Хелп плиз Проверочная работа по теме Определ нно личные и неопредел нно личные предложения 8 класс p
Хелп плиз Проверочная работа по теме Определ нно личные и неопредел нно личные предложения 8 класс p

Хелп плиз Проверочная работа по теме Определ нно личные и неопредел нно личные предложения 8 класс p

2.6. Неполные предложения

Неполные предложения – это предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения данного предложения.

Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться участниками общения из знания ситуации, о которой идёт речь в предложении.

Например, если на остановке автобуса один из пассажиров, посмотрев на дорогу, скажет: «Идёт !», остальные пассажиры легко восстановят пропущенное подлежащее: Автобус идёт .

Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться из предыдущего контекста. Такие контекстуально неполные предложения очень частотны в диалогах.

Например: – Ваша рота завтра назначена в лес ? – спросил князь Полторацкого. – Моя . (Л. Толстой). Ответная реплика Полторацкого представляет собой неполное предложение, в котором пропущены подлежащее, сказуемое, обстоятельство места и обстоятельство времени (ср.: Моя рота завтра назначена в лес ).

Неполные конструкции распространены в сложных предложениях:

Мне всё послушно , я же – ничему (Пушкин). Вторая часть сложного бессоюзного предложения (я же – ничему) представляет собой неполное предложение, в котором пропущено сказуемое (ср.: Я же не послушен ничему ).

В односоставных предложениях отсутствует один из главных членов предложения, смысл предложения нам понятен и без этого члена. Более того, сама структура предложения (отсутствие подлежащего или сказуемого, форма единственного главного члена) имеет определённое значение.

Например, форма множественного числа глагола-сказуемого в неопределённо-личном предложении передаёт следующее содержание: субъект действия неизвестен (В дверь постучали ), не важен (Его ранили под Курском) или скрывается (Мне про тебя вчера многое рассказали ).

В русском языке есть одна разновидность неполных предложений, в которых недостающий член не восстанавливается и не подсказывается ситуацией, предыдущим контекстом. Более того, «пропущенные» члены не требуются для раскрытия смысла предложения. Такие предложения понятны и вне контекста, ситуации:

За спиной – лес . Справа и слева – болота (Песков).

Это так называемые «эллиптические предложения». В них обычно наличествует подлежащее и второстепенный член – обстоятельство или дополнение. Сказуемое же отсутствует, причём мы часто не может сказать, какое именно сказуемое пропущено.

Ср.: За спиной находится / расположен / виден лес .

И всё же большинство ученых считает такие предложения структурно неполными, поскольку второстепенный член предложение (обстоятельство или дополнение) относится к сказуемому, а сказуемое в предложении не представлено.

1) односоставные назывные предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку обстоятельство всегда связано со сказуемым. Среди второстепенных членов в назывных предложениях наиболее типичными являются согласованные и несогласованные определения.

Весенний лес ; Вход в зал ;

2) Именная часть составного именного сказуемого – существительное или наречие в двусоставном полном предложении указывает на признак-состояние.

Ср.: Все деревья в серебре . – Все деревья серебряные .

Пропуск члена внутри предложения в устной речи может отмечаться паузой, на месте которой на письме ставится тире:

За спиной – лес . Справа и слева – болота (Песков); Мне всё послушно , я же – ничему (Пушкин).

Наиболее регулярно тире ставится в следующих случаях:

в эллиптическом предложении, содержащем подлежащее и обстоятельство места, дополнение, – только при наличии паузы в устной речи:

За ночным окном – туман (Блок);

в эллиптическом предложении – при параллелизме (однотипности членов предложения, порядка слов, форм выражения и т.д.) конструкций или их частей:

Здесь – овраги , дальше – степи , ещё дальше – пустыня (Федин);

в неполных предложениях, построенных по схеме: существительные в винительном и дательном падежах (с пропуском подлежащего и сказуемого) с четким интонационным делением предложения на части:

Лыжникам – хорошую лыжню; Молодёжи – рабочие места; Молодым семьям – льготы;

в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части фразы – только при наличии паузы:

Ночи стали чернее , дни – пасмурнее (во второй части восстанавливается связка стали).

Источник

Хелп плиз
Проверочная работа по теме: «Определённо-личные и неопределённо-личные предложения» 8 класс

1. Спишите. Подчеркните сказуемое в односоставных предложениях; укажите их тип, напишите, какими глагольными формами выражено сказуемое.

1) Люблю грозу в начале мая. (Тютч.)

2) Еду ли ночью по улице тёмной, бури заслушаюсь в пасмурный день. (Н.)

3) Останемся ещё на один день. (Ч.)

4) Давай побеседуем вновь про радости и про страдания. (Светл.)

5) Бездонную бочку водой не наполнишь. (Посл.)

6) Вас просят к телефону.

7) Поднялся шум, прощальный плач, ведут на двор осьмнадцать кляч, в возок боярский их впрягают. (П.)

8) По улицам слона водили. (Кр.)

2. Прочитайте, укажите сказуемые и обращения в односоставных определённо-личных предложениях. Спишите, расставляя пропущенные запятые.

Шумим братец шумим. (Гр.) 2) Постоим ещё Гриша. (Н.) 3) Ну солдат пойдём со мной.(Тв.) 4) Взвейтесь кострами синие ночи. (Жар.) 5) Пой моя хорошая! (Жар.) 6) Орлёнок орлёнок взлети выше солнца и степи с высот огляди. (Шведов.) 7) В защиту мира вставайте люди! (Френкель.)

3. Какое предложение является односоставным?

1) Посетителей в коридоре не наблюдали.
2) Много песен сложено о любви.
3) На небе солнце было большое, горячее.
4) Пение в соседней комнате продолжалось недолго.

4. Какое предложение является односоставным определенно-личным?

Читайте также:  Поздравления с днем рождения Надежде в стихах

1) На свежем воздухе мне всегда очень хорошо спалось.
2) Дорога шла по низменным, болотистым местам.
3) Стою один среди равнины голой.
4) В редакции нас без конца засыпали вопросами.

5. Какое предложение является односоставным неопределенно-личным?

1) В народных сказках лисицу обычно изображают хитрым зверем, обманывающим птиц и других обитателей леса.
2) Больничный распорядок неизменен.
3) У прилавка стояло три покупателя.
4) Им еще предстоит долго учиться.

6. Какое предложение является односоставным обобщенно-личным?

1) Итак, возьмите в левую руку пробирку с раствором.
2) Опять отложили вылет. 3) Цыплят по осени считают.
4) Придешь завтра ко мне в гости?

Источник

Великому Бунину. Море, кипарисы

Серж Пьетро Три рассказа. Кавказ. Море, кипарисы.

Когда жар спадал и мы открывали окно,
часть моря, видная из него между кипарисов, стоявших на скате под нами на небольшой высоте,
имела цвет фиалки и лежала так ровно, мирно,
что, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте.
На закате часто громоздились за морем удивительные облака,
они пылали так великолепно, сияя издалека.
Ночи были теплы и непроглядны,
в чёрной тьме плыли, мерцали, светили топазовым светом огненные мушки,
стеклянными колокольчиками звенели древесные лягушки.
Когда глаз привыкал к темноте,
выступали вверху звёзды и гребни гор,
над деревней вырисовывались деревья, которых днём не замечали до этих пор.
И всю ночь слышался оттуда, из духана, глухой стук в барабан
и горловой, заунывный, безнадежно-счастливый вопль –
как будто всё одной и той же бесконечной песни далёких стран.
Недалеко от нас, в прибрежном овраге, спускавшемся из лесу к морю, как по невысоким ступенькам крылечка,
быстро прыгала по каменистому ложу мелкая, прозрачная речка.
Как чудесно дробился, кипел её блеск в тот таинственный час,
когда из-за гор и лесов, точно какое-то дивное существо,
пристально смотрела поздняя Луна на нас!
Иногда по ночам надвигались с гор страшные тучи, шла злобная буря,
в шумной гробовой черноте лесов то и дело разверзались волшебные зелёные бездны, пугая, гремя,
и раскалывались в небесных высотах допотопные удары грома, словно падали на нас;
тогда в лесах просыпались и мяукали орлята, ревел барс.

–––––––
Иван Алексеевич Бунин. Три рассказа. Кавказ. (Отрывок)

Когда жар спадал и мы открывали окно, часть моря, видная из него между кипарисов, стоявших на скате под нами, имела цвет фиалки и лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте. На закате часто громоздились за морем удивительные облака, они пылали так великолепно. Ночи были теплы и непроглядны, в черной тьме плыли, мерцали, светили топазовым светом огненные мухи, стеклянными колокольчиками звенели древесные лягушки. Когда глаз привыкал к темноте, выступали вверху звезды и гребни гор, над деревней вырисовывались деревья, которых мы не замечали днем. И всю ночь слышался оттуда, из духана, глухой стук в барабан и горловой, заунывный, безнадежно-счастливый вопль как будто все одной и той же бесконечной песни. Недалеко от нас, в прибрежном овраге, спускавшемся из лесу к морю, быстро прыгала по каменистому ложу мелкая, прозрачная речка. Как чудесно дробился, кипел ее блеск в тот таинственный час, когда из-за гор и лесов, точно какое-то дивное существо, пристально смотрела поздняя луна! Иногда по ночам надвигались с гор страшные тучи, шла злобная буря, в шумной гробовой черноте лесов то и дело разверзались волшебные зеленые бездны и раскалывались в небесных высотах допотопные удары грома. Тогда в лесах просыпались и мяукали орлята, ревел барс.

Источник



Пунктуационный анализ

Задания в этой теме по своей сути направлены на итоговую проверку ваших знаний по пунктуации — знаете ли вы правила постановки тех или иных знаков препинания и умеете ли применять эти знания на конкретном языковом материале — в тексте.

Поэтому для безупречного выполнения этого задания вам нужно повторить практически все знаки препинания, каждый из которых выполняет как минимум две разные функции в предложении, следовательно, употребляется в тексте задания не менее трёх раз.

Конечно, некоторые знаки препинания будут частотными в КИМ (например, тире, двоеточие, запятые), а некоторые могут вообще не быть представленными (например, знаки препинания конца предложения — точка, вопросительный и восклицательный знаки, хотя теоретически и практически эти знаки могут стоять и в середине предложения). Мы облегчили вам задачу подготовки к выполнению задания 21, исключив необходимость поиска по всем учебникам и Интернету: в нашем пособии впервые представлена сводная таблица знаков препинания, их роли в предложении и правил постановки каждого из них.

Сложность формирования пунктуационных умений заключается в том, что они предполагают и грамматико-синтаксические, и речевые операции. Осознание структуры синтаксической конструкции проходит с опорой на синтаксические познания и отражает способность экзаменуемых соотносить конкретный языковой материал с отвлечённой схемой, а выбор необходимого знака предполагает и синтаксические, и пунктуационные умения, и способность соотносить конкретный материал со схемой, с образцом, и понимание смысловых оттенков той или иной конструкции. Этим обусловлены низкие результаты усвоения участниками экзамена пунктуационных норм.

Читайте также:  Gif вечный огонь день победы

В 2019 г. планируется введение нового задания (21), ориентированного на проверку умения экзаменуемых выполнять пунктуационный анализ небольшого текста.

В вариантах единого государственного экзамена для анализа будут предложены тексты, пунктуационный анализ которых предполагает поиск конструкций с запятой, двоеточием, тире. Количество верных ответов в задании ограничивается только количеством предложений в тексте (из «Методических рекомендаций для учителей, подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по русскому языку» — М., 2018).

Знаки препинания и правила их употребления

  1. существительным в им. п. — существительным в им. п.;
  2. числительным — числительным;
  3. числительным — существительным в им. п.;
  4. инфинитивом — инфинитивом;
  5. существительным в им. п. — инфинитивом;
  6. перечисленные выше случаи с частицами перед сказуемым (вот, это, значит, это значит)
  1. при наличии паузы в неполном предложении обычно с отсутствующим сказуемым;
  2. при параллелизме частей сложного предложения;
  3. в части сложного предложения, в которой пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части при наличии паузы;
  4. в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена

За ночным окном — туман.

Здесь — овраги, дальше — степи, ещё дальше — пустыня… (Федин)

Ночи стали чернее, дни — пасмурнее.

В зале говорили свидетели — торопливо, обесцвеченными голосами, судьи — неохотно и безучастно (Горький).

  1. после однородных членов перед обобщающим словом;
  2. при однородных членах, стоящих после обобщающего слова, если после них предложение продолжается

Разве всё это: одежда, внешность, причёска — не говорят нам больше всяких слов о человеке?

  1. перед приложением, стоящим в конце предложения и поясняющим какой-либо член предложения;
  2. для выделения с двух сторон приложений, носящих пояснительный характер;
  3. если перед приложением можно без изменения смысла вставить а именно;
  4. для того чтобы отделить однородные приложения от определяемого слова

Степь — бесконечная равнина — всегда была мила его сердцу.

В дальнем углу светилось жёлтое пятно — огонь в окне квартиры Серафимы (Горький).

Лютейший бич небес, природы ужас — мор свирепствует в лесах (Крылов).

  1. для интонационного отделения главной и придаточной частей (чаще при придаточных изъяснительных, условных, уступительных);
  2. при параллелизме структуры частей

Кто весел — тот смеётся, кто хочет — тот добьётся, кто ищет — тот всегда найдёт (Лебедев-Кумач).

  1. для выражения
    – быстрой смены событий;
    – резкого противопоставления;
  2. если первая часть обозначает условие совершения действия второй части;
  3. если первая часть обозначает время совершения действия второй части;
  4. если вторая часть содержит результат или вывод из того, о чём говорится в первой;
  5. если во второй части содержится сравнение с тем, о чём говорится в первой

Пашню пашут — руками не машут (пословица).
Я бы в лётчики пошёл — пусть меня научат (Маяковский).
Молвит слово — соловей поёт (Лермонтов).

Многоточие

В каком предложении употребляется Правило Примеры
1. В конце предложения для обозначения незаконченности высказывания Но жизнь течёт всё в тех же угрюмых берегах, а огни ещё далеко. И опять приходится налегать на вёсла… (Короленко)
2. В середине предложения при перечислении слов с нераскрытым содержанием, для обозначения недосказанности Но всё-таки… всё-таки впереди огни! (Короленко)
3. В начале предложения указывает, что продолжается прерванное какой-нибудь вставкой повествование или что между описываемыми в предшествующем и данном текстах событиями прошло много времени …А теперь вернёмся к началу этой истории, продолжавшейся много лет.
4. В цитатах для указания на пропуски слов и предложений перед цитатой, в середине или в конце Л.Н.Толстой писал: «…в искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства…»

Двоеточие

  1. если вторая часть раскрывает содержание первой (= а именно);
  2. если в первой части посредством глаголов (видеть, смотреть, знать, слышать и т.п.) делается предупреждение, что далее последует изложение чего-либо или описание;
  3. если вторая часть указывает причину или основание того, о чём говорится в первой части (= потому что, так как, поскольку);
  4. если в первой части есть слова так, таков, такой, одно и т. п.;
  5. перед прямым вопросом, включённым во вторую часть

Точка с запятой

В каком предложении употребляется Правило Примеры
1. В простом предложении с однородными членами для разделения однородных членов без союзов, если при них уже есть запятые Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; про вести города, про моды беседы с нею не вела (Пушкин).
2. В бессоюзном сложном предложении если простые с составе сложного значительно распространены и имеют внутри запятые Берёзы, тополя, черёмуха распускали свои клейкие и пахучие листья; липы надували лопавшиеся почки (Л. Толстой).
3. В сложноподчинённом предложении если однородные придаточные в составе сложного распространены и имеют внутри запятые Давыдову становилось чуточку грустно оттого, что там теперь многое изменилось; что он теперь уже не сможет ночи напролёт просиживать за чертежами; что теперь о нём, видимо, забыли (Шолохов).

Кавычки

В каком предложении употребляется Правило Примеры
1. В предложениях с прямой речью для выделения прямой речи в строке Смотрю вслед ему и думаю: «Зачем живут такие люди?» (Горький)
2. При цитировании цитаты заключаются в кавычки «Первоэлементом литературы является язык». С этими словами Горького трудно не согласиться.
3. В предложениях с приложением названия литературных произведений, органов печати, орденов и медалей, предприятий, марок машин, производственных изделий и т. д. Повесть «Степь»; группа «Могучая кучка»; орден «Знак Почёта»; автомобиль «Жигули», конфеты «Мишка косолапый»
4. В предложениях с определёнными словами для выделения слов, употребляемых в необычном, особом или ироническом значении; малоупотребительных слов и малоизвестных терминов; слов из чужого текста; иностилевых или особо значимых для автора слов, на которые он хочет обратить внимание Рано весной, как только сойдёт снег и станет обсыхать «ветошь», т. е. прошлогодняя трава, начинаются «палы», или лесные пожары (Аксаков).
…Мы в литературе чтим «табель о рангах» и боимся говорить вслух о «высоких персонах» (Белинский).
Читайте также:  Десять интересных фактов о Дне сурка

Запятая

  1. между однородными членами, связанными между собой бессоюзной связью;
  2. между однородными членами, связанными одиночными противительными союзами а, но, да (= но), однако, зато и др.;
  3. между однородными членами, связанными повторяющимися соединительными или разделительными союзами и. и, да. да, ни. ни, или. или, либо. либо, то. то, не то. не то, то ли. то ли и др.;
  4. между однородными членами, связанными двойными союзами как…, так и; не только…, но и; если не…, то; не то чтобы…, а перед второй частью союза

Я часто проходил мимо этого старинного дома, но не знал его истории.

Ни ветер, ни снег, ни мороз не страшны карликовым берёзкам в тундре.

Для освещения парка использовались как электрические гирлянды, так и фонари.

  1. при обособлении определений:
    — с зависимыми словами, стоящее после определяемого слова;
    — два или несколько одиночных определениий, стоящих после определяемого слова;
    — относящееся к личному местоимению;
    — стоящее перед определяемым существительным и имеющее добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное);
    — оторванное от определяемого существительного другими членами предложения;
  2. при обособлении приложений:
    — любое приложение, если оно относится к личному местоимению;
    — распространённое приложение в любой позиции, если оно относится к имени нарицательному;
    — распространённое приложение, если оно относится к имени собственному и стоит после него;
    — распространённое приложение, если оно стоит перед именем собственным и имеет добавочное причинное значение;
    — приложение, присоединяемое словами по имени, по фамилии, родом, по прозвищу, даже, например, в особенности, а также пояснительными союзами то есть, а именно, или (в значении то есть), как;
    — приложение, выраженное именем собственным (имя лица или кличка животного), если оно поясняет или уточняет нарицательное существительное (перед приложением можно вставить а именно, то есть, а зовут его);
  3. при обособлении обстоятельств:
    — деепричастные обороты независимо от места в предложении;
    — одиночные деепричастия, сохраняющие значение глагольности;
  1. сравнительные обороты с союзами будто, как будто, словно, нежели, чем, точно, что;
  2. сравнительные обороты с союзом как:
    — если они обозначают уподобление (как = подобно);
    — если оборот содержит в себе оттенок причинного значения;
    — если в основной части предложения имеется указательное слово так, такой, тот, столь;
    — если оборот начинается сочетанием как и;
    — если оборот выражен сочетанием как правило, как обычно, как всегда, как прежде, как сейчас, как нарочно и т. п.

КАК ВЫПОЛНЯЕМ

  1. Внимательно прочитайте задание. Во-первых, в самом задании написано: «Найдите предложения…», следовательно, ваш ответ будет состоять как минимум из двух цифр. Имейте в виду, что цифр может быть и больше. Во-вторых, найдите в формулировке задания знак препинания (он выделен полужирным шрифтом), с которым вы будете работать в тексте.
  2. Внимательно прочитайте текст. Не читайте текст механически, выискивая в нём требуемый знак препинания, а постарайтесь понять его смысл. Это важно для определения роли искомого знака препинания.
  3. Вы уже повторили функции знаков препинания по таблице, приведённой выше. Следовательно, представляете себе роль каждого знака препинания в предложении. Найдите в тексте предложения с искомым знаком, отметьте их в КИМ.
  4. Определите, простые это предложения или сложные. От этого будет зависеть правильный ответ, ведь такие знаки препинания, как запятая, тире или двоеточие, могут употребляться как в простом предложении, так и в сложном.
  5. Вам нужно найти предложения, в которых указанный знак препинания ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Например, вы отметили пять предложений с тире. Но далеко не во всех случаях тире ставится по одному правилу: оно может стоять в простом предложении между подлежащим и сказуемым, или в простом предложении при обособлении приложения, или в сложносочинённом предложении, или в бессоюзном сложном и даже в сложноподчинённом. Поэтому следующим шагом на вашем пути будет определение правила, в соответствии с которым ставится тире в выделенных вами предложениях. Соберите те предложения, в которых постановка тире подчиняется одному и тому же правилу: их номера и станут ответом.

Не забудьте, что последовательность цифр в ответе может быть любой.

Источник