев-Седой был классическим «гением-самоучкой». Начав с подаренной отцом балалайки, он дорос до «всенародного композитора» и написал мелодию, ставшую «музыкальным символом страны».

25 апреля 1907 года в столице империи Санкт-Петербурге родился Василий Соловьёв. Без приставки «Седой» его имя никому ничего не говорит. Удивительно, но вполне аристократическая фамилия Соловьев-Седой выросла из детского дворового прозвища. Очень светлые волосы Васи быстро выгорали, и сначала отец в шутку называл его «седеньким», а потом и дворовые пацаны подхватили прозвище «Седой». Так, под дворовым прозвищем, войдет в историю человек, написавший сотни популярных песен.

Гений-самоучка.

Отец Василия — Павел Павлович — был главным дворником Невского проспекта. Сейчас дворник — профессия не слишком высокооплачиваемая, специальных знаний для нее не требуется. А в России же дореволюционной дворник — уважаемая и значимая должность. Он не только следил за порядком, но и выполнял функции своего рода «участкового» (следил за порядком во вверенном районе) и даже немного ЖЭКа (контролировал состояние домов). Так что главный дворник самого важного проспекта Империи — человек не бедный, социально важный. Жена его — Анна Федоровна — работала горничной. И странным образом именно это определило потом карьерный путь ее сына. Дело в том, что и люди на Невском жили непростые. Главная улица столицы огромной страны, жильцы — сплошь звезды и богачи. Анна Федоровна работала у певицы Анастасии Вяльцевой. Это была знаменитая артистка, даже получившая прозвище «Русская золушка». Она исполняла романсы, пела оперетты, и вообще была одной из самых известных и богатых артисток своего времени. Но прозвище «Золушка» она получила за то, что ранее также была горничной. Соответственно, к прислуге она относилась с уважением и пониманием. Анне Федоровне в благодарность за работу Вяльцева подарила граммофон и пластинки со своими записями. Даже в семьях среднего достатка граммофоном могли похвастаться не все. И маленький Вася Соловьев рос, слушая романсы в исполнении одной из лучших певиц того времени.

Вася рос не просто меломаном — он продемонстрировал и организаторские способности. Сначала упросил родителей купить балалайку. Играть на ней научился сам, а затем — тоже сам — освоил и гитару. Пик «любительской карьеры» Соловьева — сколоченное им из соседских пацанов музыкальное трио. Количество талантов на квадратный метр двора зашкаливало. Например, в свой ансамбль Соловьев позвал сына прачки Сашу Борисова. Впоследствии тот станет актером, народным артистом СССР, прославится не только театральными ролями, но и работами в фильмах «Максим Перепелица», «В дни Октября», «Как закалялась сталь» (где сыграл Корчагина). Но это все потом, а в молодости Борисов играл на мандолине в ансамбле Васи Соловьева.

Кстати, дом, в котором композитор родился и вырос, стоит на Невском и по сей день. В нем теперь гастроном и квартиры. А когда-то сюда приходили со всей округи — слушать трио подростков, которые играли прямо в подъезде. Им было тогда по 12 лет. Жил по соседству с ребятами и виолончелист — он начал водить Васю в Мариинку, где тот слушал самые популярные на тот момент оперы. При этом вокруг уже бушевала революция, а за ней и гражданская война. Стать великим музыкантом Соловьеву было суждено уже в другой, новой России.

Начинающий композитор.

Самый сложный для многих музыкантов шаг — сделать свое увлечение настоящей профессией. Соловьеву это удалось благодаря упорству. В годы разрухи после гражданской войны Василий работал уборщиком в кинотеатре, за что ему не только платили, но и разрешали играть на старом, разбитом пианино, за которым во время показов сидел тапер. Инструмент Соловьев освоил тоже сам — просто на слух подбирал известные мелодии, потом играл их все более уверенно. Настолько уверенно, что его самого зовут работать и тапером и даже музыкантом на радио. Пианист на радио — наиболее «продвинутом» тогда средством массовой информации — Соловьев стал, не имея никакого профильного образования. На тот момент он окончил лишь трудовую школу. Но талант был очевиден — известный композитор Алексей Животов советует Василию получать музыкальное образование.

В Ленинградский центральный музыкальный техникум Соловьев поступил только в 1929 году, уже имея за собой большой опыт выступления в качестве пианиста. Потом — Консерватория. Он уже известен как «Василий Седой», неугомонный музыкант и начинающий композитор. Пишет он много, настолько, что однокашники обыгрывают его имя в новом прозвище «Фа-си-ля Си-до». Тот не обижается, да и вообще свои прозвища любил. «Седого» сделал частью фамилии, а некоторые произведения прямо так и подписывал: Фа-си-ля Си-до.

Композитор большой страны.

Фа-си-ля Си-до музыку писал «запоем». Уже в год окончания консерватории он получает премии за произведения «Парад» на слова Гитовича и «Песня о Ленинграде» на слова Рывиной. Еще через 4 года в обеих столицах ставят его балет «Тарас Бульба». А всего за тридцатые годы он напишет несколько сотен произведений. Его песни исполняли тогдашние звезды Ирма Яунзем и Леонид Утесов.

Дальше была война и Соловьева-Седого (уже семьянина, с женой и дочерью) эвакуируют вместе с труппой Малого оперного театра. «Сидеть в тылу» композитор не собирается. Как и в детстве, он быстро организует ансамбль для выступлений на фронтах. Его фронтовая бригада «Ястребок» выступает на сложнейших участках фронта, в 1941 году играет на ржевском направлении, где идут тяжелые бои. Всю войну Соловьев-Седой выступает на различных фронтах. Впоследствии ветераны будут вспоминать, как важны были концерты таких фронтовых бригад, как они помогали поддерживать моральный дух бойцов. При этом композитор продолжает писать песни, известные до сих пор. Чего стоит только одна — «Потому что мы пилоты» из фильма «Небесный тихоход». В 1943 году Соловьев-Седой получает главную премию страны — Сталинскую. Важным событием в жизни сам композитор считал встречу с поэтом Алексеем Фатьяновым. Вдвоём они написали более 40 песен, ставших любимыми у народа.

После того, как война кончится, она останется сквозной темой в песнях Соловьева-Седого. Подвиг народа он воспел в легендарных «Где же вы теперь, друзья-однополчане. » и, конечно «Соловьи». Эта песня была написана еще в годы войны, но до сих пор любима всеми ветеранами.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат, Пусть солдаты немного поспят…

Маршал Жуков даже в шутку назвал Соловьева-Седова «маршалом песни».

«Неплохая песня» как музыкальный символ страны.

Конечно, война — не единственная тема песен Соловьева-Седого. Он пишет знаменитые «Давно мы дома не были», «Стали ночи светлыми», «Пора в путь-дорогу».

А в 1956 году написана песня «Подмосковные вечера». Сам композитор считал ее «неплохой», не более того. Каково же было его удивление, когда «Вечера» стали одной из пяти песен, выбранных для документального фильма о первой спартакиаде народов СССР. Также композиция получила первую премию на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве 1957 года. Более того, «Подмосковные вечера» станут символом России для всего мира. Её исполняли многие певцы всего мира, в том числе француженка Мирей Матье, в фортепианном исполнении её играл американский пианист Вэн Клайберн, а англичанин Кенни Болл сделал джазовую аранжировку произведения.

В последние годы усыпанный заслуженными наградами (Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, дважды лауреат Сталинской и Ленинской премий) композитор тяжело болел. Но все равно называл себя счастливым человеком — что в профессии, что в личной жизни.

Василий Соловьев, он же Седой, он же Фа-си-ля Си-до умер в родном Ленинграде, в декабре 1979 года. Его песни знает и любит вся страна, даже подчас не помня их автора. Только дочь великого композитора Наталья не слышала песен отца. Она была глухой и стала большой актрисой, работая в Московском театре мимики и жеста.

Источник

Cто главных песен на русском языке (1917–2017)

Еще до выхода фильма «Два бойца», для которого создавалась песня, режиссер Леонид Луков отдал ноты «Темной ночи» Леониду Утесову — и он тут же записал пластинку с ней. Однако «классическим» стало все-таки исполнение Марка Бернеса. Впоследствии он записал еще пять фонограмм «Темной ночи».

Есть легенда о том, что первая партия пластинок с песней была испорчена, потому что на матрицу попали слезы работницы, которая услышала композицию и разрыдалась.

Эту песню включали в свой репертуар такие разные артисты и коллективы, как Иосиф Кобзон и «Русский размер», Дмитрий Хворостовский и «Би-2», София Ротару и Дима Билан, Иван Козловский и Федор Чистяков, Александр Городницкий и Земфира. А два года назад, к 70-летию Победы, ее исполнил популярный рэпер Баста, расширив аудиторию поклонников песни.

2 «Группа крови» (1987)

2865 голосов

Виктор Цой сочинил и аранжировал эту песню без участия других музыкантов «Кино», что было исключением для их творчества. Сначала он написал музыкальные партии всех инструментов и только потом показал ее коллективу. Песня стала заглавной к одноименному шестому студийному альбому группы. О чем эта песня, доподлинно неизвестно: сам Цой об этом не говорил. Кто-то считает, что она связана с его отношением к действиям советских войск в Афганистане, кто-то — с желанием не погрязнуть в повседневных проблемах и суете. Есть экзотическая и забавная версия о создании песни под впечатлением от «Звездных войн» Джорджа Лукаса.

Песня приобрела большую популярность после того, как прозвучала в фильме «Игла» с Цоем в главной роли. В 2008 году вышла компьютерная игра GTA IV, где «Группа крови» звучит на радиостанции Vladivostok FM.

3 «Хочу перемен!» (1985)

Песни из кино- и мультфильмов

2628 голосов

Впервые песня была исполнена 30 мая 1986 года во дворце культуры «Невский» на 4-м фестивале Ленинградского рок-клуба. Там ее услышал кинорежиссер Сергей Соловьев, которому нужен был музыкант для финальной сцены будущего фильма «Асса». Изначально Соловьев не хотел снимать Цоя, но, увидев его на сцене, передумал. После «Ассы» песня стала хитом. Однако сам Виктор Цой в интервью 1988 года назвал ее «вставным зубом» в фильме. Также он говорил, что не считает ее песней протеста и что вообще речь не о политических переменах, а о школьных. После шумихи, поднявшейся вокруг песни, музыканты стали ее недолюбливать, исполняли неохотно и между собой называли «пельменем». В записи «Хочу перемен!» впервые вышла на сборнике «Последний герой», выпущенном в 1989 году во Франции. Эта песня стала последней на последнем концерте группы «Кино» в Лужниках.

Читайте также:  Болит под коленкой сзади ночью что это может быть

4 «Нам нужна одна победа» («Десятый наш десантный батальон») (1970)

Песни из кино- и мультфильмов

Нина Ургант / Булат Окуджава

2583 голоса

Режиссеру фильма «Белорусский вокзал» Андрею Смирнову хотелось, чтобы песню к финалу фильма написал именно фронтовик, человек, участвовавший в войне и видевший ее своими глазами. Отсняли уже более половины материала для фильма, а песни все не было: вариантов поступало много, но их отвергали. Режиссер обратился к Булату Окуджаве, тот отказался. Смирнов показал ему сценарий — тот опять отказался. Тогда Смирнов привез поэта на «Мосфильм» и показал отснятый вариант; больше уговаривать не пришлось.

Когда Булат Окуджава пришел представить результат, слушать собралась съемочная группа, включая композитора картины Альфреда Шнитке. Поэт растерялся. Для удобства пения он начал подыгрывать себе на рояле, играя, робея, одним пальцем. Когда он закончил, повисла пауза — слушателей не впечатлило, песня не удалась. Ситуацию неожиданно спас Шнитке: музыка показалась ему интересной. Он сам сел за инструмент, чтобы сыграть и спеть с Окуджавой дуэтом. Тогда подпевать начала вся группа — результат уже понравился всем.

В фильме песню исполняет Нина Ургант. Пришлось отснять множество дублей, потому что актриса всякий раз не могла допеть до конца и убегала из кадра в слезах.

5 «День Победы» (1975)

2574 голоса

В 1975 году фронтовика Владимира Харитонова попросили написать песню о Победе, но только чтобы «радостную, без слез». Так у него вскоре родилась первая строчка к песне — «Эта радость со слезами на глазах». Войну и победу без слез автор, участник Сталинградской битвы, не представлял. Следом появилась строчка «Этот день мы приближали, как могли», которой заканчивается каждый куплет. «Эта мысль для меня очень важна: ведь именно так было с каждым моим соотечественником, в каждый из почти полутора тысяч тех жестоких дней мы приближали Победу как могли», — пояснял автор слов.

6 «Священная война» (1941)

2529 голосов

Текст песни принадлежит известному поэту, лауреату Сталинской премии Василию Лебедеву-Кумачу. Текст был опубликован через два дня после начала войны в газетах «Известия» и «Красная звезда». В тот же день композитор и дирижер Александр Александров придумал музыку. Печатать ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. 25 июня прошла репетиция песни. А 26 июня «Священную войну» исполнила одна из групп еще не выехавшего на фронт Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски СССР. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день на Белорусском вокзале исполнили пять раз подряд.

За время войны песня дважды записывалась на грампластинки: в 1941 и в 1942 году.

7 «Что такое осень» (1991)

2507 голосов

Песня была написана в конце сентября 1991 года, когда Юрий Шевчук гулял по Никольскому кладбищу Александро-Невской лавры в Петербурге, рядом с которой тогда жил в коммуналке. Музыкантам «ДДТ» песня поначалу не понравилась, и возник конфликт: группа не хотела играть эту «попсу». Но всем вместе удалось доработать первоначальный вариант, и через три дня переделанная версия была записана.

В клипе на эту песню снялись друзья-коллеги Шевчука, музыканты Вячеслав Бутусов из группы «Наутилус Помпилиус» и Константин Кинчев из «Алисы». Клип снимали 15 октября — в день рождения Бутусова. Кстати, магнитофон в клипе появился по случаю: Шевчук взял его у ребят, подошедших за автографом.

Песня вошла в альбом «Актриса весна» 1992 года и сразу стала хитом. На концертах ее просили исполнить по несколько раз: в начале и в конце. В итоге Шевчук издал мораторий, и группа вообще перестала исполнять песню, пока страсти вокруг нее не улеглись.

8 «Город золотой» («Рай») 1972

Песни из кино- и мультфильмов

«Аквариум» / Алексей Хвостенко

Франческо да Милано (по другим данным — Владимир Вавилов)

2415 голосов

Автор стихотворения «Рай» — поэт Анри Волохонский, скончавшийся в апреле этого года. С песней связана большая мистификация. В 1972 году фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила пластинку «Лютневая музыка XVI–XVII веков». Первая композиция была озаглавлена «Сюита для лютни: канцона и танец». Автором был указан итальянский композитор и виртуоз-лютнист XVI века Франческо Канова да Милано. Позже выяснилось, что, по всей видимости, автором является советский гитарист и лютнист Владимир Вавилов. Волохонский положил на эту мелодию свои стихи.

Первым исполнителем песни стал Алексей Хвостенко. Борис Гребенщиков включил ее в репертуар в 1984 году, услышав песню в спектакле «Сид» студии «Радуга». При этом вместо «Над небом голубым» он спел «Под небом голубым». Песня стала популярной после того, как была включена в фильм Сергея Соловьева «Асса».

9 «Есть только миг» (1972)

Песни из кино- и мультфильмов

2410 голосов

На тот момент, когда Альберт Мкртчян и Леонид Попов снимали фильм «Земля Санникова», песня «Есть только миг» уже существовала — поэт Леонид Дербенев и композитор Александр Зацепин написали ее для оперетты о колхозной жизни «Золотые ключи». Слова пришлось переписать. В фильме песню должен был петь исполнитель главной роли Олег Даль. Но на запись он пришел выпившим и не попадал в такт. На сдаче картину песню попросили перезаписать, но актер уже не мог — ушел в запой. Поэтому с разрешения Даля за кадром ее исполнил Олег Анофриев.

Впоследствии за слова «…миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь» поэт Леонид Дербенев серьезно поплатился: его не приняли в Союз писателей СССР по причине «моральной неустойчивости», о нем резко негативно высказалась главная газета «Правда». Ведь у советских людей впереди мог быть только светлый коммунизм. Но это не помешало популярности песни.

10 «Я хочу быть с тобой» (1987)

2125 голосов

Премьера песни состоялась 21 июня 1987 года на концерте в Таллине. Фанаты искали в тексте скрытый смысл. Ходили слухи о том, что это песня о девушке, которая долго писала Бутусову, а затем покончила с собой, не дождавшись от него ответа. А также о том, что песня посвящена жене исполнителя, якобы погибшей во время пожара.

На самом деле все было намного проще и прозаичнее. Как неоднократно признавался сам Бутусов, никакого особого подтекста в песню он не вкладывал — он даже не понимал, о чем она. Автор текста Илья Кормильцев сочинил стихи, ставшие припевом, за пятнадцать минут, пока ждал на улице девушку. А строчку «В комнате с белым потолком, с правом на надежду. » Бутусов взял из другого стихотворения Кормильцева.

Когда Бутусов впервые спел песню друзьям, они ее не приняли. Поклонники «Наутилуса» также поначалу критиковали песню, считая ее слишком попсовой. Первую студийную версию группа «Наутилус Помпилиус» записала в московской студии Аллы Пугачевой, которая участвовала в записи альбома «Князь Тишины» и даже подпела Бутусову в одной из песен.

Источник

Темная ночь соловьев седой

Композитору, написавшему мелодию, ставшую «музыкальным символом страны», принадлежат сотни песен. В годы разрухи после Гражданской войны — работая уборщиком в кинотеатре, где ему разрешили в свободное время играть на пианино, за которым сидел тапер, он стал подбирать мелодии и добился того, что его самого пригласили озвучивать фильмы. А потом — и стать музыкантом на радио — без специального образования, которое он получил уже став известным музыкантом.

Биография композитора описана подробно, также широко известны и первые исполнители его песен; я остановлюсь на теме, которая почти не освещается — международной популярности его музыки. Мало кто знает, что кроме «Подмосковных вечеров», которая в сотнях кавер-копий разлетелись по миру, в разных уголках света пели и другие его песни. Вот, например:

ВЕЧЕР НА РЕЙДЕ

Эта песня написана в 1941 году, первыми исполнителями стали В. Бунчиков и М. Михайлов. За пределами России её вспоминали несколько десятилетий: словацкий венгр Янош Чик спел её в 1949 году для пластинки, посвященной советско-венгерской дружбе; немецкий певец Петер Виланд — в 1967-м, для пластинки советских песен «Abends an der Moskwa«; а уникальное исполнение польским ансамблем «Червоне гитары«, которое не вошло ни в один их альбом, было сделано на фестивале песни в городе Зелена Гура в 1976-м. Позже песню на диске «Военные песни» (2000) записала «израильская Эдит Пиаф» артистка Женя Фаерман.

В ПУТЬ

Военный марш, написанный для кинофильма «Максим Перепелица» в 1955 году, нашел своё перевоплощение через 15 лет в казацкую песню «Казаки должны скакать«, записанную Иваном Ребровым на немецком альбоме с одноименным заголовком, а ещё через 15 лет песня зазвучала не иврите — звезда израильского мюзикла Йорам Гаон назвал её почему-то «Русская средиземноморская песня«.

ВЕЧЕРНЯЯ ПЕСНЯ

Великолепную аранжировку песни — блюз, переходящий в чардаш — сделал джазовый скрипач из Венгрии Атилла Лакатош; напротив, финский певец Тори Сарсакоски исполнил песню так, как спел бы её, например, Эдуард Хиль. Это неудивительно — соседи Ленинграда так часто слушали советскую музыку, что поневоле прониклись симпатией к песням и манере исполнения наших артистов.

ГДЕ Ж ТЫ, МОЙ САД / СОЛОВЬИ / МАТРОССКИЕ НОЧИ

На пластинке Яноша Чика есть ещё одна песня Соловьёва-Седого — «Где ж ты мой сад«. Это единственная версия этой песни на другом языке. Наоборот, кавер на песню «Соловьи» Борис Рубашкин исполняет по-русски — однако полностью изменив текст, ограничив его любовной лирикой. Наконец, написанную в 1947 году песню «Матросские ночи» израильская певица Суламифь Левани записала на пластинку в 1955-м, полностью сохранив текст С.Фогельсона.

Читайте также:  Как фотографировать ночной город Правила советы уговоры и рекомендации

ПОДМОСКОВНЫЕ ВЕЧЕРА

Оригинал песни изначально носил название «Ленинградские вечера» и был наполнен традиционной советской майской лирикой. Это имело смысл: на севере, а не в Москве, бывают знаменитые белые ночи. Самый большой коммерческий успех к песне на Западе пришел от инструментальной версии Kenny Ball и его Jazzmen под названием «Midnight in Moscow», чей Dixieland вообще не напоминал о России. Но приезжавшая вместе с ним на гастроли в Москву Петула Кларк придала песне почти русский колорит, несмотря на то, что текст был полностью переиначен. С другой стороны, версия голландца Джо Харриса 1962 года со словами «Я оставил свое сердце на берегу Волги» вошла в топ-10 Швеции. А вот кёльнская группа «Разбойники» в своей версии вообще не упоминают Россию — мелодия использована для карнавальной песни о кёльнском пиве — что, в общем, можно считать плагиатом, поскольку автор песни на пластинке не указан.

images-(1)

Спасибо,Анатолий

Слушаю Геню (Женю) Фаерман

Идиша не знаю,но с немецким есть созвучие ,что-то понять можно.

Женька-цыганка и сейчас живет в Израиле и часто выступает. Случается же, что реальный человек носит фамилию, как нельзя лучше соответствующую его характеру.

Файерман в переводе с идиш — “человек-огонь”.

А вот она о себе говорит)))

Шульженко пела эту песенку на стихи Карины Филипповой :

Как-то недавно в одной из бесед

Сквозь сигаретный дым

Тихо спросил меня старый сосед:

«Сколько, скажите, вам все-таки лет?»

Странный вопрос — сколько мне лет,

Мы не о том говорим.

Сколько мне лет, сколько мне лет.

Столько же, сколько и зим.

(Конечно же,у вас это все есть),

Родом певица из Украины
Последние три десятилетия живет на Земле обетованной.

А я вот предлагаю послушать песню- Вечер на рейде(Прощай ,любимый город) ретро в исп.израильтян на ИВРИТЕ

Спасибо,Анатолий

Слушаю Геню (Женю) Фаерман

Идиша не знаю,но с немецким есть созвучие ,что-то понять можно.

Женька-цыганка и сейчас живет в Израиле и часто выступает. Случается же, что реальный человек носит фамилию, как нельзя лучше соответствующую его характеру.

Файерман в переводе с идиш — “человек-огонь”.

А вот она о себе говорит)))

Шульженко пела эту песенку на стихи Карины Филипповой :

Как-то недавно в одной из бесед

Сквозь сигаретный дым

Тихо спросил меня старый сосед:

«Сколько, скажите, вам все-таки лет?»

Странный вопрос — сколько мне лет,

Мы не о том говорим.

Сколько мне лет, сколько мне лет.

Столько же, сколько и зим.

(Конечно же,у вас это все есть),

Родом певица из Украины
Последние три десятилетия живет на Земле обетованной.

А я вот предлагаю послушать песню- Вечер на рейде(Прощай ,любимый город) ретро в исп.израильтян на ИВРИТЕ

Татьяна, спасибо за дополнение.Да, любят советскую песню в Израиле, чего уж там. 🙂 Но вот песни 30-40-х встречаются редко. Суламифь чем-то напоминает И.Юрьеву. А как зовут этих ребят?

Я ведь не исследователь музыки, Анатолий,а всего-навсего маленький слушатель-любитель.

Ранних исполнителей ,поющих на иврите эту песню, много

Вам и карты в руки)))

⁣»На протяжении предвоенного десятилетия «русская» нота в местной песне не только не ослабевала, как можно было бы предположить, но, напротив, продолжала набирать силу и в 30-х, и в 40-х, – на этот раз в своем советском обличье.

Даже в периоды полного отсутствия общественных и культурных связей с СССР советская песня в своем «первозданном виде (разумеется, с текстами-кальками на иврите) проникала в Эрец Исроэл и безраздельно воцарялась в сердцах еврейских жителей страны – феномен, нигде более в таких масштабах не известный.

Так, многие песни Великой Отечественной и даже Гражданской войн стали здесь воистину народными: «По долинам и по взгорьям», «Жди меня» (текст К. Симонова на мелодию местного самодеятельного композитора – бойца Хаганы), «Вечер на рейде» Соловьева-Седова, «Далеко-далеко» Слонова, «Темная ночь» Богословского и т. д.

Процесс этот продолжался и после создания Государства Израиль.

Уже в 50-х и 60-х годах надежное место в песенном репертуаре израильских исполнителей заняли многие популярные песни Соловьева-Седова Самые популярные и любимые израильские композиторы-песенники – уроженцы России – Саша Аргов, Моше Виленский, Наоми Шемер (Сафир) в своих оригинальных песнях опираются на «русскую» мелодику, точнее, на ставшие общепризнанными, узнаваемыми элементы советской песни: певучую, широкую мелодию, ясную жанровую характеристику, общественно значимую тематику.

Нурит Гирш в популярнейшей песне 70-х годов «В следующем году» («Ба шана абаа») с ее чисто русскими песенно-романсовыми интонациями выглядит как верная ученица Соловьева-Седова.

Имена этих поющих ребят я назвать не могу.

Этот вопрос лучше задать автору ролика.

Я ведь не исследователь музыки, Анатолий,а всего-навсего маленький слушатель-любитель.

Ранних исполнителей ,поющих на иврите эту песню, много

Вам и карты в руки)))

⁣»На протяжении предвоенного десятилетия «русская» нота в местной песне не только не ослабевала, как можно было бы предположить, но, напротив, продолжала набирать силу и в 30-х, и в 40-х, – на этот раз в своем советском обличье.

Даже в периоды полного отсутствия общественных и культурных связей с СССР советская песня в своем «первозданном виде (разумеется, с текстами-кальками на иврите) проникала в Эрец Исроэл и безраздельно воцарялась в сердцах еврейских жителей страны – феномен, нигде более в таких масштабах не известный.

Так, многие песни Великой Отечественной и даже Гражданской войн стали здесь воистину народными: «По долинам и по взгорьям», «Жди меня» (текст К. Симонова на мелодию местного самодеятельного композитора – бойца Хаганы), «Вечер на рейде» Соловьева-Седова, «Далеко-далеко» Слонова, «Темная ночь» Богословского и т. д.

Процесс этот продолжался и после создания Государства Израиль.

Уже в 50-х и 60-х годах надежное место в песенном репертуаре израильских исполнителей заняли многие популярные песни Соловьева-Седова Самые популярные и любимые израильские композиторы-песенники – уроженцы России – Саша Аргов, Моше Виленский, Наоми Шемер (Сафир) в своих оригинальных песнях опираются на «русскую» мелодику, точнее, на ставшие общепризнанными, узнаваемыми элементы советской песни: певучую, широкую мелодию, ясную жанровую характеристику, общественно значимую тематику.

Нурит Гирш в популярнейшей песне 70-х годов «В следующем году» («Ба шана абаа») с ее чисто русскими песенно-романсовыми интонациями выглядит как верная ученица Соловьева-Седова.

Имена этих поющих ребят я назвать не могу.

Этот вопрос лучше задать автору ролика.

Ну да, это я читал. Однако в отличие от звезд 60-70-х — Давида Эшета, Павла Дворкина, Нехамы Лифшиц и др. — песни 30-40-х встретить трудно. Вылавливать приходится по крупицам. Песни тех лет переделываются в современной аранжировке, услышать их с аутентичным звуком — проблема.

Источник

Темная ночь соловьев седой

Музыка: Муслим Магомаев • Слова: Геннадий Козловский

Трагичный вальс, спетый Магомаевым будто бы на пределе возможностей.

Муслим Магомаев

«Серенада Трубадура (Луч солнца золотого)»

Музыка: Юрий Энтин • Слова: Геннадий Гладков

Почему-то до сих пор все думают, что Олег Анофриев спел в «Бременских музыкантах» и эту полную надежды балладу, но нет. Про то, что ночь пройдет и солнце взойдет, поет Муслим Магомаев — главный голос шестидесятых.

«Поющие гитары»

«Сумерки»

Музыка: Анатолий Васильев • Слова: Ким Рыжов

Одна из первых — и одна из лучших — вещей одного из первых — и одного из лучших — советских ВИА. За клавишами там сидел молодой Юрий Антонов, который вскоре из группы уйдет и сам станет автором и исполнителем.

Аида Ведищева

«Помоги мне»

Музыка: Александр Зацепин • Слова: Леонид Дербенев

Записанное среди ночи под конец продакшена фильма «Бриллиантовая рука» порочное танго про вулкан страстей. Совершенно невообразимое преображение Ведищевой, которая до того исполняла песни куда менее страстные и куда более миролюбивые (из-за этого Гайдай не хотел звать ее петь «Помоги мне»), а тут как затянула во весь голос «Помоги-и-и-и мне!», да так, что никто бы и не смог.

Аида Ведищева

«Все равно ты будешь мой»

Музыка: Александр Зацепин • Слова: Леонид Дербенев

Фильм киностудии «Казахфильм» «Ангел в тюбетейке» о скромном и добром мужчине, который все не может найти подругу, помнят немногие. Куда больше известны песни из него — например, этот утвердительный и дерзкий женский поп о любви как обладании.

Аида Ведищева

«Колыбельная медведицы»

Музыка: Евгений Крылатов • Слова: Юрий Яковлев

Из мультфильма «Умка» — главная колыбельная Советского Союза после песни «Спят усталые игрушки» от прекрасного, но позабытого автора детских книг, сценариев и стихов Юрия Яковлева и даровитого, но тоже позабытого кинокомпозитора Евгения Крылатова. Под космические клавишные Аида Ведищева убаюкивает незримое дитя.

Валерий Ободзинский

«Восточная песня»

Музыка: Давид Тухманов • Слова: Онегин Гаджикасимов

Давид Тухманов был в конце шестидесятых одним из главных популяризаторов легковесного западного танцевального саунда. К моменту записи «Восточной» он уже прославился с хитом про последнюю электричку, но «Восточная» — вещь куда более грандиозная, более глубокая, более страстная.

Вместе с будущим иеромонахом Онегином Гаджикасимовым они написали идеальный крунерский хит, который можно было отдавать хоть Джонсу, хоть Хампердинку, будь они рядом. Именно таким крунером видел себя у микрофона молодой (ему не было и 30) певец Валерий Ободзинский, но Тухманов в итоге убедил его сбавить градус пафоса и исполнить песню от лица мальчика, «который еще не целовал девочку».

Получился полный полунамеков, недосказанностей и при том искрящий током любви хит. За точки после буквы Л накануне 100-летия Ленина авторов и исполнителя, конечно, ругала партийная цензура, но песня быстро ушла в народ. Тухманов стал главным композитором начала семидесятых, а Ободзинский — последним великим советским крунером, мужчиной в аккуратном костюме и с голосом, в котором уживались элегантность и бесконечное отчаяние. Как писал уже в наше время Юрий Сапрыкин, «даже на словах „Сбудется все“, положенных на самые мажорные аккорды, слышится четкое осознание того, что ничего не сбудется, и не случится и, в принципе, видимо, не было вообще никогда».

Читайте также:  Где взять картины для винодельни Корво Бьянко в Ведьмак 3 Кровь и Вино

А почему «Восточная»? А больше не за что было зацепиться, вот и взяли самое очевидное название, вспоминал Тухманов.

Аида Ведищева

«Гололед»

Музыка: Александр Зацепин • Слова: Леонид Дербенев

Лучшая песня из «Ангела в тюбетейке»: про холод в душе, дворников, что экономят соль, и про то, что «виновата сама».

«Поющие гитары»

«Ты уходишь, как поезд»

Музыка: Микаэл Таривердиев • Слова: Евгений Евтушенко

Песня, обозначившая постепенный переход «Поющих гитар» из стана группы, перепевающей хиты The Beatles, в ВИА со своим оригинальным репертуаром. С приходом в коллектив исполнившей «Ты уходишь, как поезд» Елены Федоровой «Поющие гитары» стали одним из главных ансамблей Союза, чьи концерты всегда проходили с аншлагом, причем порой по несколько раз в день.

Муслим Магомаев

«Чертово колесо»

Музыка: Арно Бабаджанян • Слова: Евгений Евтушенко

Диковинная коллаборация великого композитора Бабаджаняна, великого поэта Евтушенко и великого певца Магомаева. Тут одновременно и лиризм-трагизм в куплетах, и разудалая почти что цыганщина в припевах, и высокая эстрада, и яркий клип от немецких режиссеров, снимавших советскую культуру. Идеальный хит, застрявший между эпохами: космополитичными шестидесятыми и усталыми семидесятыми.

Источник



Песни дорог войны. Соловьи

Маршал Победы Георгий Константинович Жуков (1896 – 1974) одной из своих любимых песен назвал созданную в годы войны поэтом А.И. Фатьяновым и композитором В.П. Соловьёвым-Седым фронтовую песню «Соловьи». Об истории рождения этой песни рассказывает ярославский композитор и музыковед, полковник в отставке Юрий Евгеньевич Бирюков (рожд. 1935).

В песне «Соловьи», написанной на исходе военного лихолетья, сурово и просто и вместе с тем очень задушевно высказано то, что было на душе у каждого солдата в дни, когда Победа была уже близка, но война ещё не окончена.

Ведь завтра снова будет бой,
Уж так назначено судьбой,
Чтоб нам уйти, не долюбив,
От наших жён, от наших нив –
Но с каждым шагом в том бою
Нам ближе дом в родном краю…

В одной из давних радиопередач автор стихов, на которые написана песня «Соловьи», замечательный советский поэт Алексей Иванович Фатьянов (1919 – 1959), в шинели рядового прошагавший трудными военными дорогами, рассказывал:

«Помню фронт. В большой зелёной роще мы, солдаты, после только что затихшего боя лежим, отряхиваясь от крупинок засыпавшей нас земли, и вдруг слышим: вслед за растаявшим вдали рокотом вражеских самолетов, во все горло, как бы утверждая жизнь, защёлкал соловей!

И это вошло в песню «Пришла и к нам на фронт весна» (таким было первоначальное название «Соловьёв»).

С первых дней Великой Отечественной войны, находясь в рядах нашей славной армии, я глубже стал понимать величие чувств людей, их душевную красоту, узнал цену дружбы и любви, цену вовремя сказанного, нужного слова.

Герои моих песен были рядом со мной, и я стал писать о скромных, мужественных, справедливых советских солдатах:

Узнавшие горе.
Хлебнувшие горя.
В огне не сгорели. В боях уцелели.
Никто не расскажет смешнее историй,
И песен никто не споёт веселее.
Ну что ж, что гремят бесконечные залпы?
Взлетает гармошка, сверкая резьбою.
И, слушая песню, никто не сказал бы,
Что час лишь, как парни вернулись из боя…»

В архиве поэта сохранился черновик стихотворения «Пришла и к нам на фронт весна», датированный 1942 годом. В каких только фронтовых переделках не побывал этот исчерканный фатьяновской рукой листочек!

Поначалу поэт сам придумал мелодию к своим стихам. Собственно говоря, так часто бывало, когда Фатьянов сочинял свои песни. Природа щедро одарила его, в том числе и мелодическим даром. Алексей Иванович неплохо пел, и потому друзья – однополчане не упускали случая попросить его не только прочитать, но и напеть сложенные им стихи и песни.

Мне вспомнились тёмные ночи
В чужом, нелюдимом краю…
«А ну, затяни, пулемётчик!»
И я потихоньку пою, –

рассказывал поэт о том незабываемом времени в одном из послевоенных своих стихотворений. Возможно, что как раз о тех самых днях, когда шли кровопролитные, тяжёлые бои за освобождение Венгрии от фашистов, предпринимавших отчаянные попытки остановить стремительное наступление наших войск. Подразделение, в составе которого находился рядовой Алексей Фатьянов, вело упорные бои.

– Там он себя хорошо показал и был одним из первых, кто вступил в город, за что получил медаль «За отвагу» и краткосрочный отпуск, – вспоминал друг и соавтор поэта по многим песням композитор Василий Павлович Соловьёв-Седой (1907 – 1979), – и вот тогда-то он привёз мне оттуда и вручил слова двух песен, которые я, надо сказать, написал в один день. Это были «Соловьи» и «Ничего не говорила».

За время войны мы с Фатьяновым написали, сейчас даже трудно сказать, сколько песен! Биографы подсчитали, что около восьмидесяти. Насколько они точны в ту или иную сторону, я затрудняюсь сказать. А специально подсчитывать как-то не хочется. Ведь всё-таки не для бухгалтерского отчёта пишутся песни…

А сочинял Алёша удивительно легко. Я мало помню таких случаев, чтобы приходилось что-нибудь в его стихах переделывать. Такие, как правило, получались хуже тех, которые сразу как-то появлялись из-под пера, как у него, так и у меня. Это было взаимно.

Мы с ним до того хорошо понимали друг друга, что, я даже должен сказать, бывало так, что я ему какие-нибудь стихи подсочиню, отдельные слова в его духе, так сказать. Бывало так, что он настолько «вселялся» в музыку, что и сам сочинял.

– Ты, Вася, знаешь, – говорил он мне, – а не лучше ли будет, если ты так вот сделаешь. Эта интонация более тебе принадлежащая, чем та, которая у тебя в этой песне.

И он напевал, «присочинял» то, что ему казалось органичным, естественным для этой песни. Большинство песен, которые я с ним написал, имеют какой-то особый отпечаток. Уж очень близко соприкасались наши творческие интересы…

Так было и в случае с «Соловьями». Фатьянов не только прочитал Соловьёву-Седому свои стихи, но и напел придуманную им самим мелодию, ставшую основой припева песни.

Фатьянов и Соловьев-Седой написали такие широко известные песни, как «На солнечной поляночке», «Наш город», «Давно мы дома не были», «Потому что мы пилоты», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» и многие другие. «Соловьи» – одна из лучших.

Чтобы песня пошла в народ, чтобы полюбили её и запомнили, она должна быть не просто исполнена, а спета сердцем, спета душой. В этом отношении «Соловьям» очень повезло: песню впервые исполнил замечательный певец, с голоса которого запомнились, полюбились людям многие песни, – Георгий Павлович Виноградов (1908 – 1980). Его исполнение «Соловьёв» вместе с Краснознамённым ансамблем в далеком 1945 году было да, пожалуй, и по сей день остаётся, непревзойдённым образцом проникновения в творческий замысел авторов.

Секрет успеха этой песни, думается, очень точно объяснил прославленный полководец Великой Отечественной войны Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков (1896 – 1974). В канун 25-летия Победы над фашистской Германией на просьбу корреспондента «Комсомольской правды» Василия Михайловича Пескова (1930 – 2013) назвать любимую песню, он ответил: «Мои вкусы, я думаю, не расходятся со вкусом многих людей: «Вставай, страна огромная!», «Дороги», «Соловьи»… Это бессмертные песни! Потому что в них отразилась большая душа народа!»

К этим словам трудно что-либо добавить. Разве что – стихи, которые посвятил своему другу и автору «Соловьёв» другой поэт-фронтовик, Николай Константинович Старшинов (1924 – 1998):

Пусть былое ворвётся в беседы…
Хоть оно порастает быльём,
Каждый год, накануне Победы,
Мы солдатские песни поём.
Не случайно совсем, не впервые,
До поры отложивши дела,
Соберутся твои рядовые
У накрытого другом стола.
Снова песню военную грянув,
Словно новый возьмут перевал.
Тут и выйдет Алёша Фатьянов,
Запевала из всех запевал…
Не его ли в глухом чернолесье
Надрывались всю ночь соловьи?
Не его ли широкие песни
Были самые наши.
Свои.
Меж солдат уживались бывалых,
Пробирались по топям болот,
Согревали на кратких привалах,
Шли в рядах марширующих рот.
Ничего, что сегодня мы седы,
Мы упрямо стоим на своём:
Каждый год, накануне Победы,
Те
Прекрасные песни
Поём.

Прозвучав семьдесят с лишним лет назад, «Соловьи» стали одной из любимых и знаменитых песен военной поры.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят,
Немного пусть поспят.
Пришла и к нам на фронт весна,
Солдатам стало не до сна –
Не потому, что пушки бьют,
А потому, что вновь поют,
Забыв, что здесь идут бои,
Поют шальные соловьи.
Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят,
Немного пусть поспят.
Но что война для соловья!
У соловья ведь жизнь своя.
Не спит солдат, припомнив дом
И сад зеленый над прудом,
Где соловьи всю ночь поют,
А в доме том солдата ждут.
Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат.
Пусть солдаты немного поспят,
Немного пусть поспят.
А завтра снова будет бой –
Уж так назначено судьбой,
Чтоб нам уйти, не долюбив,
От наших жён, от наших нив;
Но с каждым шагом в том бою
Нам ближе дом в родном краю.
Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят.
Соловьи, соловьи, не тревожьте ребят,
Пусть ребята немного поспят.

Послушать, насладиться соловьиными трелями в майском лесу – для меня, автора этого сборника историй песен, каждой весной доставляет огромное удовольствие. Много соловьиных трелей есть и в Интернете. А одну из лучших песен войны «Соловьи» в Интернете поют:
– солисты Академического дважды Краснознамённого, ордена Красной Звезды ансамбля песни и пляски Российской Армии им. А.В. Александрова;
– Николай Викторович Басков (рожд. 1976), народный артист Российской Федерации;
– Елена Антоновна Камбурова (рожд. 1940), народная артистка Российской Федерации.

Смотреть видеоклип и слушать песню «Соловьи» в исполнении Академического дважды Краснознамённого, ордена Красной Звезды ансамбля песни и пляски Российской Армии им. А.В. Александрова:

Источник