Пастернак зимняя ночь картинки
Пастернак зимняя ночь картинки

Пастернак зимняя ночь картинки

Борис Пастернак — Зимняя ночь (Свеча горела на столе): Стих

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Анализ стихотворения «Зимняя ночь» Пастернака

В наше время Б. Пастернак считается одним из талантливейших русских поэтов. Признание на родине пришло к нему уже после смерти. После публикации на Западе романа «Доктор Живаго» творчество Пастернака в СССР находилось под запретом. В своем самом известном произведении писатель уделил большую часть поэзии, являющейся плодом творчества главного героя. Эта философская и любовная лирика становится органической частью романа, объясняющей и связывающей различные части. В этой лирике одним из центральных стихотворений является «Зимняя ночь». Впоследствии оно выходило и в качестве самостоятельного произведения. Точная дата написания неизвестна, так как над всем романом писатель работал около десяти лет.

Центральный образ стихотворения – горящая свеча, символизирующая спасительный огонек среди окружающего мрака. Она способна отогреть и успокоить измученную душу. Этим образом проникнут и весь роман в целом. Свеча становится для влюбленных центром мироздания, который притянул их к себе и дал пристанище посреди «снежной мглы». Любовные отношения намечены лишь несколькими броскими штрихами: «скрещенья рук», «скрещенья ног», «жар соблазна». Они не так важны в общефилософском смысле. Гораздо важнее «судьбы скрещенье», т. е. соединение вокруг животворящего истинного источника света двух одиноких сердец.

В контексте романа образ свечи символизирует человеческую жизнь, а окружающая непогода – неминуемую смерть. Трепещущий огонек легко погасить неосторожным движением, это напоминает человеку, что смерть может прийти внезапно в самый неожиданный момент. С другой стороны, пламя свечи неизмеримо слабее жесткой вьюги, но продолжает свою неравную борьбу. Философский смысл этой символической схватки – человек никогда не должен сдаваться и использовать отведенное ему время до конца.

Пастернак использует в стихотворении разнообразные выразительные средства. Несколько раз повторяется рефрен «свеча горела», подчеркивающий значимость образа. Эпитеты применяются в основном в описании февральской непогоды: «снежной», «седой и белой». Практически все, что окружает главных героев, наделяется человеческими чертами через олицетворения («метель лепила», «ложились тени»). Очень выразительны используемые сравнения: «как мошкара», «воск слезами», «как ангел».

Стихотворение стало очень популярным на постсоветском пространстве. Его слова были положены на музыку.

Источник



Свеча горела на столе. Борис Пастернак

Борис Пастернак. (род. 29 января 1890 года в Москве; умер 30 мая 1960 года) — русский поэт, писатель и переводчик.
Хочу на своей страничке несколько слов написать о стихотворении «Зимняя ночь» написанное Б.Пастернаком в 1946 году. Оно посвящено любимой женщине Ольге Ивинской. Они познакомились во взрослом возрасте, ей было 34, а ему 56. К тому времени он уже 10 лет был женат, но сильная любовь вспыхнула между взрослыми людьми.
Они ждали ребенка.
Когда Ольга была на 6-м месяце беременности ее часто вызывали на допросы по поводу Б.П. Из-за этого, возможно, она потеряла ребенка.
Ее осудили за "близость с лицом, подозреваемом в шпионаже" и приговорили к 3,5 годам лагерей.
Борису это подорвало здоровье, он перенес сильный инфаркт. В период нахождения ее в лагерях он заботился об Ольгиных детях от первого брака.
Когда Ольга вышла на свободу, их отношения продолжились еще 7 лет и 1960 году Б.П. скончался от рака. Все это время на него была постоянная травля. В СССР запрещали издавать его книги. А Ольге еще 4 года пришлось отбывать наказание в лагерях.

Читайте также:  Что выделяют домашние растения ночью

Зимняя ночь. Борис Пастернак.

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 17.02.2020. Свеча горела на столе. Борис Пастернак

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Эссе. Зимняя ночь Бориса Пастернака

Магическое единение ритма и слова завораживает .Но притягательная сила стиха порой необъяснима. Почему мы повторяем как заклинание одни строчки и равнодушно проходим мимо других?
Когда мысль преобладает над самостийной природой стиха, поэзия падает к нашим ногам засушенным цветком, содержанием, лишенным запаха и чарующей , живой, объемной формы, высохшим скелетом, потухшими красками. Мысль торчит в таком стихотворении как иголка, на которой повисла засохшая бабочка. Она не дрожит, не трепещет, не порхает, не бросает себя безумно на огонь свечи, не переливается в лучах солнца, радуя взгляд своим непрерывным танцем, а покоится де – факто в какой-то коллекции в пыльном шкафу, мертвой принадлежностью к определенному виду. И я грешу часто, когда в своих стихах обрушиваю на живой клубок стихии обжигающе ледяные кубики мысли, но интуиция ещё безошибочно отличает подлинное.

Читатель стиха, живи его стихией ,не разбивай сосуд, пытаясь узнать природу его происхождения, историю создания, год выпуска и свойства материи. Любуйся и молись, и он откроет тебе своё потайное дно.
Тогда входи и путешествуй в лабиринтах волшебного терема или замка .Не беда ,если заблудишься и "потеряешь голову" и ощутишь лишь учащенное биение пульса и мелодию стихии. Так неожиданно поймешь, что и ты – часть природы, ее ритмов, ее приливов и отливов.

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Читайте также:  Помогите Вам не трудно Мне приятно Чудесная ночь p

Чарующий ритм. Ветер в лицо ,снежные мокрые хлопья залепляют глаза, забиваются в рот. МеЛо, меЛо – МЕЛодия метеЛи. Когда метёт и с ног сбивает, важно ли ЧТО метёт?
Замести может и песок. Отсюда и безличность предложения. Упор на тебя, попавшего в метель: что с тобой творится? Где ищешь спасения от этого холодного белого буйства? Но метёт по всей земле, во все пределы: стихия, которая и тебя может унести неведомо (и для тебя! ) куда. И ты, собрав последние силы, разлепляешь мокрые ресницы, заслоняешься от ветра – и вдруг видишь тёплый домашний (на столе!) свет – свеча горела, свеча горела! – повтор как аккорд-усиление(вскрик-спасение!).
Противопоставление безличности стихии разъединения и личностного теплого женского (свеча!) начала. Не огонь, не очаг, не свет, а свеча: интимное, тёплое, домашнее.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

И стихия метели, и её воинство (хлопья) бессильны пред живым светом свечи.
Так рой назойливой летней мошкары опалит свои крылышки и упадет бездыханно, коснувшись пламени.
Холод и укусы метели остаются за оконной рамой..Метель –стихия разъединения (главный атрибут русской метели – разъединение).Соотнести символику метели Пастернака можно, пожалуй, только с метелью в "Анне Карениной".В "А.К." метель, перрон, сон Анны, в который врывается бред-видение, навязанное вьюгой, с обрывками французских фраз в устах старичка-обходчика, — всё это холодная стихия разобщения. И неважно, ЧТО в России метёт: метель (Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский) или революция (Блок, Белый, Есенин, Пастернак, Булгаков) – это символика разобщенности, но не бесконечности и не бесконечной России.
В русской поэзии триада бесконечности выглядит так: Россия – простор – сон..(см. у Блока -" Ты и во сне необычайна. Твоей одежды не коснусь. Дремлю – и за дремотой тайна, и в тайне ты почиешь, Русь" .Или у Тютчева –" Умом Россию не понять".Метель – не символ бесконечности, ибо если бесконечность поглощает всё, то метель унесёт, разнесёт, где-то бросит, но всё же о землю. Русская метель в русской литературе – синоним тревоги, отчаяния, зыбкости бытия, где единственная возможность удержаться в реалии – это ощутить тепло любящей руки, тела, души.
Как в" А.К." на одном полюсе метель-разлад-разъединение –сон, на другом – любовь как стихия соединения. Отсюда цепочка других рядов: метель-холод-равнодушие и любовь-тепло-жар. Стихии разлада, разъединения противопоставлена лишь равносильная ей по самостийности стихия единения. Не ровное спокойное чувство , а любовь как спасение в жаре соблазна. Отсюда видение ангела спасения.
…. И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Видение ангела – в светотени на потолке над ложем влюбленных.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

Крещендо усиливает кульминацию, которая
приходится точно на середину стихотворения (конец 4-ой строфы).
Метель лепит свой гороскоп ("метель лепила на стекле кружки и стрелы"): гороскоп – канва, по которой свеча шьет или выжигает свои узоры
( "свеча горела на столе, свеча горела").
Фатальность и противоборство судьбе продолжают звучать и в пятой строфе.
Казалось бы, конкретная деталь : " и падали два башмачка со стуком на пол…" .Откуда этот образ? Советская ли женщина ходила в башмачках ? В сапогах
( в феврале!),галошах, туфлях, наконец, но никак не в башмачках…
А не из "Золушки" ли? Хрустальные башмачки, данные ей феей до полуночи: королева на час!! Игра … с судьбой! Иллюзия становится реальностью только здесь, в очерченном круге: пространстве до оконной рамы, в комнате, где только стол, не нём свеча…где любовь – спасение и любовь –покойник. Стол пуст, на столе свеча : любовь хоронят. Крест на кровати, крест на потолке Пока горит свеча, любовь пылает, жар соблазна потрескивает разрядом электричества. Ангел – хранитель над любовью. Но над ним , как за окном, – метель, метель, метель…и не выйти: сорвёт с Золушки платье королевы.
" …и воск слезами с ночника
на платье капал"

Читайте также:  Дождь ночь человек картинки

И реальность как неминуемое , но отгороженное временем и пространством, врывается в последней строфе – февраль.
" мело весь месяц в феврале…".

Особое уточнение времени: последний месяц зимы, особо лютые морозы… и фатальность разлуки. Чем сильнее мороз, тем больший жар требуется, чтоб согреть, чтоб выжить в холодном белом пространстве.

"… и то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела".

Здесь не только лексика Золушки, но и спонтанность и независимость: свеча горела не по определенным дням, часам, а "то и дело" – когда вздумается!
И хотя весь месяц мело и над Водолеем и над Рыбами ( стихия воздуха и воды, а также земли – см. "по всей земле"). Трем стихиям наперекор – стихия огня, пламень свечи и жар соблазна(как предвестник марта – Марса). Так ровное мирное домашнее горение свечи сменяется пылающим жаром, который не может длиться долго. И рефрен "свеча горела" в последней строфе лишь обрамляет картину уже исчезающего, тающего, как воск, видения (" … и воск слезами…")
—————————————————-

…Давно оплыла и та толстая желтая рижская свеча моей ленинградской студенческой молодости.
Мы купили ее в Риге недалеко от Домского собора. Она была вправлена в дивный медно-янтарный подсвечник с ручкой , как у керосиновых ламп. Кто ещё помнит керосиновые лампы?
Я снимала "угол" на Старо-Невском с огромным венецианским окном , в нише которого стоял великолепный старинный стол, тяжелый , солидный, покрытый зелёным сукном. Белая статуэтка "рогатого" Моисея отбрасывала в свете свечи устрашающие тени на стенку. Огромная царская кровать с глубокими продавленными норками могла разместить с десяток студенток, но хозяйка требовала, чтобы никто не оставался ночевать. Этот "угол" метров в сорок казался мне обледеневшим дворцом и являлся великолепной театральной декорацией, где проходило моё познание литературного Петербурга. Но когда моя хозяйка уезжала, вокруг свечи собиралась теплая компания, которая таяла с рассветом, и в комнате оставались ,наконец, трое: я, он и свеча.

Источник

Пастернак зимняя ночь картинки

Одно из лучших стихотворений Пастернака «Зимняя ночь»

«Зимняя ночь», воплотившая в своих строках лучшие черты символизма, представляет собой сложное, но гармоничное сочетание философской и любовной лирики. Главный прием, используемый автором, – антитеза, мастерски подчеркнутая при помощи укороченных строк. Две противоположных стихии находятся в постоянной борьбе.

Борис Пастернак «Зимняя ночь»

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озарённый потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол,
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И всё терялось в снежной мгле,
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Грозную буру может победить только человек с любовью в душе. А когда холод уходит, то чувствуется уют дома, тепло от свечи и ночник.

Источник