Симон Воломский Устюжский история святого имени
Симон Воломский Устюжский история святого имени

Симон Воломский Устюжский история святого имени

Симон воломский день памяти

ПРЕПОДОБНЫЙ СИМОН ВОЛОМСКИЙ

Преподобномученик Симон — новый чудотворец — родился в первое лето царствования благочестивого царя Федора 18 сентября 1586 года в вотчине Волоколамского Иосифова монастыря и в святом крещении был назван Симеоном. Отец его Михаил — сдельный монастырский крестьянин — воспитывал своего сына так, как и сам был воспитан, приучая отрока к хозяйству, земледельческим трудам и приготовляя в нем себе помощника и кормильца на старость. В 1607 году, в несчастное царствование Шуйского, наставшие тогда в России волнения и беспорядки, грабежи и убийства то от поляков и литовцев, то от своих изменников, совершенно разорили крестьян. Обнищавший отец Симеона вынужден был бежать в другое место. Симеон же, не успев уйти вместе с ним, бежал в Москву, где пристал к одному портному и стал учиться у него шить одежду.
Научившись портному мастерству, Симеон вздумал уйти из столицы в более тихое и безопасное место, удаленное от военных тревог. Направившись к северу, он дошел до Устюга, а затем отправился водою к Белому морю в Соловецкий монастырь. Ему понравилась тихая и спокойная жизнь на морском острове, радушно и ласково он был принят монахами и решился остаться в монастыре, чтобы потрудиться на пользу обители. Его определили на послушание в швальню.
Прибыв в монастырь неграмотным, он вскоре научился грамоте и церковному пению и сколько был усерден к церковным службам, что старался не упускать ни одной из них ни утром, ни вечером, исправляя в точности и данную ему работу.
Мало-помалу в сердце молодого человека возгорелось желание совершенно оставить мир и постричься в монахи. Пробыв в Соловецком монастыре три года, он оставил его и отправился Двиною из Соловков искать себе более уединенного и безмолвного места. Возвращаясь из Соловков, он услышал, что на реке Пинеге, на Черной горе находится монастырь Пресвятыя Богородицы Грузинския. Узнал он также, что настоятель монастыря- игумен Макарий-старец весьма учительный и опытный в жизни духовной. Пожелав отправиться туда, Симеон пришел в монастырь и просил игумена принять его и удостоить иноческого пострижения. Игумен согласился принять его и после многих назидательных бесед и наставлений удостоил ангельского образа, нарекши вместо Симеона Симоном. Это было в 1610 году, когда уже Симону было 24 года от роду.
Несказанно рад был Симон своему новому званию, с юношеским жаром предался иноческим подвигам, безропотно исполнял все тяжелые монастырские работы. Для большего умерщвления плоти он носил под одеждой на голом теле жесткую и тяжелую власяницу. Через некоторое время игумен назначил ему определенное занятие в поварне и пекарне. Здесь, в молчании приготовляя пищу для братии и смотря на огонь в печи, Симон представлял в своем уме огонь геенный, ожидающий грешников. Постелью для него служила голая земля, пища и питие всегда у него были перед глазами, но едва ли кто в обители употреблял их реже и меньше его и более его постился
Спустя некоторое время Симон начал помышлять о том, чтобы достигнуть совершенного безмолвия, чтобы в уединении, неведомо для людей, работать единому Богу. Он поведал мысль свою игумену, прося его рассуждения и благословения. Игумен Макарий с миром отпустил его из обители, благословив искать жития более безмолвного и совершенного
Преподобный устремился к Новгороду, славившемуся множеством обителей и святостью обитавших там иноков. Но, обойдя многие пустынные места, Ладогу и Корелу, не мог найти себе места по мысли. Побывал он и в Москве, затем посетил монастыри, находившиеся в окрестностях Вологды, и отправился к знакомому для него Устюгу. Плывя Сухоной, он везде спрашивал, не знает ли кто тайного пустынного места, где он мог бы поселиться и жить в совершенном уединении. Один крестьянин сказал ему, что такое место есть в верстах двадцати от Сухоны по речке Кичменьге, называемое Волмы. Оно со всех сторон окружено непроходимыми лесными чащами, мхами и болотами, а ближайшие от него селения находились в 20-25 верстах.
Преподобный Симон прибыл в Устюг 8 июля на праздник преподобного Прокопия и, поклонившись святым мощам его, через несколько дней отправился в путь вверх по реке Юг до селения Кичменгского и по речке Кичменге до деревни Сараевской и оттуда до Волмы. Здесь он стал рубить лес для построения себе малой кельи. Это было 26 июля 1613 года.
Пять лет провел преподобный Симон на Волмах в непрестанных трудах и лишениях, никем не знаемый и не слыша в своей пустыни даже голоса человеческого. Когда же узнали о нем окрестные жители, многие из них отнеслись враждебно к его поселению в их стране и старались его выжить из пустыни, нанося ему различные обиды и оскорбления.
И все же, когда ревнителей благочестия собралось несколько, они стали просить старца построить церковь и завести общежитие. Тогда он решился отправиться в Москву для получения на то дозволения и грамоты от государя. Это было уже в царствование Михаила Федоровича. Благочестивый царь, милостиво приняв пустынника, удостоил его своей беседы и дал ему жалованную грамоту на просимую им ненаселенною землю и лес, по которой представлялось ему владеть пространством на 10 верст во все стороны от его кельи.
Возвратившись из Москвы с царской грамотой, преподобный Симон приложил труды к трудам, чтобы очистить более пространства и приготовить лес для строения церкви. При его неусыпных трудах церковь вскоре была построена, а также прочие необходимые для общежития службы.
Оказавшись опять на Волме, усердный ревнитель крестного пути Христова освятил построенную им церковь в честь Животворящего Креста Господня. С принятием на себя сана священства он предался еще большим подвигам, служа для своей пустынной братии примером трудолюбия, кротости и простоты сердечной, поста и молитвы. Но по мере того, как он побеждал и умерщвлял в себе страсти, возрастала к нему зависть и злоба врагов — крестьян одной окрестной деревни, гневавшихся на то, что он владел землей и лесом на Волмах, хотя они никогда ими не пользовались, да и не могли иметь в них никакой надобности.
Прошло уже около 20 лет с того времени, как дана была преподобному царская грамота и устроена была на Волмах иноческая обитель, уже широко распространилась в окрестности слава о подвигах преподобного Симона, добрые люди радовались тому, что среди непроходимых лесов и дебрей, где прежде были логовища диких зверей, подвизаются трутники и прославляется имя Божие. Между тем грубые и злые люди более и более злобились на него. Видя, что ни сожжением церкви, ни другими многими оскорблениями и обидами они не могли победить терпения старца и заставить его удалиться из их страны, они решились наконец отнять у него царскую грамоту, чтобы потом разрушить пустынь и прогнать его, как поселившегося самовольно.
Однажды, когда преподобный Симон рубил лес в некотором отдалении от обители, к нему подошли три крестьянина, которые ласками и угрозами стали требовать у него царскую грамоту. Затем они схватили его за волосы, повергли на землю и навалили на него тяжелую колоду, угрожая смертью, если он не исполнит их требования. Старцу пришлось просить их отпустить его за грамотой. Монастырские люди, услышав о случившемся, бросились было искать злодеев, но те успели убежать и скрыться.
Когда приблизился праздник праведного Прокопия Устюжского, народ, по обыкновению, со всех сторон пошел на поклонение святому угоднику туда же отправилась и большая часть братии немногочисленной Симоновой пустыни. Узнав об этом, злодеи не пропустили благоприятного для них случая исполнить жестокое намерение. Ночью они пришли в пустынь и, найдя в ней совершенно одинокого преподобного, стали бить его и терзать разными пытками, нанося ему раны железом, опаляя огнем, чтобы получить царскую грамоту. Преподобный упросил их на минуту отпустить его для отыскания грамоты и, войдя в церковь, пал перед иконой Божией Матери, со слезами молясь Ей и поручая свою обитель Ее покрову и заступлению. Затем помолившись Господу Иисусу, чтобы послал ангела мирно принять его душу, он причастился Святых Тайн и безбоязненно вышел из церкви к своим мучителям: «Теперь я готов, делайте со мною, что хотите».
«Много мучища, наругающиеся ему и ножи разбодоша св. тело его и наконец отсекоша честную главу его и повергоша тело близ его кельи. Скончался пр. Симон в лето 1641 месяца Июля в 12 день, тело же его лежаще многи дни никем не вредимо ни от зверей, ни от птиц и насекомых, ни от скота тамо живущего, кровь же, истекшая из св. тела его, ссядеся яко камень», — говорит древний списатсль его жития. Преподобный мученик был похоронен в построенной им церкви. Преподобному Симону было 55 лет и 10 месяцев когда он принял мученическую свою кончину, но он был уже сед и казался гораздо старее от постоянных чрезмерных трудов и лишений.
Убийцы преподобного Симона, ослепленные завистью и злобой, думали, что со смертью его разрушится и основанная им Крестовоздвиженская Воломская обитель, а место ее достанется им, но они жестоко обманулись в своей надежде. Скоро Господь прославил Своего угодника, гроб его сделался источником благодатных чудес и исцелений и стал привлекать отовсюду множество богомольцев. На том месте, где была отсечена глава преподобного, и невинная кровь обагрила землю, вскоре выросла высокая кудрявая береза, широко осенив его своими ветвями и служа нерукотворным памятником страдальческой его кончины. Вскоре после смерти преподобного у гроба его стали совершаться чудеса.
Память преподобного Симона совершается в день его убиения 12 июля по старому стилю, служба ему составлена во второй половине XVII века, когда началось его почитание. В древнем рукописном житии святого записано 26 чудес, совершившихся при его гробе.

Источник

Симон Воломский, Устюжский — история святого имени

gallery img

Преподобномученик Симон Воломский, в миру Симеон, сын крестьянина Михаила из-под Волоколамска, родился в 1586 году. В 24-летнем возрасте, после долгого паломничества по православным обителям, он принял постриг в Пинегской Макарьевской обители, а в 1613 году поселился в 80 верстах к юго-западу от Устюга на реке Кичменге, в лесу Воломском. Здесь он пять лет прожил один, вдали от людей; питался овощами, которые сам выращивал, да иногда просил хлеб в каком-либо селении. Когда к нему стали собираться любители безмолвной жизни, преподобный Симон, по грамоте царя Михаила Феодоровича и благословению Ростовского митрополита Варлаама, построил храм в честь Креста Господня, а в 1620 году был поставлен настоятелем основанной им обители. Строгий подвижник, служивший для всех примером добродетели, трудолюбия, поста и молитвы, был злодейски убит в своем монастыре 12 июля 1641 года. Тело преподобного Симона с честью похоронено в левой стороне созданного им храма.

Читайте также:  Картинки с днем победы советские открытки

Почитание преподобного началось в 1646 году после благодатных проявлений, засвидетельствованных у его мощей. Житие составлено в ХVII веке.

Полное житие преподобномученика Симона Воломского, Устюжского

Преподобномученик Симон Воломский (в миру Симеон Михайлович) родился в 1586 году в семье крестьянина монастырской Волоколамской вотчины. В 1607 году, в Смутное время, его отец, разорившись, отправился на север, а Симеон пошел в Москву. Там он нашел приют у одного портного и научился портняжному ремеслу.

Вскоре святой Симеон покинул Москву, наполненную тогда изменниками отечества, и пошел в Устюг, где, водворившись, питался трудами рук своих. Спустя некоторое время, движимый благочестием, направился он на остров Соловецкий для поклонения преподобным Зосиме и Савватию. В Соловецком монастыре Симеон научился грамоте и церковному пению, сладостно было для него чтение божественных книг и беседа с духовными старцами о спасении души. Однако из-за многолюдства в прославленной обители св. Симеон, жаждавший уединенных и безмолвных подвигов, перешел в пустынный монастырь в честь Грузинской иконы Божией Матери, расположенный на Черной горе, на реке Пинеге. Там он молил игумена Макария постричь его в иночество. После многих назидательных речей настоятель исполнил его благочестивое желание и изменил мирское имя его Симеона на сходное с оным Симона; юноше было тогда уже двадцать четыре года. Со всей ревностью предал он себя службе монастырской, безропотно исполняя все тяжелые послушания, имея всегда в сердце своем память смертную и непрестанно повторяя богодухновенные слова Давида: Виждь, Господи, смирение мое и труд мой и остави вся грехи моя (Пс.24,18). Строгая подвижническая жизнь снискала ему любовь и уважение братии. Слава о его равноангельском житии стала распространяться в округе. Но преподобный Симон пожелал совершенного безмолвия, и игумен, зная высокую его добродетель, отпустил его в уединение.

Некоторое время он путешествовал по монастырям Новгородской, Московской и Вологодской епархий, а затем в 1613 году поселился в 80-ти верстах от Устюга, в глухом и непроходимом месте Волмы, или Воломском лесу, на реке Кичменге. Полюбилось это дикое место блаженному Симону, и он молился Господу и Пречистой Его Матери, чтобы позволили ему тут водвориться для спасения его души. Он поставил себе тесную келлию и начал возделывать землю в совершенном уединении, питался он овощами, которые сам садил, а иногда хлебом, который собирал как милостыню в окрестных селениях, ибо в течение пяти лет никто не ведал его уединенной келлии, огражденной дремучим бором. Когда же окрестные жители узнали, то старались его вытеснить, но он благодушно претерпел гонение и удержался на избранном месте.

Когда понемногу начали собираться к прп. Симону ученики, он пожелал устроить обитель. Испросив у царя Михаила Феодоровича жалованной грамоты на избранное им место, преподобный поставил церковь во имя Воздвижения Креста Господня. Однако вскоре после освящения храм был сожжен окрестными поселянами, опасавшимися, что к храму отойдут их земли. Преподобный Симон не пал духом и стал строить новую церковь. В 1620 году, когда храм также в честь Воздвижения Креста Господня был построен, преподобный Симон пошел в Ростов, чтобы просить у архиепископа Варлаама антиминс и нужную утварь. Но он получил не только все необходимое для богослужения, но и принял от руки его и сан священства. Возвратившись в свою обитель, преподобный Симон уже сам освятил новую церковь.

Преподобный игумен Симон был для братии примером трудолюбия, смирения, простоты сердечной. Пост и молитва были главным деланием иноков. Однако враг рода человеческого продолжал настраивать против святого старца некоторых крестьян. Дарованные царем Михаилом Феодоровичем жалованные грамоты на владение землей в округе на 10 верст вызывали у них зависть и злобу. Однажды три злодея напали на святого старца, когда он один рубил лес, навалили на него колоду и грозили убить, если он не отдаст им грамоту на землю. Едва умолил их прп. Симон отпустить его, чтобы поискать грамоту. Возвратясь к своим, он рассказал бывшее с ним приключение и угрожавшую опасность. Монастырские люди собрались, чтобы поймать сих трех насильников, но нигде не могли найти их.

12 июля 1641 года, когда большинство иноков обители ушли на праздник в честь Прокопия Устюжского (память 8/21 июля), злоумышленники пробрались в монастырь и, найдя преподобного одного, вновь стали требовать грамоту. Преподобный умолил их отпустить его в церковь для отыскивания грамоты. Там он пал ниц пред иконой Матери Божией и со слезами молился, благодаря Владычицу за то, что позволила ему водворится в сей пустыне, и поручал Ей с сыновней доверенностью собранные им стадо и самого себя в час смертный; молился и Господу Иисусу, чтобы послал Ангела мира принять душу его и причислил бы его к избранному Своему стаду. Восстав от молитвы, он причастился в алтаре запасными Дарами, хранившимися в ковчеге, и, укрепленный бессмертною вещею, вышел к своим злодеями: «Теперь делайте со мною, что хотите». И жестокосердные, не умилившись смирением старца, «много мучиша, поругающеся ему и ножи разбодоша святое тело его, и наконец отсекоша честную главу его, и повергоша тело близ его келлии».

Несколько дней лежало поверженное тело, никем не вредимое, ни зверями, ни птицами. Возвратились братия из Великого Устюга и с ужасом обрели блаженного своего наставника мертвым пред дверьми его келлии, с жестокими знаками мучения. Вызванный из Архангельской обители города Устюга иеромонах Ефрем совершил отпевание, и тело преподобномученика Симона было с честью погребено с левой стороны созданного им храма. В скором времени у могилы святого стали совершаться чудеса, в основном исцеления больных. В 1646 году началось почитание преподобномученика, ему была составлена служба с описанием жития и чудес.

Источник

"Первые святые Земли Русской". Мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн. Церковный календарь на 25 июля

25 июля (12 июля по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Неделя 5-я по Пятидесятнице («неделей» в церковнославянском языке именуется воскресный день, соответственно, сегодня — пятое воскресенье после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет. В Русской Православной Церкви совершается память 10 святых и празднование в честь одной святыни. Далее коротко расскажем о них.

Мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн. Древняя Русь долго блуждала в поисках духовной идентичности. Среди её первых правителей были и христиане, и непримиримые язычники. Именно при последних в Киеве случилась трагедия, положившая начало мученичеству в Русской Церкви. Язычники, подстрекаемые жрецами, зверски убили двух христиан. Истинного воина Христова — княжеского дружинника Феодора. И его совсем юного сына Иоанна. Так, «Повесть временных лет» следующим образом описывает их мученичество:

Варяг же стоял на сенях с сыном своим. Сказали ему: «Дай сына своего, да принесём его богам». Он же ответил: «Если боги они, то пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына». И подсекли под ними сени, и так их убили.

Эта история показывает, что древнерусское язычество, как и любой другой антихристианский культ, имело бесовскую сущность, проявлявшуюся в человеческих жертвоприношениях. Впрочем, и сегодняшние неоязычники только кажутся безобидными чудаками, скачущими через костёр перед деревянными болванами. По сути, это — тоталитарная секта, не имеющая никакого отношения к наследию Древней Руси.

Мученики Прокл и Иларий Калиптские. Святые начала II столетия от Рождества Христова, пострадавшие в годы антицерковных гонений императора-язычника Траяна, правившего Римской Империей в 98-117 годах. Иларий был племянником Прокла, пример которого побудил юношу также принять смерть за Христа и Его Церковь. После долгих мучений Прокла расстреляли из луков, а Илария три дня спустя обезглавили. Христиане с почестями погребли святых страдальцев в одной могиле.

Преподобный Михаил Малеин. Греческий святой X века от Рождества Христова. Уроженец Каппадокии, родственник императора Льва VI Мудрого, будущий старец мог сделать грандиозную светскую карьеру, однако с юных лет отказался от мира. В 18 лет в Киминской обители преподобный принял монашеский постриг и, несмотря на знатность своего рода, в знак смирения стал исполнять самые тяжёлые иноческие послушания.

Через несколько лет отец Михаил принял священническое рукоположение, а благодаря его духовным трудам, а также тому, что он постоянно старался помочь и утешить нуждающихся, Господь даровал ему благодать чудотворений и исцелений. Преподобный, между тем, решил уединиться и провёл долгое время в отшельнической молитве в одной из пещер. В итоге к нему стали прибегать многие ученики и духовные чада, после чего он основал для них монастырь, а сам ушёл в ещё более пустынные места. Так повторялось несколько раз.

После пятидесяти лет монашеских подвигов преподобный Михаил Малеин мирно отошёл ко Господу. Это произошло в 962 году от Рождества Христова.

Мученица Голиндуха Персидская. Святая VI века от Рождества Христова. Супруга персидского волхва-язычника, святая Голиндуха уверилась в истинности христианства и приняла Святое Крещение с именем Мария. Узнав об этом, царь Хозрой I Старший тщетно пытался убедить святую отречься от Христа, после чего святая провела 18 лет в заключении и пытках.

В годы царствования Хозроя II, который занял престол при помощи ромейского императора Маврикия, антихристианские гонения в Персии прекратились, и Мария-Голиндуха была освобождена и начала открыто проповедовать Слово Божие. В конце жизни святая побывала в Иерусалиме, поклонившись Гробу Господню и другим христианским святыням. Страдалица скончалась в 591 году от Рождества Христова по пути из своего паломничества на Святую Землю.

Преподобные Иоанн и Гавриил Святогорцы. Святые X века от Рождества Христова. Одни из первых грузинских христианских подвижников, совершавшие монашеские подвиги на Святой горе Афон. Преподобный Иоанн является основателем знаменитого Иверского Афонского монастыря.

Преподобный Арсений Новгородский, Христа ради юродивый. Русский святой XVI века от Рождества Христова. В 1562 году преподобный Арсений основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где принял постриг и взял на себя тяжелейшие монашеские подвиги: носил вериги и постоянно пребывал в слёзной молитве. В конце жизни святой ушёл в затвор, в котором и отошёл ко Господу в 1570 году от Рождества Христова.

Преподобномученик Симон Воломский, Устюжский. Христианский подвижник первой половины XVII века от Рождества Христова, погибший от рук разбойников в основанном им Воломском монастыре в 1641 году. Вскоре после его мученической гибели от мощей святого Симона начались исцеления.

Икона Божией Матери, именуемая «Троеручица». Чудотворный образ Пресвятой Богородицы, в VIII веке от Рождества Христова исцеливший отрубленную руку преподобного Иоанна Дамаскина, который после этого чуда передал икону «Троеручица» в Лавру преподобного Саввы Освященного. После пребывания в XIII веке в Сербии этот образ был чудесным образом перенесён на Святую гору Афон в сербский Хиландарский монастырь.

Читайте также:  222 дней сколько месяцев

Поздравляем православных христиан с днём этой святыни и памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!»

Источник

Преподобномученик Си ́ мон Воломский , Устюжский, игумен

Пре­по­доб­но­му­че­ник Си­мон Во­лом­ский, в ми­ру Си­ме­он, сын кре­стья­ни­на Ми­ха­и­ла из-под Во­ло­ко­лам­ска, ро­дил­ся в 1586 го­ду. В 24-лет­нем воз­расте, по­сле дол­го­го па­лом­ни­че­ства по пра­во­слав­ным оби­те­лям, он при­нял по­стриг в Пи­нег­ской Ма­ка­рьев­ской оби­те­ли, а в 1613 го­ду по­се­лил­ся в 80 вер­стах к юго-за­па­ду от Устю­га на ре­ке Кич­мен­ге, в ле­су Во­лом­ском. Здесь он пять лет про­жил один, вда­ли от лю­дей; пи­тал­ся ово­ща­ми, ко­то­рые сам вы­ра­щи­вал, да ино­гда про­сил хлеб в ка­ком-ли­бо се­ле­нии. Ко­гда к нему ста­ли со­би­рать­ся лю­би­те­ли без­молв­ной жиз­ни, пре­по­доб­ный Си­мон, по гра­мо­те ца­ря Ми­ха­и­ла Фе­о­до­ро­ви­ча и бла­го­сло­ве­нию Ро­стов­ско­го мит­ро­по­ли­та Вар­ла­а­ма, по­стро­ил храм в честь Кре­ста Гос­под­ня, а в 1620 го­ду был по­став­лен на­сто­я­те­лем ос­но­ван­ной им оби­те­ли. Стро­гий по­движ­ник, слу­жив­ший для всех при­ме­ром доб­ро­де­те­ли, тру­до­лю­бия, по­ста и мо­лит­вы, был зло­дей­ски убит в сво­ем мо­на­сты­ре 12 июля 1641 го­да. Те­ло пре­по­доб­но­го Си­мо­на с че­стью по­хо­ро­не­но в ле­вой сто­роне со­здан­но­го им хра­ма.

Полное житие преподобномученика Симона Воломского, Устюжского

Пре­по­доб­но­му­че­ник Си­мон Во­лом­ский (в ми­ру Си­ме­он Ми­хай­ло­вич) ро­дил­ся в 1586 го­ду в се­мье кре­стья­ни­на мо­на­стыр­ской Во­ло­ко­лам­ской вот­чи­ны. В 1607 го­ду, в Смут­ное вре­мя, его отец, ра­зо­рив­шись, от­пра­вил­ся на се­вер, а Си­ме­он по­шел в Моск­ву. Там он на­шел при­ют у од­но­го порт­но­го и на­учил­ся порт­няж­но­му ре­ме­с­лу.

Вско­ре свя­той Си­ме­он по­ки­нул Моск­ву, на­пол­нен­ную то­гда из­мен­ни­ка­ми оте­че­ства, и по­шел в Устюг, где, во­дво­рив­шись, пи­тал­ся тру­да­ми рук сво­их. Спу­стя неко­то­рое вре­мя, дви­жи­мый бла­го­че­сти­ем, на­пра­вил­ся он на ост­ров Со­ло­вец­кий для по­кло­не­ния пре­по­доб­ным Зо­си­ме и Сав­ва­тию. В Со­ло­вец­ком мо­на­сты­ре Си­ме­он на­учил­ся гра­мо­те и цер­ков­но­му пе­нию, сла­дост­но бы­ло для него чте­ние бо­же­ствен­ных книг и бе­се­да с ду­хов­ны­ми стар­ца­ми о спа­се­нии ду­ши. Од­на­ко из-за мно­го­люд­ства в про­слав­лен­ной оби­те­ли св. Си­ме­он, жаж­дав­ший уеди­нен­ных и без­молв­ных по­дви­гов, пе­ре­шел в пу­стын­ный мо­на­стырь в честь Гру­зин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, рас­по­ло­жен­ный на Чер­ной го­ре, на ре­ке Пи­не­ге. Там он мо­лил игу­ме­на Ма­ка­рия по­стричь его в ино­че­ство. По­сле мно­гих на­зи­да­тель­ных ре­чей на­сто­я­тель ис­пол­нил его бла­го­че­сти­вое же­ла­ние и из­ме­нил мир­ское имя его Си­мео­на на сход­ное с оным Си­мо­на; юно­ше бы­ло то­гда уже два­дцать че­ты­ре го­да. Со всей рев­но­стью пре­дал он се­бя служ­бе мо­на­стыр­ской, без­ро­пот­но ис­пол­няя все тя­же­лые по­слу­ша­ния, имея все­гда в серд­це сво­ем па­мять смерт­ную и непре­стан­но по­вто­ряя бо­го­дух­но­вен­ные сло­ва Да­ви­да: Виждь, Гос­по­ди, сми­ре­ние мое и труд мой и оста­ви вся гре­хи моя (Пс.24,18). Стро­гая по­движ­ни­че­ская жизнь снис­ка­ла ему лю­бовь и ува­же­ние бра­тии. Сла­ва о его рав­но­ан­гель­ском жи­тии ста­ла рас­про­ст­ра­нять­ся в окру­ге. Но пре­по­доб­ный Си­мон по­же­лал со­вер­шен­но­го без­мол­вия, и игу­мен, зная вы­со­кую его доб­ро­де­тель, от­пу­стил его в уеди­не­ние.

Неко­то­рое вре­мя он пу­те­ше­ство­вал по мо­на­сты­рям Нов­го­род­ской, Мос­ков­ской и Во­ло­год­ской епар­хий, а за­тем в 1613 го­ду по­се­лил­ся в 80-ти вер­стах от Устю­га, в глу­хом и непро­хо­ди­мом ме­сте Вол­мы, или Во­лом­ском ле­су, на ре­ке Кич­мен­ге. По­лю­би­лось это ди­кое ме­сто бла­жен­но­му Си­мо­ну, и он мо­лил­ся Гос­по­ду и Пре­чи­стой Его Ма­те­ри, чтобы поз­во­ли­ли ему тут во­дво­рить­ся для спа­се­ния его ду­ши. Он по­ста­вил се­бе тес­ную кел­лию и на­чал воз­де­лы­вать зем­лю в со­вер­шен­ном уеди­не­нии, пи­тал­ся он ово­ща­ми, ко­то­рые сам са­дил, а ино­гда хле­бом, ко­то­рый со­би­рал как ми­ло­сты­ню в окрест­ных се­ле­ни­ях, ибо в те­че­ние пя­ти лет ни­кто не ве­дал его уеди­нен­ной кел­лии, ограж­ден­ной дре­му­чим бо­ром. Ко­гда же окрест­ные жи­те­ли узна­ли, то ста­ра­лись его вы­тес­нить, но он бла­го­душ­но пре­тер­пел го­не­ние и удер­жал­ся на из­бран­ном ме­сте.

Ко­гда по­не­мно­гу на­ча­ли со­би­рать­ся к прп. Си­мо­ну уче­ни­ки, он по­же­лал уст­ро­ить оби­тель. Ис­про­сив у ца­ря Ми­ха­и­ла Фе­о­до­ро­ви­ча жа­ло­ван­ной гра­мо­ты на из­бран­ное им ме­сто, пре­по­доб­ный по­ста­вил цер­ковь во имя Воз­дви­же­ния Крес­та Гос­под­ня. Од­на­ко вско­ре по­сле освя­ще­ния храм был со­жжен окрест­ны­ми по­се­ля­на­ми, опа­сав­ши­ми­ся, что к хра­му отой­дут их зем­ли. Пре­по­доб­ный Си­мон не пал ду­хом и стал стро­ить но­вую цер­ковь. В 1620 го­ду, ко­гда храм так­же в честь Воз­дви­же­ния Кре­ста Гос­под­ня был по­стро­ен, пре­по­доб­ный Си­мон по­шел в Ро­стов, чтобы про­сить у ар­хи­епи­ско­па Вар­ла­а­ма ан­ти­минс и нуж­ную утварь. Но он по­лу­чил не толь­ко все необ­хо­ди­мое для бо­го­слу­же­ния, но и при­нял от ру­ки его и сан свя­щен­ства. Воз­вра­тив­шись в свою оби­тель, пре­по­доб­ный Си­мон уже сам освя­тил но­вую цер­ковь.

Пре­по­доб­ный игу­мен Си­мон был для бра­тии при­ме­ром тру­до­лю­бия, сми­ре­ния, про­сто­ты сер­деч­ной. Пост и мо­лит­ва бы­ли глав­ным де­ла­ни­ем ино­ков. Од­на­ко враг ро­да че­ло­ве­че­ско­го про­дол­жал на­стра­и­вать про­тив свя­то­го стар­ца неко­то­рых кре­стьян. Да­ро­ван­ные ца­рем Ми­ха­и­лом Фе­о­до­ро­ви­чем жа­ло­ван­ные гра­мо­ты на вла­де­ние зем­лей в окру­ге на 10 верст вы­зы­ва­ли у них за­висть и зло­бу. Одн­аж­ды три зло­дея на­па­ли на свя­то­го стар­ца, ко­гда он один ру­бил лес, на­ва­ли­ли на него ко­ло­ду и гро­зи­ли убить, ес­ли он не от­даст им гра­мо­ту на зем­лю. Ед­ва умо­лил их прп. Си­мон от­пу­стить его, чтобы по­ис­кать гра­мо­ту. Воз­вра­тясь к сво­им, он рас­ска­зал быв­шее с ним при­клю­че­ние и угро­жав­шую опас­ность. Мо­на­стыр­ские лю­ди со­бра­лись, что­бы пой­мать сих трех на­силь­ни­ков, но ни­где не мог­ли най­ти их.

12 июля 1641 го­да, ко­гда боль­шин­ство ино­ков оби­те­ли ушли на празд­ник в честь Про­ко­пия Устюж­ско­го (па­мять 8/21 июля), зло­умыш­лен­ни­ки про­бра­лись в мо­на­стырь и, най­дя пре­по­доб­но­го од­но­го, вновь ста­ли тре­бо­вать гра­мо­ту. Пре­по­доб­ный умо­лил их от­пу­стить его в цер­ковь для отыс­ки­ва­ния гра­мо­ты. Там он пал ниц пред ико­ной Ма­те­ри Бо­жи­ей и со сле­за­ми мо­лил­ся, бла­го­да­ря Вла­ды­чи­цу за то, что поз­во­ли­ла ему во­дво­рит­ся в сей пу­стыне, и по­ру­чал Ей с сы­нов­ней до­ве­рен­но­стью со­бран­ные им ста­до и са­мо­го се­бя в час смерт­ный; мо­лил­ся и Гос­по­ду Иису­су, чтобы по­слал Ан­ге­ла ми­ра при­нять ду­шу его и при­чис­лил бы его к из­бран­но­му Сво­е­му ста­ду. Вос­став от мо­лит­вы, он при­час­тил­ся в ал­та­ре за­пас­ны­ми Да­ра­ми, хра­нив­ши­ми­ся в ков­че­ге, и, укреп­лен­ный бес­смерт­ною ве­щею, вы­шел к сво­им зло­де­я­ми: «Те­перь де­лай­те со мною, что хо­ти­те». И же­сто­ко­серд­ные, не уми­лив­шись сми­ре­ни­ем стар­ца, «мно­го му­чи­ша, по­ру­га­ю­ще­ся ему и но­жи раз­бо­до­ша свя­тое те­ло его, и на­ко­нец от­се­ко­ша чест­ную гла­ву его, и по­вер­го­ша те­ло близ его кел­лии».

Несколь­ко дней ле­жа­ло по­вер­жен­ное те­ло, ни­кем не вре­ди­мое, ни зве­ря­ми, ни пти­ца­ми. Воз­вра­ти­лись бра­тия из Ве­ли­ко­го Устю­га и с ужа­сом об­ре­ли бла­жен­но­го сво­е­го на­став­ни­ка мерт­вым пред дверь­ми его кел­лии, с же­сто­ки­ми зна­ка­ми му­че­ния. Вы­зван­ный из Ар­хан­гель­ской оби­те­ли го­ро­да Устю­га иеро­мо­нах Еф­рем со­вер­шил от­пе­ва­ние, и те­ло пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Си­мо­на бы­ло с че­стью по­гре­бе­но с ле­вой сто­ро­ны со­здан­но­го им хра­ма. В ско­ром вре­ме­ни у мо­ги­лы свя­то­го ста­ли со­вер­шать­ся чу­де­са, в ос­нов­ном ис­це­ле­ния боль­ных. В 1646 го­ду на­ча­лось по­чи­та­ние пре­по­доб­но­му­че­ни­ка, ему бы­ла со­став­ле­на служ­ба с опи­са­ни­ем жи­тия и чу­дес.

Источник



Воскресенье, 25 июля 2021 года: что будет в храме?

В пятое воскресенье по Пятидесятнице мы празднуем память нескольких древних святых. Среди них есть даже родственники, пострадавшие за Христа — мученики Прокл и Иларий (дядя и племянник), мученики киевские Феодор и Иоанн (сын и отец). А также грузинские святые, подвизавшиеся на Афоне преподобные Иоанн и Гавриил, и основатели монастырей Михаил Малеин, Арсений Новгородский и Симон Воломский. В воскресенье 25 июля Церковь поминает в молитве святую с необычным для нашего слуха именем Голиндуха.

Но особенно 25 июля выделяется в церковном календаре благодаря празднику иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица» (VIII век).

Подробнее о чудотворных иконах Богородицы читайте в наших материалах:

• Рассказ об одном из списков иконы Богородицы «Троеручица», перед которым молилась семья последнего императора России страстотерпца Николая, слушайте на радио «Вера».

Воскресенье, 25 июля 2021 года: что будет в храме?

Тропарь Пресвятой Богородице перед иконой Ее «Троеручица»

Днесь всемирная радость возсия нам велия:/ даровася святей Горе Афонстей/ цельбоносная Твоя, Владычице Богородице, икона,/ со изображением тричисленно и нераздельно пречистых рук Твоих/ в прославление Святыя Троицы,/ созываеши бо верных и молящихся Тебе о сем познати,/ яко двема Сына и Господа держиши,/ третию же яви на прибежище и покров чтущим Тя,/ от всяких напастей и бед избавляти,/ да вси, притекающии к Тебе, верою приемлют неоскудно от всех зол свобождение,/ от врагов защищение,/ сего ради и мы вкупе со Афоном вопием:// радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Перевод: Сегодня нам воссияла великая всемирная радость: даровалась святой горе Афонской подающая исцеления Твоя, Владычица Богородица, икона, с изображением тройственно и нераздельно пречистых рук Твоих в прославление Святой Троицы, ибо Ты созываешь верующих и молящихся Тебе узнать об этом, так как двумя (руками) Сына и Господа держишь, третью же явила для помощи и покровительства почитающим Тебя, для избавления от всяких напастей и бед, чтобы все, приходящие к Тебе, с верой принимали неистощимо освобождение от всех зол и защиту от врагов, потому и мы вместе с Афоном взываем: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобой».

Кондак Пресвятой Богородице перед иконой Ее «Троеручица»

Днесь веселое наста ныне Твое торжество, Богомати Пречистая,/ вси вернии исполнишася радости и веселия,/ яко сподобльшеся изрядно воспети/ предивное явление честнаго образа Твоего/ и рождшагося из Тебе Младенца, истинна же Бога,/ Егоже двема рукама объемлеши,/ и третиею от напастей и бед нас изымаеши// и избавляеши от всех зол и обстояний.

Перевод: Сегодня настало радостное Твое торжество, Пречистая Богоматерь, все верующие наполнились радостью и весельем, удостоившись особо воспевать предивное явление почитаемого образа Твоего и родившегося от Тебя Младенца, истинного Бога, Его же двумя руками Ты обнимаешь, а третью от напастей и бед нас вызволяешь и избавляешь от всех зол и невзгод.

Молитва Пресвятой Богородице перед иконой Ее «Троеручица»

О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, велие чудо святому Иоанну Дамаскину явившая, яко веру истинную — надежду несумненную показавшему! Услыши нас, грешных, пред чудотворною Твоею иконою усердно молящихся и просящих Твоея помощи: не отрини моления сего многих ради прегрешений наших, но, яко Мати милосердия и щедрот, избави нас от болезней, скорбей и печалей, прости содеянныя нами грехи, исполни радости и веселия всех, чтущих святую икону Твою, да радостно воспоем и любовию прославим имя Твое, яко Ты еси от всех родов избранная и благословенная во веки веков. Аминь.

Читайте также:  МБУК quot Центральная межпоселенческая библиотека quot Бугурусланского района Оренбургской области

Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.

В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресенье 25 июля.

День памяти святых

Мученики Прокл и Иларий (II)

Воскресенье, 25 июля 2021 года: что будет в храме?

Краткое житие мученика Прокла и его племянника Илария, которых всегда изображают на иконах вместе, слушайте на радио «Вера».

Исповедница Голиндуха, во Святом Крещении Мария (591)

Воскресенье, 25 июля 2021 года: что будет в храме?

У нее было положение в обществе и богатство, но поверив в спасителя, она 18 лет провела в тюрьме. Некоторые факты жития святой Голиндухи слушайте на радио «Вера».

Преподобный Михаил Малеин (962)

История одного из богатейших людей своего времени, святого Михаила, который оставил все имущество брату и 50 лет нес монашеский подвиг, слушайте на радио «Вера».

Мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн (983)

Воскресенье, 25 июля 2021 года: что будет в храме?

Предки нынешних шведов и норвежцев пострадали от язычников в Киеве за веру во Христа. Краткий рассказ об их исповедничестве слушайте на радио «Вера».

Преподобные Иоанн (1005) и Гаврил (X) Святогорцы, Грузинские

Иоанн был знатным вельможей и родственником грузинского царя. В одном из Имеретинских монастырей он принял схиму, жил и трудился на горе Олимп. Прославился основанием Иверского монастыря на Афоне, где после его смерти стал настоятелем его сын, преподобный Евфимий Новый.

Преподобный Гавриил по повелению Богородицы должен был с верой пойти по морским волнам и принять Ее икону. Читайте подробнее об этом в нашем материале об Иверской иконе Божией Матери.

Преподобный Арсений Новгородский (1570 или 1571)

Воскресенье, 25 июля 2021 года: что будет в храме?

Через полгода после свадьбы он тайно бежал из родного Ржева в Великий Новгород, а через пять лет написал жене и матери письмо, в котором утешал их евангельским обещанием вечной блаженной жизни тем, кто оставит ради Господа мать, жену, детей, имущество (Мф. 19).

В миру его звали Амвросий, он родился в семье благочестивых христиан Ржева. Его отец, Григорий, научил своему ремеслу сына. Амвросий прилежно занимался выделкой кож, подавал нищим милостыню, ежедневно молился в церкви. После смерти отца Амвросий мать заставила его вступить в супружество с Марией, но через полгода он оставил дом и родных и бежал в Великий Новгород. Там он занимался своим ремеслом и тайно постился и молился.

В 1562 году с помощью Феодора Димитриевича Сыркова, благочестивого строителя храмов и монастырей, он основал обитель и храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, что на Ярославском дворище. Здесь он принял монашеский постриг с именем Арсений.

Жизнь он вел строгую, на теле носил вериги, прикрытые бедной и ветхой одеждой. Непрестанная молитва его сопровождалась даром слез. В последние годы земной жизни преподобный Арсений жил в затворе в своем монастыре. Его слезы были не только покаянными — он плакал о земной отчизне, провидя грозные беды, готовые обрушиться на гордых новгородцев.

В 1570 году царь Иоанн Грозный предал жестокой казни тысячи новгородцев. Узнав о преподобном Арсении, царь пришел к нему с щедрыми подарками. Но святой не принял даров, упрекнув царя за жестокость, строго говоря: «Многие неповинные души послал ты в Царство Небесное». Когда, собираясь в Псков, Иоанн Грозный вновь пришел к преподобному Арсению и просил благословения на дорогу, подвижник сказал: «Завтра, государь, готов и я в путь». Обрадовался его готовности царь, но это было только таинственное предсказание о собственной кончине. Наутро, приобщившись Святых Христовых Таин, преподобный Арсений отошел к Богу.

Погребли святого Арсения в том же затворе, где он совершал спасительный подвиг. После обретения нетленных мощей преподобного над ними была построена часовня, а затем деревянная церковь в честь Рождества Христова. 21 января 1787 года нетленные мощи подвижника были перенесены в Кириллов монастырь близ Новгорода и положены на южной стороне соборной церкви во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. Там же был построен и освящен в сентябре 1793 года придел во имя преподобного Арсения, а в 1812 году устроена новая позолоченная гробница. В честь преподобного Арсения был освящен также придел в храме в честь Владимирской иконы Божией Матери в Ржеве.

Преподобномученик Симон Воломский (1586 — 1641)

Святой подвижник, основатель и игумен Воломского монастыря был злодейски убит в основанной им обители. Причем пострадал он не от рук разбойников, а от. соседей.

Симеон, сын крестьянина Михаила монастырской Волоколамской вотчины, после разорения отца пошел в Москву, где научился портняжному ремеслу. Через Устюг дошел он до Соловецкого монастыря, где научился грамоте и церковному пению. В 24-летнем возрасте он принял постриг в Пинегской Макарьевской обители, по благословению игумена некоторое время паломничал по монастырям Новгородской, Московской и Вологодской епархий, а в 1613 году поселился в непроходимом Воломском лесу.

Пять лет прожил один в тесной келье: питался овощами, которые выращивал, иногда просил хлеб как милостыню в селениях. Когда окрестные жители узнали место его жительства, то старались его вытеснить — монах терпел гонения, но удержался на избранном месте.

Когда к нему стали собираться ученики, преподобный Симон, по грамоте царя Михаила Феодоровича и благословению Ростовского митрополита Варлаама, построил храм в честь Воздвижения Креста Господня. Однако вскоре после освящения храм был сожжен окрестными поселянами, опасавшимися, что к храму отойдут их земли. Преподобный Симон стал строить новую церковь. В 1620 году, когда храм также в честь Воздвижения Креста Господня был построен, преподобный Симон пошел в Ростов, чтобы просить у архиепископа Варлаама антиминс и нужную утварь. Но он получил не только все необходимое для богослужения, но и принял от руки его и сан священства. Возвратившись в свою обитель, преподобный Симон уже сам освятил новую церковь.

Преподобный игумен Симон был для братии примером трудолюбия, смирения, простоты. А дарованные царем жалованные грамоты на владение землей в округе на 10 верст вызывали у некоторых крестьян зависть и злобу. Однажды три злодея напали на святого старца, когда он один рубил лес, навалили на него колоду и грозили убить, если он не отдаст им грамоту на землю. Едва умолил их иеромонах отпустить его, чтобы поискать грамоту. Возвратясь к своим, он рассказал об угрожавшей опасности. Монастырские люди нигде не могли найти нападавших.

12 июля 1641 года, когда большинство иноков обители ушли на праздник в честь Прокопия Устюжского (память 8/21 июля), злоумышленники пробрались в монастырь и, найдя преподобного одного, вновь стали требовать грамоту. Преподобный умолил их отпустить его в церковь, где после молитвы причастился в алтаре запасными Дарами, и вышел: «Теперь делайте со мною, что хотите».

Несколько дней лежало растерзанное ножами тело, не вредимое ни зверями, ни птицами. Братия обрели блаженного мертвым пред дверьми его келлии, с жестокими знаками мучения. Вызванный из Архангельской обители города Устюга иеромонах Ефрем совершил отпевание, и тело преподобномученика Симона было с честью погребено с левой стороны созданного им храма. В скором времени у могилы святого стали совершаться чудеса, в основном исцеления больных. В 1646 году началось почитание преподобномученика, ему была составлена служба с описанием жития и чудес.

Особенности православного богослужения

В расписаниях богослужений приходских храмов и монастырей часто можно увидеть специальное время, выделенное для чтения акафиста или канона. Дело в том, что многие молитвы, их тексты и песнопения, созданы по четким правилам. Важна цель обращения к Богу: благодарность, покаяние или прошение. Пояснения к названиям православных молитв и их значении читайте в нашем материале «Зачем православным столько разных молитв?».

Чтение Евангелия:

Евангелие от Матфея, глава 8, стихи 29 — глава 9, стих 1

29 И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. 30 Вдали же от них паслось большое стадо свиней. 31 И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. 32 И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. 33 Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. 34 И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.

1 Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

Апостольское чтение:

Послание Апостола Павла к Римлянам, глава 10, стих 1 — 10

1 Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. 2 Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. 3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, 4 потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего. 5 Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им. 6 А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. 7 Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести. 8 Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем. 9 Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, 10 потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы видим явное чудо и посещение Божие, мы слышим призыв к жителям, которых Господь избавил от страшной беды.

Любой день нашей жизни может изменить ее направление, сконцентрировать на любви к Богу и ближним, на спасении души. Особенно если в воскресный день, который для большинства из нас остается выходным, после храма прийти к тому, кто нуждается в помощи. Особенно к болеющим.

Хотя информационное пространство наполнено обсуждением вакцинации и антикоронавирусных мер, сотни наших сограждан тихо и незаметно страдают в больницах. Не везде как в Москве действуют курсы для добровольцев в «красные зоны», но каждый христианин призван Богом к деятельному участию в делах любви.

Источник