Поурочные разработки по русскому языку 10 класс
Поурочные разработки по русскому языку 10 класс

Поурочные разработки по русскому языку 10 класс

Ночь каменщик куча ветви клянчить

Морфий. Записки юного врача

ПОЛОТЕНЦЕ С ПЕТУХОМ

Если человек не ездил на лошадях по глухим проселочным дорогам, то рассказывать мне ему об этом нечего: все равно он не поймет. А тому, кто ездил, и напоминать не хочу.

Скажу коротко: сорок верст, отделяющих уездный город Грачевку от Мурьинской больницы [1], ехали мы с возницей моим ровно сутки. И даже до курьезного ровно: в два часа дня 16 сентября 1917 года мы были у последнего лабаза, помещающегося на границе этого замечательного города Грачевки, а в два часа пять минут 17 сентября того же 17-го незабываемого года [2] я стоял на битой умирающей и смякшей от сентябрьского дождика траве во дворе Мурьинской больницы. Стоял я в таком виде: ноги окостенели, и настолько, что я смутно тут же, во дворе, мысленно перелистывал страницы учебников, тупо стараясь припомнить — существует ли действительно, или мне это померещилось во вчерашнем сне в деревне Грабиловке, болезнь, при которой у человека окостеневают мышцы? Как ее, проклятую, зовут по-латыни? Каждая из мышц этих болела нестерпимой болью, напоминающей зубную боль. О пальцах на ногах говорить не приходится — они уже не шевелились в сапогах, лежали смирно, были похожи на деревянные культяпки. Сознаюсь, что в порыве малодушия я проклинал шепотом медицину и свое заявление, поданное пять лет назад ректору университета. Сверху в это время сеяло, как сквозь сито. Пальто мое набухло, как губка. Пальцами правой руки я тщетно пытался ухватиться за ручку чемодана и, наконец, плюнул на мокрую траву. Пальцы мои ничего не могли хватать, и опять мне, начиненному всякими знаниями из интересных медицинских книжек, вспомнилась болезнь — паралич… «Парализис», — отчаянно, мысленно и черт знает зачем сказал я себе.

— П… по вашим дорогам, — заговорил я деревянными синенькими губами, — нужно п… привыкнуть ездить…

И при этом злобно почему-то уставился на возницу, хотя он, собственно, и не был виноват в такой дороге.

— Эх… товарищ доктор, — отозвался возница, тоже еле шевеля губами под светлыми усишками, — пятнадцать годов езжу, а все привыкнуть не могу.

Я содрогнулся, оглянулся тоскливо [3] на белый облупленный двухэтажный корпус, на небеленые бревенчатые стены фельдшерского домика, на свою будущую резиденцию — двухэтажный очень чистенький дом с гробовыми загадочными окнами, протяжно вздохнул. И тут же мутно мелькнула в голове вместо латинских слов сладкая фраза, которую спел в ошалевших от качки и холода мозгах полный тенор с голубыми ляжками:

«…Привет тебе… при-ют свя-щенный…»

— Прощай, прощай надолго, золото-красный Большой театр, Москва, витрины… ах, прощай.

«Я тулуп буду в следующий раз надевать… — в злобном отчаянии думал я и рвал чемодан за ремни негнущимися руками, — я… хотя в следующий раз будет уже октябрь… хоть два тулупа надевай. А раньше чем через месяц я не поеду, не поеду в Грачевку… Подумайте сами… ведь ночевать пришлось! Двадцать верст сделали и оказались в могильной тьме… ночь… в Грабиловке пришлось ночевать… учитель пустил… А сегодня утром выехали в семь утра… И вот едешь… батюшки-светы… медленнее пешехода. Одно колесо ухает в яму, другое на воздух подымается, чемодан на ноги — бух… потом на бок, потом на другой, потом носом вперед, потом затылком. А сверху сеет и сеет, и стынут кости. Да разве я мог бы поверить, что в середине серенького кислого сентября человек может мерзнуть в поле, как в лютую зиму?! Ан, оказывается, может. И пока умираешь медленною смертью, видишь одно и то же, одно. Справа горбатое обглоданное поле, слева чахлый перелесок, а возле него серые драные избы, штук пять или шесть. И кажется, что в них нет ни одной живой души. Молчание, молчание кругом…»

Чемодан наконец поддался. Возница налег на него животом и выпихнул его прямо на меня. Я хотел удержать его за ремень, но рука отказалась работать, и распухший, осточертевший мой спутник с книжками и всяким барахлом плюхнулся прямо на траву, шарахнув меня по ногам.

— Эх ты, Госпо… — начал возница испуганно, но я никаких претензий не предъявлял — ноги у меня были все равно хоть выбрось их.

— Эй, кто тут? Эй! — закричал возница и захлопал руками, как петух крыльями. — Эй, доктора привез!

Тут в темных стеклах фельдшерского домика показались лица, прилипли к ним, хлопнула дверь, и вот я увидел, как заковылял по траве ко мне человек в рваненьком пальтишке и сапожишках. Он почтительно и торопливо снял картуз, подбежав на два шага ко мне, почему-то улыбнулся стыдливо и хриплым голоском приветствовал меня:

— Здравствуйте, товарищ доктор.

— Кто вы такой? — спросил я.

— Егорыч я, — отрекомендовался человек, — сторож здешний. Уж мы вас ждем, ждем…

И тут же он ухватился за чемодан, вскинул его на плечо и понес. Я захромал за ним, безуспешно пытаясь всунуть руку в карман брюк, чтобы вынуть портмоне.

Человеку, в сущности, очень немного нужно. И прежде всего ему нужен огонь. Направляясь в мурьинскую глушь, я, помнится, еще в Москве давал себе слово держать себя солидно. Мой юный вид отравлял мне существование на первых шагах. Каждому приходилось представляться:

И каждый обязательно поднимал брови и спрашивал:

— Неужели? А я-то думал, что вы еще студент.

— Нет, я кончил, — хмуро отвечал я и думал: «Очки мне нужно завести, вот что». Но очки было заводить ни к чему, глаза у меня были здоровые, и ясность их еще не была омрачена житейским опытом. Не имея возможности защищаться от всегдашних снисходительных и ласковых улыбок при помощи очков, я старался выработать особую, внушающую уважение повадку. Говорить пытался размеренно и веско, порывистые движения по возможности сдерживать, не бегать, как бегают люди в двадцать три года, окончившие университет, а ходить. Выходило все это, как теперь, по прошествии многих лет, понимаю, очень плохо.

В данный момент я этот свой неписаный кодекс поведения нарушил. Сидел скорчившись, сидел в одних носках, ине где-нибудь в кабинете, а сидел в кухне и, как огнепоклонник, вдохновенно и страстно тянулся к пылающим в плите березовым поленьям. На левой руке у меня стояла перевернутая дном кверху кадушка, и на ней лежали моя ботинки, рядом с ними ободранный, голокожий петух с окровавленной шеей, рядом с петухом его разноцветные перья грудой. Дело в том, что еще в состоянии окоченения я уже успел произвести целый ряд действий, которых потребовала сама жизнь, Востроносая Аксинья, жена Егорыча, была утверждена мною в должности моей кухарки. Вследствие этого и погиб под ее руками петух. Его я должен был съесть. Я со всеми перезнакомился. Фельдшера звали Демьян Лукич, акушерок — Пелагея Ивановна и Анна Николаевна [4]. Я успел обойти больницу и с совершеннейшей ясностью убедился в том, что инструментарий в ней богатейший. При этом с тою же ясностью я вынужден был признать (про себя, конечно), что очень многих блестящих девственно инструментов назначение мне вовсе неизвестно. Я их не только не держал в руках, но даже, откровенно признаюсь, и не видал.

— Гм, — очень многозначительно промычал я, — однако у вас инструментарий прелестный. Гм…

— Как же-с, — сладко заметил Демьян Лукич, — это все стараниями вашего предшественника Леопольда Леопольдовича [5]. Он ведь с утра до вечера оперировал.

Тут я облился прохладным потом и тоскливо поглядел на зеркальные сияющие шкафики.

Засим мы обошли пустые палаты, и я убедился, что в них свободно можно разместить сорок человек.

— У Леопольда Леопольдовича иногда и пятьдесят лежало, — утешил меня Демьян Лукич, а Анна Николаевна, женщина в короне поседевших волос, к чему-то сказала:

— Вы, доктор, так моложавы… так моложавы… Прямо удивительно. Вы на студента похожи.

Источник

Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс

(В)проголодь, (чуть)чуть, (с)размаху, (крест)накрест, (на)двое, (во)первых, (на)прокат, (на)смарку, (в)обнимку, (по)человечески, (худо)бедно, (до)упаду, (в)полголоса, (черес)чур, честь(по)чести, (на)бок, (по)итальянски, (по)боку.

Впроголодь, чуть-чуть, с размаху, крест-накрест, надвое, во-первых, напрокат, насмарку, в обнимку, по-человечески, худо-бедно, до упаду, вполголоса, чересчур, честь по чести, на бок, по-итальянски, побоку.

Говорить (по)французски, тепло (по)летнему, (по)осеннему небу, встретить (по)дружески, устроиться (по)походному, ползти (по)пластунски, разлившаяся (по)весеннему река, плакать (по)ребячьи, (по)настоящему договору, пригревало (по)настоящему.

Говорить по-французски, тепло по-летнему, по осеннему небу, встретить по-дружески, устроиться по-походному, ползти по-пластунски, разлившаяся по-весеннему река, плакать по-ребячьи, по настоящему договору, пригревало по-настоящему.

Переночуем где(нибудь), сделал кое(как), темно(синее) платье, (во)первых, говорил (по)латыни, получил (давным)давно, смотрел (в)глубь, (в)глубь моря, увидел (в)дали, (в)дали голубой, держать (в)тайне, вернулся (на)утро, (на)утро не найдётся.

Переночуем где-нибудь, сделал кое-как, темно-синее платье, во-первых, говорил по-латыни, получил давным-давно, смотрел вглубь, в глубь моря, увидел вдали, в дали голубой, держать втайне, вернулся наутро, на утро не найдётся.

I V . Итоги урока

— Расскажите об условиях слитного написания наречий.

— Расскажите об условиях раздельного написания наречий.

— Расскажите об условиях дефисного написания наречий.

Мягкий знак на конце слов после шипящих

Закрепить навыки правописания мягкого знака в различных частях речи; развитие монологической речи.

I . Проверка домашнего задания

1. Опрос. (Два ученика готовятся у доски.)

— Рассказать об условиях слитного и раздельного написания наречий.

— Рассказать об условиях дефисного написания наречий.

2. Работа по вариантам.

• 1-2-й ряды проверяют упр. 199 «по цепочке».

• 3-й ряд выполняет синтаксический разбор предложения:

Вадим круто повернул в сторону, отбежал прочь, слез, привязал коня к толстой берёзе и сел на землю. (М. Ю. Лермонтов)

Вадим круто повернул в сторону , отбежал прочь , слез , привязал коня к толстой берёзе и сел на землю . (Повест., невоскл., простое, двусост., распр., полное, осложнено однородными сказуемыми).

Схема:

II. Работа по теме урока

1. Фронтальный опрос.

— Почему в слове прочь пишется мягкий знак?

— Что вы помните о написании мягкого знака на конце слов после шипящих?

Делаем выводы и заполняем таблицу «Мягкий знак после шипящих»:

В существительных 3-го скл. женского рода ( ро жь , мо щь )

а) неопред. формы ( зале чь , пе чь пирог )

б) 2-го лица, ед. числа ( думае шь , пише шь )

в) повелит. наклонения ( пла чь громче )

В наречиях ( вска чь , насте жь )

Исключения: у ж , заму ж , невтерпё ж

В частицах ( ви шь , ли шь , и шь )

а) 2-го скл. мужского рода ( ме ч , но ж )

б) мн. числа родит. падежа ( лу ж , гру ш )

Читайте также:  Ответы кроссворд 29 АиФ за 2021 год

В кратких прилагательных ( дрему ч , колю ч )

III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

1. Комментированное письмо. Упр. 191.

С мягким знаком

Без мягкого знака

Прилечь, читаешь, идёшь, задумаешься, не плачь, не плачьте, извлечь, отрежьте, ешь, можешь, растолочь, стеречь, назначьте, печь, отрежь, придёшь, смеёшься.

Горячая печь, ночь, брешь, молодёжь, мощь, тишь, мышь, речь, картечь, вещь, мелочь, глушь, чушь, упряжь.

Сплошь, прочь, невмочь, навзничь, лишь, настежь.

Меч, грош, нож, ёж, детский плач, товарищ, хвощ, луч, много туч, сто тысяч, свеж, сторож, груш, грош, пахуч, печка, печной, мощный, жгуч, сто душ, ландыш, замуж, падеж, рубеж, чертёж, падёж.

2. Индивидуальные задания.

— Вставьте пропущенные буквы:

Горяч. доч. обжеч..ся, зареж. кулич. мелоч. острич. сплош. тон..ше, уж. фальш. вскач. вояж. глуш. пейзаж. проч. свар..щик, убереч..ся, тягуч. январ..ский, платёж. пожарищ. стриж. воз..меш. колюч. ёж. испеч. кон..чик, ералаш. невтерпёж.. .

Горяч, дочь, обжечься, зарежь, кулич, мелочь, остричь, сплошь, тоньше, уж, фальшь, вскачь, вояж, глушь, пейзаж, прочь, сварщик, уберечься, тягуч, январский, платёж, пожарищ, стриж, возьмешь, колюч, ёж, испечь, кончик, ералаш, невтерпёж.

— Вставьте пропущенные буквы:

Ноч. камен..щик, куч. вет..ви, клян..чить, среж. тон..чайший, бережёш..ся, зон..тик, брич..ка, щёлоч. биш. стрич..ся, декабр..ский, свеч..ка, брош. пил..щик, сроч..ный, ден..-ден..ской, плющ. мел..чайший, хрящ. кумач. наотмаш. навзнич. замуж. горяч. молодёж. сторож. невмоч. с плеч. хорош. умнож..те, назнач..те.

Ночь, каменщик, куч, ветви, клянчить, срежь, тончайший, бережёшься, зонтик, бричка, щёлочь, бишь (частица), стричься, декабрьский, свечка, брошь, пильщик, срочный, день-деньской, плющ, мельчайший, хрящ, кумач, наотмашь, навзничь, замуж, горяч, молодёжь, сторож, невмочь, с плеч, хорош, умножьте, назначьте.

3. Самостоятельная работа.

— Отметьте номера слов, в которых пишется мягкий знак.

1) В..едливый, 2) из..явить, 3) из..ять, 4) бел..этаж, 5) фортеп..яно, 6) ад..ютант, 7) н..юанс, 8) девят..ю, 9) зав..южить, 10) интерв..юер, 11) ос..миног, 12) п..едестал, 13) кинос..ёмка, 14) тепло..ёмкий, 15) транс..европейский, 16) трет..егодний, 17) трёх..ярусный, 18) четырёх..этажный, 19) пас..янс, 20) шампин..он.

Ответы: 4, 5, 8. 9, 10, 11, 12, 16, 19, 20.

— Отметьте номера слов, в которых пишется мягкий знак.

1) Ал..труист, 2) необходимо бросит..ся, 3) ведёш. 4) гореч. 5) горяч. 6) ералаш. 7) жеч..ся, 8) замуж. 9) зареж. 10) июн..ский, 11) январ..ский, 12) клян..чить, 13) кулич. 14) мелоч. 15) наотмаш. 16) настеж. 17) острич. 18) сплош. 19) тон..ше, 20) явиш..ся.

Ответы: 1, 2, 3, 4, 7, 9, 10, 14-20.

— Отметьте номера слов, в которых пишется мягкий знак.

1) Вскач. 2) говориш. 3) вояж. 4) залеч. 5) изречёш. 6) любуеш..ся, 7) макияж. 8) назнач. 9) пейзаж. 10) проч. 11) нет стрельбищ. 12) свар..щик, 13) бетон..щик, 14) тягуч. 15) тянеш..ся, 16) держиш..ся, 17) несколько крыш. 18) отсроч..ка, 19) отсроч..те, 20) с..ешьте.

Ответы: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 10, 15, 16, 19.

I V . Итоги урока

Я стал подниматься на Безобдал гору, отделяющ у ю Груз и ю от древн е й Армен и и. Широк а я дорога, осенё нн ая дерев ь ями, извивае т ся около горы. На вершин е Безобдала я проехал сквозь малое ущель е , называ е мое, каже т ся, Волчь и ми Воротами, и оч у тился на естестве нн ой границ е Грузи и . Мне представились новые горы, новый г о ризонт; подо мною ра с ст и лались злачные, зелёные нивы. Я взгл я нул ещё раз на она опалё нн ую Грузию и стал спускат ь ся по отлог о му скл о ну горы к свеж и м р а внинам Армении. С неописа нн ым удовольствием заметил я , что зной вдруг уменьш и лся : климат был другой . (Повеств., невоскл., сложное, с разными видами связи: 1 и 2 — сложноподчинённая, 1 и 3 — бессоюзная: причина и следствие; 1 — главное, двусост., распр., полное, неосложн.; 2 — придат. изъясн., двусост., распр., полное, неосложн.; 3 — двусост., не распр., полное, неосложн.)

— В каких частях речи пишется мягкий знак после шипящих?

— В каких частях речи не пишется мягкий знак после шипящих?

Составить словарный диктант (объём —40 слов) по теме урока.

Закрепить навыки правописания глаголов.

I . Проверка домашнего задания

1. Словарный диктант. (Звучит диктант, составленный одним из учащихся дома; объясняется правописание ь после шипящих.)

Спишите текст. Вставьте недостающие знаки препинания.

В первых 3 предложениях выделите все члены предложения.

Выполните синтаксический разбор последнего предложения.

Ответы к упражнению:

— В данном тексте найдите глаголы, назовите признаки, по которым вы определили эту часть речи.

— Какие орфограммы, связанные с правописанием глаголов, вы встретили в данном тексте?

II. Работа по теме урока

Правописание безударных гласных в суффиксах глаголов

1. В глаголах прошедшего времени перед суффиксом — л — пишется та же гласная, что и в неопределённой форме: /> />

2. Если в первом лице ед. числа глагол оканчивается -ую(-юю), пишется -ова-(-ева-): — командую , — горюю . Если в первом лице ед. числа глагол оканчивается не на -ую(-юю), суффикс сохраняется: — рассказываю , — проветриваю.

3. Суффикс — ва — всегда ударный:

4. Суффиксы -е-, -и- в глаголах с приставкой обез- (обес-).

Переходные глаголы с приставкой обез- (обес-) имеют в неопределённой форме и в прошедшем времени суффикс — и -, а непереходные — суффикс — е -: />кого-либо, />самому.

Глаголы обеспамятеть, обезголосеть, обеззубеть являются только непереходными и всегда пишутся с суффиксом — е -.

Глаголы обезжирить, обездушить, обеззаразить, обезобразить, обезвредить, обезглавить, обесславить, обессмертить, обесценить, обессолить являются только переходными и всегда пишутся с суффиксом — и -.

5. В глаголах с приставкой о- пишется составной суффикс — енеть :

6. В глаголах повелительного наклонения независимо от спряжения пишется суффикс — и -:

Личные окончания глаголов

1. Учебник, стр. 84.

2. Глаголы хотеть, бежать, брезжить — разноспрягаемые, то есть имеют окончания I и II спряжений: глагол хотеть в ед. числе изменяется по I спр. (), во мн. числе — по II спр. (); глагол бежать в 3-м лице мн.ч. имеет окончание -ут (), в остальных формах — окончания II спр. () глагол брезжить имеет только две формы — 3-е лицо ед.ч. () 3-е лицо мн.ч. ().

3. Необходимо различать в написании близкие по звучанию безударные окончания будущего времени — ете и повелительного наклонения -ите: .

4. Правописание глаголов на — ться, -тся . (см. учебник стр. 85)

III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

1. Упр. 170 ( I ), упр. 169 ( II )

2. Индивидуальные задания.

— Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1) Уже тает снег, бегут ручьи, в окно пове..ло весною ( Плещеев ). 2) Собакевич шеей не вороч..л вовсе ( Н. Гоголь ). 3) Напрасно ты её обид..л ( М. Горький ). 4) Отец его команд..вал сперва бригадой, потом дивизией ( И. Тургенев ). 5) Но Хорь не всё рассказ..вал, он сам меня расспраш..вал о многом ( И. Тургенев ). 6) Никто не мог сравниться с Ермолаем в искусстве дост..вать руками раков, отыск..вать по чутью дичь, подман..вать перепелов, вынаш..вать ястребов, добывать соловьёв ( И. Тургенев ).

— Составьте предложения со следующими глагольными формами.

Вспашите — вспашете, поддержите — поддержите, выходите — выходите, пишите — пишете, свистните — свистнете.

3. Объяснительный диктант.

— Объяснить правописание глаголов:

1) Вы пишете почти без ошибок. 2) Выпишите из статьи нужные вам цифры. 3) Вспомните правило и приведите пример. 4) Когда вспомните о нас, черкните несколько слов. 5) Не будете закаляться — не вынесете всех трудностей похода. 6) Немедленно вынесите из комнаты все лишние вещи. 7) Не дерните случайно рычаг. 8) Не захотите подниматься наверх — крикните в окно. 9) Вас услышат, если вы крикнете погромче. 10) Стукните в дверь посильнее: хозяйка глуховата. 11) После того как стукнете, подождите немного.

I V . Самостоятельная работа

1. Какой форме глагола соответствует написание -ться ?

а) Инфинитиву (неопред. форме)

б) Форме 3-го лица

2. В каком словосочетании в глагольной форме пишется — тся ?

а) Расстат..ся трудно с другом.

б) Со слезами расстаёт..ся с другом.

3. Укажите примеры, в которых глагол стоит в форме 3-го лица и пишется с — тся .

а) Кое-где только светят..ся узенькие окна. ( Н. Гоголь .)

б) Меж тем Руслан далёко мчит..ся. ( А. С. Пушкин .)

в) Желая светлым днём вполне налюбоват..ся, орёл по поднебесию летал. ( И. Крылов .)

4. Частица не с глаголами пишется раздельно. Есть ли исключения из этого правила?

б) Да. Это глаголы, включающие приставку недо- со значением неполного, недостаточного действия.

в) Да. Это глаголы, без не не употребляющиеся.

5. Какие глаголы пишутся слитно с не ?

а) (Не)домогать, (не)годовать, (не)навидеть.

б) (Не)догнать, (не)годиться, (не)накрывать.

6. Какие глаголы пишутся раздельно с не ?

1) (Не)доехать, (не)переправляться, (не)решить.

2) (Не)досолить суп, (не)достаёт зарплаты, (не) довыполнить задание.

7. Какая гласная буква пишется в глаголах се..л, ве..л, ре..л ?

8. В каком глаголе пишется а ?

а) Кле..л автомобиль.

9. Пишется ли ь в глаголах?

а) Молчиш. заиграеш.. .

б) Скроеш..ся, проговориш..ся.

10. Укажите глаголы I спряжения.

а) Леп..т, смотр..шь, завис..т, леч..м, держ..те.

б) Просе..т, стел..шь, зелене..т, красне..те, ропщ..т.

11. Глаголы какого спряжения даны в словосочетаниях?

а) Верт..шь головой.

б) Бре..шься по утрам.

12. В каких глаголах повелительного наклонения следует писать ь ?

13. Надо ли в глаголах повелительного наклонения спряч. спряч..ся, спряч..тесь писать ь ?

а) Писать ь надо.

б) Писать ь не надо.

14. Если при изменении глагола сохраняется суффикс -ыва-, -ива- в 1-м лице ед. ч., то в прошедшем времени и в неопределённой форме он также пишется. Какие глаголы отвечают этому правилу?

а) Развинч..вать, прикруч..вал, отворач..вался.

б) Протанц..вал, разрис..вал, завед..вал.

15. Найдите глаголы с суффиксами -ова-, -ева-.

1) Рассказ..вать, наста..вал, заинтересов..вать.

2) Облиц..вать, продикт..вать, посовет..вал.

9. — а) да, б) да; 10. — б);

11. — а) II спряжения, б) I спряжения, в), г) разноспрягаемые;

— Расскажите о правописании гласных е, и в суффиксах глаголов с приставкой обез-(обес-).

Источник

Употребление Ъ и Ь знаков. Разработка урока русского языка в 10 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛИ УРОКА:
1. Учебные:
а) повторить, расширить и обобщить сведения об употреблении Ъ и Ь знаков;
б) формировать способность дифференцировать условия употребления Ъ и Ь знаков.
2. Развивающие:
а) видеть отличие употребления Ъ и Ь знаков в словах;
б) уметь применять знания теоретического материала в письменной речи.
3. Воспитательные:
а) воспитывать стремление к грамотной речи;
б) воспитывать гордость за свой язык и его неповторимость.

ТИП УРОКА: комбинированный

Читайте также:  Доставка алкоголя ночью в Нижнем Новгороде круглосуточно

Оборудование : карточки, презентация

Виды деятельности на уроке:
1. Эвристическая беседа
2. Представление компьютерной презентации
4. Индивидуальная и парная работа на местах
5. «Занимательный русский язык» (сведения об истории возникновения знаков).

Разминка для ума.

Задание для учащихся (карточки) Приложение 1:

А) поставьте ударение в соответствии с нормами произношения

закУпорить, плесневЕть, курЯщий, воспринЯв, жалюзИ, позвонЯт, занятОй, заржАветь, досУг, баловАть, клАла, кровоточИть, балОванный, красИвее.

Б) Раскройте скобки. Вместо точек вставьте пропущенные буквы.

1. (Не)засыпая (н. ) на минуту, он смотрел с (не)меркнущим интересом на (не)знакомые ему места. 2. Он ушел (не)заметно. 3. Вдруг разнесся по лесу короткий, глухой рев: (не)знакомый и страшный голос какого-то зверя (Биан). 4. Страх на море зависит от привычки или (не)привычки к морю, то есть от знакомства или (не)знакомства с его характером (Гонч.). 5. Стрелки (не) поняли, в чем дело, и в (не)(до)умении смотрели на мои движения (Арс.). 6. Глядите на меня. Мне это (н. )(н. )приятно (Тург.). 7. На красоту (не) броскую, (не) крикливую, (не)бьющую в глаза роскошью форм и буйством красок (не) вольно отзывается наше сердце (О.Авдеева). 8. Вдруг меня (не) поймут, (не) (до) оценят (А.Крон). 9. Он привел вовсе (не) убедительные аргументы. 10. Приезжий был (не)высок ростом и (не)казист с виду (Шол.). 11. Пусть струится над твоей избушкой тот вечерний (не)сказанный свет (Ес.). 12. (Не) один человек писал эту книгу. 13. (Не)далеко показались огни деревеньки. 14. Берег реки (не)отлог, а очень крут.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Объяснение материала.

Слово учителя.

Мы говорили с вами, что есть несколько точек приложения орфограмм : в приставках, корнях, суффиксах, окончаниях. Повторили правописание слитного и раздельного написания НЕ и НИ. Сегодня пойдет речь о правописании Ъ и Ь знаков. Очень часто мы допускаем ошибки в словах с Ь и Ъ знаками. Что общего, в чем различие, чем интересны эти буквы? На эти вопросы мы найдем ответы на сегодняшнем уроке.

Класс делится на 2 группы: («Фанаты Ь знака»), («Фанаты Ъ знака»)

Предлагаю творческое задание: каждая из команд должна пофантазировать и объяснить, кто главнее Ь или Ъ знак, почему?

Буквы Ь и Ъ называются мягкими и твердыми знаками, однако это название условно. Не следует думать, что Ь знак всегда указывает на мягкость согласных, а Ъ знак – на твердость. Их функции часто совпадают: оба знака могут быть разделительными, и тогда многие согласные, стоящие перед твердым знаком, как и перед мягким, произносятся мягко (сравните: адъюнкт – лошадью). В иных случаях употребление Ь знака не указывает на мягкость согласных, например: мышь, говоришь, отрежь ( ш, ж в русском языке всегда твердые). Однако есть и такие написания, в которых Ь знак указывает на смягчение согласного звука (любовь, судьба). Все это вызывает орфографические трудности при употреблении Ь и Ъ.

Разделительный Ъ пишется перед гласными Е, Ё, Ю, Я:

после приставок, оканчивающихся на согласную:

об-, без-, под-, раз-, от-, сверх-…

после иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную ( в том числе и после бывших приставок, которые сейчас слились с корнем):

аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс-:

адъютант (офицер при штабе), инъекция (укол), объект (предмет или явление), субъект (человек)

в сложных словах, первая часть которых — числительные двух-, трёх-, четырёх-:

двухъярусный, но трехэтажный

-в конце слова: моль, любовь

-в середине: просьба, седьмой

-существительных 3-го скл. женского рода :рожь, мощь

-глаголах неопред. Формы :залечь, печь пирог

-глаголах 2-го лица, ед. числа :думаешь, пишешь

-глаголах повелит. наклонения :плачь громче

-наречиях с основой на шипящую: вскачь исключения: уж, замуж, невтерпёж

— перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И в корне или суффиксе после мягких согласных: крестьянин, вьюга, воробьи

-в некоторых словах иноязычного происхождения перед буквой О в корне слова: медальон, шампиньон

в сложносокращенных словах

в сочетаниях чн, нч, чк, чр, рч, щн, нщ, щр,рщ, нт…

бантик, нянчить, обманщик

в существительных мужского рода 2-ого склонения в Им. И В. пад. гараж, камыш

в существительных женского и среднего рода в Р.п., мн.числа туч, рощ

в кратких прилагательных мужского рода горяч, свеж

в сочетаниях ЛЛ, НН, СТ, СН, СЛ, ЗД, ЗН, НЖ гвозди, иллюминация

между двумя мягкими Л иллюзия

4. Первичное закрепление

-Проверяем знания, путём подъема рук (физминутка.)

-Распределите слова по двум столбикам. В один выпишите слова с разделительным Ъ, а в другой с разделительным Ь

Слова: в_юга, под_ехать, л_ётся, с_ёмка, раз_яснить, пред_юбилейный, бул_он, мурав_и, бур_ян, об_явить, бар_ер, вороб_и.Какое из выписанных слов прилагательное?

-Вставьте Ъ или Ь. Выбор букв объясните.

Раз_ярённый зверь, с_ёжиться от холода, об_яснить задачу, л_ётся дождь, раз_единить провода, большой об_ём, раз_увериться во всём, с_узить юбку, под_езд к дому, в_ёт гнездо, сверкнуть в лист_ях, сер_ёзная опасность.

-Работа по группам 2 варианта, вставить пропущенные буквы

1-Горяч, дочь, обжечься, зарежь, кулич, мелочь, остричь, сплошь, тоньше, уж, фальшь, вскачь, вояж, глушь, пейзаж, прочь, сварщик, уберечься, тягуч, январский, платёж, пожарищ, стриж, возьмешь, колюч, ёж, испечь, кончик, ералаш, невтерпёж, умножьте, назначьте.

2-Ночь, каменщик, куч, ветви, клянчить, срежь, тончайший, бережёшься, зонтик, бричка, щёлочь, бишь (частица), стричься, декабрьский, свечка, брошь, пильщик, срочный, день-деньской, плющ, мельчайший, хрящ, кумач, наотмашь, навзничь, замуж, горяч, молодёжь, сторож, невмочь, с плеч, хорош.

Это интересно

Буква «ер» Ъ — полезная буква. Она выполняет всегда одну и ту же скромную работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъезд, разъезд).

До 1917—1918 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например: ДОМЪ, ДУБЪ, ГОРОДЪ

Тогда весь народ наш был разделён на писавших с «ером» и без «ера» на концах слов. В то время буква эта вызывала гнев и ненависть, смех и слёзы.

Букву «ер» называли бездельником, лодырем, разбойником, дармоедом, кровососом. Буква «ер» на конце слова пожирала более 8% времени и бумаги.

Эта буква — бездельник была самой дорогой буквой мира.

5. Самостоятельная работа. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания на карточке) (Приложения 2,3.)

6. Д/З Стр 80-81 упр62

7. Рефлексия(подведение итогов занятия)

Назовите условия, при которых пишется разделительный Ъ.

Когда надо писать разделительный Ь?

Когда не пишется ъ ь ?

Почему в слове СЪЯЗВИТЬ пишется Ъ, а в слове САГИТИРОВАТЬ – нет?

Разминка для ума.

Задание для учащихся (слова записаны на доске):

А) поставьте ударение в соответствии с нормами произношения

закупорить, плесневеть, курящий, восприняв, жалюзи, позвонят, занятой, заржаветь, досуг, баловать, клала, кровоточить, балованный, красивее.

Б) Раскройте скобки. Вместо точек вставьте пропущенные буквы.

1. (Не)засыпая (н. ) на минуту, он смотрел с (не)меркнущим интересом на (не)знакомые ему места. 2. Он ушел (не)заметно. 3. Вдруг разнесся по лесу короткий, глухой рев: (не)знакомый и страшный голос какого-то зверя (Биан). 4. Страх на море зависит от привычки или (не)привычки к морю, то есть от знакомства или (не)знакомства с его характером (Гонч.). 5. Стрелки (не) поняли, в чем дело, и в (не)(до)умении смотрели на мои движения (Арс.). 6. Глядите на меня. Мне это (н. )(н. )приятно (Тург.). 7. На красоту (не) броскую, (не) крикливую, (не)бьющую в глаза роскошью форм и буйством красок (не) вольно отзывается наше сердце (О.Авдеева). 8. Вдруг меня (не) поймут, (не) (до) оценят (А.Крон). 9. Он привел вовсе (не) убедительные аргументы. 10. Приезжий был (не)высок ростом и (не)казист с виду (Шол.). 11. Пусть струится над твоей избушкой тот вечерний (не)сказанный свет (Ес.). 12. (Не) один человек писал эту книгу. 13. (Не)далеко показались огни деревеньки. 14. Берег реки (не)отлог, а очень крут.

Приложение 2.

Задание. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?

А) Дочь рыбака, пожилой врач, чай горяч, питаешься плохо

Б) Мяч для волейбола, спрячешься в траве, надеешься на успех, выйти замуж

С) Идти прочь, пробежишься по стадиону, полевая мышь, жечь костер

Д) Сжечь мусор, чертеж студента, открывать двери настежь, громкий плач

В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ъ?

А) Разъемный, безъядерный, изголовье

В) Въезжающий, изъятый, межэтажный

С) Съемный, объектив, двухъярусный

Самостоятельная работа.

Задание 1. Распределите слова по двум столбикам. В один выпишите слова с разделительным Ъ, а в другой с разделительным Ь.

Слова: в_юга, под_ехать, л_ётся, с_ёмка, раз_яснить, пред_юбилейный, бул_он, мурав_и, бур_ян, об_явить, бар_ер, вороб_и. Какое из выписанных слов прилагательное?

Вставьте Ъ или Ь. Выбор букв объясните.

Раз_ярённый зверь, с_ёжиться от холода, об_яснить задачу, л_ётся дождь, раз_единить провода, большой об_ём, раз_увериться во всём, с_узить юбку, под_езд к дому, в_ёт гнездо, сверкнуть в лист_ях, сер_ёзная опасность.

Самостоятельная работа.

1. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется Ъ?

1) под_езд, с_ёмка, об_явление

2) об_ективный, с_экономить, раз_яснить

3) ин_екция, в_елся, б_ётся

2. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется Ь?

1) ад_ютант, бул_он, лис_и

2) компан_он, шампин_он, интерв_ю

3) почтал_он, павил_он, раз_езд

Не обозначают звука.

Не допускают слияния гласного и согласного.

Разделительный Ь знак пишется

Ь для обозначения мягкости согласных,

Ь после шипящих для разграничения грамматических форм,

Ь перед гласными е, ё, ю, я, и внутри слова, не после приставок (карьера, воробьиный, вьюга)

В некоторых иноязычных словах перед О (бульон, компаньон)

Разделительный Ъ знак пишется после согласного перед гласными

1. после приставки, оканчивающейся на согласную (подъем, въезд, предъюбилейный, межъядерный)

2. после иноязычной приставки (аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, контр-, об-, суб- транс-) и иноязычного корня, начинающейся с –Е-, -Ю- (инъекция, субъект, адъютант)

в сложных словах после числительных ДВУХ, ТРЕХ, ЧЕТЫРЕХ (двухъярусный)

Между приставкой на согласный звук и корнем, начинающимся с букв е(ё), ю, я (подъезд, объем)

ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ

— на конце слов после любого мягкого согласного (моль, исповедь);

— в середине слова после мягкого Л (мельница); после мягкого согласного перед твердым (тоньше);

— в середине числительных 50-80, 500-800 (пятьдесят, восемьсот)

Ь ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ ДЛЯ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ

В именах существительных женского рода единственного числа (речь, тишь, рожь).

В повелительном наклонении глаголов (отрежь, съешь, назначь).

В неопределенной форме глаголов (беречь, стричь).

Во 2-м лице единственного числа глаголов настоящего и будущего времени (несешь, бросишь, возишь).

В наречиях (сплошь, настежь)

Исключения: уж, замуж, невтерпеж.

В частицах (лишь, ишь, вишь).

В середине числительных 50-80, 500-800.

Читайте также:  Почему во время беременности сводит ноги по ночам как избавиться от судорог

В притяжательных прилагательных (медвежьего, собачьим)

Ь перед гласными е, ё, ю, я, и

— в корне (обезьяна, интерьер)

— в иноязычных словах (бульон, компаньон)

Ь ЗНАК НЕ ПИШЕТСЯ !

В существительных мужского рода 2-ого склонения в Им. И В. пад. (гараж, камыш).

Источник

Урок"Правописание ъ-ь "(10 класс)

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

1. Дидактические: а) повторить, расширить и обобщить сведения об употреблении Ъ и Ь знаков; б) формировать способность дифференцировать условия употребления Ъ и Ь знаков. 2. Развивающие: а) видеть отличие употребления Ъ и Ь знаков в словах; б) уметь применять знания теоретического материала в письменной речи. 3. Воспитательные: а) воспитывать стремление к грамотной речи; б) воспитывать гордость за свой язык и его неповторимость.

Оборудование : карточки, презентация

Организационный момент.Проверка Д/З. Актуализация знаний. Как пользоваться правилом

1. Произнеси слово, послушай, есть ли в нём звук [й’] после согласного звука перед гласным.

2. Выдели в слове корень.

3. Посмотри, где нужно писать разделительный знак – в корне или между приставкой и корнем. Если в корне – пиши Ь, если между приставкой и корнем – пиши Ъ.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Разделительный Ъ пишется перед гласными Е, Ё, Ю, Я:

после приставок, оканчивающихся на согласную: об-, без-, под-, раз-, от-, сверх-…

после иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную ( в том числе и после бывших приставок, которые сейчас слились с корнем): аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс-:

адъютант (офицер при штабе), инъекция (укол), объект (предмет или явление), субъект (человек)

в сложных словах, первая часть которых — числительные двух-, трёх-, четырёх-: двухъярусный, но трехэтажный

смягчительная функция-в конце слова: моль, любовь

-в середине: просьба, седьмой

грамматическая функция -существительных 3-го скл. женского рода :рожь, мощь

-глаголах неопред. Формы :залечь, печь пирог

-глаголах 2-го лица, ед. числа :думаешь, пишешь

-глаголах повелит. наклонения :плачь громче

-наречиях с основой на шипящую: вскачь исключения: уж, замуж, невтерпёж

-частицах вишь, лишь, ишь

разделительная функция- перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И в корне или суффиксе после мягких согласных:крестьянин, вьюга, воробьи

-в некоторых словах иноязычного происхождения перед буквой О в корне слова: медальон, шампиньон

в сложносокращенных словах Детясли, иняз

в сочетаниях чн, нч, чк, чр, рч, щн, нщ, щр,рщ, нт… бантик, нянчить, обманщик

в существительных мужского рода 2-ого склонения в Им. И В. пад. гараж, камышв существительных женского и среднего рода в Р.п., мн.числа туч, рощ в кратких прилагательных мужского рода горяч, свежв сочетаниях ЛЛ, НН, СТ, СН, СЛ, ЗД, ЗН, НЖ гвозди, иллюминациямежду двумя мягкими Л иллюзия5. Первичное закрепление

-Проверяем знания, путём подъема рук

-Распределите слова по двум столбикам. В один выпишите слова с разделительным Ъ, а в другой с разделительным Ь

Слова: в_юга, под_ехать, л_ётся, с_ёмка, раз_яснить, пред_юбилейный, бул_он, мурав_и, бур_ян, об_явить, бар_ер, вороб_и.Какое из выписанных слов прилагательное?

-Вставьте Ъ или Ь. Выбор букв объясните.

Раз_ярённый зверь, с_ёжиться от холода, об_яснить задачу, л_ётся дождь, раз_единить провода, большой об_ём, раз_увериться во всём, с_узить юбку, под_езд к дому, в_ёт гнездо, сверкнуть в лист_ях, сер_ёзная опасность.

-Работа по группам 2 варианта, вставить пропущенные буквы

1-Горяч, дочь, обжечься, зарежь, кулич, мелочь, остричь, сплошь, тоньше, уж, фальшь, вскачь, вояж, глушь, пейзаж, прочь, сварщик, уберечься, тягуч, январский, платёж, пожарищ, стриж, возьмешь, колюч, ёж, испечь, кончик, ералаш, невтерпёж, умножьте, назначьте.

2-Ночь, каменщик, куч, ветви, клянчить, срежь, тончайший, бережёшься, зонтик, бричка, щёлочь, бишь (частица), стричься, декабрьский, свечка, брошь, пильщик, срочный, день-деньской, плющ, мельчайший, хрящ, кумач, наотмашь, навзничь, замуж, горяч, молодёжь, сторож, невмочь, с плеч, хорош.

Буква «ер» — Ъ — полезная буква. Она выполняет всегда одну и ту же скромную работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъезд, разъезд). До 1917—1918 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например: ДОМЪ, ДУБЪ, ГОРОДЪТогда весь народ наш был разделён на писавших с «ером» и без «ера» на концах слов. В то время буква эта вызывала гнев и ненависть, смех и слёзы.Букву «ер» называли бездельником, лодырем, разбойником, дармоедом, кровососом. Буква «ер» на конце слова пожирала более 8% времени и бумаги.Эта буква — бездельник была самой дорогой буквой мира.

6.Самостоятельная работа. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания на карточке)

7.Д/З Стр 80-81 упр62

8.Рефлексия(подведение итогов занятия)

Назовите условия, при которых пишется разделительный Ъ.

Когда надо писать разделительный Ь?Когда не пишется ъ ь ?Почему в слове СЪЯЗВИТЬ пишется Ъ, а в слове САГИТИРОВАТЬ – нет?

Распределите слова по двум столбикам. В один выпишите слова с разделительным Ъ, а в другой с разделительным Ь.

Слова: в_юга, под_ехать, л_ётся, с_ёмка, раз_яснить, пред_юбилейный, бул_он, мурав_и, бур_ян, об_явить, бар_ер, вороб_и. Какое из выписанных слов прилагательное?

Вставьте Ъ или Ь. Выбор букв объясните.

Раз_ярённый зверь, с_ёжиться от холода, об_яснить задачу, л_ётся дождь, раз_единить провода, большой об_ём, раз_увериться во всём, с_узить юбку, под_езд к дому, в_ёт гнездо, сверкнуть в лист_ях, сер_ёзная опасность.

Источник



Мягкий знак на конце слов после шипящих

Закрепить навыки правописания мягкого знака в различных частях речи; развитие монологической речи.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Опрос. (Два ученика готовятся у доски.)

— Рассказать об условиях слитного и раздельного написания наречий.

— Рассказать об условиях дефисного написания наречий.

2. Работа по вариантам.

• 1-2-й ряды проверяют упр. 199 «по цепочке».

• 3-й ряд выполняет синтаксический разбор предложения:

Вадим круто повернул в сторону, отбежал прочь, слез, привязал коня к толстой берёзе и сел на землю. (М. Ю. Лермонтов)

Ответ:

Вадимкрутоповернулв сторону, отбежалпрочь, слез, привязалконяктолстойберёзе и селна землю. (Повест., невоскл., простое, двусост., распр., полное, осложнено однородными сказуемыми).

II. Работа по теме урока

Фронтальный опрос.

— Почему в слове прочь пишется мягкий знак?

— Что вы помните о написании мягкого знака на конце слов после шипящих?

Делаем выводы и заполняем таблицу «Мягкий знак после шипящих»:

Пишется Не пишется
В существительных 3-го скл. женского рода (рожь, мощь) В глаголах а) неопред. формы (залечь, печь пирог) б) 2-го лица, ед. числа (думаешь, пишешь) в) повелит. наклонения (плачь громче) В наречиях (вскачь, настежь) Исключения: уж, замуж, невтерпёж В частицах (вишь, лишь, ишь) В существительных а) 2-го скл. мужского рода (меч, нож) б) мн. числа родит. падежа (луж, груш) В кратких прилагательных (дремуч, колюч)

III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

1. Комментированное письмо. Упр. 191.

С мягким знаком Без мягкого знака
Глагол Сущ. 3 скл. Наречие
Прилечь, читаешь, идёшь, задумаешься, не плачь, не плачьте, извлечь, отрежьте, ешь, можешь, растолочь, стеречь, назначьте, печь, отрежь, придёшь, смеёшься. Горячая печь, ночь, брешь, молодёжь, мощь, тишь, мышь, речь, картечь, вещь, мелочь, глушь, чушь, упряжь. Сплошь, прочь, невмочь, навзничь, лишь, настежь. Меч, грош, нож, ёж, детский плач, товарищ, хвощ, луч, много туч, сто тысяч, свеж, сторож, груш, грош, пахуч, печка, печной, мощный, жгуч, сто душ, ландыш, замуж, падеж, рубеж, чертёж, падёж.

2. Индивидуальные задания.

Карточка № 1

— Вставьте пропущенные буквы:

Горяч. доч. обжеч..ся, зареж. кулич. мелоч. острич. сплош. тон..ше, уж. фальш. вскач. вояж. глуш. пейзаж. проч. свар..щик, убереч..ся, тягуч. январ..ский, платёж. пожарищ. стриж. воз..меш. колюч. ёж. испеч. кон..чик, ералаш. невтерпёж.. .

Ответы:

Горяч, дочь, обжечься, зарежь, кулич, мелочь, остричь, сплошь, тоньше, уж, фальшь, вскачь, вояж, глушь, пейзаж, прочь, сварщик, уберечься, тягуч, январский, платёж, пожарищ, стриж, возьмешь, колюч, ёж, испечь, кончик, ералаш, невтерпёж.

Карточка № 2

— Вставьте пропущенные буквы:

Ноч. камен..щик, куч. вет..ви, клян..чить, среж. тон..чайший, бережёш..ся, зон..тик, брич..ка, щёлоч. биш. стрич..ся, декабр..ский, свеч..ка, брош. пил..щик, сроч..ный, ден..-ден..ской, плющ. мел..чайший, хрящ. кумач. наотмаш. навзнич. замуж. горяч. молодёж. сторож. невмоч. с плеч. хорош. умнож..те, назнач..те.

Ответы:

Ночь, каменщик, куч, ветви, клянчить, срежь, тончайший, бережёшься, зонтик, бричка, щёлочь, бишь (частица), стричься, декабрьский, свечка, брошь, пильщик, срочный, день-деньской, плющ, мельчайший, хрящ, кумач, наотмашь, навзничь, замуж, горяч, молодёжь, сторож, невмочь, с плеч, хорош, умножьте, назначьте.

Самостоятельная работа.

— Отметьте номера слов, в которых пишется мягкий знак.

1) В..едливый, 2) из..явить, 3) из..ять, 4) бел..этаж, 5) фортеп..яно, 6) ад..ютант, 7) н..юанс, 8) девят..ю, 9) зав..южить, 10) интерв..юер, 11) ос..миног, 12) п..едестал, 13) кинос..ёмка, 14) тепло..ёмкий, 15) транс..европейский, 16) трет..егодний, 17) трёх..ярусный, 18) четырёх..этажный, 19) пас..янс, 20) шампин..он.

Ответы: 4, 5, 8. 9, 10, 11, 12, 16, 19, 20.

— Отметьте номера слов, в которых пишется мягкий знак.

1) Ал..труист, 2) необходимо бросит..ся, 3) ведёш. 4) гореч. 5) горяч. 6) ералаш. 7) жеч..ся, 8) замуж. 9) зареж. 10) июн..ский, 11) январ..ский, 12) клян..чить, 13) кулич. 14) мелоч. 15) наотмаш. 16) настеж. 17) острич. 18) сплош. 19) тон..ше, 20) явиш..ся.

Ответы: 1, 2, 3, 4, 7, 9, 10, 14-20.

— Отметьте номера слов, в которых пишется мягкий знак.

1) Вскач. 2) говориш. 3) вояж. 4) залеч. 5) изречёш. 6) любуеш..ся, 7) макияж. 8) назнач. 9) пейзаж. 10) проч. 11) нет стрельбищ. 12) свар..щик, 13) бетон..щик, 14) тягуч. 15) тянеш..ся, 16) держиш..ся, 17) несколько крыш. 18) отсроч..ка, 19) отсроч..те, 20) с..ешьте.

Ответы: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 10, 15, 16, 19.

IV. Итоги урока

Я стал подниматься на Безобдал гору, отделяющую Грузию от древней Армении. Широкая дорога, осенённая деревьями, извивается около горы. На вершине Безобдала я проехал сквозь малое ущелье, называемое, кажется, Волчьими Воротами, и очутился на естественной границе Грузии. Мне представились новые горы, новый горизонт; подо мною расстилались злачные, зелёные нивы. Я взглянул ещё раз на она опалённую Грузию и стал спускаться по отлогому склону горы к свежим равнинам Армении. С неописаннымудовольствиемзаметиля, что знойвдругуменьшился: климатбыл другой. (Повеств., невоскл., сложное, с разными видами связи: 1 и 2 — сложноподчинённая, 1 и 3 — бессоюзная: причина и следствие; 1 — главное, двусост., распр., полное, неосложн.; 2 — придат. изъясн., двусост., распр., полное, неосложн.; 3 — двусост., не распр., полное, неосложн.)

Источник