Смена дня и ночи Конспект занятия в средней группе
Смена дня и ночи Конспект занятия в средней группе

Смена дня и ночи Конспект занятия в средней группе

«Смена дня и ночи». Конспект занятия в средней группе

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Учить детей отгадывать загадки, узнавать по описанию действий людей, часть суток.

Показать зависимость наступления дня, вечера, ночи, утра от положения Земли по отношению к Солнцу.

Закрепить понятие «Солнечная система».

Обогащать словарный запас детей с помощью однокоренных слов, прилагательных, существительных, глаголов. Упражнять в образовании новых слов с помощью приставок, суффиксов. Формировать грамматически правильный строй речи, отвечая на вопросы полным, развёрнутым предложением.

Целевые ориентиры дошкольного образования:

развивать познавательный интерес к смене дня и ночи;

обогатить словарный запас детей, продолжать формировать грамматически правильный строй речи, умение поддерживать непринужденную беседу, познакомить с новой загадкой,

Материалы и оборудование:

глобус, на котором в определенном месте прикрепляется бумажная елочка (флажок); плакат Солнечной системы; картинка с изображением дня, вечера, ночи, утра; настольная лампа; альбомный лист, карандаши.

Предварительная работа: Беседа по теме «Солнечная система», рассматривание иллюстраций с изображениями планет, заучивание «Астрономической считалки» А. Усачева.

Словарная работа: Солнечная система, ось; Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

Воспитатель: Смена дня и ночи. Днем светло, а ночью темно. Почему так происходит? Почему день сменяется ночью?

Дети: Земля, вращаясь, отворачивается от Солнца.

Воспитатель: Но прежде чем начать новую тему, нужно вспомнить нашу предыдущую беседу, на которой мы говорили о Солнечной системе. Рассмотрим изображение Солнечной системы. Кто знает названия этих планет?

Дети: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Воспитатель: А запомнить названия и очередность планет вам лучше поможет «астрономическая считалка»:

На Луне жил звездочет,

Он планетам вел подсчет.

Меркурий — раз, Венера — два-с,

Три — Земля, четыре — Марс.

Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,

Семь — Уран, восьмой — Нептун,

Девять — дальше всех — Плутон.

Кто не видит — выйди вон.

Воспитатель: А на какой из планет Солнечной системы живем мы? Какую из девяти мы (люди) знаем лучше всех?

Воспитатель:А сейчас я вам предлагаю отгадать загадку:

Ни начала, ни конца;

Ни затылка, ни лица;

Знают все, и млад и стар,

Что она большущий шар.

Воспитатель: А как вы думаете, влияет ли Солнце на нашу жизнь на земле?

Воспитатель: Как влияет?

Дети: Оно греет Землю.

Воспитатель: Солнце когда-нибудь отдыхает?

Дети: Не отдыхает.

Воспитатель: Что делает Солнце ночью? (ведь мы его невидим)

Дети: Оно также греет Землю, но с другой стороны, с той которую мы не видим.

Воспитатель:Люди часто говорят про Солнце: «Просыпается Солнышко», «Солнце под гору скатилось, за лес село. А вы как думаете, Солнце движется?

Воспитатель: Когда Солнце просыпается, какая часть суток наступает?

Воспитатель: Сейчас давайте с вами немного разомнемся

Все встали и повторяем за мной.

Каждый день по утрам,

Очень нравится нам,

Делать по порядку:

Приседать и вставать,

Прыгать и скакать.

Воспитатель: На самом деле Солнце никогда ни движется, оно находится на одном месте, и это видно на схематических изображениях Солнечной Системы. Оно как огромный, раскаленный шар излучает тепло и свет. Солнце никогда не отдыхает, оно вечный труженик. Всегда светит и всегда греет. На самом Солнце нет жизни, но оно дает жизнь людям, растениям, животным.

А вот наша планета Земля не стоит на месте, а все время вертится (демонстрируется глобус).

Наша милая планета

(Ты, конечно, знаешь это)

Каждый день и каждый год

А с Земли при наблюденье

Что кружиться не она,

А все звезды и Луна.

Воспитатель: Земля имеет форму шара. Она постоянно вращается вокруг своей оси, как волчок, только очень медленно. А осью вокруг, которой вращается наша планета, называется воображаемая линия, проходящая от Северного полюса через центр Земли к Южному полюсу (показывает на глобусе). А вообще осью называется стержень, вокруг которого вращается тело. Вы можете увидеть ось в колесе велосипеда, в детской коляске, в игрушечном волчке и других предметах. А ось земли – это воображаемая линия. А у глобуса сделана настоящая металлическая ось.

Воспитатель: Земля вращается, но мы этого не замечаем, потому что, она вращается очень плавно, а вместе с ней вращаемся и мы, и все земные тела – моря, океаны, горы, леса и даже воздух окружающий землю. Полный оборот Земли вокруг своей оси происходит за сутки, или за 24 часа. Когда та часть Земли, на которой мы живем, повернута от света Солнца, у нас ночь. В то же время у людей, живущих на другой стороне Земного шара, день. И так день сменяет ночь, а ночь – день, потому что Земля вертится, поворачиваясь к Солнцу то одной, то другой стороной.

Читайте также:  С днем рождения женщине элегантного возраста

Воспитатель: Солнце восходит утром, когда твоя сторона Земли поворачивается к нему. И Солнце заходит вечером, когда твоя сторона Земли отворачивается от него.

Друг за дружкой чередой,

Мирно ходит брат с сестрой.

Братец будит весь народ,

А сестра наоборот –

Спать немедленно зовет.

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю отправиться в космическое путешествие на ракете.

А сейчас мы с вами дети,

Улетаем на ракете,

На носко поднялись.

А потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре –

Вот летит ракета ввысь!

Воспитатель: Мы с вами побывали в космосе,и теперь я вам предлагаю нарисовать рисунок на тему: «Что мы видели из космической ракеты».

Воспитатель: Ваши пальчики устали и давайте их немного разомнем.

Наши руки как цветочки,

Пальчики как лепесточки.

В темноте они опять

Будут очень крепко спать.

1–4 строчки – раскрываем ладони обеих рук и шевелим поочередно каждым пальцем-«лепестком».

5–6 строчки – крепко сжимаем обе руки в кулаки.

Комплексно-тематический план реализации проекта «Овощи и фрукты-полезные продукты» 31.03.14 Социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие. Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу». Обсуждение с родителями.

План образовательной деятельности в средней группе по программе «Радуга» Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность в средней группе «Смешарики» по программе «Радуга» с учетом ФГОС ДО на 2014 – 2015.

Источник



Как рассказать ребенку о причине смены дня и ночи просто и понятно?

Примерно в 4 года каждый ребенок превращается в маленького почемучку и задает свыше сотни вопросов в день. Однажды он непременно захочет узнать причину смены дня и ночи. Почему днем светло, а ночью темно? Куда пропадает солнце? Подробно эта тема будет рассматриваться во втором классе на уроке природоведения. Но это не мешает получить полный и интересный ответ намного раньше – от воспитателя в детском саду или дома от родителей.

Мама объясняет ребенку основы географии

Как объяснить ребенку?

Смена «утро – день – вечер – ночь» – самое постоянное и неизменное явление природы. Свет и темнота чередуются изо дня в день из века в век. Издавна наши предки задавались вопросом, почему происходит так, а не иначе. Но правильный ответ не находили. Тысячелетиями они считали, что наша планета Земля неподвижная, а Солнце вращается вокруг нее, освящая то одну сторону полушария, то другую. Но на деле оказалось, что все наоборот!

Земля непрерывно движется по двум направлениям одновременно: вокруг себя и вокруг Солнца по орбите-пути.

  • Вращение вокруг оси определяет смену времени суток.
  • Движение вокруг Солнца и наклон земной оси являются причиной смены времен года: зимы на весну, весны на лето, лета на осень, осени на зиму.

Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за 24 часа, что составляет сутки. Вращение происходит с запада на восток. Потому утром Солнце всходит всегда на востоке, а вечером садится на западе. А вокруг самой Земли вращается спутник – Луна. Полный круг она делает за 27,3 суток. При этом наша планета затеняет Луну и не дает Солнцу осветить ее полностью. В зависимости от местонахождения спутника солнечный свет падает на разную площадь. Как следствие, на протяжении 27 дней на небе меняется картинка: сначала господствует тоненький Месяц, затем он становится шире, толще – и так пока не наступит полнолуние.

Рисунок для детей - планеты Солнечной системы

Самое доступное объяснение может быть непонятно ребенку из-за путаницы в терминах. В таком случае рассказ нужно начать с самого начала – с определения слов «планета», «земная ось», «полюса». Ребенку следует сначала узнать, что в мире существует бесчисленное количество планет, которые поделены на галактики и системы. Мы живем в Солнечной системе. Ее центром является звезда Солнце. Вокруг него вращаются 8 планет. Мы живем на 3-й планете, если считать от Солнца, и она называется Земля.

Ребенок светит фонариком на глобус

Наглядный пример – лучшее объяснение

Что ни говори, а один раз увидеть лучше, чем сто раз услышать. Чтобы наглядно продемонстрировать, что смена утра на ночь является следствием вращения Земли, понадобятся следующие предметы:

  • фонарик (настольная лампа);
  • глобус (яблоко, насаженное на палку – ось);
  • наклейка с изображением человека или маленькая фотография ребенка.

Нужно попросить малыша представить, что фонарик – это Солнце, и объяснить, что глобус является макетом нашей планеты – конечно же, сильно уменьшенным.

Опыт с апельсином и свечой для понимания смены дня и ночи

Опыт с вращением Земли и со связанной с ним сменой времени суток:

  1. Прикрепите наклейку с человечком к глобусу со словами: «Здесь находишься ты».
  2. Включите фонарик и зафиксируйте в одном положении, направив свет на глобус.
  3. Начните медленно вращать макет Земли, обращая внимание ребенка, как поочередно освящается то одна сторона планеты, то другая.
  4. Продолжая вращение, попросите прокомментировать, какое время суток там, где находится человечек (напротив фонарика – день, с обратной стороны – ночь).

В качестве альтернативного варианта ребенку можно показать анимацию и познавательные видеоролики.

Читайте также:  Всемирный день науки за мир и развитие

Почемучка:

Видео из серии «Занимательные уроки Р. Саакянца»:

Чем обусловлена смена дня и ночи из мультика «Фиксики»:

Вращение нашей планеты вокруг своей оси – причина смены дня и ночи. Именно так правильно ответить на вопрос. Но если его задает ребенок, сухой ответ ему будет непонятен. Рекомендуется раскрыть тему как можно полнее, привести наглядные примеры и показать познавательные видеоролики.

Источник

Урок окружающего мира по теме "Смена дня и ночи"

Назад Вперёд

Тип урока: урок изучения нового и первичного закрепления новых знаний

  • Объяснить ребятам связь смены дня и ночи с вращением Земли вокруг своей оси, а также помочь им разобраться с последовательностью событий в течение суток.
  • Научить оценивать свое время (умение составлять режим и следовать ему).
  • Познакомить с вращением Земли вокруг своей оси, как причиной смены дня и ночи.Актуализировать знания о явлениях природы.
  • Способствовать развитию основных операций мышления (сравнение, обобщение, умение делать выводы на основе полученной информации).
  • Развивать умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы.
  • Формировать основные компоненты УУД (умение ставить учебную задачу, обобщать, делать выводы)
  • Содействовать познанию мира.
  • Формировать навыки самоанализа.

Минимум: к концу второго класса учащиеся должны знать, что смена дня и ночи связана с вращением Земли вокруг своей оси, различать утро, день, вечер и ночь.

Минимакс: к концу урока школьнику могут узнать об изменениях в природе в разное время суток, научиться демонстрировать вращение Земли вокруг своей оси.

Максимум: ученики могут получить представление о том, что произойдет на Земле, если она не будет вращаться вокруг совей оси, представление о часовых поясах и о продолжительности дня в разных широтах.

Технологии: информационная, развивающая, проблемная (выбор оптимальной модели обучения для данных конкретных условий).

Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические (выполнение учащимися практических действий)

  • учебник 2 класс /А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутин/+ тетрадь
  • глобус,
  • 4 флажка на двустороннем скотче.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Орг. момент

Начать наш урок я хочу словами французского философа Жан-Жака Руссо:

“Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению”.

— Ребята, вспомните, о чем мы говорили на прошлых уроках.

— Хорошо. Сейчас поработаем в группах. Напомните правила работы в группе (работать дружно, выслушивать мнение всех ребят.

— Соедините стрелкой наблюдения жителей Земли и объяснения этих наблюдений с помощью правил и законов природы.

Наблюдения Объяснения
За лесом виднеются крошечные домики Земля притягивает к себе все предметы
За горизонтом показалась сначала мачта, а потом уже появился полностью корабль При удалении предметы кажутся меньше
Капля росы упала на землю Земля вращается вокруг своей оси
На востоке появилось Солнце, и наступило утро Земля имеет форму шара

— А что же нам может помочь в открытии новых знаний?

— Какое время суток в той части Земли, где стоит человечек? Что нужно сделать, чтобы на этой же территории наступила ночь?

— Еще раз напомните, благодаря чему происходит смена дня и ночи?

— Благодаря вращению Земли вокруг своей оси.

— А теперь откройте рабочие тетради на стр.16 и выполните задание № 1 каждый самостоятельно (1 ученик называет явления, которые происходят днем, другой ученик называет явления, которые происходят ночью) Проверка результатов работы на слайде.

— Вернемся к нашим заданиям, которые вызвали у нас затруднения в начале урока.

Источник

Почему день сменяет ночь видеоурок

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Учить детей отгадывать загадки, узнавать по описанию действий людей, часть суток.

Показать зависимость наступления дня, вечера, ночи, утра от положения Земли по отношению к Солнцу.

Закрепить понятие «Солнечная система».

Обогащать словарный запас детей с помощью однокоренных слов, прилагательных, существительных, глаголов. Упражнять в образовании новых слов с помощью приставок, суффиксов. Формировать грамматически правильный строй речи, отвечая на вопросы полным, развёрнутым предложением.

Целевые ориентиры дошкольного образования:

развивать познавательный интерес к смене дня и ночи;

обогатить словарный запас детей, продолжать формировать грамматически правильный строй речи, умение поддерживать непринужденную беседу, познакомить с новой загадкой,

Материалы и оборудование:

глобус, на котором в определенном месте прикрепляется бумажная елочка (флажок); плакат Солнечной системы; картинка с изображением дня, вечера, ночи, утра; настольная лампа; альбомный лист, карандаши.

Предварительная работа: Беседа по теме «Солнечная система», рассматривание иллюстраций с изображениями планет, заучивание «Астрономической считалки» А. Усачева.

Словарная работа: Солнечная система, ось; Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

Воспитатель: Смена дня и ночи. Днем светло, а ночью темно. Почему так происходит? Почему день сменяется ночью?

Дети: Земля, вращаясь, отворачивается от Солнца.

Воспитатель: Но прежде чем начать новую тему, нужно вспомнить нашу предыдущую беседу, на которой мы говорили о Солнечной системе. Рассмотрим изображение Солнечной системы. Кто знает названия этих планет?

Дети: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Воспитатель: А запомнить названия и очередность планет вам лучше поможет «астрономическая считалка»:

На Луне жил звездочет,

Он планетам вел подсчет.

Меркурий — раз, Венера — два-с,

Три — Земля, четыре — Марс.

Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,

Семь — Уран, восьмой — Нептун,

Девять — дальше всех — Плутон.

Кто не видит — выйди вон.

Воспитатель: А на какой из планет Солнечной системы живем мы? Какую из девяти мы (люди) знаем лучше всех?

Воспитатель:А сейчас я вам предлагаю отгадать загадку:

Ни начала, ни конца;

Ни затылка, ни лица;

Знают все, и млад и стар,

Что она большущий шар.

Воспитатель: А как вы думаете, влияет ли Солнце на нашу жизнь на земле?

Воспитатель: Как влияет?

Дети: Оно греет Землю.

Воспитатель: Солнце когда-нибудь отдыхает?

Дети: Не отдыхает.

Воспитатель: Что делает Солнце ночью? (ведь мы его невидим)

Дети: Оно также греет Землю, но с другой стороны, с той которую мы не видим.

Воспитатель:Люди часто говорят про Солнце: «Просыпается Солнышко», «Солнце под гору скатилось, за лес село. А вы как думаете, Солнце движется?

Воспитатель: Когда Солнце просыпается, какая часть суток наступает?

Воспитатель: Сейчас давайте с вами немного разомнемся

Все встали и повторяем за мной.

Каждый день по утрам,

Очень нравится нам,

Делать по порядку:

Приседать и вставать,

Прыгать и скакать.

Воспитатель: На самом деле Солнце никогда ни движется, оно находится на одном месте, и это видно на схематических изображениях Солнечной Системы. Оно как огромный, раскаленный шар излучает тепло и свет. Солнце никогда не отдыхает, оно вечный труженик. Всегда светит и всегда греет. На самом Солнце нет жизни, но оно дает жизнь людям, растениям, животным.

А вот наша планета Земля не стоит на месте, а все время вертится (демонстрируется глобус).

Наша милая планета

(Ты, конечно, знаешь это)

Каждый день и каждый год

А с Земли при наблюденье

Что кружиться не она,

А все звезды и Луна.

Воспитатель: Земля имеет форму шара. Она постоянно вращается вокруг своей оси, как волчок, только очень медленно. А осью вокруг, которой вращается наша планета, называется воображаемая линия, проходящая от Северного полюса через центр Земли к Южному полюсу (показывает на глобусе). А вообще осью называется стержень, вокруг которого вращается тело. Вы можете увидеть ось в колесе велосипеда, в детской коляске, в игрушечном волчке и других предметах. А ось земли – это воображаемая линия. А у глобуса сделана настоящая металлическая ось.

Воспитатель: Земля вращается, но мы этого не замечаем, потому что, она вращается очень плавно, а вместе с ней вращаемся и мы, и все земные тела – моря, океаны, горы, леса и даже воздух окружающий землю. Полный оборот Земли вокруг своей оси происходит за сутки, или за 24 часа. Когда та часть Земли, на которой мы живем, повернута от света Солнца, у нас ночь. В то же время у людей, живущих на другой стороне Земного шара, день. И так день сменяет ночь, а ночь – день, потому что Земля вертится, поворачиваясь к Солнцу то одной, то другой стороной.

Воспитатель: Солнце восходит утром, когда твоя сторона Земли поворачивается к нему. И Солнце заходит вечером, когда твоя сторона Земли отворачивается от него.

Друг за дружкой чередой,

Мирно ходит брат с сестрой.

Братец будит весь народ,

А сестра наоборот –

Спать немедленно зовет.

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю отправиться в космическое путешествие на ракете.

А сейчас мы с вами дети,

Улетаем на ракете,

На носко поднялись.

А потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре –

Вот летит ракета ввысь!

Воспитатель: Мы с вами побывали в космосе,и теперь я вам предлагаю нарисовать рисунок на тему: «Что мы видели из космической ракеты».

Воспитатель: Ваши пальчики устали и давайте их немного разомнем.

Наши руки как цветочки,

Пальчики как лепесточки.

В темноте они опять

Будут очень крепко спать.

1–4 строчки – раскрываем ладони обеих рук и шевелим поочередно каждым пальцем-«лепестком».

5–6 строчки – крепко сжимаем обе руки в кулаки.

Комплексно-тематический план реализации проекта «Овощи и фрукты-полезные продукты» 31.03.14 Социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие. Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу». Обсуждение с родителями.

План образовательной деятельности в средней группе по программе «Радуга» Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность в средней группе «Смешарики» по программе «Радуга» с учетом ФГОС ДО на 2014 – 2015.

Источник