Ночь перед Рождеством характеристика образа Вакула кузнец
Ночь перед Рождеством характеристика образа Вакула кузнец

Ночь перед Рождеством характеристика образа Вакула кузнец

Ночь перед Рождеством характеристика образа Вакула-кузнец

Николай Васильевич Гоголь, стремившийся отыскать идеал русского человека, находит его в простых крестьянах, наделенных силой духа и любовью к жизни. К таким людям относится и кузнец Вакула, который встречается читателю в повести «Ночь перед Рождеством».

Кузнец Вакула – это человек, обладающий огромной энергией и неисчерпаемым задором. Он красив и добр, его сердце чисто, он всегда верен своим обещаниям и своему долгу. Он не боится препятствий, возникающих у него на пути, а, преодолевая их, он проявляет отвагу и находчивость.

Вакула влюблен в девушку Оксану, но красавица решила испытать его и заявила, что выйдет за него замуж только в том случае, если он достанет ей царицыны черевички. Ради любимой Оксаны Вакула готов совершить даже невозможное и без страха относится к опасностям, которые его подстерегают. Даже хитрому черту, пытавшемуся соблазнить кузнеца, предлагая ему руку Оксаны в обмен на его душу, не удается сбить кузнеца с намеченного пути, а наоборот, Вакула хитростью заставляет черта служить ему, а попав во дворец, Вакула не теряет самообладания и добывает черевички.

После того, как черевички были добыты, Вакула вернулся домой и приступил к своим обыденным, повседневным обязанностям. Пышному великолепию столицы он предпочитает тихую и размеренную жизнь. Со спокойной душой он идет свататься к красавице Оксане и получает согласие.

Вакула сумел побороться за свое счастье, несмотря на людские предрассудки и злобу, и пройти через препятствия ему помогли его находчивость, твердость духа и упорство. И это еще раз доказывает, что благородные стремления человека, его любовь и вера в конечном итоге будут вознаграждены.

Все герои повести Ночь перед Рождеством

Сочинение Кузнец Вакула

В повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» Вакула является главным героем. Он является молодым сельским кузнецом, настоящим знаток своего дела. Но кроме этого, он еще и известный как художник. Обычно он пишет картины на религиозные темы, а также образы святых. По характеру Вакула парень жизнерадостный, ответственный, всегда готов помочь, сильный. С самого детства помогает матери по хозяйству. В деревне его очень уважают.

Однажды ему пришлось нарисовать на стене церкви образ святого Петра в день Страшного суда. Он изобразил, как святой, держа ключи в руках, выгоняет из ада нечистого духа. А самого черта изобразил совсем перепуганным, что он бросался во все стороны, как будто знал заранее о своей смерти. За такую картину бес очень рассердился на Вакулу и в течение всей повести пытается ему отомстить за нанесенное оскорбление.

Вакула влюблен в Оксану. Оксана хоть и самая красивая девушка на все село, но и капризов у нее от этого не меньше. Когда Вакула предложил ей пожениться, то она ответила что согласится, только тогда, когда он принесет ей ботиночки самой царицы. Долго не думая, Вакула мчится к царице, чтобы любой ценой выполнить прихоть любимой. А в помощники себе берет никого другого как самого черта. Пока Вакулы нет, Оксана понимает, что бесконечно любит его и не нужны ей никакие туфли, только чтобы он вернулся и они были вместе.

Но Вакула все же их получил и счастье его безгранично. Сама царица была очарована Вакулой, его скромностью и простотой духа. А когда услышала просьбу с которой он прибыл к ней, то в тотчас же решила ему помочь и дала свои туфли. Вакула проявил находчивость и решимость чтобы выполнить желание любимой девушки. Все эти поступки Оксана оценила и очень счастлива иметь мужа именно его.

По замыслу автора, Вакула наделен такими чертами, как честность, трудолюбие, верность, упорство. По мнению автора, именно люди с такими чертами характера всегда смогут победить зло и вообще добиться всего чего желают.

Характер Вакулы из «Ночь перед Рождеством»

«Кузнец был богобоязливый человек и писал часто образа святых»

«Чего мне больше ждать? — говорил сам с собою кузнец. — Она издевается надо мною. Ей я столько же дорог, как перержавевшая подкова. Но если ж так, не достанется, по крайней мере, другому посмеяться надо мною. Пусть только я наверное замечу, кто ей нравится более моего; я отучу…»

«Нет, не могу; нет сил больше… — произнес он наконец. — Но Боже Ты мой, отчего она так чертовски хороша? Ее взгляд, и речи, и все, ну вот так и жжет, так и жжет… Нет, невмочь уже пересилить себя! Пора положить конец всему: пропадай душа, пойду утоплюсь в пролубе, и поминай как звали!»

Честный, смелый, находчивый, благочестивый, искренний, трудолюбивый.

Образец 3

Сказочная повесть Гоголя о чудесах рождественской ночи наполнена вихрем происшествий. События разворачиваются вокруг центрального персонажа – кузнеца Вакулы. Этого жизнерадостного и добродушного парня хуторяне считают трудолюбивым, надежным, участливым. В поступках Вакулы раскрывается его истинная сущность. Он способен верхом на черте въехать даже в царский дворец, совершив подвиг ради прихоти ветреной красавицы. Отчаянный поступок Вакулы помогает ему не только волшебным путем добыть черевички, но и завоевать любовь капризной невесты.

В произведении имеется множество героев, ситуаций и красочных описаний быта, нравов, образов, присущих обыкновенному украинскому поселению. Здесь не шепчут на ухо и не скрывают чувств. Здесь говорят то, что думают, а живут в ладах с совестью. Из многочисленных односельчан Вакула выделяется не только недюжинной физической силой, но и духовностью.

Он не просто деревенский кузнец, но еще и художник. В свой досуг он покрывает росписью посуду и стены церквей. За остроумное и выразительное изображение сцены изгнания нечистого из преисподней черт возненавидел искусного живописца. Он замыслил навредить кузнецу накануне святого праздника, а заодно и остальным хуторянам. Но дальнейшие события получили иное развитие.

На первый взгляд, кажется, что в сюжете произведения отсутствуют иносказания. Пристально всмотревшись в героя, удается заметить, что он не так простодушен. Он непринужденно одолевает множество соблазнов. Сначала Вакула сталкивается с чертом, но не сбивается с правильного пути. Под злокозненное влияние матери, ведьмы Солохи, он тоже не попадает. Самое большое искушение царскими покоями он легко выдерживает. Его не прельщает богатство и роскошь дворцового убранства. Он остается верен собственным ценностям: родному дому, созидательному труду, единственной любимой девушке. Выполнив долг, он возвращается в родное село.

В сравнении с Вакулой остальные герои повести выглядят смешными, а их качества – утрированными. Солоха – алчная и корыстолюбивая, дьякон – лукавый и бессовестный. В характере Чуба глупости больше, чем можно предположить у хуторского начальника. Вакула отличается от селян тем, что дорожит своими словами и не торопится бросать их на ветер. Ведь самый строгий судья для него – собственная совесть.

В борьбе за счастье Вакула преодолевает предрассудки, тщеславие, злобу. Он стал победителем благодаря твердому характеру, настойчивости и вере в себя.

Поступки Вакулы из «Ночь перед Рождеством»

— Я готов! — сказал кузнец. — У вас, я слышал, расписываются кровью; постой же, я достану в кармане гвоздь! — Тут он заложил назад руку — и хвать черта за хвост.

— Постой, голубчик! — закричал кузнец, — а вот это как тебе покажется? — При сем слове он сотворил крест, и черт сделался так тих, как ягненок. — Постой же, — сказал он, стаскивая его за хвост на землю, — будешь ты у меня знать подучивать на грехи добрых людей и честных христиан! — Тут кузнец, не выпуская хвоста, вскочил на него верхом и поднял руку для крестного знамения.

Находчивостью сумел поставить нечистую силу себе на службу. Упорством и любовью смог завоевать сердце Оксаны. При этом Вакула – набожный человек.

Речь Вакулы из «Ночь перед Рождеством»

— Убирайся к черту с своими колядками! — сердито закричал Вакула. — Что ж ты стоишь? Слышишь, убирайся сей же час вон!

«Смейся, смейся! — говорил кузнец, выходя вслед за ними. — Я сам смеюсь над собою! Думаю, и не могу вздумать, куда девался ум мой. Она меня не любит, — ну, Бог с ней! будто только на всем свете одна Оксана. Слава Богу, дивчат много хороших и без нее на селе. Да что Оксана? с нее никогда не будет доброй хозяйки; она только мастерица рядиться. Нет, полно, пора перестать дурачиться.»

Кузнец и себе не хотел осрамиться и показаться новичком, притом же, как имели случай видеть выше сего, он знал и сам грамотный язык.

— Губерния знатная! — отвечал он равнодушно. — Нечего сказать: домы балшущие, картины висят скрозь важные. Многие домы исписаны буквами из сусального золота до чрезвычайности. Нечего сказать, чудная пропорция.

Речь Вакулы твердая решительная, простая и емкая. Вакула не пускает слов на ветер. Он может говорить с позиции силы. При этом, оставаясь в душе искренним и чувственным человеком, своими словами он может завоевывать расположение окружающих. Наряду с простым разговорным языком, в его речи используются и малоупотребительные в этой среде слова. Их, однако, он может использовать, чтобы придать большую вескость его словам и делам перед незнакомыми людьми.

Видео характеристики героя (для тех, кто предпочитает слушать)

В повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» присутствуют самые разные персонажи, как сказочные, так и реальные. Одним из таких персонажей является Вакула, обычный деревенский кузнец. Это симпатичный молодой человек, обладающий достойными человеческими качествами. Вакула влюблён в дочку казака Чуба, ветреную и капризную красавицу.

В свободное от кузни время, Вакула занимается рисованием, и считается среди хуторян неплохим живописцем. Односельчане с удовольствием отдают ему расписывать посуду. Кузнец, верующий человек, и искусно изображает лики святых. Вершиной его творчества считается картина, на которой изображён чёрт, подвергающийся божьей каре. С той поры, как кузнец изобразил мерзопакостного беса, он стал для чёрта врагом номер один. Чёрт строит различные козни кузнецу, и в эту рождественскую ночь дьявол опять хочет досадить Вакуле.

Вакула, добродушный, но сильный и решительный детина, не поддаётся дьявольской силе. Напротив, он сумел использовать беса в достижении своих целей. Капризная Оксана поставила ему условие, что выйдет замуж в том случае, если Вакула добудет ей черевички с ног самой царицы. Вакула, не поддавшись на уговоры чёрта продать ему душу, сумел оседлать это дьявольское отродье, и верхом на чёрте отправился в Петербург.

Бесхитростный и честный, он и во дворце смог всех очаровать. Своим простодушием расположил к себе царицу, и она подарила кузнецу свои черевички. Вакула вернулся на хутор с подарком для своей невесты. Поддерживающий традиции и обычаи своего народа, кузнец с подарком для Оксаны и подношением для её отца, пришёл свататься к Чубу. Старому казаку пришлось по душе уважительное отношение молодого парня, и он согласился отдать ему свою дочь в жёны. Да и Оксана поняла, что лучше Вакулы нет жениха.

Достойные качества человека всегда приводят к победе.

Ночь перед Рождеством характеристика образа Вакула-кузнец

НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ

Вакула-кузнец — главный герой повести, открывающей вторую часть «Вечеров».

В. влюблен в капризную дочь богатого казака Корния Чуба, черноокую семнадцатилетнюю Оксану. Та в насмешку требует добыть для нее черевички (туфельки), какие носит сама царица, — иначе не выйдет замуж за В.; кузнец бежит из села с намерением никогда в него не возвращаться — и случайно прихватывает мешок, в который его мать, сорокалетняя ведьма Солоха, спрятала ухажера-черта, когда нагрянули к ней другие кавалеры. Повторив сюжетный ход повести о св. Иоанне, архиепископе Новгородском, и св. Антонии Римлянине, В. исхитряется оседлать черта и, угрожая тому крестом, отправляется в Петербург. Смешавшись с толпой запорожцев, проникает во дворец; выпрашивает у Екатерины Великой царские черевички. Тем временем напуганная Оксана успевает без памяти влюбиться в кузнеца, понапрасну ею обиженного и, может статься, потерянного навсегда. Черевички доставлены, но свадьба состоялась бы и без них.

От сцены к сцене тональность повествования все мягче, все насмешливее; образ «мирового зла», с которым предстоит совладать кузнецу, все несерьезнее. Развязывая мешок с чертом, В. задумчиво произносит: «Тут, кажется, я положил струмент свой»; и на самом деле — нечистой силе предстоит послужить «струментом» ловкому кузнецу; не поможет и жалобно-комичная просьба черта: «Отпусти только душу на покаяние; не клади на меня страшного креста!»

Как большинство героев «Вечеров», В. прописан в полулегендарном прошлом. В данном случае это условный «золотой век» Екатерины, накануне отмены запорожской вольницы, когда мир не был еще так скучен, как сейчас, а волшебство было делом обычным, но уже не таким страшным, как прежде. Ведьмы и демоны не то чтобы приручены, но уже не всевластны и подчас смешны. Черт, верхом на котором путешествует В., — «спереди совершенно немец», с узенькой вертлявой мордочкой, кругленьким пятачком, тоненькими ножками. Он скорее похож на «проворного франта с хвостом», чем на черта, избиваемого во время Страшного суда грешниками, каким изобразил его В. (В. не только кузнец; он еще и богомаз) на стене церкви, до петербургского вояжа. И тем более не похож он на того страшного дьявола в аду, какого В. намалюет позже, «во искупление» этой поездки («такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо <…> бач, яка кака намальована!»). Больше того, самый образ оседланного черта отражен во множестве сюжетных зеркал (мать В., «черт-баба» ведьма Солоха, в самом начале повести неудачно приземляется в печке — и черт оказывается верхом на ней; отец Оксаны Чуб, один из многочисленных ухажеров Солохи, спрятан в мешок, где уже сидит дьяк); то, что смешно, уже не может быть до конца страшно.

Читайте также:  Женское здоровье парадоксы эстрогена

Это во-первых; во-вторых, В. соприкасается с нечистью, используя зло во благо (хотя бы свое личное благо — не когда-нибудь, а именно в ночь перед Рождеством. По логике «Вечеров», в «малом», календарном времени языческая обыденность настолько отличается от навечерий церковных праздников, насколько в большом, историческом времени ветхая древность отличается от недавнего прошлого. Чем ближе к Рождеству и Пасхе, тем зло активнее — и тем оно слабее; предрождественская ночь дает нечисти последний шанс «пошалить» — и она же ставит предел этим «шалостям», ибо повсюду уже колядуют и славят Христа.

В-третьих, В. при всей своей «кузнечной» силе невероятно простодушен. А главное, он самый набожный из всех жителей села; о набожности героя рассказчик сообщает с мягким юмором, — но возвращается к этой теме неотступно, вплоть до финала. (Вернувшись из «путешествия», В. просыпает праздничную заутреню и обедню, огорчается, воспринимает это как расплату за общение с нечистым, которого он на прощание высек, но не перекрестил; успокоение приходит к герою лишь после твердого решения в следующую неделю исповедаться во всем попу и с сегодняшнего дня начать бить «по пятидесяти поклонов через весь год».)

Потому-то В., будучи сыном «ведьмы» и личным врагом обиженного им черта, может лицом к лицу повстречаться с нечистью — и остаться невредимым. Касается это не только основной сюжетной линии, но и побочных ее ответвлений.

Отправленный Оксаною за черевичками (по сказочному принципу «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»), В. должен обрести волшебного помощника — ибо в одиночку ему не справиться. Добрые помощники в повестях цикла практически отсутствуют; потому В. прямиком направляется к Пузатому Пацюку, про которого все говорят, что он «знает всех чертей и все сделает, что захочет».

Пацюк изгнан (или, скорее, бежал) из Запорожья, что вдвойне нехорошо. Сечь находится за порогом нормального мира, как черт находится за его чертою; но даже из Запорожья за добрые дела не выгоняют. Живет он на отшибе, никуда не выходит; сидит по-турецки. Нечто «иное», чуждое, басурманское проступает и в его облике: низенький, широкий, в таких необъятных шароварах, что, когда он движется по улице, кажется, будто кадь идет сама собою. Съев миску галушек, Пацюк принимается за вареники, причем они сами прыгают в сметану, а затем отправляются в рот к едоку. Но даже увидев все это; даже поприветствовав Пузатого Пацюка словами: «Ты <…> приходишься немного сродни черту»; даже получив двусмысленный ответ: «Когда нужно черта, то и ступай к черту <…> тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами», — В. все еще не понимает, куда и к кому он угодил. И только лишь сообразив, что Пацюк жрет скоромное в ночь перед Рождеством, когда положена «голодная кутья», да и то лишь после звезды (тем более что звезды украдены с неба Солохой и ее франтоватым дружком, который и сидит у В. за плечами, в мешке), В. догадывается, кто сидит перед ним. Пацюк не просто «знает всех чертей», не просто «сродни черту»; он и есть самый настоящий черт. А его «хата» — потусторонний мир; вареник, который сам собою попадает в рот В., — своеобразное мифологическое «испытание». (Живые не могут есть «загробную» пищу.) Любому герою повестей из древней, «мифологической» жизни такой визит в логово «врага» обошелся бы дорого, в лучшем случае стоил бы жизни, в худшем — души. Однако набожный, хотя и не слишком быстро соображающий (по крайней мере, в этой сцене) кузнец запросто покидает «заколдованное место», чтобы буквально в следующем эпизоде оседлать другого черта: поменьше, поглупее и посговорчивее Пацюка.

Затем В. мужественно переносит опасный полет — и попадает в Петербург. Это во всех отношениях странное место, плавающее в море огней (как бы поменявшееся «ролями» с рождественским небом), отделенное от остального мира шлагбаумом. А значит, подобно Сечи, пребывающее за порогом. Удивительно ли, что В. с чертом немедленно попадают в компанию запорожцев, год назад проезжавших через Диканьку. Продемонстрировав им свое умение говорить «по-русски» («Што, балшой город» — «чудная пропорция»), В. с помощью хвостатого «стру-мента» заставляет запорожцев взять себя во дворец.

С дворцом все тоже обстоит далеко не просто.

Рядом с ангелоподобной государыней оказывается двусмысленный персонаж — плотный человек в гетьманском мундире, который мало того что крив (первый признак «дьяволоватос-ти»), но и учит казаков лукавить. То есть ведет себя, как самый настоящий черт, лукавый. Прямой, этимологический, смысл «темной», демонической фамилии подчеркнут соседством с «лучезарным» титулом «Светлейший» («Светлейший обещал меня познакомить сегодня с моим народом…»). Но простодушный В. снова не понимает, кто стоит перед ним (тем более что образ Потемкина уравновешен в этой сцене образом правдивого писателя Фонвизина, который тоже находится в окружении императрицы и олицетворяет «доброе», честное начало петербургской жизни). И снова духовное неведение сходит В. с рук. Он — не запорожец; он — не лукавит; он мимо Светлейшего Потемкина обращается напрямую к царице, чьи «сахарные ножки» искренне восхищают его, — и потому получает от нее желанные черевички. Тогда как хитрые запорожцы вскоре останутся с носом — Сечь, которую они просят сохранить, ради чего и прибыли в столицу империи, будет упразднена в 1775 г.

Впрочем, упразднение Сечи будет означать не только окончательное завершение «мифической древности», но и «начало конца» романтически-легендарного прошлого. Путь к нестрашной, но скучной современности открыт; малому «дитяти» В. и Оксаны суждена жизнь в мире, где приключения, подобные тем, что выпали на долю В., станут уже невозможными, ибо старинная нечисть окажется окончательно вытесненной из реальности в область побасенок Рудого Панька и в сюжеты церковных росписей кузнеца В.: «…яка кака намальована!»

Источник

«Ночь перед Рождеством» (главные герои повести Гоголя)

«Ночь перед Рождеством» – это повесть из сборника Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказ написан в 1832 году. Сейчас бы это произведение назвали бы жанром фентези, поскольку в нем присутствует нечистая сила, волшебство.

Это произведение по своему содержанию близко к рождественским сказкам, столь популярным в XIX веке. Такие сказки были по содержанию приближены к современным реалиям, но в них присутствовали элементы сказочности, колдовства. И эти сказки имели счастливый конец.

Главные герои повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»:

Сорочинский заседатель – щеголь, пытливый и любознательный чиновник. Он носил шапку с барашковым околышком, и синий тулуп, подбитый смушками. Он знал буквально все, что происходило в Диканьке, сколько и чего имели ее жители.

Солоха – ведьма, мать кузнеца Вакулы. Ее нельзя было назвать ни красавицей, ни дурнушкой. Ей было не более 40 лет, и она умела очаровать зажиточных казаков. И никто из них не подозревал даже, что у него есть соперник. Всем умела угодить Солоха, со всеми была одинаково любезной.

Черт – злобное и мстительное создание ада с вытянутым пятачком вместо носа и рожками на голове. У него были тонкие ножки и длинный хвост. Весь он был не светлее трубочиста. Впрочем, это было не единственное обличье черта. Он мог превратиться в коня, стать маленьким настолько, что помещался в кармане.

Кузнец Вакула — человек богобоязненный. В свободное от работы в кузнице время, он занимался живописью, и даже расписывал церкви. Это сильный смелый мужчина, готовый за свою любовь драться с каждым, кто встанет у него на пути. В какой-то момент он был готов отдать душу дьяволу только за то, чтобы любимая девушка стала его женой. Но он сумел обмануть черта, и остался таким же провославным, верным своей вере.

Волостной писарь – беспробудный пьяница.

Чуб – богатый, степенный казак. И, как все богачи, любит покой и лень. Он был уверен, что Солоха принадлежит только ему и, когда ее обман раскрылся, был разочарован в своей зазнобушке.

Оксана – дочка Чуба. Характером — честолюбивая жеманница. Ей всего семнадцать лет, и она была в полном расцвете всей своей юной красоты. У нее жгучие черные глаза, черные как смоль косы, белое, красивое лицо. Девушка любовалась своею красотой. Ей нравилось внимание парубков к себе, но по-настоящему она никого не любила. Однако когда Вакула пропал, и заговорили о том, что он погиб, она переживала за него и поняла тогда, что все-таки любит его, сожалела, что так высокомерно и капризно относилась к кузнецу.

Панас – кум, высокий, худощавый мужик с небритым две недели лицом.

Голова – крупный, плотный мужчина с длинными усами.

Дьяк – женатый служитель церкви, очень боялся своей жены. В рождественский вечер все должны были собраться у дьяка, но из-за того, что черт стащил с неба месяц, никто не пришел к нему, и дьяк решил провести вечер у Солохи.

Дьячиха – драчливая бабенка, каждый раз по утрам дралась с мужем. Не упустила случая подраться с ткачихой, только потому, что другая баба указала на нее.

Пацюк – запорожец. Водился с чертями и прочей нечистью. В Диканьке считался знахарем. Обленился до такой степени, что не хотел даже шевелить руками, чтобы поесть. А растолстел так, что не мог выйти в двери.

Повесть заканчивается тем, что избалованная вниманием молодежи, Оксана, требует от Вакулы чечевички, какие носит сама императрица. Вакула оседлал черта, который хоть и ненавидел кузнеца, но все же боялся его. Черт не мог упустить удобного случая, заполучить душу Вакулы, который далеко был известен своей богобоязненностью и почитанием Бога, и предлагает ему свою помощь. Вакула вместе с запорожскими казаками попадает во дворец. Императрица тронутая наивной простотой кузнеца, дарит ему свои черевички, которые кузнец на черте привозит Оксане. На следующий день Вакула идет свататься к Чубу. Тот, обиженный на Солоху, дает согласие. Оксана, переволновавшаяся за ночь и первую половину дня, фактически признается в любви.

Кузнец построил дом и расписал его так, что дом был видно далеко, и он привлекал к себе внимание.

Источник

Герои повести Ночь перед Рождеством Гоголя (характеристика персонажей)

Главные герои повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»

— сельский кузнец, молодой парубок, очень сильный и мужественный. Он любит красавицу Оксану, которая смеётся над ним. Вакула прекрасный кузнец, да ещё «важный живописец». Он, в отличие от своей матери, деревенской ведьмы, был парубком благочестивым, расписывал церковь, но перед наступающим Рождеством впал в уныние.

Получилось так, что за плечами в мешке у него сидел чёрт, и мысли у парубка появились совсем негодные: от несчастной любви вздумалось ему свести счёты с жизнью. Потом он всё же решил сначала обратиться к Пацюку, знавшемуся с нечистой силой. Он уже был настроен на погибель своей души.

В итоге кузнец связался-таки с нечистой силой, чтобы достать Оксане черевики, которые носит царица. Оседлал он чёрта и полетел в Санкт-Петербург, там он сумел получить от царицы красивые туфли для любимой. Однако лукавый не получил души кузнеца. Вакула его просто заставил себе послужить, а потом отходил хворостиной и навсегда выгнал из села. Он добился любви Оксаны, но не черевичками, а качествами настоящего мужчины.

Вакула в повести являет собой героя положительного, хотя и впавшего в искушение, но сумевшего выйти из затруднительного положения и достигшего своей цели.

— красавица семнадцати лет, девушка самовлюблённая, упивающаяся своей красотой. Её любимое занятие — крутиться возле зеркала. Оксана капризна, горда, кузнеца Вакулу считает не парой себе. Она смеётся над парубком, ранит его сердце, а потом ставит условие выхода за него замуж — достать черевики, как у царицы. Но услышав о предполагаемой смерти кузнеца, дивчина загоревала.

Когда Вакула вернулся с царскими черевичками, она не взглянула на них, так рада она была его возвращению. Оксана начала ценить то, что дороже золота, — искреннюю любовь и преданность Вакулы.

Изгнав чёрта из села, кузнец будто освободил и душу Оксаны от влияния нечистого. Красавица перестала быть заносчивой и высокомерной, в ней появились нежность и кротость. А посветлевшая душа её отразилась и на внешности. Оксана стала «чудно хороша».

В повести образ Оксаны эволюционирует (совершенствуется, становится гармоничным). Внутреннее содержание девушки достигает соответствия её внешней красоте. Так Гоголь приводит героиню к своему идеалу.

— мистическая персона, которой перед Рождеством осталась последняя ночь «шататься по белому свету и выучивать грехам людей». Спереди он выглядит «совершенно немец», мордочка его заканчивалась поросячьим пятачком, ноги у него тонкие, зато сзади был очень похож на губернского стряпчего в мундире. Непременные атрибуты чёрта — рожки и хвост. Характер героя — по его образу и духу: вредный, мстительный, хитрый. Всеми силами он старается перед наступлением Рождества напакостить: вызывает вьюгу, которая заметает все пути, ворует месяц с неба. Ещё он старается отомстить Вакуле за уничижительное изображение чёрта в церкви.

У Гоголя этот персонаж выглядит скорее забавным (особенно в его ухаживании за Солохой), проказливым. Изображение нечистой силы в этой рождественской сказке не вызывает отвращения, как в иных его произведениях.

Особенность жанра

В повести действуют и другие яркие персонажи: дьяк, голова, кум. Большое влияние на сюжет оказали традиции народной сказки, в которых нередко присутствует мотив испытания и путешествия. В этой романтической сказке можно обнаружить также символы, которые имеют мифологическое происхождение. Например, галушки, которые с завидным аппетитом поедает Пацюк, ассоциируются с магической силой луны.

Читайте также:  Почему ночью ноет живот

На примере героев повести «Ночь перед Рождеством» автор не только изобразил людские пороки, но также и высказал идею о том, что все плохое в человеке рано или поздно обнаруживается, и плохие поступки никогда не остаются безнаказанными.

Второстепенные герои повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»

— мать Вакулы, вдова, местная ведьма. Внешне она в свои сорок лет ни хороша и ни дурна собою, но обладает умением обольщать, притягивать к себе даже самых степенных казаков. Каждый посетитель её убеждён в своей исключительности, даже не подозревает, что он один из многих. Солоха между тем нацелена на место хозяйки в доме богатого казака Чуба, чтобы прибрать к рукам его богатство. Она опасается, как бы сын Вакула не женился на Оксане, и не досталось бы всё ему, поэтому она старается ссорить Чуба с сыном. Хитрая, ловкая, угодливая, говорливая, она умудряется в один вечер упрятать по мешкам троих поклонников и чёрта.

Обольстительность, блудливость, хитрость, жадность героини — характерные для ведьмы качества. Сознательная связь с нечистым увлекает человека ко многим грехам.

— отец Оксаны, вдовец, самый состоятельный казак в Диканьке, уважаем односельчанами. По своему статусу Чуб степенен и несколько ленив. Он не желает видеть кузнеца своим зятем из личной неприязни, искусно подогреваемой Солохой, к которой питает большую слабость. Как всякий добрый казак Чуб любит шумные застолья с друзьями. Открывшиеся ему проказы Солохи не вызывают возмущения, он даже несколько восхищён её ловкостью.

Дьяк Осип Никифорович

— служитель церкви, подверженный мирским искушениям. Худенький, с длинными пальцами. Речь его пересыпана церковно-славянской лексикой. Дьяк не прочь посидеть за столом и выпить в компании, очарован Солохой и наведывается к ней, хотя и боится своей жены, женщины сварливой настолько, что его некогда толстая коса сильно отощала. Во всех ситуациях сохраняет свою велеречивость, пытается выглядеть пристойно, даже выбравшись из мешка.

В повести этот герой комичен, так как не ответствует должному образу служителя церкви.

— загадочный персонаж. Никто ничего не знает о его происхождении, каким образом он оказался в Диканьке, где проживает несколько лет. По слухам, был когда-то простым казаком, но связался с нечистью. Пацюк на селе имеет репутацию знахаря, к нему идут по разным нуждам.

Он неимоверно толст, почти не выходит из дому, так как в двери ему проходит всё труднее. И Вакула его застаёт за поеданием галушек, чем автор, по-видимому, подчеркнул неодолимую тягу героя к греху чревоугодия под злым влиянием нечистой силы.

Второстепенные персонажи повести — забавные, комичные или несколько зловещие — так или иначе участвуют в жизни главных героев, создают особый колорит этой волшебной рождественской сказки, написанной на основе украинского фольклора.

Второстепенные герои и персонажи

Солоха

Солоха

Помимо главных героев повести описано множество не менее ярких второстепенных действующих лиц. Мать Вакулы – ведьма Солоха, появившаяся также и в «Сорочинской ярмарке», является вдовой. Привлекательная внешне, кокетливая дама, крутящая шашни с чертом. Несмотря на то, что она олицетворяет собой темную силу, образ ее описан весьма привлекательно и ничуть не отталкивает читателя. Также как и у Оксаны, у Солохи полно обожателей, в том числе иронично изображенный дьяк.

Подробнее: Солоха: характеристика и образ героини

(Иван Мозжухин в роли Чёрта в фильме «Ночь перед Рождеством», 1913)

Персонаж классически изворотлив, злобен, мстителен. Он старается максимально досадить всем, воруя месяц. Также он не любит Вакулу за его изображение черта. При этом Черт ухаживает за Солохой, и не чужд кокетства. Гоголь сделал его проказником, добавив обаяния, ума и веселого нрава. В итоге отрицательный герой не вызывает негативного восприятия.

Самый богатый казак в селе. Отец Оксаны в которую влюблён кузнец.

Пацюк

Старый казак, прославившийся умением лечить мирян магией и травами.

Священнослужитель, не особо придерживающийся правил. Иной раз может и чарочку выпить, и заглянуть к одиноким вдовам.

Сочинение 2

Одним из ключевых персонажей произведения является деревенский кузнец Вакула. Этот герой искусный мастер, ведь он не только хорошо выполняет свою работу, но также и прекрасно пишет иконы.

Молодой человек влюблен в прекрасную девушку Оксану, от которой взамен на ухаживания получает лишь насмешки. Пока все деревенские жители готовятся к Рождеству, Вакула страдает от любви, он мечется и не находит себе места. Герой даже раздумывает над тем, чтобы свести счеты с жизнью. Но решается осуществить каприз Оксаны и добыть ей черевики. Мужественный и смелый юноша оседлал черта и добыл заветные туфли для любимой. Обладая умом, он не только смог использовать черта в своих целях, но при этом и не лишился своей души. Благодаря своим многочисленным поступкам ему все же удалось добиться взаимности от красавицы и стать её мужем.

Молодая самовлюбленная и высокомерная девушка, чьи положительные качества очень трудно разглядеть. Любимое её времяпрепровождение – красоваться перед зеркалом. Она своенравна и капризна, но, несмотря, на все недостатки Вакула искренне полюбил девушку, разглядев светлую душу. Красавица всячески высмеивает все ухаживания молодого кузнеца и считает его не парой для себя. Выдвигает условие, что пойдет с ним под венец лишь тогда, когда он добудет ей черевики, как у царицы. После того как юноша отправляется в Петербург до девушки доходят слухи о его гибели и именно в этот момент она понимает, что дорожит им и любит его всем сердцем. Когда Вакула возвращается, то она и думать забывает о туфельках, она рада просто увидеть кузнеца. Оксана меняется, превращается в кроткую и нежную девушку, а затем становится молодому парубку прекрасной женой.

Мистический персонаж произведения, чье веселье и баловство подходит к концу, ведь остается последняя ночь перед Рождеством. Это вредное и мстительное существо, имеющее рожки и хвост. Он старается в последние часы совершить как можно больше пакостей: устаивает вьюгу и даже крадет месяц.

Черт обозлен на кузнеца за портрет, всячески пытается «насолить» ему. Однако этот герой не вызывает отвращения, он скорее забавен.

Этот второстепенный персонаж является деревенской ведьмой и по совместительству матерью Вакулы. Она полная противоположность сыну, в ней бурлит коварство и хитрость. Женщина способна притягивать и обольщать многих мужчин, чем вызывает зависть хуторских баб. На её чары попадается даже сам черт. Но мечтает она выйти замуж за богатого Чуба и стать хозяйкой в его доме.

Зажиточный казак, отец Оксаны. Испытывает симпатию к Солохе, оценивает её поступки, отмечая их изобретательность. Против женитьбы дочери и кузнеца, так как главным в жизни считает деньги.

Местный лекарь, чье происхождение никому не известно.

Священнослужитель, любящий выпить. Предпочитает видеть в своем окружение богатых хуторян.

Герои произведения

В повести, которую написал Гоголь («Ночь перед Рождеством»), имеется в качестве действующих лиц ряд сказочных персонажей: укравший месяц черт, ведьма Солоха, на своей метле рассекающая небо. Еще один яркий образ — Пацюк, который мог излечивать людей от разных болезней и странно ел вареники, которые сами попадали к нему в рот, обмакнувшись в сметане.

В повести под названием «Ночь перед Рождеством» герои -обычные люди -вступают во взаимодействие со сказочными персонажами. К представителям рода людского в произведении относятся кузнец Вакула, Оксана, ее отец Чуб, голова, дьяк, царица и другие.

«Ночь перед Рождеством» начинается следующими событиями. Закончился последний день перед Рождеством, наступила звездная ясная ночь. Через трубу одного из домов на метле поднялась ведьма и принялась собирать звезды. А в это время черт украл месяц.

Это он сделал, так как знал, то Чуб сегодня приглашен на кутью дьяком, а его красавица-дочь останется дома, и в это время к ней придет кузнец. Черт мстил этому кузнецу. Возлюбленный дочери Чуба, кроме того, был хорошим художником. Однажды он написал картину, в которой в день страшного суда святой Петр изгоняет злого духа из ада. Черт всячески мешал работе, но она была закончена, а доска вделана в стену церкви. С этих пор этот представитель нечистой силы поклялся мстить своему врагу.

Украв месяц, он надеялся, что Чуб не пойдет никуда в такую темноту, а кузнец не решится при отце прийти к его дочери. Чуб же, в это время выходивший вместе с Панасом из своей хаты, раздумывал, что же делать: идти к дьяку или остаться дома. В конце концов было решено идти. Вот и отправились в дорогу в ночь перед Рождеством герои произведения — два кума. Чем завершится эта история, вы узнаете чуть позже.

Источник

Н. В. Гоголь "Ночь перед Рождеством": характеристики героев

Кузнец Вакула — главный герой произведения. Он сильный, храбрый и трудолюбивый патрубок (парень). Кроме кузнечного дела у него есть хобби — рисование. Его считают лучшим живописцем в округе и приглашают работать даже в другие города, например в Полтаву. Однажды, он нарисовал картину, где Святой Пётр, в день Страшного суда, изгоняет из ада злого духа, и повесил её в церкви. За это на него обиделся чёрт и поклялся ему мстить. В ту ночь, чёрт решает украсть месяц, чтобы Чуб, отец возлюбленной кузнеца Оксаны, побоялся выйти из дома, и Вакула не смог бы с ней встретиться наедине. Но план не удаётся, и Чуб, несмотря на темноту, всё же уходит в гости.

Вакула приходит к Оксане, которую очень любит, правда она не отвечает взаимностью, хотя кое-какие чувства к нему всё же питает. Она, смеясь, ставит условие для женитьбы — достать ей черевики (башмачки), которые носит сама императрица Российская.

Сначала кузнец хочет утопиться, но потом решает спросить совета у Пацюка, который всё знает. Тот ему предлагает обратиться к самому чёрту, тем более, что он его в мешке носит. Оказалось, что Вакула, взяв из дома мешок, как ему казалось, с мусором, носил чёрта, который заходил к его матери ведьме Солохе, да в нём и спрятался. Кузнец быстро осёдлывает чёрта, который отвозит его в Петербург, где он выпрашивает у императрицы черевики.

Тем временем, Оксана понимает, что вела с Вакулой себя плохо, что он может её бросить или даже наложить на себя руки. Всю ночь она мучается, а к утру понимает, что безумно влюбилась в него. На следующий день, по возвращению того из Петербурга, они встречаются, и он дарит ей черевики, но она уже готова выйти за него замуж без всяких условий. Её отец Чуб также даёт согласие на брак.

Через несколько лет Вакула строит новый красивый дом, а Оксана уже нянчит их ребёнка.

Оксана

Прочитав повесть «Ночь перед рождеством» со многими сказочными событиями и смешными приключениями, хотелось бы выделить из главных героев произведения красивую девушку по имени Оксана. Эта капризная, ветреная и беззаботная девушка была дочерью знатного казака Чуба. Ей 16. Она очень нарядно одевалась в дорогие одежды, знала, что о ней говорят молодые парни и подружки из ее села и была очень важной зазнайкой. Больше всего она любила любоваться собой в зеркале, меняя свои наряды. К ней сватались, но никто не мог добиться её любви. Один кузнец Вакула, над которым она постоянно смеялась, ждал, что она все же обратит на него внимание и полюбит. Девушка очень часто смотрелась в отражение зеркала с большим чувством самодовольствия. Однажды эта девушка перед самым рождеством отправляет кузнеца Вакулу к самой царице, чтобы тот исполнил ее очередной каприз и привез ей черевички, которые носит сама императрица.

Чуть позже в повествовании мы видим, что Оксана может испытывать искреннее чувство любви и сострадания. Девушка с большой радостью встречает кузнеца, когда он вернулся с черевичками, и дает согласие выйти за него замуж. В ней уживаются такие разные чувства и качества характера, как самолюбование, печаль, заносчивость и смущение. Можно сделать вывод, что Оксана может быть не только избалованной красавицей, у которой одни наряды на уме, но и человеком, способным на самые искренние человеческие чувства.

Солоха

Описывая образ Солохи — матери кузнеца Вакулы, Николай Васильевич Гоголь стремился высмеять в своем произведении «Ночь перед рождеством» таких людей, которые отличаются своей хитростью, лицемерных, стремящихся делать подлые поступки и действия в отношении других людей только ради того, чтобы удовлетворить свои интересы. Героиня кланялась только богатым, особенно зажиточному казаку Чубу, ведь у него было очень большое хозяйство, а ей очень хотелось прибрать его к своим рукам. Она в своих мечтах уже размышляла, как все там будет, когда она будет полноправной хозяйкой. Писатель изобразил Солоху в тесном переплетении с реальностью и фантастикой: она в произведении может быть и бойкой, ловкой деревенской бабой и разъезжать на помеле, как ведьма, которая заигрывает и с дьяком, и с чертом. Ей завидуют сельские женщины.

Солоха очень лицемерная, но в то же время она красивая и обаятельная. Даже вера ее в Бога и та, понарошку, это видно из устроенных ею посиделок во время самого строго поста в Рождественский сочельник, а это считалось большим грехом. Показана героиня в двух мирах (и ведьма, и мать Вакулы). Она не создает страшного впечатления о себе, так как в обычной жизни это очень добрая, умеющая причаровать самых степенных и богатых казаков села и даже самого черта, женщина. Эта любвеобильная и дородная, совсем не молодая героин повести показана писателем, как отрицательный персонаж. Она, как и черт превращается в кого захочет и делает разные вещи, которые человек не может. Лукавая насмешка видится в образе Солохи, созданном великим писателем. В ней он хотел показать разные людские пороки, такие, как: измена, жадность, корысть и обман. Читатель видит, что все, что есть плохого в человеке, как правило, обнаружится в конце концов, и он в результате становится смешным для всех и выглядит очень глупо.

Читайте также:  Картинка к стихотворению Ночь улица фонарь аптека

Черт показан писателем в образе очень хитрого и умного проказника. По сюжету произведения «Ночь перед рождеством», ему осталась всего одна ночь, когда он мог «шататься» по белому свету и учить добрых людей своим грешным делам. Этот герой наделен чертами, свойственными человеку: он очень хитрый, изобретательный, коварный, умный и. трусливый. Слыша выражение «Чертовски красив», «Умен, как черт», сразу же вспоминается эта повесть. Яркий пример выражении человеческих чувств чертом — это его общение с ведьмой, которой он нашептывал ласковые слова на ушко, а после ухаживал за Солохой, целуя её руку. Мы его воспринимаем не как выдуманного и сказочного героя, а как настоящего.

Черт очень мстительный, и как только появляется такая возможность это сделать, он сразу же радуется и начинает действовать. Он очень хочет отомстить кузнецу Вакуле, который нарисовал картину, не понравившуюся черту. В этом произведении чёрт является ярким представителем нечистой силы, то есть злым духом. Писатель пользуется в описании народными легендами, в которых бесы могут перевоплощаться (имеют рога, хвост, покрыты шерстью, с копытами и т.д.), насылать ураганы и метель. Это мы и видим и на страницах повести, где повествуется о черте. Автором объясняются все поступки черта, он наделил его каким то особым обаянием, так что читая произведение, он уже не вызывает ни у кого ни страха, ни чувства отвращения. Ну, и как любой трус, негодяй, враг рода человеческого, он, естественно, в итоге все же будет побежден добрым и положительным героем кузнецом Вакулой.

О бессмертном произведении писателя Н. В. Гоголя « Ночь перед Рождеством», которое вот уже многие десятки лет с неиссякаемым интересом изучается и читается, написано очень много отзывов. Среди них был и от Пушкина А.С., в котором великий русский поэт сказал, что давно так радостно и искренне не смеялся.

Это великое произведение, как и многие другие рассказы и повести Гоголя, было наполнено разными событиями, связанными с мистикой, происходивших в жизни украинских деревень в 18 веке.

Автор не задается целью разоблачить своих героев, он очень точно замечает и подсмеивается над всеми недостатками и порками, которые у них есть. Если рассматривать богатого казака Чуба, у которого есть очень красивая дочь Оксана то мы может увидеть юмористическое противоречие, лежащее в основе этого образа. Этот довольно зажиточный и уважаемый (так он считает) казак претендует на свою солидность. Он не хочет, чтобы его дочь встречалась с кузнецом, который, по его мнению, недостаточно богат для его дочери. Он глубоко уверен, что для его единственного чада можно найти лучшую партию, поэтому препятствует их общению. Чуб не хочет видеть, что эти два человека любят друг друга, для него самое важное — не чувства, а деньги и богатство. Сам же вдовец не отказывает себе в удовольствии посещать Дьяка на устроенной вечеринке для таких же «уважаемых» гостей. Он часто захаживает к обаятельной ведьме-Солохе (не ведая, что таких ухажеров у нее в избытке).

Читая главу за главой, мы видим, что казак Чуб на самом деле трусливый и ничтожный человек. Такие как он, ненавистны всем жителям деревни, так как они их притесняют во всем. Их моральные качества совсем не такие хорошие, какими должны быть у действительно уважаемых казаков села.

Для меня эта повесть — настоящая сказка, где происходит много чудесных вещей и событий. Это возможно только в ночь перед рождеством. Здесь, как и в сказках, добро обязательно побеждает зло и несправедливость, а правда всегда торжествует свою победу.

Юмор в произведении Гоголя «Ночь перед рождеством» занимает значительную часть, он строится на замеченном автором несоответствии внутреннего и внешнего мира, в котором живут люди. Это мы можем видеть на примере интересного образа — дьяка Осипа Никифоровича. Он хочет выглядеть важной особой, но попадает в абсолютно комическое для него положение. Читая эту повесть, все от души смеются не только над Дьяком, но и над всеми остальными «важными» в селе особами, оказавшимися в мешках из-под угля в хате любвеобильной ведьмы-Солохи.

Автор рисует многочисленные образы из народа, это и привлекательные и добрые люди. Но есть и такие, в том числе Дьяк, которые живут мелочными интересами, богаты но глупы. В произведении просматривается манера, которая присуща только этому писателю — замечать грустное за смешным. Рассказывая о Дьяке, который любил принимать гостей, собирая «приятное общество», захаживал к ведьме-Солохе за мирскими утехами (только когда дьячихи не было в селе в это время), автор объясняет читателю, что не все священнослужители были богобоязненными и безгрешными людьми. Следует вывод — они были в большинстве своем лицемерами и лгунами. Жизнь, изображенная писателем — это постоянная борьба его героев с разными человеческими пороками. В этом большом списке есть такие, как: зависть, злоба, невежество, хитрость и жадность. Эти отрицательные черты характера воплощены не только в образах черта и ведьмы (как представителей нечистой силы), но и в образе Дьяка, Чуба и Пацюка. В отрицательных героях нет мистики, они вызывают лишь добродушный и веселый смех у читателя.

Пацюк

Во время изучения школе повести Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед рождеством», мы лишний раз убедились в таланте этого великого писателя. Во многих его произведениях чувствуется вера самого писателя в добро, справедливость и, конечно же, в Бога. Там где такая вера существует, все представители нечистой силы, представленные в повести, терпят поражение. В этом мы убеждаемся, прочитав произведение.

Н. В. Гоголь обладал очень удивительным свойством писателя, он мог сочетать вымышленное и сказочное с реальностью. Перед читателями возникает совершенно особый мир, где есть свои правила, законы и народные украинские традиции. По одной из них в ночь перед рождеством девушки и парни ходят колядовать, это гуляние проводится с песнями-колядками, пожеланиями хозяевам, в чьи хаты заходит молодежь, богатства и здоровья. В этот вечер почитаемые и уважаемые зажиточные казаки тоже ходят в гости, проведывая друг друга. И в этом вполне реальном мире органично появляется другой мир, сказочный. Они гармонично слиты в единое целое. И вот уже нам кажется, что совсем нет ничего особенного в том, что казак по имени Пацюк поедает галушки, просто наклонившись над тарелкой. Он даже пальцем не шевельнул, чтобы взять в руки ложку. В этом образе Гоголь высмеивает такие пороки, как праздность и человеческая лень. Для более яркого создания образов, в том числе и запорожского казака Пацюка, писатель пользуется природными зарисовками. Этот зачарованный мир, о котором пишет автор, полон оживших явлений природы. Но сами образы не обладают мистикой, они не страшны читателю, а вызывают лишь улыбку. В некоторых эпизодах повести мы просто от души смеемся над ними и их пороками.

Кум Чуба, с которым они пошли к дьяку. Он был высокий, с бородой. По дороге к дьяку они заблудились и расстались, после чего он пошёл в шинку, а когда выходил оттуда, то наткнулся на мешок с Чубом и Дьяком, который он отнёс с Шапуваленко домой, думая, что там наколядованные продукты.

Голова

Один из персонажей повести, дюжий человек, приехавший из архиерейской певческой, родич дьяка. Был одним из тех, кого Солоха посадила в мешок. После долгого сидения и скитания, его, наконец, выпустили в доме у Чуба.

Екатерина

Царица, к которой пробился кузнец Вакула с запорожцами. Он попросил у неё башмаки черевички для Оксаны, и она ему их подарила.

Потемкин

Эпизодический персонаж, встретил Вакулу с запорожцами во дворце, в Петербурге и присутствовал при их встрече с царицей Екатериной.

Кумова жена

Эпизодический персонаж, лентяйка, которая забросила хозяйство в доме, а была любительница проводить время с кумовьями за бестолковыми занятиями.

Остап Шапуваленко

Эпизодический персонаж, ткач, помог куму донести мешки с Чубом и Дьяком до его дома.

Ткачиха

Эпизодический персонаж, спорила с Переперчихой, утверждая, что кузнец Вакула утонул.

Переперчиха

Эпизодический персонаж, спорила с ткачихой, утверждая, что кузнец Вакула повесился.

Свербыгуз, Касьян

Эпизодический персонаж, казак, похаживал иногда к Солохе.

Архиерей

Эпизодический персонаж, преосвященный, проезжал мимо Диканьки, и ему очень понравилась хата кузнеца Вакулы.

Источник



Кузнец Вакула

Центральный персонаж сказочной повести Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством» (1832) — паренёк Вакула, кузнец и талантливый художник.

Кузнец Вакула

Несмотря на то, что его мать Солоха настоящая ведьма, летающая на метле и таскающая с ночного небосвода звёзды, молодой кузнец очень набожен. Основные темы для своего художественного творчества он черпает в библейских сюжетах. На стене церкви Вакула изобразил эпизод Страшного суда, где грешники избивают чёрта, за что на него страшно обозлился главный «герой» написанной картины.

Вакула и Оксана

Вакула давно и страстно влюблён в капризную, но самую видную дивчину на деревне Оксану, дочь зажиточного казака Корния Чуба. Норовистая девушка не спешит отвечать кузнецу взаимностью, она без конца любуется собой и высмеивает горячие признания поклонника.

В предрождественскую ночь, когда кознями чёрта и ведьмы, в кромешной тьме ещё и разгулялась вьюга, Вакула пришёл в дом к своей возлюбленной. Девушка смеётся над влюблённым казаком и замуж идти не желает. Она требует черевички с ног самой царицы в доказательство любви. Вакула уходи к себе в хату, где прихватывает три тяжёлых мешка, в которых спрятались друг от друга чёрт, голова, дьяк и Чуб, отец Оксаны. Все четверо приходили к ведьме Солохе «погостить», но не хотели быть увиденными. Кузнец не придаёт значения чрезмерной тяжести мешков, так как груз на сердце от обидных слов Оксаны давит на него в стократ сильнее.

На улице Вакула встречает колядующих ребят и Оксану. Она вновь повторяет свои условия — башмачки самой царицы взамен на руку и сердце. В отчаянье кузнец оставляет все мешки, кроме самого лёгкого, на дороге и убегает прочь с намерением утопиться. Молодёжь решив, что в мешках гостинцы, забирает их с собой в деревню. Вакула, немного остыв и передумав топиться, подаётся к запорожцу Пацюку, давно привечающему у себя всякую нечисть, чтобы просить совета. Кузнец уверен, что в ситуации с добычей черевичек самой Екатерины, ему может только нечистая сила помочь. Пацюк заявляет Вакуле, что тот, кого он ищет, находит у него за спиной. Смелый кузнец, схватив чёрта за хвост и оседлав его, обещает наложить на беднягу «крест», если тот не доставит его на приём в царице. Добравшись до Петербурга, путешественники прибиваются к запорожцам и вместе с ними попадают на приём к её Величеству. Честная и простодушная просьба влюблённого парубка растопила сердце царицы, и она подарила ему свои черевички. Добравшись верхом на чёрте обратно домой, Вакула награждает его плетью и отпускает восвояси.

Диканька на следующий день стояла на ушах. Народ поговаривал о сгинувшем из-за любви добром молодце Вакуле. Оксану ранят эти слова, на самом деле она давно отвечает кузнецу взаимностью и лишь девичье кокетство не давало девушке открыться. Совсем она опечалена, когда Вакула не пришёл на утреннюю и обеденную службу, которых раньше никогда не пропускал. Но бравый кузнец просто проспал после безумного ночного путешествия и явился к Оксане домой и с подарками свататься ближе к вечеру. Чуб даёт своё согласие на брак. Перепугавшаяся больше не увидеть Вакулу, Оксана готова была выйти за него уже и без всяких черевичек.

Цитаты Вакулы

— Что мне до матери? ты у меня мать, и отец, и все, что ни есть дорогого на свете. Если б меня призвал царь и сказал: кузнец Вакула, проси у меня всего, что ни есть лучшего в моем царстве, все отдам тебе. Прикажу тебе сделать золотую кузницу, и станешь ты ковать серебряными молотами. Не хочу, сказал бы я царю, ни каменьев дорогих, ни золотой кузницы, ни всего твоего царства: дай мне лучше мою Оксану!

— Думаю, и не могу вздумать, куда девался ум мой? Она меня не любит — ну, Бог с ней! будто только на всем свете одна Оксана. Слава Богу, девчат много хороших и без нее на селе. Да что Оксана? с неё никогда не будет доброй хозяйки; она только мастерица рядиться. Нет, полно, пора перестать дурачиться.

— Но, Боже ты мой, отчего она так чертовски хороша? Ее взгляд, и речи, и все, ну вот так и жжет, так и жжет… Нет, не в мочь уже пересилить себя! Пора положить конец всему: пропадай душа, пойду утоплюсь в пролубе, и поминай как звали.

. на стене сбоку, как войдешь в церковь, намалевал Вакула черта в аду, такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо; а бабы, как только расплакивалось у них на руках дитя подносили его к картине и говорили: «Он бачь, яка кака намалёвана!» — и дитя, удерживая слезенки, косилось на картину и жалось к груди своей матери.

Источник