Святой Свитин Винчестерский чудотворец
Святой Свитин Винчестерский чудотворец

Святой Свитин Винчестерский чудотворец

Святой Свитин Винчестерский, чудотворец

«Тебе, о Бог-Творец, Сын Всемогущий и Дух Утешитель, в Троице прославляемый, я молюсь и прошу о милости в моих нуждах… Даруй мне, О Небесный Господь, победу и истинную веру» (из стихотворения «Иудифь» святителя Свитина Винчестерского).

Есть такие святые Божии, которые настолько смиренны, что их величие открывается лишь через много лет после земной жизни. Сильные мира сего не видели этих святых и не слышали их тихого голоса, поэтому выходит так, что их как бы «обошли вниманием». Примером такой кротости и смирения является Пречистая Божия Матерь, о Которой в Евангелии говорится очень мало. Однако спустя века Ее уже почитали как «честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим», а древнеанглийский писатель и аббат Эльфрик Эйншемский († 1020) отмечал, что Она «поднялась и возвысилась над всеми небесными силами». Весь мир каждый день возносит молитвы к Божией Матери.

Еще один пример такого смирения был явлен в 1959 году на греческом острове Митилена, когда людям в сонном видении были открыты жития и местонахождение мощей святых мучеников Рафаила, Николая и Ирины, пострадавших за Христа от турок в 1463 году, то есть почти за 500 лет до этого. Бог открывает нам святых в самое благоприятное время, когда мы больше всего нуждаемся в них. Кто знает, какие еще святые объявятся православному миру; кто знает, какие еще чудеса веры откроются нам в наше назидание? Нам известно лишь, что для вечного Бога «один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Пет. 3: 8). А для нас это имеет особое значение, ибо мы знаем, что только «вчера» английская земля была объединена в «православное содружество народов». И предлагаем рассказ о еще одном святом, ставшем примером кротости, величие которого в Царствии Небесном было явлено Господом лишь через сто с лишним лет после окончания его земной жизни. Это святой Свитин Винчестерский, память которого празднуется 2/15 июля – день преставления и 15/28 июля – день перенесения мощей.

В 793 году закончился золотой век английского христианства VII и VIII столетий: монастырь Линдисфарна был разграблен и разрушен викингами. Начался темный век для английской Церкви и народа. Казалось, будто повсюду каждое живое существо возносило Богу молитву: «От ярости северных людей избави нас, о Господи». Эта мрачная эпоха IX столетия породила сотни мучеников, среди которых были святой Эдмунд – король Восточной Англии, убитый в 869 году, святая игуменья Эбба и все монахини монастыря в Колдингеме, святой игумен Феодор с 79 монахами в монастыре Кроуленд, святой настоятель Хедда и 84 насельника обители Питерборо, святой монах Беокка и с ним 89 братьев в Чертси, а также многие другие мученики в Эли, Торни, Бартни, Рекалвере, Нортгемптоне и в графствах Дорсет и Йоркшир – все они пострадали около 870 года.

В самом начале этого темного века – в 800 году – в одной благородной семье Винчестера родился ребенок, которого назвали Свитин (правильнее – Свитун, но более распространенная форма – Свитин). Благодаря королевской династии государства Уэссекс, которое было тогда «восходящим светилом», Винчестер фактически стал английской столицей, а юго-западная часть Англии, где он расположен, стала главным центром сопротивления язычникам с севера. Мы ничего не знаем о молодых годах святого Свитина. Согласно грамоте 838 года, он был диаконом Винчестерского епископа Хельмстана и служил при королевском доме. Когда усилились набеги на Англию языческих северных народов, 40-летний Свитин был советником короля Этельвульфа Уэссексского по церковным и государственным делам.

30 октября 852 года архиепископ Кентерберийский рукоположил святого в девятнадцатого епископа Винчестера. Его епархия, простиравшаяся от острова Уайт до реки Темза, была самым центром английского сопротивления. Святитель Свитин сам свидетельствовал о жестокой битве, когда датский флот появился в Саутгемптоне, и еще об одной – в 860 году, когда викинги безуспешно пытались взять Винчестер. Мы можем только догадываться, какими горячими были молитвы святителя Свитина, епископа королевской столицы, за своего короля, за родину, епархию и всю вверенную его заботе паству. Но явно обнаружится сила этих молитв, как мы увидим дальше, гораздо позже.

Святитель Свитин был практичным человеком. Он построил, к примеру, первый мост над рекой Итчен у восточных ворот города Винчестера. На этом мосту святой совершил единственное известное нам чудо при жизни своей. Одна бедная старая женщина шла по этому мосту с корзиной яиц в руках, чтобы продать их на рынке, но споткнулась и упала. Свитин, сжалившись над ней, осенил яйца крестным знамением[1], и они опять стали целыми.

Святитель Свитин часто обходил свою епархию, строил и приводил в лучшее состояние церкви. Он никогда не ездил на лошади, а передвигался только пешком, причем обычно делал это ночью, чтобы избегнуть людских насмешек. Его сердцу были дороги уединение и простая жизнь. Мы знаем, что подпись святителя Свитина стояла на нескольких грамотах того периода, сохранившихся до наших дней. Святитель был активным сторонником введения десятины в стране, он сам убеждал короля Этельвульфа пожертвовать одну десятую часть его королевства Церкви.

Святитель Свитин, вероятно, был еще и духовным писателем. Так, в 856 году он написал стихотворение «Иудифь», цитатой из которого начинается данная статья. В этом стихотворении история победы Иудифи над ассирийским военачальником Олоферном (по библейской «Книге Иудифи») как бы символизирует освобождение Уэссекса и всей Англии от северных народов битвами при Окли графства Сюррей и при Сандвиче графства Кент в 851 году. Знаменательно, что супругу Уэссексского короля Этельвульфа тоже звали Юдифь. В этом стихотворении (одном из самых благородных и замечательных из тех, что написаны на старом английском языке) ассирийцами изображаются языческие северные народы, евреями – английская нация, а Иудифью – сама Юдифь, королева свободной Англии.

Не менее важен тот факт, что святитель Свитин был связан с сыном короля принцем Альфредом, которому предстояло стать величайшим из английских королей – Альфредом Великим: ему приписывают книгу «Пословицы Альфреда», его называют Альфред-Законодатель, Альфред Провозвестник правды, Утешитель Англии, Английский пастырь и Возлюбленный Англии. Древнее предание говорит, что святитель Свитин был воспитателем Альфреда и даже сопровождал юного принца в Рим один или два раза, когда папа Лев IV удостоил Альфреда чести римского консула. Влияние святителя на принца имело огромное значение, ибо именно Альфред Великий впоследствии стал освободителем Англии. Его дела таковы: победа в битвах, христианизация датчан, возрождение церковной культуры, переводы с латинского. Смерть Альфреда в 899 году ознаменовала начало нового, серебряного века возрождения английского христианства X столетия[2]. Историк Г.Р. Грин писал: «Это умение вызывать доверие и вселять любовь привело англичан к Церкви и строительству новой Англии».

Святитель Свитин преставился 2 июля 862 года. По своему смирению святой епископ просил, чтобы его похоронили в простой могиле за западной дверью собора, «под ногами прохожих, а дождь пусть капает с карниза». Святитель Свитин лежал погребенным здесь более ста лет, ожидая назначенного Господом срока. Согласно подробному описанию аббата Эльфрика, писавшего немногим позднее 996 года – в 968 году, «в эпоху благоверного короля Эдгара, когда христианство милостью Божией процветало на английской земле», открылась благодать, которую стяжал святитель Свитин. Святитель трижды являлся в видении благочестивому кузнецу и просил, чтобы «досточтимый» епископ Винчестерский Этельвольд открыл его могилу и перенес мощи в церковь: «Передай людям, что как только они откроют мою могилу, то найдут в ней драгоценное сокровище, по сравнению с которым все золото – ничто». Кузнецу также было велено снять одно железное кольцо с могилы Свитина. Когда тот вынимал кольцо, оно двигалось легко, но стоило его вынуть – и его уже нельзя было сдвинуть с места. Последовали и другие чудеса. Одному горбуну явились в сонном видении два ангела в виде молодых людей и велели лечь рядом с могилой Свитина. Утром он проснулся исцелившимся, затем пошел к монахам рассказать, какое чудо сотворил над ним святой. Один утопленник был возвращен к жизни. Еще один человек, который не мог видеть и говорить, получил полное исцеление. Всего произошло восемь чудес. Когда эти чудеса стали известны многим, святой епископ Этельвольд и благоверный король Эдгар решили открыть и перенести мощи святителя Свитина. Это произошло в дождливый день 15 июля 971 года. Епископ Этельвольд сам взял в руки лопату, чтобы открыть могилу и обнаружить «драгоценное сокровище». Мощи святителя Свитина положили в специально подготовленную раку и перенесли в храм «под торжественное пение аббатом и монахами гимнов».

Читайте также:  Самая эффективная диета для похудения в домашних условиях

В следующие десять дней 200 человек получили исцеления, а за год – огромное количество народа. На кладбище около храма всегда собиралось много увечных и калек: все исцелялись. Аббат Эльфрик, написавший житие святителя Свитина, подробно сообщает нам о многих чудесах, совершавшихся в течение 25 лет – с того момента, как были обнаружены мощи, до того, как аббат записал повествование о них. О чудесах рассказывали сами исцеленные или же те, кто были свидетелями этого. Так, три слепые женщины с острова Уайт и еще некий немой мальчик получили исцеление. Некая женщина-служанка была спасена от несправедливого наказания, а некий знатный человек избавился от паралича, 25 хромых, слепых и глухих получили исцеление за один день: «Слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат» (Мф. 11: 5). Один слепой дворянин четыре года провел в Риме в надежде, что тамошние святыни помогут ему, наконец возвратился в Англию и обрел «совершенное прозрение», приложившись к мощам святителя Свитина. Другой слепой прокричал: «О Всесильный Господь людей и ангелов, призри на мое несчастье; я не вижу; помилуй меня, Господи, молитвами великого Свитина… О ты, кроткий епископ, через которого совершаются бесчисленные чудеса живым Богом! молю тебя, владыко, ходатайствуй обо мне перед Всемогущим Спасителем; верую, что Он дарует мне через тебя помощь». И он получил исцеление.

Монахам приходилось служить так много благодарственных молебнов, по три-четыре в течение ночи, что они решили прекратить эти службы. Но святитель Свитин явился в ярком свете одному благочестивому человеку и сказал: «Если они перестанут петь службы, то чудеса немедленно прекратятся». Монахи возобновили службы. Так много совершалось чудес, что 22 октября того же года святые мощи переложили в другую раку, на которую ушло серебро, драгоценности и 300 фунтов золота; на ней были изображены сцены страданий, воскресения и вознесения Христа. Крестным ходом с мощами обошли вокруг города – шествие растянулось на три мили, а затем вновь мощи вернулись в собор. Чудеса продолжались: получил исцеление слепой и глухой человек, а через три недели исцеленными были уже 120 человек, страдавших до этого самыми разными недугами. Некий слуга, упавший с лошади, был исцелен, когда его хозяин так о нем помолился: «О святой Свитин, умоли Спасителя, чтобы Он даровал жизнь этому страдальцу-слуге, и до конца дней моих я пребуду вернейшим Христу».

Аббат Эльфрик писал: «Мы не должны молиться святым Божиим как Самому Богу, потому что Он единый Бог и превыше всего. Но мы должны молиться святым, чтобы они ходатайствовали за нас перед Господом-Вседержителем и Он даровал нам Свою помощь».

Один знатный человек с острова Уайт был много лет прикован болезнью к постели. Однажды во сне он увидел, как его взяли и понесли по воздуху двое «святых в лучезарных одеждах». Они принесли его на луг с росшими на нем красивыми цветами, а рядом стояла церковь из сияющего золота и драгоценных камней. Перед алтарем стоял епископ в блистающих облачениях, в которых совершают евхаристию. Епископ призвал больного к покаянию и велел больше «никому не делать зла». Человек спросил у епископа, кто он, и получил ответ: «Я – недавно пришедший. Когда ты прибудешь в Винчестер, узнаешь обо мне». После этого больной проснулся уже исцеленным Самим Богом по молитвам святителя Свитина.

Чудеса совершались и над теми, кто был приговорен к несправедливым наказаниям: они освобождались от пут и от уз.

Аббат Эльфрик так заканчивает житие святителя Свитина: «Невозможно ни письменно, ни устно рассказать обо всех чудесах, явленных святым Свитином силою Божией над пленниками и больными». «Свитин сияет своими чудесами, – писал он. – Вокруг старой церкви (от одного конца до другого вдоль обеих стен) стояли костыли и носилки парализованных больных, которые получили исцеления, но и это была меньшая половина их… Сказать по правде, это было счастливое и чудесное время Англии, когда король Эдгар поддерживал христианскую веру и строил многочисленные монастыри, а его королевство жило в мире».

Чудеса святителя Свитина продолжались столько, сколько люди молились ему. В 1006 году новоизбранный архиепископ Кентерберийский святой Альфедж перенес мощи святителя Свитина из Винчестера в Кентербери. В XI веке святой стал заступником королевы Эммы, которую несправедливо обвинили в измене. Для христиан того времени святитель Свитин был подлинным и вечным угодником Божиим, обладавшим исключительными духовными дарами.

Даже после того как пришли норманны и построили свой новый громадный собор, длиной в 600 футов, освященный в 1093 году, почитание святого Свитина продолжалось. В XIII веке была сделана новая серебряная рака (саксонское золото и драгоценности были, вероятно, разграблены), простоявшая в соборе до 1538 года, когда ее уничтожили. Но святитель Свитин и до сего дня считается покровителем Винчестера.

Святитель Свитин известен, безусловно, всем англичанам благодаря старинной, связанной с ним примете о погоде: «Если на Свитина дождь, то лить ему 40 дней». Со святым Свитином связаны и другие: «Когда на святого Свитина дождь, это святой так освящает свои яблоки» и «До дня Свитина не следует пробовать яблоки на вкус». Первая из них появилась (и совсем несправедливо) потому, видимо, что святой просил похоронить его там, «где дождь будет стекать с карниза», или из-за того, что в день перенесения его мощей – 15 июля 971 года – лил дождь. Вероятнее всего, все они восходят к языческому прошлому, поскольку в других странах тоже существуют подобные, связанные с местными святыми и различными числами июня и июля. Святого Свитина помнят уже на протяжении тысячи лет, пусть даже только благодаря этим приметам; но в древней Англии о нем помнили как о святом Божием и заступнике, творившем чудеса ради спасения несчастных. Святого Свитина горячо любили и почитали, в чем можно убедиться по записям многочисленных чудес, сделанных через несколько лет после перенесения его мощей.

58 древних церквей было освящено во имя святителя Свитина более чем в 20 различных графствах: от Корнуолла до Кента, от Гемпшира до Линкольншира и от Чешира до Йоркшира. Другими словами, почитание святителя Свитина было общенациональным.

Если оглянуться на историю древней Англии, то становится понятным, почему святость Свитина обнаружилась больше чем через сто лет после его кончины: древнее английское христианство начинается с золотого века – VII и VIII столетий. К концу VIII века появляются признаки упадка, предвещающие мрачную эпоху темного IX века и завоевание Англии северными народами. Затем наступил серебряный век – X столетие: расцвет английского монашества, духовное, политическое и культурное возрождение, символом которого стала винчестерская школа украшения рукописей. Но далее, в XI веке, последовал упадок, который не был остановлен никаким великим королем или иерархом, как это было в IX веке. XI век был отмечен успехом северных завоевателей-язычников – сначала датчан, а затем полуязычников-норманнов, родственников датчан, захвативших Англию в 1066 году. Открытие того, какую обильную благодать стяжал святой Свитин, воспитатель Альфреда Великого, Возлюбленного Англии, спасшего эту страну, было предназначено для X века. В XI веке было бы уже слишком поздно: от «новых викингов», то есть норманнов, спасения было ждать неоткуда, ибо Англия больше не была достойной нового Свитина или Альфреда. Мы уверены, что причиной тому было убийство короля и мученика Эдуарда в 978 году – всего через семь лет после обретения мощей святителя Свитина. Прославление этого святого было «расцветом перед концом».

Читайте также:  Интересные факты из жизни Чака Норриса

С тех пор прошло более тысячи лет. Сегодня простая мраморная плита на лужайке возле собора показывает на первоначальное место упокоения святителя Свитина под открытым небом, мощи же его, как предполагают, сейчас незаслуженно спрятаны под плитами Винчестерского собора, под тем местом, где когда-то они, почитаемые всеми, пребывали в раке саксонского золота. За тех, кто верит в святого и в то, что для Бога тысяча лет как один день, мы молимся, чтобы в этот день чудеса святого Свитина были снова явлены нам и чтобы по молитвам святых и благодатью Божией мы вступили в новый, бронзовый век английского благочестия и Церкви, который сменит золотой и серебряный века старой Англии. И мы верим, что святитель будет ходатайствовать за нас перед Богом и дарует нам «победу и истинную веру», снова обращаясь к нам пророческими словами своего стихотворения «Иудифь»: «Когда Создатель, Всемилостивый Господь, пошлет сияние света с востока, то несите блестящие шлемы, кольчуги и щиты, закрывающие ваши груди, навстречу вашим врагам, разите их начальников, их обреченных вождей; вашим врагам уготована смерть, а вы сумеете стяжать в битве славу, на которую Вседержитель указует моей рукой… Слава навеки да будет возлюбленному Богу, по Своей милости создавшему ветры и воздух, рай и небо, быстро текущие ручьи и райскую радость».

Источник

СВИТИН ВИНЧЕСТЕРСКИЙ

Родился в 800 году.

О молодых годах святого Свитина ничего не известно. Согласно грамоте 838 года, он был диаконом Винчестерского епископа Хельмстана и служил при королевском доме. Когда усилились набеги на Англию языческих северных народов, 40-летний Свитин был советником короля Этельвульфа Уэссексского (Aethelwulf of Wessex) по церковным и государственным делам и наставником его сына Альфреда.

30 октября 852 года рукоположен во епископа Винчестерского.

Его епархия, простиравшаяся от острова Уайт до реки Темза, была самым центром английского сопротивления. Святитель Свитин сам свидетельствовал о жестокой битве, когда датский флот появился в Саутгемптоне, и еще об одной — в 860 году, когда викинги безуспешно пытались взять Винчестер.

Святитель Свитин был практичным человеком. Он построил, к примеру, первый мост над рекой Итчен у восточных ворот города Винчестера. На этом мосту святой совершил единственное известное нам чудо при жизни своей. Одна бедная старая женщина шла по этому мосту с корзиной яиц в руках, чтобы продать их на рынке, но споткнулась и упала. Свитин, сжалившись над ней, осенил яйца крестным знамением, и они опять стали целыми. Поэтому святителя иногда изображают держащим мост или с разбитым яйцом у ног.

Святитель Свитин часто обходил свою епархию, строил и приводил в лучшее состояние церкви. Он никогда не ездил на лошади, а передвигался только пешком, причем обычно делал это ночью, чтобы избегнуть людских насмешек. Его сердцу были дороги уединение и простая жизнь. Подпись святителя Свитина стояла на нескольких грамотах того периода, сохранившихся до наших дней. Святитель был активным сторонником введения десятины в стране, он сам убеждал короля Этельвульфа пожертвовать одну десятую часть его королевства Церкви.

В 856 году святой Свитин написал стихотворение «Иудифь». В этом стихотворении история победы Иудифи над ассирийским военачальником Олоферном (по библейской «Книге Иудифи») как бы символизирует освобождение Уэссекса и всей Англии от северных народов битвами при Окли графства Сюррей и при Сандвиче графства Кент в 851 году. Знаменательно, что супругу Уэссексского короля Этельвульфа тоже звали Юдифь. В этом стихотворении (одном из самых благородных и замечательных из тех, что написаны на старом английском языке) ассирийцами изображаются языческие северные народы, евреями – английская нация, а Иудифью – сама Юдифь, королева свободной Англии.

Скончался 2 июля 862 года и был погребен у стен Винчестерского собора (Old Minster) — по своему смирению епископ просил, чтобы его похоронили в простой могиле за западной дверью собора, «под ногами прохожих, а дождь пусть капает с карниза».

После смерти святитель прославился чудесами. Когда эти чудеса стали известны многим, святой епископ Этельвольд и благоверный король Эдгар решили открыть и перенести мощи святителя Свитина. 15 июля 971 года мощи святителя Свитина переложили в специально подготовленную раку и торжественно перенесли в храм.

Молитвы

Тропарь, глас 4 (англ.)

The grace of God manifestly revealed thee to thy flock as a teacher of compunction, a model of meekness and a champion of piety; for by thy surpassing humility thou didst attain the summit of holiness, and for thy manifold virtues thou hast received a crown on high. O holy bishop Swithun our father, entreat Christ God, that He save those who honour thy memory with love.

Кондак, глас 2 (англ.)

With hymns the Church glorifieth thee, O Swithun most great, as the adornment of bishops and a model of all the virtues. Since thou hast acquired great boldness with the Lord Most High, in thine entreaties beseech Him earnestly to grant speedy deliverance from every tribulation and peril unto those who lovingly honour thy sacred memory.

Источник

День святого свитина 15 июля

Великобритания – страна, известная своими древними традициями. Примечательно, что многие из них живы до сих пор и передаются из поколения в поколение. Многие религиозные праздники, посвященные канонизированным английским святым, отмечаются ежегодно и делают память о них живой, хотя умерли они уже много веков назад. К таким святым относится и Свитун Винчестерский. Статьи по теме:

Этот человек – реальная историческая личность, он служил епископом в IX веке. На всю округу и королевство прославился он своими благочестивыми делами, благотворительностью и строительством церквей. Проходит день святого Свитуна в Великобритании каждый год 15 июля, в день смерти епископа, которая произошла в 862 году.

Согласно легенде, умирая, епископ попросил находившихся рядом с ним монахов похоронить его с внешней стороны стены Винчестерского собора, чтобы дожди смогли беспрепятственно орошать его могилу. Предание повествует, что святой спокойно покоился на выбранном им месте еще 9 лет, но монахам такое скромное захоронение показалось неподобающим для этого святого человека. 15 июля 871 года они решили перенести останки и захоронить Свитуна внутри Винчестерского Кафедрального собора, под куполом великолепно украшенного зала. В тот же день на крышу собора обрушился сильнейший ливень, который стал затем повторяться из года в год.

Видимо поэтому англичане сделали этого неприхотливого епископа святым покровителем погодных явлений. Согласно народным поверьям, в день святого Свитуна следует обратить внимание на то, какая погода стоит за окном, поскольку следующие за этой датой 40 дней тоже будут такими же. Если 15 июля идет дождь, то следующие 7 недель придется ходить с зонтом, а если светит солнце – следует готовиться к ясным безоблачным дням.

Специальных празднований и религиозных шествий в День святого Свитуна Винчестерского не устраивают, но во всех английских церквях проходят специальные торжественные службы, посвященные его памяти. Священники читают проповеди с призывами к благотворительности и благочестию, приводя в пример прихожанам эпизоды жизни канонизированного епископа.

В память об этом святом, который посадил много яблонь рядом с Винчестерским собором, англичане считают дату его смерти днем, начиная с которого яблоки уже считаются созревшими и их можно собирать и есть. В России таким днем считается Яблочный спас, в Великобритании это День святого Свитуна.

Источник



Один день (4 стр.)

— Где будет дождь? Где-нибудь он всегда идет.

Читайте также:  Поздравить галочку с днем рождения открытки

— На могиле святого Свитина. Он похоронен в Винчестерском соборе.

— Откуда ты столько о нем знаешь? — проговорила она, уткнувшись в подушку.

— Ходил в школу имени святого Свитина.

— «Как на Свитина дожди, что-то там… та-та… не жди».

— Ну, я его до конца не помню.

Она снова засмеялась и сонно оторвала голову от подушки:

— Если сегодня все-таки не пойдет дождь…

— Что ты будешь делать потом?

— Да ничего особенного, — ответил он.

— Тогда, может, что-нибудь придумаем? Вместе, я имею в виду.

Подожди, пока она уснет, и потихоньку смойся отсюда.

— Да, конечно, — сказал он, кивая. — Давай что-нибудь придумаем.

Она снова опустила голову на подушку.

— Новый день, — пробормотала она.

Глава 2
Реальная жизнь

Суббота, 15 июля 1989 года

Вулвергемптон и Рим

Женская раздевалка Школа Стоук-Парк Вулвергемптон 15 июля 1989 года

Как жизнь? И как Рим? Вечный город — это, конечно, здорово, но я торчу в Вулвергемптоне уже целых два дня, и для меня это как целая вечность (хотя открою секрет: здешняя пицца «Хат» просто, просто обалденная).

После нашей последней встречи я все-таки решила согласиться на ту работу, о которой тебе рассказывала, — в театральном кооперативе «Кувалда». Последние четыре месяца мы занимались тем, что придумали и отрепетировали пьесу «Жестокий груз» при поддержке художественного совета, и теперь ездим с выступлениями. Это спектакль о работорговле, включающий повествование, фольклорные песни и довольно шокирующую пантомиму. Прилагаю дешевую фотокопию буклета, чтобы ты своими глазами увидел, какая это высокохудожественная постановка.

«Жестокий груз» — это пьеса из серии ОТ (обучающий театр), предназначенная для детей 77–73 лет и несущая послание, что рабство — это плохо. Она преследует священную цель — чтобы ни один ребенок, посмотревший спектакль, никогда не стал работорговцем и не заимел рабов. Я играю Лидию, и это… хм… да, между прочим, это главная роль. Лидия — избалованная и тщеславная дочь злого сэра Обадайя Гримма (уже по его имени понятно, что он не очень хороший человек). В кульминационный момент пьесы я наконец понимаю, что все мои красивые вещички, все платья (при этом я показываю на платья) и украшения (показываю на украшения) оплачены кровью других людей (плачу), и я чувствую себя грязной (тут следует посмотреть на ладони, точно те запачканы кровью), грязной в душе. Пьеса на самом деле очень мощная, правда, вчера момент был испорчен тем, что дети начали кидаться ирисками.

Ну а если серьезно, все не так уж плохо, если подумать — даже не знаю, к чему этот цинизм, видимо, у меня уже защитный механизм выработался. Дети прекрасно нас встречают (те, что не бросают ириски), и мы проводим занятия в школах — работа интересная и благодарная. Но я просто в шоке от того, как плохо дети осведомлены о своем культурном наследии, даже дети из индийских семей и те ничего не знают о своей истории. Понравилось мне также писать сценарий — появилось столько идей для следующих пьес и всякого разного. Поэтому мне кажется, что я занимаюсь стоящим делом, даже если ты думаешь, что я трачу время понапрасну. Я уверена, Декстер, просто уверена, что в наших силах изменить мир. Вспомни, как популярен был радикальный театр в Германии в 1930-е годы, — и к чему это привело! Мы избавим Западную Англию от расовых предрассудков, даже если придется вбивать это в голову каждому ребенку по отдельности!

В труппе нас четверо. Кваме играет Благородного Раба, и хотя по пьесе я его хозяйка, мы хорошо ладим (хотя на днях я попросила его сбегать за чипсами в кафе, и он так на меня посмотрел, как будто я его угнетаю!). Но он милый и серьезно относится к работе, хоть и постоянно рыдал на репетициях, а это уже, по-моему, слишком. Но такой уж он, немножко размазня, если понимаешь, о чем я. По сценарию между нами должно быть мощное сексуальное притяжение, но, боюсь, это как раз тот случай, когда жизнь отказывается подчиняться требованиям искусства.

Сид играет моего злобного папашу Обадайю. Поскольку ты провел все детство, играя во французский крикет на тошнотворно идеальной ромашковой лужайке, и никогда не опускался до столь плебейского времяпровождения, как просмотр телевизора, тебе наверняка ничего не скажет тот факт, что Сид некогда был настоящей звездой телевизионного полицейского сериала «Городские джунгли». Но это так, и он даже не скрывает отвращения от того, что приходится участвовать в нашем спектакле. Пантомиму он делать просто отказывается, точно это ниже его достоинства — делать вид, что предмета, который якобы рядом, на самом деле рядом нет. Каждая вторая его фраза начинается со слов «когда я снимался в сериале»; для него это равносильно фразе «когда я был счастлив». Сид мочится в раковины, носит ужасные штаны из полиэстера, которые не стирают, а вытирают, питается исключительно мясными пирожками с бензоколонки и, по нашему с Кваме тайному подозрению, в душе является расистом, но, не считая всего вышеперечисленного, он очень мил, очень, очень мил.

Наша четвертая участница — Кэнди. Ох, Кэнди. Тебе бы понравилась Кэнди: она полностью соответствует своему имени. Играет несколько ролей — Хитрую Служанку, Плантатора и сэра Уильяма Уилберфорса. Она очень красивая, высокодуховная и — скажу, хотя не люблю это слово, — стервозная. Постоянно спрашивает, сколько мне на самом деле лет, или говорит, что я выгляжу усталой, что если бы я носила контактные линзы, то могла бы быть симпатичной. Меня все это умиляет, разумеется. Она ни капли не скрывает, что участвует в нашей пьесе лишь для того, чтобы пробиться в актерскую ассоциацию, и коротает время, пока ее не заметят голливудские продюсеры, которые, видимо, будут случайно проезжать мимо Дадли в дождливый вечер вторника в поисках талантов из любительского театра. Актерская профессия ужасна, правда? Когда мы основали ТКК (Театральный Кооператив «Кувалда»), нам очень хотелось, чтобы это была прогрессивная труппа безо всякого там дерьма в стиле «я мечтаю прославиться и попасть в телик», — мы просто хотели ставить хорошие, интересные и оригинальные спектакли на политические темы. Пусть это покажется тебе тупым, но такая была идея. Однако проблема демократичных коллективов, все участники которых пользуются равными правами, состоит в том, что приходится прислушиваться к придуркам вроде Сида и Кэнди. Ладно бы она играть умела, но ее северный акцент просто невыносим — такое впечатление, что она умственно отсталая и у нее проблемы с речью. И потом еще эта ее привычка делать йоговские упражнения в нижнем белье (ага, удалось мне привлечь твое внимание?). Впервые вижу, чтобы человек делал «солнечное приветствие» в поясе для чулок и корсаже. Как-то это неправильно. Бедняга Сид, когда это видит, даже жевать пирожок не может, все время проносит его мимо рта. Когда она наконец одевается и выходит на сцену, кто-нибудь из ребят непременно присвистывает, а в микроавтобусе на обратном пути она все время притворяется, что ее это оскорбило, изображая из себя феминистку. «Не выношу, когда обо мне судят по внешности — всю жизнь люди замечают лишь мое прекрасное лицо и стройную юную фигуру!» — говорит она, поправляя пояс для чулок, точно речь о величайшей политической несправедливости и все мы должны выйти на улицы с агитационным спектаклем об угнетении женщин с большими сиськами. Я слишком много болтаю? Ты уже на нее запал? Может, я вас и познакомлю, когда ты вернешься. Так и вижу, как ты смотришь на нее, сжав челюсти и закусив губу, и спрашиваешь о ее «карьере»… Хотя, может, и не стоит вас знакомить…

Источник