Методика планирования работы в ДОЛ
Методика планирования работы в ДОЛ

Методика планирования работы в ДОЛ

Методика планирования работы в ДОЛ

Начинаем готовиться к смене? Обратите внимание,что эффективность отдыха ребят зависит прежде всего от их пребывания в отряде. Несколько ключевых тезисов, на которые в работе обращаем внимание.

— Важным аспектом успешности смены является отрядная работа, которую простраивает именно вожатый. Прежде всего мы работаем с временным детским коллективом. Главные герои лета — не руководитель смены и веселые аниматоры, а ребята в отряде и сами отряды как форма объединения ребят.

— «Прокачать» ребят навыками и умениями, полезной информацией гораздо удобнее в формате отдельного отряда, да и настраивать на получение эмоций в формате обще лагерного события мы начинаем внутри нашего детского коллектива.

— Всю отрядную работу простраивает вожатый. Слабый вожатый — пробоина в огромном корабле. И рано или поздно он создаст проблему всей смене, плывущей по океану оздоровительный кампании. Поэтому важно обращать внимание в первую очередь на каждого участника команды, кто 24/7 работает с ребятами лицом к лицу.

— Когда в центре внимания только общелагерная план-сетка и ребенок только часть общелагерной красивой картинки,что он получает от этого? Понимание, что делает что-то большое и прекрасное? Для кого?

Работа вожатого — процесс творческий, разноплановый, где не все сразу можно предугадать, — от организации коллективной деятельности сотен ребят до тонкого индивидуального педагогического воздействия на личность подростка, от ведущего концерта до спортивного судейства или психологического анализа короткой беседы. Хороший план — добрая половина успеха задуманного. Поэтому опытный вожатый уделяет много времени планированию своей деятельности и деятельности вверенного ему отряда детей.

Ознакомившись в ходе своей подготовки с условиями работы в детском лагере, правами и обязанностями, ожидаемыми трудностями, способами решения типичных проблемных ситуаций, формами и методами работы, вожатый может приступить к планированию своей деятельности. Это важно сделать до отъезда в детский лагерь с учетом рекомендаций его руководства, так как планирование — основа будущей эффективной работы.

Средством обеспечения комплексного подхода к воспитанию, содержательной и целенаправленной деятельности детского оздоровительного лагеря является грамотно составленный план работы.

Программируя свою деятельность, отрядный вожатый исходит из реальных условий, возможностей, традиций своего отряда, лагеря, педагогического коллектива.

План — стратегия и тактика, документ, в котором отражена система воспитательной деятельности вожатого. Это проект развития личности ребенка и всего детского коллектива, в котором будет проходить воспитательная работа.

План — документ, учитывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы.

Необходимо помнить, что самой главной задачей детских лагерей в летний период является оздоровление детей в широком смысле этого слова, которое невозможно без создания благоприятного климата в детском коллективе, без организации разнообразной творческой деятельности, способствующей духовному, интеллектуальному и физическому развитию ребенка. При этом важно осознавать, что любая деятельность должна быть посильной для конкретного ребенка и сложной для него же, соответствовать его интересам, стимулировать творчество и самостоятельность, допускать возможность выбора способов достижения заданных целей, способствовать удовлетворению потребностей личности в самоутверждении.

Советы вожатому, планирующему свою работу:

  • ознакомьтесь с программой данного лагеря;
  • определите цели и задачи предстоящей смены;
  • изучите возрастные особенности детей, обратив особое внимание на их ожидания от лагеря;
  • изучите возможности лагеря, в котором предстоит работать, и подумайте, как можно их использовать в вашей работе;
  • отберите средства, формы и методы, которыми владеете;
  • составьте модель смены с учетом возможностей лагеря;
  • продумайте, как создать творческую атмосферу в отряде;
  • учитывайте интересы детей.

Исходными данными для планирования могут служить следующие:

  • государственные, региональные и местные документы о жизнедеятельности лагеря;
  • ­ календарь летних праздников;
  • текущие и ожидаемые события в стране и мире, вашем городе, селе, лагере;
  • личные воспоминания вожатого о своем пионерском детстве, его ожидания;
  • традиции лагеря;
  • информация о детях;
  • ожидания детей;
  • задачи оздоровительного периода;
  • модель смены.

Рекомендации при составлении план-сетки:

  1. Любой день.
    • Каждый день 3 больших дырки.
    • Спортивные мероприятия скорее утром или днём.
    • Интеллектуальные творческие скорей день, вечер.
    • Разноплановая деятельность в течении дня это хорошо.
  2. Тематический день (Выделим 4 уровня).
    • Единая тематика.
    • Единая тематика + атмосфера
    • Единая тематика + атмосфера + логика
    • Единая тематика + атмосфера + логика + единые правила

Тематический день в лагере требует много сил, зато может стать очень ярким событием для детей.

План-сетка. Заполнить «дырки» во всех днях. Не забывать, что есть кризисные дни смены. Также если вы пишите мероприятие бешеные ежи, будьте любезны на отдельном листочке объяснить что это такое. Да и понятно, что план-сетка имеет смысл если выбрать какой-то конкретный возраст детей.

Оргпериод, середина смены (кризис всё приелось), конец смены. Где-то ближе к концу должна быть кульминация смены.

Требования к плану работы вожатого:

  • направленность плана на достижение определенного педагогического результата — отражение социального заказа на формирование качеств личности;
  • соответствие целям и задачам программы лагеря;
  • полезная направленность планируемых дел;
  • учет возрастных особенностей, интересов и потребностей детей;
  • разнообразие содержания, форм, методов воспитательной деятельности;
  • систематичность, последовательность, преемственность в подборе видов деятельности;
  • реальность планов (по видам деятельности, по срокам);
  • согласованность плана отряда с планом работы детского оздоровительного лагеря.

В плане должны быть интересные и развивающие занятия для детей, но при этом важно план не перегружать.

Следует помнить, что не так важна форма плана и количество дел в нем. Важно другое: знать детей, любить их, быть терпимым. Это значит, что вожатый должен все время наблюдать их, изучать специально и в ежедневном общении.

Рекомендуется составлять перспективный и календарный планы на смену и ежедневный – план на каждый день (утро – день — вечер).

Такие планы разрабатывают заместитель директора лагеря по воспитательной работе, педагогический коллектив лагеря, отряды.

Позиция заместителя директора по воспитательной работе обязывает его смотреть вперед, проектировать завтрашний день всех отрядов, кружков, мероприятий, определять стратегию и тактику развития временного детского коллектива.

План на смену — это документ, в котором обозначены дела, в подготовке и проведении которых принимает участие весь педагогический коллектив.

Перспективный план разрабатывается на период (лето). Он может включать в себя: цели и задачи лагеря, условия материальной и технической базы, особенности каждой смены, детского и взрослого коллективов, планируемые мероприятия, планы работы кружков.

Календарный план конкретизирует и дополняет перспективный план. Календарный план разрабатывают вожатые совместно с детьми на смену.

Лучший план работы — план, одобренный и подсказанный детьми. Вожатому нужно пойти навстречу ребятам в выборе форм отдыха, начинать на их территории, постепенно организуя педагогически целесообразную деятельность.

Специфика жизни детского оздоровительного лагеря диктует необходимость учитывать при планировании три основные периода смены: организационный, основной и заключительный, каждый из которых имеет свои особенности, педагогические задачи, формы и методы работы.

Для планирования лагерной смены удобнее пользоваться планом-сеткой. План-сетка охватывает содержание всего периода. План-сетка готовится до отъезда в детский лагерь или на выездном семинаре. В план-сетку включаются по порядку: дни заезда, отъезда; банные дни, родительский день, традиционные праздники для данного детского лагеря; дни дежурства и только потом — планируемые отрядные мероприятия с учетом их периодичности (в каждом отряде свои и делается это уже в лагере вместе с ребятами). Подробнее о планировании деятельности отряда совместно с детьми будет рассмотрено в следующей главе. Также смотри тему — План-сетка

Планирование в течение дня включает работу после завтрака, полдника и ужина с учетом рационального распределения времени на воспитание, оздоровление, отдых и спорт.

Таким образом, каждый член педагогического коллектива лагеря имеет свой личный план работы на день. Вожатые, руководители кружков, физорги предусматривают в нем формы и методы проведении того или иного дела, конечный результат и последовательность работы с отрядом, с группой детей или отдельным ребенком.

Вожатым: зачем нужно составлять план на день? ⚡

  • Чтобы точно знать где? и когда? находится отряд. И кто из вожатых ответственный за то или иное дело.
  • План на день обеспечивает юридическую защиту для педагога.
  • Это образец грамотного распределения видов деятельности в течение дня.

Как его составить?

  • План пишется после планерки или до подъема детей.
  • В план на день записываются все режимные моменты, дела конкретного временного объединения и всего лагеря.
  • Необходимо прописывать время и деятельность, в отдельном столбце указывается кто ответственный за то или иное дело, снизу обязательно указывается кто из напарников был на планерке!
  • Ниже указывается индивидуальная занятость детей в дне.
  • План на день пишется на основании общего плана лагеря и соотносится с план-сеткой отрядной деятельности.

В заключении, хотелось бы сразу предостеречь от избыточного планирования и заорганизованности. Смысл досконально подробно планировать? Если самый сок — во внеплановом. Хм.

Иногда бывает, что-то планируешь и организуешь. Особенно это касается каких-то мероприятий, где кто-то передает другому навык и ответственность. Так вот, в каждом из этих мероприятий есть некий качественный скачок, хотя бы один. И он происходит если не внутри, то по крайней мере изнутри. В этом есть что-то дикое и стихийное. Его нельзя гарантировать, его невозможно организовать или спланировать. Многие скачки происходят даже не по теме планов и в самый неожиданный момент. Иногда такие случаются как раз посередине реализации неких планов, и на поверхность реальности ты выныриваешь, как из телепорта в другой мир. С новыми целями, с перекроенными ценностями, с устремлениями, которые могут иметь мало общего с теми, которые были в начале реализации тех планов, в процессе осуществления которых был совершен скачок.

Мало того, непонятно, как кто-то кого-то вообще может чему-то обучить, если в итоге и вожатый и его подопечные должны в некотором смысле стать не такими, как в начале. Если в процессе обучения некий элемент остается прежним, то качественный скачок совершается не полностью (опять же, «в некотором смысле», потому что все это очень интуитивно). Получается, что и предмет приложения планирования в успешном случае должен видоизмениться, и системы координат, в которых все начиналось.

Встает вопрос. Смысл – избыточно планировать и организовывать? Если суть ощущается все больше в момент смены системы координат или благодаря ей..

Читайте также:  Один день ивана денисовича посвящено событиям

Пока же напрашиваются три предположения:

  1. Возможно имеет смысл придавать планам и организации чего-то вдохновляющего меньше значимости, чем это на первый взгляд стоит делать. (И как показывает практика — ничего не теряется даже, кстати.)
  2. Возможно планирование и организация как раз и нужны для того, чтобы случайно происходили качественные скачки. А если ничего не планировать и не организовывать, то в принципе мало что будет иметь возможность произойти. В том числе и качественные скачки.
  3. Возможно на людей имеет смысл смотреть не в терминах, кто кого чему обучает, кто кому передает ответственность, кто кого воспитывает. (Потому что эти термины предполагают, что кто-то знает что-то о чем-то круче кого-то, а в реальности в процессе, который участники не сочтут значимым для них, до неузнаваемости меняются и оба «кто-то» и само «что-то», так что слова «знает» и «круче» теряют всякий смысл) Возможно мы все просто путешествуем из одного мира в другой (даже если это происходит в рамках актового зала или спортивного поля) и имеем возможность что-то делать вместе, пока живем. Только и всего. И то, некоторые бывает, что застревают надолго в каком-то одном мире.

Примерный план работы отряда

Обязательно в первый день проводится сбор мнений о том, как каждый ребенок хочет провести свой досуг в лагере. Все записи собираются и группируются по интересам, предложенным делам.

Основные моменты, на которые следует обратить вожатому при составлении плана работы:

  1. безопасность всех мероприятий;
  2. учет возрастных особенностей детей;
  3. учет географического положения и климатических условии (погода солнечная или дождливая, время года: лето, осень, зима, весна);
  4. не более одного большого дела в день

При составлении отрядного плана отрядный вожатый выделяет три этапа.

Первый этап соответствует времени организационного периода. Обычно это первая неделя смены. Проанали­зировав предложенные ребятами на общем сборе дела, вожатый отбирает именно те, которые максимально по­зволят обнаружить и проявить знания, умения, навыки, интересы и увлечения каждого воспитанника. Обычно это:

  • вечерние «свечки» — знакомства;
  • конкурсы эрудитов, кто во что горазд — «квчг»;
  • веселые старты;
  • отрядные тематические костры;
  • эстафеты творчества;
  • эстафета «Веселый поезд»;
  • презентация комнат, отрядов, корпусов;
  • открытие спартакиады и т.д.

Второй этап в составлении плана соответствует мероприятиям основного периода. Обычно это дела, помогающие объединению в коллективе. К таким делам относятся:

  • спортивные соревнования между отрядами (футбол, пионербол, баскетбол, вышибалы, лапта, настольный теннис и т.д.);
  • интеллектуальные коллективно-творческие дела (КТД) («Брейн-ринг», «Слабое звено», «Встреча эрудитов»);
  • творческие КТД («День песни», «День Нептуна» и т.д.);
  • спортивно-туристская эстафета с элементами обучения;
  • тематические беседы по возрастам (проблемы наркомании, алкоголизма, полового созревания, взаимоотношения между мальчиками и девочками и т.д.).

Третий этап в составлении плана входит в рамки заключительного периода смены, и отрядные вожатые включают дела, которые помогают им объединить весь лагерь в единое целое, дать почувствовать всем общие возможности и способность сделать вместе много полезного для окружающих людей. Третий этап включает:

  • проведение туристского слета совместно с соседним лагерем;
  • участие в конкурсе красоты совместно с соседним лагерем;
  • межлагерная карнавальная дискотека;
  • день именинника;
  • прощальный концерт;
  • лагерный костер;
  • встречи рассвета и солнца и т.д.

Такой подбор дел предполагает конечный результат, который помогает осмыслить все, что происходило в лагере, возможно, пожалеть о скоротечности времени и близком расставании и вызвать жгучую потребность обязательно встретиться, не разрывать возникших новых связей, поддерживать и укреплять старые знакомства.

Такое деление достаточно условно и в процессе работы каждый отрядный вожатый может включить в свой план любые дела предложенные ребятам.

Всё идёт по плану…

Взглянув на список дел вожатого на день, можно ужаснуться от того, сколько всего необходимо успеть, а если на смену… Так, спокойно, не паникуем, существует очень полезная вещь как планирование! Каждый вожатый сталкивался с планом на день, режимом дня и план-сеткой, о чём сейчас и будет повествование.

Один из важнейших документов в лагере. На каждую смену составляется своя план-сетка, в зависимости от тематики, целей и задач смены. В план-сетке обычно 7 столбцов и 3 строки. Каждый день опять же делят на 3 части — мероприятия после завтрака, полдника и ужина. Таким образом удобно контролировать загруженность, где и какие мероприятия поставить или убрать.

Что присутствует в каждой план-сетке:

  • Банные дни. По санитарным нормам должны проходить раз в неделю. Их организация в каждом лагере проходит по своему, но они точно есть.
  • Родительский день. Бывает раз за смену, где-то в середине и на выходных.
  • Общелагерные мероприятия. Это те мероприятия, на которых присутствуют все отряды. Проводятся каждый или через день. Бывают разные: дискотеки, концерты, линейки, спорт, интеллектуалки, станционки и т.д. По план-сетке распределяются равномерно. Типовые не должны идти друг за другом (т.е. всю неделю концерты, а потом ничего)
  • Отрядные мероприятия. Проводят вожатые для своих отрядов. Сюда входят ролёвки, свечки, игры.
  • «Пустые клетки». Либо свободное время, посещение кружков, мяч на поле погонять, либо подготовка к мероприятиям.

Ещё в план-сетке могут быть традиционные мероприятия лагеря, если таковые имеются. Возможно, несколько мероприятий будут связаны с праздниками государственного масштаба, например: 12 июня — День России. Итак, разобрали планирование всей смены, теперь переходим к не менее важному.

Самое основное — его обязательно нужно соблюдать! В режим дня входит то, что вы с детьми делаете абсолютно каждый день и в одно и то же время, то есть — подъём/тихий час/отбой, зарядка и приёмы пищи.

Отличается от режима дня тем, что каждый день меняется и согласовывается с план- сеткой. Вы прописываете туда всё, мероприятия за день, где это будет проходить, во сколько.

Лайфхак: Если вас раздражает, что дети постоянно к вам подбегают и спрашивают что/где/когда, то потратьте перед сном минут 20, чтобы красиво оформить план на день и повесить его в холле. Именно красивый, яркий, чтобы все заметили. Обычный лист не привлечёт внимание детей. Так что запасайтесь маркерами, вырезками из журналов и наклейками!

Источник

План вожатого на день

Сегодня мы заглянем внутрь педагогического дневника и рассмотрим, из чего состоит план вожатого на день. Статья написана с опорой на опыт Нити Ариадны, в других лагерях практики планирования детского отдыха могут отличаться.

В рамках программы в оздоровительном лагере вожатые имеют перечень мероприятий, которым предстоит произойти на смене. Эти мероприятия помещаются в отдельный план, который мы называем план сетка. Однако в рамках этой статьи мы ее рассматривать не будем. Нас интересует непосредственно тот документ, в котором вожатый ведет свои ежедневные записи и в котором отражен план на день.

Этот документ называется педагогический дневник. Он состоит из нескольких частей. Большую часть занимают страницы для составления планов на день. Вожатые обсуждают как те элементы расписания, которые остаются неизменными в течение всей смены, так и уникальные для каждого отдельного дня события.

Неизменные это подъем, зарядка, ВЛГ, утренний сбор, завтрак, обед, тихий час, полдник, ужин, второй ужин, вечерний сбор, отбой. К уникальным могут относится игры, общелагерные мероприятия, огоньки и многое другое.

Утро начинается с того, что вожатый приходит на свой этаж за 15 минут до подъема. Когда наступает время будить ребят, вожатый включает музыку и зовет отряд на зарядку.

В течение 5 минут все собираются на улице. После зарядки наступает время уборки и подготовки к общему сбор. К моменту начала сбора вожатый успевает пройти по комнатам ребят и проверить чистоту. Далее все собираются в отрядном месте, где коллективу предстоит узнать план на день. Мы рекомендуем нашим дежкомам записывать план дня, чтобы у отряда всегда была возможность вспомнить, какое мероприятие идет следующим.

После утреннего сбора отряд отправляется на завтрак. В оздоровительном лагере все отряды питаются в одном пространстве – столовой. Если отряд дежурит, то его план на день немного видоизменяется. Часть отряда с одним из вожатых должна пойти вперед остальных, чтобы успеть начать накрывать на столы. Они по очереди разносят тарелки, постепенно вызывая по рации отряды. В конце концов столовая заполняется и все приступают к приему пищи.

Затем следует большой промежуток времени до обеда, который, в зависимости от плана на день, заполняется разными мероприятиями. В нашем лагере есть условное деление на «игровые» и «неигровые» дни. В игровые дни идет ролевая игра эпопея, ее время как раз поделено между промежутками от завтрака до обеда и от полдника до ужина. В такие дни ребята сразу после утреннего приема пищи отправляются планировать свой игровой день и затем уходят на игру. В неигровые дни время может быть занято анализом игры, самоаттестациями, общелагерными мероприятиями, отрядными мероприятиями, репетициями к выступлениям и многим другим.

В течение игрового дня (промежутков от завтрака до обеда и от полдника до ужина) вожатый как правило ведет свою локацию – игровую точку «работы». К нему приходят «работать» дети из всех отрядов. В неигровой день вожатый все время находится со своим отрядом и проводит им мероприятия.

В конец концов наступает время собираться на обед. В игровое время на обед всех участников смены собирают все вожатые, в неигровой – каждый вожатый приводит свой отряд. Здесь также важна роль дежурных, которые должны прийти пораньше и накрыть на стол.

После обеда наступает один из важнейших моментов дня – тихий час. На самом деле тихий час идет 2 часа. В это время все ребята находятся по своим комнатам и отдыхают. Мы рекомендуем потратить это время на спокойный отдых, т.е. на сон или чтение книги, однако не запрещаем тихо общаться, играть в настольные игры и прочее, что не будет мешать другим детям отдыхать.

В течение тихого часа вожатые находятся на этаже и следят за соблюдением правил тишины. После 2 часов вожатые зовут свои отряды и сопровождают их на полдник. Время после полдника устроено по тому же принципу, что и между завтраком и обедом. В игровой день весь промежуток занимает игра, в неигровой – отрядные или общелагерные мероприятия. Заканчивается все походом на ужин.

Читайте также:  Открытку с днем рождения дочери родителям

После ужина наступает особенное время – вечернее мероприятие. Как правило это общелагерное событие. Хотя, это также может быть и отрядным мероприятием, например огоньком. Наиболее популярными формами вечернего мероприятия являются сценические вечера, спортивные игры, интеллектуальные игры и поэтические/лирические вечера.

Сценические вечера предполагают, что отряды репетируют свое выступление до вечера, а затем выступают на сцене. Репетиции курирует вожатый, однако, если отряд достаточно самоорганизован, вести репетицию могут и сами дети.

Для некоторых сценических вечеров проводят генеральную репетицию на сцене. В этот момент отряды по очереди приходят в актовый зал и демонстрируют главному мастеру смены результат их сценической работы. Главный мастер дает комментарии и отпускает отряд на доработку номера. Бывает и так, что сценические вечер предполагают подготовку прямо во время мероприятия. Этот формат характерен для разного рода юмористических и творческих вечеров. Например, отряду могут дать задание быстро поставить номер на какую-то заданную тему.

Спортивные игры проводятся на свежем воздухе. Под этим определением понимаются не привычные виды спорта, такие как футбол, волейбол, баскетбол, бейсбол, гольф, боулинг, теннис, водное поло и прыжки с парашютом, а скорее игры по территории. Хороший пример – зарница. В этой игре весь лагерь делится на 2 команды. Команды захватывают точки и срывают лычки с противников, тем самым выводя их из игры. Вообще игры по территории часто мешают отряды между собой, формируя команды, где есть и младшие и старшие.

Интеллектуальные игры часто строятся по одному принципу. Отрядам или командам нужно в той или иной форме зарабатывать очки, чтобы победить. Очки зарабатываются за интеллектуальную активность, т.е. за ответы на вопросы или решение логических задач.

Поэтические вечера могут сильно различаться между собой. Это может быть и стихотворный вечер, и песенный, и смешанный. Иногда такие мероприятия проходят у костра, что случается часто на летних сменах. Непосредственно в нашем лагере костры проводятся несколько раз за смену.

Если на вечер не назначено общелагерного мероприятия, значит у ребят будут отрадные. Чаще всего это огоньки. В нашем лагере существует множество форм проведения огоньков. Это может быть простое обсуждение важный вопросов с перерывами на игру на гитаре, может быть квестовое приключение, может быть ролевая игра. Так или иначе все огоньки имеют сюжет и тему/цель, которая является основой для всего происходящего в этот вечер.

Таким образом, день вожатого и его план может быть очень разнообразным. Каждое мероприятие необходимо спланировать с напарником, обсудить, иногда прорепетировать. Педагогический дневник отражает все нюансы, которые выделяют для себя вожатые в детском лагере во время планирования. Именно поэтому он является важнейшим спутником педагога на смене.

Источник

План работы старшего вожатого

Создание условий для самоопределения, саморазвития, самосовершенствования и самореализации детей и подростков через организацию активной, насыщенной интересными и полезными делами жизни детского коллектива, укрепление нравственного климата в нём и гуманных отношений.

1.Создание оптимальных условий для развития каждого школьника, с учётом его индивидуальных способностей и потребностей

2. Развитие у учащихся патриотических, гражданских, нравственных и эстетических чувств, чувства долга, ответственности.

3.Приобщение учащихся к творчеству, обеспечение условий для самореализации творческих способностей и потребностей каждого школьника.

4.Способствование формированию здорового образа жизни, системы общечеловеческих и социальных ценностей.

5.Воспитание культуры поведения, формирование коммуникативных навыков, гражданских и нравственных качеств, развитие творческого мышления, необходимого для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире.

Организационная работа

Оформление стендов на различные тематики

В течение учебного года

Ведение и оформление необходимой документации

В течение учебного года

Организация занятости учащихся в каникулярное время

В конце каждой четверти

Участие в планерках, педсоветах с выступлениями

В течение учебного года

Проведение бесед с родителями учащихся на общешкольных родительских собраниях

В течение учебного года

В течение учебного года

Разработка положений и сценариев к мероприятиям

В течение учебного года

Изготовление и подготовка декораций, костюмов, инвентаря и плакатов к мероприятиям

В течение учебного года

организация рейдов по проверке:

-санитарного состояния в классах

-внешнего вида (наличие школьной формы)

Инструктивно — методическая работа

Знакомство с нормативными документами

Формирование банка данных нормативно-правовых документов и методических материалов

В течение учебного года

Проведение инструктажа по ТБ перед проведением мероприятий

В соответствии с планом УВР

Обзор педагогической и методической литературы

В течение учебного года

Создание банка разработок к традиционным мероприятиям школы

В течение учебного года

Оформление информационного стенда

Публикация новостей на школьном сайте

Обмен информацией и опытом со школами района

В течение учебного года

Проведение консультаций со школьниками и классными руководителями по подготовке к мероприятиям

В течение учебного года

Участие в совместных семинарах-совещаниях старших вожатых

В течение учебного года

Работа с начальными классами для проведения внеклассных дел

Проведение подвижных игр с младшими школьниками

Составление плана работы на месяц

Работа над изучением передового опыта

Участие на заседаниях методических объединений классных руководителей

Оказание методической помощи классным руководителям, учителям в проведении общих дел

Работа с детским активом

Выборы актива детской организации «Юные защитники Отечества»

Обсуждение и принятие плана работы на год детской организации

Принятие плана работы ДОО на месяц

Последняя неделя каждого месяца

Проведение сборов детского актива по различным вопросам

Составление сценариев, обсуждение и репетиции

В течение учебного года

Изготовление и подготовка декораций, костюмов, инвентаря и плакатов к мероприятиям

В течение учебного года

Проведение индивидуальной работы с активом

( беседы, помощь в составлении планов, анализ их выполнения, помощь в организации и проведении мероприятий)

В течение учебного года

Работа вожатых-наставников в начальных классах

В течение учебного года

Проведение интеллектуальных и познавательных игр с активом

В течение учебного года

Обучение лидеров детского актива

(семинары по отдельным вопросам работы актива, практические занятия)

В течение учебного года

Участие в районных и региональных конкурсах и акциях

В течение учебного года

Трудовые десанты с целью:

уборки пришкольной и прикрепленной к школе территории, памятников, территории села

Прикрепление актива для организации игровых мероприятий на свежем воздухе

Источник

Ежедневный план работы вожатого

Вэтом документе вожатый отмечает, что ему нужно сделать, с кем из ребят поговорить, кому помочь, на каких организационных моментах сконцентрировать свое внимание, исполнение каких заданий необходимо в обязательном порядке лично проконтролировать.

Ежедневный план работы может иметь форму, описанную в табл. 2 (такие режимные моменты, как подъем, утренняя зарядка, завтрак, обед, тихий час, полдник, ужин, отбой, в плане не указаны).

Приведенный план раскрывает содержание ежедневной деятельности вожатого – не только управленческой, но и психолого-педагогической. Деятельность вожатого не должна сводиться к исполнению функций руководителя, он выступает и в роли педагога, и в роли психолога. Кроме того, следует отметить, что рассматриваемый тип плана, по существу, является ведущим инструментом и элементом самоуправления (функции планирования и контроля) вожатым своей собственной деятельностью как руководителя, а не только деятельностью коллектива.

Ежедневный план работы вожатого с отрядом

61

И. Ю. Исаева. «Досуговая педагогика: учебное пособие»

Для того чтобы хорошо организовать быт, оздоровление и досуг детей и подростков в летнем лагере, вожатому в первую очередь необходимо уметь организовать свой собственный труд: планировать свое время, учитывать свои физические и творческие возможности, осуществлять самоконтроль выполнения поставленных перед самим собой задач и др.

План такого типа лучше всего вести в общей тетради или записной книжке. Вожатый строит свою работу на основе двух рассмотренных выше планов. Эти планы освещают две взаимосвязанные стороны деятельности вожатого, одну внутреннюю (ежедневный план работы вожатого), не требующую широкого опубликования.

Ежедневный план работы необходим вожатому для собственного пользования, он отражает непосредственное взаимодействие с детьми (план-сетка). Даже самый продуманный план – это всего лишь фиксация идеального представления о том или ином дне жизни отряда в лагере. Вполне возможно, что внезапно изменившиеся погодные условия, неожиданная реакция детей на те или иные события, недостаток специальных заданий и др. не позволят вожатому осуществить задуманное.

В конце дня вожатому совместно с активом следует провести рефлексию дня, опираясь, например, на такую схему.

1.Выполнен ли план работы на день? Что удалось? Что не удалось?

2.Что больше всего понравилось?

3.Что не понравилось?

4.Как действовали ребята (активно, пассивно, были заинтересованы, только наблю-

Источник



Для будущих вожатых. Часть 3 (педагогический дневник)

2. Какое дело или событие было наиболее важным в воспитательном отношении?

  • Какую задачу решали?
  • Основные этапы дела.
  • В направлении ли решения основной задачи был продуман и осуществлен ход дела?
  • Как действовали в этом деле ребята (активно, пассивно, слушали, смотрели)?
  • Отношение ребят к делу.
  • Как реагировали ребята в ходе дела (хлопали, смеялись, отвлекались, задумывались, переживали)?
  • Приходилось ли вам вносить корректировки в ходе дела? Что это дало?
  1. Анализ ситуации (при наличии таковой в дне)

— Краткое описание ситуации и ее участников.
— В связи с чем возникла ситуация?
— Как проявили себя участники ситуации? Каковы были их поступки?
— Итог ситуации.
— Выход из ситуации.

  1. Общая характеристика прожитого дня.

— Была ли группа организованна?
— Произошли ли изменения в коллективе?
— Кто обратил на себя внимание?
— Как изменились ребята, какие проблемы у них возникли?

— Удался ли день в целом?
— Что нового этот день дал вам, как педагогу?
— Какие формы воспитательного воздействия вы проверили? для чего? почему именно эти?
— Задачи на следующий день

Примерные варианты задач дня

  • заложить основы ВДК;
  • познакомить детей, лагерем и сотрудниками;
  • познакомить детей друг с другом;
  • познакомить детей с правилами, законами и традициями лагеря;
  • предъявить ЕПТ;
  • способствовать соблюдению ЕПТ;
    -создавать условия для успешной адаптации ребенка в лагере;
  • выявить творческий, лидерский, организаторский и интеллектуальный потенциал детей;
  • выявить лидеров в отряде;
  • поддерживать (воспитывать, развивать) доброжелательное и заинтересованное отношение ребят друг к другу;
  • создавать условия для сплочения отряда;
  • организационно оформить отряд;
  • наметить перспективы дальнейшей совместной деятельности;
  • создавать благоприятные условия для самореализации каждого ребенка;
  • развивать творческие способности детей;
  • способствовать физическому оздоровлению;
  • способствовать творческому и личностному росту ребенка;
  • создавать комфортные условия/положительный эмоциональный климат в коллективе.
  • формировать у детей потребность в ЗОЖ;
  • развивать коллективистские отношения;
  • совершенствовать навыки ЗОЖ;
  • формировать и/или совершенствовать навыки самообслуживания;
  • развивать интеллектуальные способности детей;
  • воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю;
  • создавать ситуацию успеха для каждого ребенка;
  • развивать личностные качества;
  • формировать нравственные ценности детей;
  • развивать аналитические способности детей;
  • развивать познавательные способности детей;
  • формировать у ребенка нравственную позицию;
  • формировать навыки межличностного общения;
  • формировать потребность в получении новых знаний;
  • воспитывать патриотические чувства у детей;
  • формировать у ребенка нравственную позицию;
  • приобщать детей к духовно-нравственным ценностям;
  • воспитывать чувство уважения друг к другу;
  • воспитывать волевые качества детей;
  • формировать командный дух в отряде;
  • развивать интеллектуальные способности;
  • формировать коллектив, через совместную деятельность детей;
  • формировать экологическое сознание;
  • способствовать развитию критического мышления;
  • поддерживать в отряде благоприятную, доброжелательную атмосферу.
Читайте также:  Баклажаны состав калории польза и вред для здоровья детей и взрослых

Анализ с ребятами отрядного или общелагерного дела

Подростки видят смысл своего существования в конкретной деятельности. Анализ необходим для того, чтобы подростки учились подходить осознанно к своим делам, понимать причины успешного или неуспешного их поведения, делать из этого соответствующие выводы.

Анализ может осуществляться сразу после проведения дела по свежим впечатлениям или быть отсроченным, проходить после того, как подростки имели время обдумать свои впечатления от проведенного дела.

Примерные вопросы для обсуждения.

  • Какие задачи ставили ребята, задумывая дело?
  • Удалось ли решить эти задачи в ходе подготовки и проведения дела?
  • Чем данное дело было полезно для людей, его участников?
  • Что способствовало решению задач:
  • позиция членов группы (активность ребят, их творчество, инициатива, заинтересованность, отклик на действия актива, совета дела, поддержка их действий, атмосфера в группе, отношения между ребятами, интерес ребят, организованность).
  • позиция актива, совета дела (умение спланировать работу, создать все необходимые условия, поставить в активную позицию всех членов группы, найти каждому дело по душе; осуществлять оперативное руководство ходом подготовки дела; авторитет актива, его требовательность, влияние на ребят, конкретные умения и навыки);
  • помощь других (старших ребят);
  • организация дела (его целесообразность, подготовленность, продолжительность по времени и т. д.).
  • кто из организаторов дела, его участников особенно отличился в подготовке и ходе дела?
  • что было не особенно удачным в этом деле?
  • как можно было избежать этого? Исправить не особо удачные моменты?
  • возможно ли проведение подобного мероприятия в постоянном коллективе?
  • при каких условиях?
  • какие выводы можно сделать из данного дела для всех ребят? Отдельных подростков? Актива? Совета дела? Какую перспективу наметить в делах группы?

Правила обсуждения

  • обсуждение вести доброжелательно, не оценивать работу членов коллектива с позиции личных симпатий и антипатий.
  • не упускать возможности сказать о человеке доброе слово, если он этого заслуживает.
  • rритиковать только справедливо, помня об уважительном отношении к достоинству человека.- подходить к обсуждению поступка человека конструктивно, стараясь извлечь уроки, для будущей деятельности подростков.
  • Внимательно слушать друг друга, не перебивать.
  • Не повторять одну и ту же мысль несколько раз. Можно высказаться, если твое мнение не совпадает с мнением большинства.
  • Поощрять взаимопомощь, творческий подход, добрые взаимоотношения.

Условия успеха.

  • регулярное проведение анализа;
  • предварительная подготовка ведущего, (дать совет как проводить, как начать, на что обратить внимание);
  • внимательно и чутко следить за ходом разговора, слушать каждое высказывание, вовремя задавать вопросы, помогать выделять главное.

Выводы:

Анализ воспитательной работы помогает педагогу:
— оценить педагогическую и психологическую целесообразность избранной темы и вида работы; понять причины успешного или не удачного ее проведения;
— дать ответ на вопрос, почему содержание деятельности было принято или не принято подростками, почему тот или иной метод воспитательного воздействия оказался эффективным, нейтральным или вызвал отрицательную реакцию;
— судить о своих качествах, сильных и слабых сторонах деятельности;
— выдвигать перед собой реальные задачи, сознательно углублять положительное и ликвидировать отрицательное в своей работе и свойствах личности.

Анализировать мероприятия с ребятами очень Важно, так как это позволит их настроить на нужное Вам настроение, и все цели и задачи мероприятия будут достигнуты.

Памятка по анализам периодов смены. Что необходимо учитывать при анализе организационного периода

Особенности детей – участников смены:

  • Интересы и способности
  • Уровень самоорганизации
  • Целевые установки на смену
  • Культура общения
  • Проблемы, возникшие у детей и/или с детьми в лагере

Характеристика детского объединения:

  • Эмоционально-психологический климат
  • Отношение к законам и традициям ДОЛ
  • Социально-ролевая структура, лидеры в общении и организаторской деятельности
  • Система самоуправления

Характеристика деятельности:

  • Отношение детей к идее смены, к системе стимулирования
  • Активность ребят
  • Их готовность к дальнейшей деятельности по программе
  • Дела. наиболее эффективные в решении задач

Выводы и перспективы:

  • Важные направления и особенности дальнейшей работы с детьми
  • Способы решения, обозначенных проблем.
  • Позиция педагогов на следующем этапе

Памятка по анализам периодов смены. Итоговый анализ деятельности отряда и вожатого за смену

Характеристика детей – участников смены:

  • Реализация интересов, способностей
  • Достижение целей на смену
  • Наиболее важные изменения, произошедшие за смену

Характеристика детского объединения:

  • Культура поведения и отношений
  • Уровень развития коллектива
  • Эффективность ролевой структуры и системы самоуправления
  • Самые важные события в детском объединении за смену

Характеристика деятельности:

  • Отношение детей к тематике смены
  • Активность ребят
  • Самые удачные способы организации совместной деятельности
  • Дела, наиболее эффективные в решении задач программы

Размышления, выводы:

  • Общая оценка достигнутых результатов
  • педагогические «победы» и «поражения»
  • Предложения по совершенствованию программы

Памятка по заполнению педагогического дневника

ПАМЯТКА ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДНЕВНИКА
Что? Зачем? Когда и как?
Сведения о детях

1) Сначала надо изучить ребенка, потом воспитывать.

2) Вся основная информация о ребенке под рукой у самого педагога и у администрации лагеря.

1) Основная информация о ребенке должна быть зафиксирована в первые часы его пребывания в лагере; дополнительные сведения вносятся по мере необходимости (наблюдения, беседы, изучение документов)

2) Сведения о здоровье заполняются послебеседы с врачом детского лагеря.

3) Постарайтесь записать сведения об обоих родителях, даже если ребенок из неполной семьи, но общается со вторым родителем и знает его контактные телефоны. Если ребенок проживает не с родителями, а с родственниками (дедушка, тетя и т.д.), не будут лишними и краткие сведения о ком- то из них.

4) Этически корректно собирать сведения о детях так чтобы не видели инфорию друг о друге.

2) По итогам сбора-планирования с детьми в план вносятся дела, предложенные ими, а также подготовка к общелагерным делам.

3) План должен быть насыщен разнообразными формами работы с детским объединением и может дополняться в течение смены.

Ежедневное планирование и анализ дня

Что? Зачем? Когда и как?
План на день 1) Что бы точно знать где? и когда? находится отряд. И кто из вожатых ответственный за то или иное дело.

2) План на день обеспечивает юридическую защиту для педагога.

3) Это образец грамотного распределения видов деятельности в течение дня.

1) План пишется после планерки или до подъема детей.

2) В план на день записываются все режимные моменты, дела конкретного временного объединения и всего лагеря.

3) Необходимо прописывать время и деятельность, в отдельном столбце указывается кто ответственный за то или иное дело, снизу обязательно указывается кто из напарников был на планерке!

4) Ниже указывается индивидуальная занятость детей в дне (ОСУ, детские ТГ, репетиции и т.д.)

5) План на день пишется на основании общего плана лагеря и соотносится с план-сеткой отрядной деятельности.

1) Задачи помогают выделить главные по смыслу события дня.

2) Уточнить содержание ранее запланированных дел, игр, бесед с детьми, а также дополнить план новыми делами.

Задача на день должна быть конкретной, ведь время ее решения исчисляется в часах. Удобнее формулировать задачи с помощью глаголов. О содержании задач говорят их названия.

Образовательные задачи – о том, что планируется изменить в знаниях и умениях ребят.

Воспитательные задачи – об изменениях в ценностной сфере подростков: в отношениях, мнениях, взглядах, убеждениях, желаниях и стремлениях, в представлениях об окружающем мире и своем месте в нем, об общественных ценностях, о том, как общаться с природой, людьми и т.д.

2) Анализ дня помогает воспитателям совершенствовать свою текущую работу с детьми. осмысливая и оценивая ее, определяя причины успехов и неудач, фиксируя продвижение к поставленным целям и задачам, делая выводы на перспективу.

3) Администрации лагеря анализ дня помогает оперативно, в краткой форме получать информацию о состоянии дел в каждом детском объединении и своевременного оказания помощи в руководстве отрядом.

Общая логика анализа и его краткое содержание заключается в том, что все должно быть в логической «цепочке» (Факты-Оценка – Причины). Соблюдать логику нужно всегда, а вот по содержанию выбирать для анализа в конкретном дне стоит те пункты, которые вы отмечаете как особо значимые в текущей ситуации или в перспективе, на которых хотите заострить внимание, т.к. они

Заключают важные достижения или наоборот, проблемы, требующие срочного разрешения. Именно их нужно раскрыть подробнее. Подсказкой в выборе того, что стоит проанализировать детальнее, и даже отправной точкой анализа дня являются, конечно, его задачи. Рассматривая конкретные факты, не забывайте, что в их оценке нужно опираться на данные педагогической диагностики, проведенной в форме игр, устных и письменных опросов, наблюдений за детьми, учитывая при этом мнение и детей, и обоих напарников. И постарайтесь не перечислять, не описывать события, а фиксировать их итоги – как качественные, так и количественные, давать им оценку, аргументировать ее, рассуждать о причинах и оптимальных решениях ситуаций. Завершают анализ «Выводы, перспективы» — это резюме ваших размышлений.

Источник