Малая родина Пети Чайковского часть первая
Малая родина Пети Чайковского часть первая

Малая родина Пети Чайковского часть первая

Малая родина Пети Чайковского (часть первая)

«… Мой родной город маленький
И очень малонаселенный.
Но я всё-таки чту всегда
И буду чтить…»
П.Чайковский 1848 год.

Раз уж буквально через день меня ждет радость от встречи с музыкой Петра Ильича Чайковского, думаю, просто неприлично продолжать тянуть время и откладывать обещанный рассказ о самом первом месте России, связанном с его именем. Обычно, когда произносят «усадьба Чайковского», то на ум любому приходит город Клин. Увы, там я пока не побывала, но зато многие ли были в усадьбе, где он родился и где провел первые восемь лет? Про сам Воткинск я уже немножко рассказывала, а теперь мы идем в усадьбу…

Сегодня она – на улице Чайковского, а раньше – на Господской. На этот раз я почти ничего не хочу писать от себя, ведь сайт музея очень хорош, интонации описаний мне вполне близки, так что весь текст к фотографиям я, пожалуй, возьму именно оттуда.

Сначала – о хозяине

Под руководством Ильи Петровича на заводе было внедрено пудлинго-сварочное производство, усовершенствованы металлообрабатывающие механизмы, внедрены паровые молоты, прессы, подъемные устройства и другие новшества. С именем И.П.Чайковского связано зарождение судостроения на Камско-Воткинском заводе: в 1846 году была сооружена судоверфь для производства пароходов и произведена закладка первого парохода «Астрабад».

Строгий и требовательный начальник Воткинского завода, в домашнем кругу был добрым семьянином. Илья Петрович обожал и боготворил свою супругу Александру Андреевну. Несмотря на большую разницу в возрасте (глава семейства был старше супруги на 18 лет), на полную противоположность характеров Илья Петрович и Александра Андреевна Чайковские были необыкновенно трогательно привязаны друг к другу. Маленький Петр рос в по-настоящему счастливом семействе, где царили исключительная гармония и взаимное уважение».

Рос в счастливом семействе и вот в этой добротной провинциальной усадьбе.

Главный дом усадьбы был построен в 1806 году в духе модного в то время стиля «классицизм» по проекту архитектора Н.А. Андреевского. В 1826 году дом был перепланирован главным архитектором завода В.Н. Петенкиным — учеником знаменитого зодчего Захарова А.Д. По проекту Василия Никифоровича к дому пристроили мезонин, северное крыло и два балкона. Уютный дом цвета «охры», украшенный белыми ромбовидными и круглыми розетками, стал напоминать усадебные дома, возводившиеся в Москве, после 1812 года. Приехав на Воткинский завод, осмотрев выделенный для проживания дом, новый начальник И.П. Чайковский написал своей супруге: «Дом, в котором мы с тобой будем жить, очень хорош и обширен». Здесь семья Чайковских прожила 11 лет, а юный Петр, родившийся в 1840 году – первые 8 лет своей жизни. После отъезда Чайковских, дом до революции продолжал выполнять функцию казенной квартиры.

Во время Великой Отечественной войны в Воткинск был эвакуирован Клинский музей Чайковского. Сотрудники музея проводили музыкальные четверги для рабочих, на которых звучала классическая музыка».

Для общего представления: вот так выглядит вся территория.

Источник



Петр Чайковский

Дата смерти
6 ноября 1893 г.

Семейное положение
был женат

  • Биография
  • Образование и госслужба
  • Творчество
  • Расцвет карьеры
  • Личная жизнь

Биография

Петр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 года в поселке Воткинск, расположенном на территории современной Удмуртии. Его отцом стал Илья Петрович Чайковский, инженер, происходящий от казачьего рода Чаек, известного в Украине. Матерью будущего прославленного композитора стала Александра Андреевна Ассиер, прошедшая обучение в Училище женских сирот незадолго до смерти отца. Александра Андреевна была обучена литературе, географии, арифметике, риторике и иностранным языкам.

На Урале семейство оказалось из-за того, что Илье Петровичу предложили должность руководителя Камско-Воткинского сталелитейного завода, который по тем временам был очень крупным предприятием. В Воткинске Чайковский-старший получил большой дом с прислугой и даже свое собственное войско, состоявшее из ста казаков. В этот дом нередко заглядывали дворяне, молодежь из столицы, английские инженеры и другие достопочтенные личности.

В своей семье Петр оказался вторым ребенком. У него также был старший брат Николай, младший брат Ипполит и младшая сестра Александра. В большом доме Чайковских жила не только сама семейная чета со своими детьми, но и многочисленные родственники Ильи Петровича. Для обучения детей из Санкт-Петербурга была вызвана гувернантка-француженка Фанни Дюрбах, которая впоследствии стала практически членом семьи Чайковских.

Музыка всегда была желанным гостем в родительском доме Петра Ильича. Его отец умел играть на флейте, матушка – на фортепиано и арфе, а также она весьма умело исполняла романсы. Гувернантка музыкальным образованием была обделена, однако тоже питала страсть к музыке. В доме Чайковских стоял оркестрион (механический орган) и рояль. Юный музыкант брал уроки игры на рояле у крепостной Марьи Пальчиковой, которая владела музыкальной грамотой.

Еще одним увлечением юного Чайковского, помимо изучения основ игры на рояле, стала поэзия. Петр с упоением сочинял на французском языке многочисленные стишки. Кроме того, он старался узнать все, что только можно, из биографии Людовика XVII. Благоговение перед этой исторической личностью он пронес через всю свою жизнь.

В 1848 году Чайковские переехали в Москву, так как Илья Петрович ушел на пенсию и намеревался найти частную службу. Буквально через пару месяцев семейство снова переехало, на этот раз – в Санкт-Петербург. Там старших сыновей определили в пансион Шмеллинга.

В Санкт-Петербурге Петр Ильич продолжал обучаться музыке, а также ближе познакомился с балетом, оперой и симфоническим оркестром. Там же юноша переболел корью, из-за чего впоследствии у него периодически случались припадки.

В 1849 году Николая Чайковского, старшего брата Петра, определили в Институт Корпуса горных инженеров, а остальные дети вместе с родителями вернулись на Урал, в город Алапаевск. Там глава семейства занял пост руководителя завода наследников Яковлева. Фанни Дюрбах к тому времени покинула семью Чайковских, и для подготовки подросшего Петра Ильича к получению дальнейшего образования была нанята другая гувернантка – Анастасия Петрова.

В том же году у юного музыканта появились еще два младших брата: близнецы Модест и Анатолий.

Образование и госслужба

Хотя молодой Петр Чайковский уже не первый год демонстрировал повышенный интерес к музыке, был в восторге от именитых опер и обожал ходить на балет, его родители вовсе не рассматривали музыку как достойную профессию для своего сына. Поначалу его хотели отправить в Институт Корпуса горных инженеров, как и старшего сына Николая, но потом отдали предпочтение Императорскому училищу правоведения, располагавшемуся в Санкт-Петербурге. Петр Ильич поступил в него в 1850 году.

В училище музыкант проучился вплоть до 1859 года. Первые годы учебы были для Чайковского самыми трудными: он тяжело переживал расставание с родными, которые не могли часто навещать его. А попечительство друга семьи Модеста Вакара было омрачено тем, что десятилетний Чайковский нечаянно занес в его дом скарлатину, из-за чего маленький сын Модеста скоропостижно скончался.

Источник

Чайковский: жизнь и причина смерти

Весенним днём 7 мая (25 апреля по старому стилю) 1840 г. в тихом уездном городке Воткинске родился будущее светило русской классической и церковной музыки — Петр Ильич Чайковский.

Род казаков Чаек происходил из шляхтичей. Фамилию «облагородил» дед композитора, Петр Федорович. С 1770 по 1774 он участвовал в войне с турками, а в 1784 г. был пожалован в дворяне. В 1776 г. женился на Анастасии Посоховой.

В этой дружной семье, с лучшими традициями патриархального уклада, подрастало одиннадцать смышленых ребятишек.

Илья в этой шумной ватаге предпоследний. Он подрос, окончил училище и устроился на службу в Департамент горных дел. В 1833 г. женился на Сашеньке Ассиер, дочери таможенника Андрея Ассиера, приехавшего в Россию учить русских детишек иностранным языкам.

Родители Петра Чайковского: Александра Ассиер и Илья Чайковский

Он задержался здесь надолго и впоследствии стал верным подданным Российской империи. В 1837 г. Илья с семьей переезжает на Урал, поскольку назначен директором одного из крупных сталелитейных заводов.

Читайте также:  Поздравление елене с днем рождения сына

Детство и юность

Семья была большая и дружная. Петр был вторым ребенком. Кроме него еще четыре мальчика и одна дочка. В семье все любят народную и классическую музыку. Играют на пианино и поют.

И однажды мальчик услышал «Дон Жуана» Амадея Моцарта, музыка просто ошеломила его. Несколько дней он ходил задумчивым и молчаливым. Никто не мог понять в чем дело. Просто впечатление было таким сильным, что в голове у мальчика постоянно звучали аккорды этой чудесной оперы.

Он восхищался музыкой с самых малых лет. Ежедневно слушал песни матери и мелодичные напевы жителей посёлка. Там он проникся красотой русской природы и народных напевов. Но семья вскоре дважды была вынуждена сменить место жительства – в 1849 г. в Алапаевск. В 1850 г. – перебрались в столицу Петербург.

Подростка отправили к родным в Европу, т.к. поступать в училище по правоведению, куда его хотели определить родители, можно было только с двенадцати лет. Петр тяжело переживал разлуку с родными.

Но изучая законы древней Греции и древнего Рима, он продолжает увлекаться музыкой. Он не пропускает ни одного занятия этого факультатива, который посещают лишь несколько мальчиков.

Петр Ильич Чайковский в юности

Чайковский неплохо музицирует на пианино и любит импровизацию. Он уделяет занятиям музыкой еще больше времени и берет уроки у Луиджи Пиччоли, а потом у Рудольфа Кюндингера.

В девятнадцатилетнем возрасте Пётр оканчивает учебное заведение и поступает на службу в Министерство юстиции. Работа не приносила морального удовлетворения и тяготила его. Молодого человека неудержимо тянуло к искусству.

Театры – его любимые места, где он восхищается операми «Иван Сусанин» Михаила Ивановича Глинки и «Дон-Жуан» Вольфганга Амадея Моцарта. 1862 г. стал для композитора очень важным.

Санкт-Петербург — Москва

Пётр отправился в Санкт-Петербург для поступления в консерваторию. Там он упорно и с необычайным интересом изучал композиторское искусство у великих мастеров – Антона Рубинштейна и Николая Зарембы. По настоянию первого, юный Пётр всё-таки оставил службу и полностью решил связать жизнь с музыкой и переезжает в Москву.

1863 год. Петру Чайковскому 23 года

Жизнь в Москве началась в 1865 г. после окончания консерватории. Он получил возможность преподавать, имея статус профессора. Петр Ильич значительно расширяет круг знакомых, вводя в него выдающихся людей, увлеченно сочиняет новые произведения.

С 1868 г. в печати появляются его высказывания как критика в пользу талантливых композиторов: Н. И. Римского-Корсакова, Эдварда Грига, М. Балакирева.

Он поддерживает знакомство с членами «Могучей кучки». Хотя у них иногда возникали споры из-за разности взглядов, но между ними всегда были искренние дружеские отношения.

Милий Балакирев советует Чайковскому написать увертюру по мотивам «Ромео и Джульетты», а критик В. Стасов подсказывает замысел симфонии «Буря». В 1869 г. уже получивший известность и признание, музыкант знакомится с восхитительной Дезире Арто.

Он посвящает ей свои произведения. Делает предложение. Но почти накануне свадьбы невеста вдруг меняет решение и выходит замуж за испанца Мариано Падильо Рамоса.

Шедевры композитора

70-е гг. девятнадцатого века — важный этап исканий молодого композитора. Его все больше интересует история России, жизнь простого человека. Появляются истинные шедевры: опера «Опричник», балет «Лебединое озеро», симфонии — произведения, прославившие Россию и вошедшие в сокровищницу мировой классики.

Петр Ильич с женой Антониной Ивановной Милюковой

1877 г. плохо сказался на состоянии музыканта. У Петра Ильича случилась неудачная женитьба, сильно подкосившая его. Перегруженные работой дни вызывают переутомление и душевный кризис. Из тяжелой депрессии смогла вывести только поездка на отдых, куда отправили его друзья, беспокоясь о здоровье своего друга.

Композитор прислушивается к совету, увольняется и уезжает в Европу. Большую поддержку ему оказывает Надежда фон Мекк, долгие годы они переписывались. В благодарность музыкант посвятил этой поклоннице и меценатке Четвертую симфонию.

Надежда фон Мекк

Петр Ильич Чайковский много путешествует, дирижируя оркестром и знакомится со знаменитыми композиторами, среди которых Сен-Санс, Григ, Брамс и Массне. Наиболее значимым годом для композитора оказался 1893 г. В Великобритании он получил степень доктора музыки Кембриджского университета.

Множество произведений появилось из-под пера композитора в последние годы его короткой жизни. Среди них балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик», популярнейшие и гениальнейшие симфонии №1 и № 4. Не менее известные на сегодняшний день оперы «Иоланта», «Мазепа», «Пиковая дама», «Чародейка».

Петр Ильич Чайковский

Однако многие из произведений Чайковского приобретают всё более трагичный характер. И это происходит по причине событий, происходящих в Российской империи – когда свободное слово душилось и уничтожалось.

Об испытании «гражданской скорби» он писал брату. Но и среди таких трагических произведений есть светлые и жизнерадостные.

Для Вас прекрасная музыка Петра Ильича Чайковского ↓

Последние годы жизни

Чайковский продолжает трудиться упорно и с вдохновеньем, проживая в Клину. В 1891 г. композитор едет в Соединенные Штаты Америки, дирижировать на самых престижных сценах, где будут исполняться его произведения.

Успех был ошеломляющий. Петру Ильичу выпала большая честь дирижировать на торжественной церемонии открытия знаменитого Карнеги-холла в Нью-Йорке .

В ноябре 1892 года Петр Ильич Чайковский был избран членом-корреспондентом парижской Академии изящных искусств. В июне 1893 года — почётным доктором Кембриджского университета.

Причина смерти

1 ноября 1893 года, совершенно здоровый, Петр Ильич ужинал в элитном петербургском ресторане. Во время ужина он попросил стакан холодной воды. Этот стакан некипяченой воды сыграл свою роковую роль. Дело в том, что в это время в городе была неблагоприятная эпидемиологическая ситуация из-за холеры.

Утром 2 ноября Чайковскому стало плохо. Врач, которого вызвали к больному, установил диагноз холеры. Болезнь протекала тяжело. 6 ноября (25 октяря по старому стилю) 1893 года великий композитор скончался.

Захоронение прошло в Александро-Невской лавре (Тихвинское кладбище Санкт-Петербурга) при большом стечении горячих поклонников творчества композитора.

П.И. Чайковский и Таганрог

Живу я в Таганроге и горжусь, что в моем городе бывал Петр Ильич Чайковский. Здесь жил его младший брат — Ипполит Ильич, морской офицер. Композитор три раза приезжал погостить к брату. Это было в 1886, 1888, 1890 годах.

Особняк Ипполита Ильича находится недалеко от моря, у каменной лестницы. Улица Греческая, 56. Дом прекрасно сохранился до наших дней.

Источник

Петр Ильич Чайковский — биография, информация, личная жизнь

Петр Ильич Чайковский

Пётр Ильич Чайковский. Родился 25 апреля (7 мая) 1840 года в Воткинске, Вятская губерния, Российская империя — умер 25 октября (6 ноября) 1893 года в Санкт-Петербурге. Русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.

Считается одним из величайших композиторов в истории музыки.

Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов.

Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», более 100 романсов представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.

Пётр Ильич Чайковский родился в селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии (ныне город Воткинск, Удмуртия).

Его отец — Илья Петрович Чайковский (1795-1880) — выдающийся русский инженер, был сыном Петра Фёдоровича Чайки, который родился в 1745 году в селе Николаевка Полтавского полка, близ г. Полтавы.

Чайковский происходил от православных шляхтичей Кременчугского уезда и был потомком известного на Украине казачьего рода Чаек.

Семейное предание утверждало, что его прадед Федор Афанасьевич Чайка (1695-1767) участвовал в Полтавской битве и умер в чине сотника «от ран», хотя фактически он умер уже в старости в екатерининское время.

Дед композитора, Пётр Федорович, был вторым сыном Фёдора Чайки и его жены Анны (1717-?). Он учился в Киево-Могилянской академии, откуда в 1769 году перевёлся в Санкт-Петербургский военно-сухопутный госпиталь. В Киеве он «облагородил» свою фамилию, начав зваться Чайковским. С 1770 года на русско-турецкой войне (ученик лекаря, подлекарь, затем лекарь). В 1776 году определён городовым лекарем в Кунгур, Пермского наместничества, в 1782 году переведён в Вятку, два года спустя произведён в штаб-лекари и затем пожалован дворянским званием.

Читайте также:  С днем рождения подруга ира прикольные

Впоследствии вышел в отставку, в 1795 г. назначен городничим в город Слободской, вскоре переведён оттуда в Глазов, где и занимал пост до смерти в 1818 году. В 1776 году он женился на 25-летней Анастасии Степановне Посоховой, незадолго перед тем лишившейся отца (её отец, подпоручик, погиб под Кунгуром в стычке с пугачевцами; семейное предание назвало его комендантом Кунгура, якобы повешенным Пугачевым). У них было 11 детей.

Илья Петрович, отец композитора, был десятым ребёнком. Он, окончив Горный кадетский корпус в Петербурге, был зачислен на службу в Департамент горных и соляных дел. Овдовев после недолгого брака, в 1833 году женился на 20-летней Александре Андреевне Ассиер (1813-1854), внучке французского скульптора Мишеля-Виктора Асье (Michel Victor Acier), моделиста фарфоровой мануфактуры в Мейсене (Саксония), и дочери крупного таможенного чиновника Андрея Михайловича (Михаэля-Генриха-Максимилиана) Ассиера, приехавшего в Россию в качестве учителя французского и немецкого языка и в 1800 г. принявшего русское подданство.

В 1837 году Илья Петрович Чайковский с молодой женой переехал на Урал, куда получил назначение на пост начальника Камско-Воткинского сталелитейного завода. Пётр был вторым ребёнком в семье: в 1838 году родился его старший брат Николай, в 1842 году — сестра Александра (в замужестве Давыдова) и Ипполит. Братья-близнецы Анатолий и Модест появились на свет в 1850 году.

Родители Петра Ильича любили музыку. Его мать играла на фортепиано и пела, в доме стоял механический орган — оркестрина, в исполнении которого маленький Пётр впервые услышал «Дон Жуана» Моцарта.

Пока семья жила в Воткинске, им часто доводилось слышать по вечерам мелодичные народные песни рабочих завода и крестьян.

В 1849 году семья переехала в город Алапаевск, а в 1850 году — в Санкт-Петербург. Чувствуя себя низшими по статусу из-за скромного происхождения, в 1850 году родители отправляют Чайковского в Императорское училище правоведения, находившееся вблизи от улицы, ныне носящей имя композитора.

Чайковский провёл 2 года за границей, в 1300 км от родного дома, так как возраст поступления в училище составлял 12 лет. Для Чайковского разлука с матерью была очень сильной душевной травмой.

В 1852 году, поступив в училище, он начал серьёзно заниматься музыкой, которую преподавали факультативно. Чайковский был известен как неплохой пианист и хорошо импровизировал. С 16 лет начал уделять большее внимание музыке, занимаясь у известного педагога Луиджи Пиччоли. Затем наставником будущего композитора стал Рудольф Кюндингер.

Окончив училище в 1859 году, Чайковский получил чин титулярного советника и начал работать в Министерстве юстиции. В свободное от службы время посещал оперный театр, где на него сильное впечатление оказывали постановки опер Моцарта и Глинки.

В 1861 году поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества (РМО), а после преобразования их в 1862 году в Петербургскую консерваторию стал одним из первых её студентов по классу композиции. Его учителями в консерватории были Николай Иванович Заремба (теория музыки) и Антон Григорьевич Рубинштейн (оркестровка).

По настоянию последнего он бросил службу и целиком отдался музыке. В 1865 году окончил курс консерватории с большой серебряной медалью, написав кантату на оду Шиллера «К радости»; другие его консерваторские работы — увертюра к пьесе Островского «Гроза» и танцы сенных девушек, включённые впоследствии в оперу «Воевода».

По окончании консерватории, по приглашению Николая Рубинштейна, переехал в Москву, где получил место профессора классов свободного сочинения, гармонии, теории и инструментовки в только что основанной консерватории.

В 1868 году впервые выступил в печати как музыкальный критик и познакомился с группой петербургских композиторов ― членов «Могучей кучки». Несмотря на разность творческих взглядов, между ним и «кучкистами» сложились дружеские отношения. У Чайковского проявляется интерес к программной музыке, и по совету главы «Могучей кучки» Милия Балакирева он пишет увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» по одноимённой трагедии Шекспира (1869), а критик В. В. Стасов подсказал ему замысел симфонической фантазии «Буря» (1873).

В том же году познакомился с Дезире Арто. Он посвятил ей Романс op. 5 и, как утверждается, закодировал её имя в текстах «Концерта для фортепиано с оркестром № 1» и симфонической поэмы «Фатум». Они планировали пожениться, но 15 сентября 1869 года Дезире неожиданно вышла замуж за испанского певца-баритона Мариано Падилью-и-Рамоса. Спустя 19 лет, в октябре 1888 года, Чайковский по просьбе Дезире написал Шесть романсов Op. 65.

1870-е годы в творчестве Чайковского — период творческих исканий; его привлекают историческое прошлое России, русский народный быт, тема человеческой судьбы.

В это время он пишет такие сочинения, как оперы «Опричник» и «Кузнец Вакула», музыка к драме Островского «Снегурочка», балет «Лебединое озеро», Вторая и Третья симфонии, фантазия «Франческа да Римини», Первый фортепианный концерт, Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, три струнных квартета и другие.

К этому же периоду относится написанная по заказу организационного комитета Политехнической выставки кантата «В память 200-летия рождения Петра Великого» на слова Я. П. Полонского, она была впервые исполнена 31 мая 1872 года на Троицком мосту в Кремле под специально построенным навесом (дирижёр К. Ю. Давыдов, солист А. М. Додонов).

С 1872 по 1876 год работал музыкальным критиком в газете «Русские ведомости», имевшей репутацию лево-либерального органа печати.

В июле 1877 года, увлёкшись сочинением оперы «Евгений Онегин», импульсивно женился на бывшей консерваторской студентке Антонине Милюковой, которая была младше его на 8 лет. Брату он писал, что одной из целей женитьбы является избавление об обвинений в гомосексуальности: «я хотел бы женитьбой или вообще гласной связью с женщиной зажать рты всякой презренной твари, мнением которой я вовсе не дорожу, но которая может причинить огорчения людям, мне близким». Однако, гомосексуальность композитора стала причиной того, что брак через несколько недель распался, по мнению ряда искусствоведов, этот факт биографии имел отражение в его творчестве. В силу различных обстоятельств супруги так и не смогли никогда развестись и жили раздельно.

В 1878 году оставил пост в Московской консерватории и уехал за границу. Моральную и материальную поддержку ему в этот период оказала Надежда фон Мекк, с которой Чайковский в 1876-1890 годы вёл обширную переписку, но никогда не встречался. Фон Мекк посвящена одна из работ Чайковского этого периода — Четвёртая симфония (1877).

В 1880 году за увертюру «1812 год» Чайковский получил орден Святого Владимира I степени.

Чайковский — 1812 год

В мае 1881 года обратился с просьбой о выдаче ему из казённых сумм трёх тысяч рублей серебром заимообразно: «то есть, чтобы долг мой казне постепенно погашался причитающейся мне из дирекции Императорских театров поспектакльной платой». Просьба была адресована императору Александру III, но само письмо было направлено обер-прокурору Святейшего Синода К. П. Победоносцеву — ввиду того, что последний был «единственный из приближённых к Государю сановников, которому я имею честь быть лично известным». Чайковский пояснял причину своего обращения следующим образом: «Сумма эта освободила бы меня от долгов (сделанных по необходимости как моей собственной, так и некоторых моих близких) и возвратила бы мне тот душевный мир, которого жаждет душа моя». По докладу обер-прокурора, император переслал Победоносцеву для Чайковского 3 тысячи рублей в безвозвратное пособие.

В середине 1880-х Чайковский возвращается к активной музыкально-общественной деятельности. В 1885 году его избирают директором Московского отделения РМО. Музыка Чайковского получает известность в России и за границей.

Читайте также:  Что делать при обострении панкреатита

С конца 1880-х годов выступал как дирижёр в России и за рубежом. Концертные поездки укрепили творческие и дружеские связи Чайковского с западноевропейскими музыкантами, среди которых — Ганс фон Бюлов, Эдвард Григ, Антонин Дворжак, Густав Малер, Артур Никиш, Камиль Сен-Санс и др.

Весной 1891 года П. И. Чайковский совершает поездку в США. В качестве дирижёра своих произведений с сенсационным успехом он выступил в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии (подробное описание этого путешествия сохранилось в дневниках композитора). В Нью-Йорке он дирижировал Нью-йоркским симфоническим оркестром на открытии Карнеги-холла.

В последний раз в жизни Чайковский встал за дирижёрский пульт в Петербурге за девять дней до своей кончины — 16 октября (28 октября по новому стилю) 1893 года. Во втором отделении этого концерта впервые прозвучала его Шестая, «Патетическая» симфония.

Последние годы своей жизни композитор провёл в окрестностях подмосковного города Клин, в том числе, в сохранившемся доме, где сейчас находится его музей.

Ещё в 1873 г. в дневнике Чайковского во время поездки в Швейцарию появились строки: «Среди этих величественно прекрасных видов и впечатлений туриста я всей душой стремлюсь в Русь, и сердце сжимается при представлении её равнин, лугов, рощей. » С возрастом это чувство и стремление жить и творить вне городской суеты усиливались и 47-летний композитор написал: «Чем ближе подвигаешься к старости, тем живее чувствуешь наслаждения от близости к природе».

Не желая постоянно жить в Москве или Петербурге и не имея средств для покупки собственного жилья, Чайковский искал для аренды дом в уединённом тихом месте Подмосковья, чтобы после утомительных гастрольных поездок иметь возможность полностью отдавать себя творчеству. Первый выбор пал на усадьбу Майданово неподалёку от Клина.

16 февраля 1885 г. он пишет Н. Ф. фон Мекк уже из «своего убежища»: «Какое счастие быть у себя! Какое блаженство знать, что никто не придет, не помешает ни занятиям, ни чтению, ни прогулкам! . Я понял теперь раз навсегда, что мечта моя поселиться на весь остальной век в русской деревне не есть мимолетный каприз, а настоящая потребность моей натуры». Дом стоял на высоком берегу реки Сестры в живописном парке. Близость железной дороги позволяла в любой момент по неотложным делам поехать в одну из столиц (в феврале 1885 г. Пётр Ильич был избран одним из директоров Московского отделения Русского музыкального общества).

Каждый день с 9 до 13 часов Чайковский работал. После обеда в любую погоду уходил на двухчасовую прогулку с непременной записной книжкой для набросков музыкальных мыслей и тем.

Соприкоснувшись с условиями жизни местных крестьян, композитор договорился с приходским священником, выпускником Вифанской духовной семинарии Е. С. Боголюбским об открытии в Майданове школы, на содержание которой жертвовал деньги.

24 июня 1885 г. композитор был очевидцем и даже помогал жителям в тушении пожара, уничтожившего в Клину полторы сотни домов и торговые ряды.

Из Майданова Чайковский, по приглашению его ученика композитора С. И. Танеева, неоднократно ходил пешком в находившуюся неподалёку усадьбу Демьяново, которую в 1883 г. приобрёл философ и социолог В. И. Танеев.

Чайковский прожил в майдановской усадьбе разорившейся помещицы, статской советницы Н. В. Новиковой с начала февраля 1885 г. до декабря 1887 г. Здесь он работал над новой редакцией оперы «Кузнец Вакула» («Черевички»), симфонией «Манфред», оперой «Чародейка» и другими произведениями.

В творческой работе Чайковскому помогала собранная им библиотека, с которой он не расставался, несмотря на частые переезды, и в которой были представлены не только партитуры сочинений любимых композиторов, но и произведения русских и зарубежных классиков литературы и философии. Весной 1888 г. Чайковский, уединению которого летом мешали многочисленные дачники, снял себе «новое убежище. опять около Клина, но в местности гораздо более живописной и красивой, чем Майданово. Притом же там всего один дом, одна усадьба, и я не буду видеть ненавистных дачников, гуляющих под моими окнами, как это было в Майданове. Называется это место селом Фроловским».

Стоявший особняком дом, обставленный старинной мебелью, прекрасный вид на широкие дали и запущенный сад, переходящий в лес, оказались по сердцу композитору: «Я совершенно влюблен в Фроловское. Вся здешняя местность кажется мне раем небесным». Из Фроловского Чайковский ездил ещё в одну расположенную недалеко от Клина усадьбу Спас-Коркодино, в гости к её владельцу С. И. Фонвизину, женатому на племяннице Софьи Андреевны Толстой — Вере Петровне Берс.

Во Фроловском Чайковский написал увертюру «Гамлет», «Пятую симфонию», балет «Спящая красавица», оперу «Пиковая дама». К огорчению Чайковского, окружающий усадьбу лес, принадлежавший её хозяйке Л. А. Паниной, которая постоянно жила в Бессарабии, постепенно начал вырубаться. Дом ветшал и требовал средств на ремонт. С Фроловским пришлось расстаться.

В мае 1891 г. композитор вернулся в Майданово, где прожил ровно год и где в этот период были написаны опера «Иоаланта» и балет «Щелкунчик».

Из Майданова Чайковский переехал 5 мая 1892 г. в Клин в дом в самом конце города, на московском шоссе. Клинский период жизни композитора отмечен важными вехами международного признания его творчества: в ноябре 1892 г. Чайковский был избран членом-корреспондентом парижской Академии изящных искусств, а в июне 1893 г. — почётным доктором Кембриджского университета.

В Клину он работал над окончательными корректурами партитур «Иоланты» и «Щелкунчика», создал многочисленные пьесы и романсы. Одно из последних написанных здесь произведений — Третий фортепианный концерт датирован октябрём 1893 г. Здесь же в феврале — марте 1893 года была написана в эскизах и летом окончена инструментовка «Шестой симфонии», про которую композитор написал: «В симфонию эту я вложил без преувеличения всю свою душу».

Чайковский продирижировал первым исполнением её 16 октября 1893 года в Петербурге, за несколько дней до смерти.

Еще в 1891 г., находясь в США и восторгаясь «тамошним» к нему вниманием и восторгом публики, Чайковский отмечает в своем дневнике «какую-то стариковскую расхлябанность» и непривычную усталость. Даже местная пресса называет его человеком «лет шестидесяти» и ему приходится оправдываться перед публикой, напоминая свои реальный возраст. Та же необычная усталость отмечается им и в следующем году.

Вечером 20 октября (1 ноября) 1893 года совершенно здоровый Чайковский посетил элитный петербургский ресторан Лейнера на углу Невского проспекта и набережной Мойки, где пробыл примерно до двух часов ночи. Во время одного из заказов он потребовал принести ему холодной воды. Несмотря на неблагоприятную эпидемиологическую ситуацию в городе по холере, Чайковскому подали некипячёную воду, которую он и выпил.

Утром 21 октября (2 ноября) 1893 года композитор почувствовал себя плохо и вызвал врача, который установил диагноз холеры. Болезнь протекала тяжело, и Чайковский скончался в 3 часа пополуночи 25 октября (6 ноября) 1893 года от холеры «неожиданно и безвременно» в квартире своего брата Модеста, в доме 13 на Малой Морской улице. Распоряжение похоронами, с Высочайшего соизволения императора, было возложено на дирекцию Императорских театров, что явилось «примером единственным и вполне исключительным».

Вынос тела и погребение состоялись 28 октября (9 ноября) 1893 года.

Все расходы на погребение император Александр III повелел покрыть «из Собственых сумм Его Величества». Отпевание в Казанском соборе совершил епископ Нарвский Никандр (Молчанов). Пел хор певчих Казанского собора и хор Императорской русской оперы — «стены собора не могли вместить всех, желавших помолиться за упокой души Петра Ильича». В похоронах принимали участие два члена императорской фамилии: принц Александр Ольденбургский (попечитель Училища правоведения) и великий князь Константин Константинович.

Источник