Какой автор повести ночь перед рождеством
Какой автор повести ночь перед рождеством

Какой автор повести ночь перед рождеством

Ночь перед Рождеством

Время написания «Ночи перед Рождеством» разными исследователями определяется по-разному — хотя и в общих рамках периода с 1830 г. до зимы 1831—1832 гг. [1] .

Впервые повесть была опубликована в издании: Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные Пасичником Рудым Паньком. Вторая книжка. Санкт-Петербург. Печатано в типографии А.Плюшара. 1832 (цензурное разрешение — 31 января 1832 г.).

Сюжет

Действие повести хронологически приурочено к эпизоду царствования Екатерины II — последней депутации запорожцев, состоявшейся в 1775 г. и связанной с работой Комиссии по упразднению Запорожской Сечи.

Сюжет пьесы разворачивается в Диканьке, на Украине. Никем не замеченные, в небе кружатся двое: ведьма на метле, которая набирает в рукав звёзды, и чёрт, который прячет месяц в карман, думая, что наступившая тьма удержит дома богатого казака Чуба, приглашенного к дьяку на кутью, и ненавистный чёрту кузнец Вакула (нарисовавший на церковной стене картину Страшного суда и посрамляемого чёрта) не осмелится прийти к Чубовой дочери Оксане.

Чуб с кумом не знают, идти ли в такой темноте к дьячку, однако решаются и уходят. Дома остаётся красавица Оксана. Приходит Вакула. Оксана насмехается над ним. В дверь стучит сбившийся с дороги Чуб, без кума, решивший вернуться из-за устроенной чёртом метели домой. Однако, услышав кузнеца, Чуб решает, что попал в хату хромого Левченка. Чуб отправляется к матери Вакулы, Солохе, которая и есть та самая ведьма, которая крала с неба звёзды.

К Оксане приходят её подруги. Оксана замечает на одной из них расшитые золотом черевички (башмачки). Оксана гордо заявляет, что выйдет замуж за Вакулу, если тот принесёт ей черевички, «которые носит царица».

Меж тем чёрта, с пользой проводящего время у Солохи, испугал голова, не пошедший к дьяку на кутью. Чёрт залезает в мешок, оставленный среди хаты Вакулой, а в другой вскоре лезет и голова, потому что к Солохе пришёл дьяк. Заигрывавшему с Солохой дьяку тоже приходится лезть к мешок, потому что приходит Чуб. Впрочем, вскоре Чуб полезает в тот же мешок, избегая встречи с вернувшимся Вакулой. Пока Солоха разговаривает на огороде с пришедшим вслед кузнецу казаком Свербыгузом, Вакула уносит мешки, объясняя себе их тяжесть своим подавленным состоянием после встречи с Оксаной.

В толпе колядующих кузнец вновь встречает Оксану, которая повторяет своё обещание по поводу черевичек. С горя Вакула решает утопиться, бросает все мешки, кроме самого маленького, и убегает.

Слегка успокоившись, Вакула хочет попробовать ещё одно средство: он приходит к запорожцу Пузатому Пацюку, который «немного сродни чёрту», и получает туманный ответ, что чёрт у него за плечами. Предвкушая славную добычу, чёрт выскакивает из мешка и, сев на шею кузнеца, сулит ему этой же ночью Оксану. Хитрый кузнец, ухватив чёрта за хвост и перекрестив его, становится хозяином положения и велит чёрту везти себя «в Петембург, прямо к царице» [2] .

Оказавшись в Петербурге, кузнец приходит к запорожцам, с которыми познакомился осенью, когда они проезжали через Диканьку. С помощью чёрта он добивается, чтобы его взяли на приём к царице. Дивясь роскоши дворца и чудной живописи, кузнец оказывается перед царицей и просит у неё царских башмачков. Тронутая таким простодушием, Екатерина обращает на этот пассаж внимание стоящего поодаль Фонвизина, а Вакуле дарит башмачки.

В селе в это время диканьские бабы спорят, каким именно образом наложил на себя руки Вакула. Эти пересуды смущают Оксану, она всю ночь не может заснуть, а к утру «влюбилась по уши в кузнеца». Вернувшийся кузнец вынимает из сундука новые шапку и пояс и отправляется к Чубу с просьбой отдать за него Оксану. Чуб, прельщённый подарками и раздосадованный вероломством Солохи, отвечает согласием. Ему вторит и Оксана, готовая выйти за кузнеца «и без черевиков».

Обзаведшись семьёй, Вакула расписал свою хату красками, а в церкви намалевал чёрта, да «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо».

Источник



Н. В. Гоголь "Ночь перед Рождеством": анализ

Книга «Вечера на хуторе близ Диканьки» была издана в 1831 году, тогда же была написана и «Ночь перед Рождеством». Повести цикла рождались у Гоголя быстро и непринужденно. Доподлинно неизвестно, когда Гоголь приступил к работе над повестью, и когда впервые у него родилась идея ее создания. Есть данные о том, что первые слова он нанес на бумагу еще за год до выхода в свет книги. Хронологически события, описанные в повести приходятся на период примерно 50 годами ранее реального времени, а именно царствование Екатерины II и последняя депутация запорожцев.

Повесть «Ночь перед Рождеством» является одним из самых известных произведений из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Все рассказы из данного цикла связаны фольклорной темой. Знакомясь с ними, читатель может поближе узнать традиции и обычаи того времени. Например, из «Ночи перед Рождеством» читатель узнает, что в этот момент года черт мог последний раз сделать какую-то гадкую и неприятную вещь. В повести так и происходит. Дьявол ворует месяц. Это служит причиной возникновения различных историй.

Сюжет

Рождественская ночь окутала Диканьку такой сказкой, что даже чёрт не смог устоять. Да и как было не насолить злейшему врагу в такой чудесный праздник. Срывая с неба месяц со звёздами, чёрт погрузил все дома в полную тьму и устроил на небе пляски с подругой ведьмой. Но ни темнота, ни метель не смогли удержать кузнеца Вакулу. Он готов был отправиться к самому дьяволу, ради достижения своей цели.

Сюжет завязан на приключениях главного героя – кузнеца Вакулы и его любви к взбалмошной красавице Оксане. Разговор молодых людей и служит завязкой повести, первая красавица не селе обещает Вакуле замужество в обмен на царские черевички. Девушка вовсе не собирается выполнять данное ею слово, она смеется над юношей, понимая, что тот не сможет выполнить ее поручения. Но, согласно особенности построения жанра сказки, Вакуле удается исполнить желание красавицы, в этом ему помогает черт. Полет Вакулы в Петербург на прием к императрице является кульминацией повествования. Развязкой служит свадьба молодых людей и примирение Вакулы с отцом невесты, с которым у них были разлажены отношения.

Жанр и проблематика произведения

В повести Гоголя мистические сюжеты настолько органично вписаны в канву произведения, что читатель не замечает, где заканчивается повествование и начинается сказка. В последнюю ночь перед Рождеством нечистая сила изо всех сил старается напоследок напакостить набожным людям. В книге Гоголя черт крадет месяц, чем способствует возникновению забавных и незаурядных ситуаций.

Анализ произведения показывает, что в нем переплелись множество сюжетных линий. От неразделенной любви Вакулы к красавице Оксане, до вероломства хитроумной Солохи, угождающей нескольким видным мужчинам хутора. Сказочные персонажи стараются помешать людям творить добро, но зло терпит поражение.

Характеристика главных героев

Главная мысль

В повести Николая Гоголя лежит история, которая была много раз экранизирована и осталась в умах читателей, как запоминающаяся и интересная. Имея фантастическую завязку в сюжете, и крайне интересный и уникальный язык повествования, она является выдающейся в том плане, что сравнить ее с каким-то другим произведением крайне трудно, так как она содержит множество элементов с других жанров. Ее можно отнести не только к литературному творчеству, но также и к фольклорному, так как основа сюжета данной повести содержит в себе массу народной атрибутики, которая относится к легендам и повествованиям.

Для того, чтобы более глубоко разобраться в причинах написания автором произведения именно такого вида, следует отметить, что на тот момент времени, им овладевали достаточно прогрессивные взгляды. Писатель был убежден в том, что большинство людей, которые привыкли жить однотипно и неинтересно, имеют застоявшиеся взгляды, которые мешают достигать научного и творческого прогресса. Гоголю это очень не нравилось, и поэтому он хотел показать этих людей немного жалкими и неинтересными. Автор стремился к тому, чтобы люди поняли, что свобода слов и мыслей является неотъемлемой атрибутикой современной жизни для человека, ведь ничего важней этих вещей не, по его мнению, не может быть представлено. Гоголь оставляет довольно добрый посыл, ведь все темные и злые силы в произведении будут побеждены добром. Он отображает Вакулу очень отважным и смелым человеком, который не сдается перед лицом трудностей, и решает все, даже самые сложные проблемы, стоящие на его пути.

Стоит сказать, что автор слегка идеализировал образ положительных героев. Он сделал их слегка былинными, так как считал, что и в его современниках сидит дух героизма и приключений. Однако, он также понимал, что на самом деле все обстоит немного иначе, ведь из-за застоявшихся взглядов и убеждений людей того времени, они не могли мыслить широко и свободно. С точки зрения жанрового исполнения, стоит сказать, что данная поэма больше представлена в сказочной форме. Произведение получилось очень интересным, ярким, и богатым на неожиданные сюжетные повороты и события.

Читайте также:  Цветок на замок почему большинство цветов на ночь закрывается 2 фото

Чему учит?

Великий Гоголь опубликовал свою повесть «Ночь перед Рождеством» в 1832 году в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки», хотя описываемые в повести события происходили в более раннюю эпоху.

Напоминает прежде всего тем, что многие персонажи повести взяты им именно из фольклора, а происходят с этими персонажами поистине волшебные, сказочные приключения. Какие колоритные, фантастические персонажи принимают участие в развитии событий! Это и Ведьма Солоха, и некто Пацюк, который «сродни чёрту», да и сам хвостатый и рогатый представитель сил зла.

Вся эта нечистая сила в канун великого христианского праздника пытается противостоять добру и справедливости. Силу света, добра и любви олицетворяет простой парень – кузнец Вакула, владеющий, кроме своего ремесла ещё и искусством художника. Ведь это именно он нарисовал на стене Церкви сюжет о том, как православные гонят чёрта.

По народным поверьям именно в ночь перед Рождеством нечистая сила может сотворить свою самую последнюю пакость. Это самое и совершает Чёрт, украв с небосклона луну и навредив этим всем христианам.

А между тем Вакула влюблён в девушку Оксану, которая не проявляет к нему взаимности. Парень всем хорош. Он проворен, талантлив, честен, он готов жениться, но капризы невесты мешают исполнению его желания.

Таким образом, в повести прослеживаются две сюжетные линии:

  • линия борьбы сил добра и зла, тьмы и света, сил нечистых с православной верой,
  • линия любовная, без которой ни одно захватывающее произведение невозможно.

Зазнайство и гордыня Оксаны мешают влюблённым соединить свои сердца. Ведь она задала Вакуле неразрешимую задачу – раздобыть ей такие черевички, какие носит сама Великая Государыня. В отчаянии кузнец готов уже свести счёты с жизнью, да тут вмешивается нечистая сила, которую наш герой ловко подчиняет себе. Только после долгого отсутствия жениха, Оксана понимает, что не может жить без этого доброго и честного парня.

А ведь исполнить желание невесты помогает кузнецу выполнить не кто-нибудь, а именно Чёрт. Выходит, что только подчинив себе нечистую силу, представитель сил добра добывает своё счастье.

Так мудро автор переплетает в произведении обе сюжетные линии.

Преодолевая все преграды, юноша исполняет желание своей возлюбленной. Зло наказано. Добро побеждает. Влюблённые сердца воссоединяются. В мир приходит Рождество, а одновременно с рассветом рассеивается тьма.

Классика остаётся современной в любые времена и эпохи Читатель может сделать главные выводы для себя о том, чему учит это нестареющее произведение:

Источник

«Ночь перед Рождеством»: краткое содержание и анализ

Ночь перед Рождеством

Произведение «Ночь перед Рождеством», краткое содержание которого известно каждому, не перестает завораживать своей красочностью новые поколения. Во многом этому способствовали успешные экранизации повести и мюзиклы. Легендарные красные черевички, Вакула и строптивая Оксана — эти образы близки и знакомы каждому читателю.

«Ночь перед Рождеством»: краткое содержание

Критики называли Николая Васильевича Гоголя маэстро слова. Он умел красочно передать атмосферу жизни простых крестьян, создавал романтический поэтический образ украинского села, колоритных героев.

Творение гения «Ночь перед Рождеством», краткое содержание которого знакомо каждому из детства, лишь часть цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки», но именно оно принесло славу писателю. Итак:

Экспозиция

Экспозиция произведения «Ночь перед Рождеством» состоит из краткого описания местности — небольшого, но уютного хутора. Автор вскользь знакомит нас с главными героями:

  • ведьма Солоха вылетает, чтобы украсть звезды;
  • ее друг, хитрый черт в это время ворует с неба ясный месяц;
  • казак Чуб и Панас отправляются к местному дьяку на попойку;
  • кузнец Вакула бежит в хату Чуба, где живет его возлюбленная Оксана.

Все события нацелены на то, чтобы возбудить у читателя интерес, как и задумывал Гоголь. «Ночь перед Рождеством» реализовала главную задачу писателя — передала колорит небольшого полтавского поселения.

Завязка

Диалог-спор кузнеца и дочери сотника — завязка, которая организовывает главную интригу повести «Ночь перед Рождеством». Оксана, а именно так звали дочь Чуба, — претенциозная красотка, которая потребовала от кузнеца небывалых доказательств любви — туфелек царицы. Вакула хотел завоевать любовь девушки, поэтому согласился на авантюру.

Народный мюзикл «Ночь перед Рождеством»

Сцена мюзикла «Ночь перед Рождеством»: YouTube / Артем Ковальчук

Развитие событий

Раздосадованный Вакула уходит восвояси. В это время на сцене появляется его мать — Солоха. Гоголь колоритно описал этот персонаж вдовы-ведьмы, которая буквально приманивала к себе мужчин. Так, за одну лишь ночь к ней в гости наведались:

  • черт, спрятавшийся в мешок по приходу дюжего головы;
  • голова, который также скрылся в другом мешке от дьяка;
  • дьяк, испугавшийся прихода казака Чуба;
  • сам Чуб, успевший спрятаться перед возвращением Вакулы.

Печальный Вакула забирает все три мешка с сидевшими в них мужчинами с собой на улицу, а по дороге встречает компанию колядников, в которой видит Оксану. Девушка подтрунивает над кузнецом, и тот, не выдержав насмешек, бросает все и сбегает с одним мешком, в котором сидел черт.

Отважный Вакула решил найти черта, который, по его мнению, мог помочь раздобыть черевички императрицы. Кузнец направляется к казаку-характернику пузатому Пацюку. Этого героя Вакула застает за трапезой. Пацюк говорит загадками, намекая, что у кузнеца за плечами нечистая сила, которая и поможет в его предприятии. На улице озадаченный Вакула развязывает мешок. В это мгновение черт выпрыгивает из убежища и предлагает кузнецу заключить контракт, подписанный кровью.

Чем заканчивается развитие событий «Ночь перед Рождеством»? Черт был схвачен ловким и сильным парнем и вынужден выполнять все желания кузнеца.

Кульминация

Характеристика кузнеца Вакулы как доброго, отважного и сильного мужчины, готового на все ради любви, определяет его желание заполучить заветные черевички с ног самой императрицы. Кузнец заставляет нечистую силу доставить его ко дворцу:

хата Солохи

  • Вакула летит верхом на черте на Сечь к запорожским казакам;
  • он втирается к ним в доверие и отправляется с казаками на аудиенцию к императрице;
  • во дворце кузнец встречает сначала Потемкина, а после и императрицу Екатерину II;
  • упав ей в ноги, Вакула просит о заветных черевичках для возлюбленной, а Катерина, умиляясь таким поступком, приказывает пожаловать кузнецу самую дорогую пару из своего обувного гардероба.

В тот же час черт телепортирует Вакулу с ценным грузом обратно на хутор. Как верный христианин Вакула не может не наказать черта — порет его розгами.

Развязка

В это время по Диканьке уже ходит слух о пропавшем кузнеце. Это очень печалит красавицу Оксану. Внезапно Вакула появляется на пороге дома возлюбленной да не с пустыми руками, а с черевичками. Более того, смешливому молодцу удается помириться с казаком Чубом и получить его благословение. После этого пара устроила пышную свадьбу и жила долго и счастливо.

«Ночь перед Рождеством»: анализ произведения

Доброта, сила любви, доблесть и честь, сохранять которые важно при любых условиях, — вот чему учит повесть «Ночь перед Рождеством». Гоголь смог создать культовое для многих поколений произведение, которое умиляет и смешит, тревожит и зачаровывает, вызывает полный спектр эмоций, оставляя неизгладимое впечатление.

Поможет раскрыть все смыслы повести «Ночь перед Рождеством» анализ:

История написания

Создание цикла повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», частью которого стало произведение «Ночь перед Рождеством», заняло у Гоголя всего несколько месяцев. Автор писал, вдохновленный фольклорными произведениями, бытовавшими на его родной Полтавщине (Украина).

Местный колорит, сказания и легенды вдохновили прозаика на написание повестей-сказок, в которых создан поэтический образ быта украинцев. Предполагается, что «Ночь перед Рождеством» была написана между 1830–1832 гг., первое ее издание датируется 1832-м.

Тема и конфликт

Чтобы понять проблематику произведения, нужно учитывать влияние эпохи — романтизма.

Ани Лорак в образе Оксаны

Ани Лорак в образе красавицы Оксаны: YouTube / Meladze Video

Поэтому автор, недовольный серостью и однообразием бытия, отсталостью крепостнической России, в которой народ воспринимался только как трудовой ресурс, создает поэтический образ жизни обычных людей. В его произведении реальное переплетено с фантастическим.

Основная тема произведения — всепоглощающая чистая сила любви, которая способна преодолеть любые преграды. Отдельно можно выделить такие конфликты повести:

  • извечное противостояние добра и зла;
  • проблема верности и искренности;
  • противоборство света и тьмы;
  • единение народа перед трудностями, взаимовыручка.

Николай Васильевич Гоголь романтизирует события былых лет, но это не отменяет факта его восхищения славным казацким прошлым.

Особенности композиции и жанр

Произведение «Ночь перед Рождеством» по праву считается одним из лучших в жанре повести. Но назвать творение Гоголя классическим сложно из-за ряда жанровых нововведений:

  1. События поэтизированные, в изложении автора сохраняется особая ритмика.
  2. Сюжет динамичный и захватывающий, увлекающий читателя уже с первого абзаца.
  3. Живая, интересная речь, приправленная народными афоризмами. Это еще больше погружает в атмосферу и придает колоритности изложению.
  4. Живительный смех, отрезвляющий и бодрый, — это еще одна черта произведения.
Читайте также:  6 основных советов для фотографирования воды

Повесть «Ночь перед Рождеством» имеет гармоничную композицию и линейный сюжет, который развивается плавно. Традиционно счастливый финал подтверждает торжество добра над злом.

Характеристика главных героев

Важно внимательно проанализировать детали повествования, чтобы составить впечатление о ключевых персонажах повести «Ночь перед Рождеством». Главные герои произведения — типичные романтические герои:

  • Вакула — простой кузнец, но очень красив и статен, имеет вспыльчивый нрав, но отличается честностью и порядочностью. Герой готов на все ради любви к Оксане, отважный, с несгибаемой силой духа.
  • Оксана — первая красавица в селе, дочь самого богатого казака Чуба. Она избалованная и своенравная, дерзкая с поклонниками, знает себе цену, ветренная.
  • Солоха — вдова, мать Вакулы и практикующая местная ведьма, волевая женщина с характером. Она пользуется популярностью у мужчин, хитра и коварна, способна на мелкие пакости, но в то же время ее образ колоритный и привлекательный для читателя.
  • Черт — представитель нечистой силы, обожает проделки и жаждет хитростью заполучить душу верного христианина и богомаза Вакулы.

«Ночь перед Рождеством» — культовое произведение русской литературы. Оно приводит в восхищение каждое новое поколение читателей. Способствуют тому яркие образы главных героев, захватывающий сюжет и непередаваемый колорит полтавской Диканьки.

Источник

«Ночь перед Рождеством» Гоголя: краткое содержание для 6 класса (9 фото + 2 видео)

«Ночь перед Рождеством» из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя. Кратчайшее изложение и краткое содержание повести. Кузнец Вакула и черт.

«Ночь перед Рождеством» — волшебная повесть Н.В. Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». Впервые опубликована в 1832 году.

Кратчайшее изложение

Украинский кузнец Вакула влюблен в красавицу Оксану. Она с насмешкой заявляет, что выйдет за него замуж, если кузнец добудет черевички (башмачки), как у царицы. Вакула той же ночью ухитряется поймать черта, летит на нем верхом в Петербург и получает от императрицы в подарок башмачки. Оксана соглашается выйти за кузнеца, признавшись, что любит его и без дорогого подарка.

Полный текст и аудиокнига

Полный текст повести доступен в «Викитеке». Послушать аудиокнигу можно на YouTube:

Краткое содержание «Ночи перед Рождеством»

Вечером накануне Рождества по небу над украинской деревней летают ведьма и черт. Ведьма ворует звезды, а черт прячет в карман месяц.

Черт хочет, чтобы из-за темноты богатый казак Чуб поленился сегодня идти в гости: тогда его красавица-дочь Оксана не останется дома одна, и к ней не придет влюбленный кузнец Вакула. Черт ненавидит Вакулу за, что тот, расписывая церковь, изобразил, как в день Страшного суда грешники бьют беса.

Чуб все-таки отправляется в гости вместе с кумом. Его дочь, 17-летняя Оксана, любуется собой у зеркала, когда к ней заглядывает Вакула. Он в очередной раз признается девушке в любви, но та лишь смеется над кузнецом.

Ведьма с чертом спускаются по трубе к ней в хату. Ведьма оказывается матерью кузнеца Вакулы — Солохой. Ей не больше сорока, мужа у Солохи нет, и она привечает у себя и Чуба, и Свербыгуза, и дьяка Осипа Никифоровича — ни один не догадывается, что у него есть соперники.

Солоха хочет женить на себе богатого вдовца Чуба — отца Оксаны. Поэтому она ссорит сына со своим избранником, чтобы Вакула не женился на Оксане и не прибрал к рукам все хозяйство старого казака.

Черт устраивает метель, чтобы Чуб все-таки вернулся домой. Казак находит свою хату, но из-за непогоды не может ее узнать. Вакула, не признавший Чуба, прогоняет его и колотит. Обиженный казак решает утешиться в гостях у Солохи.

Месяц, упущенный чертом, вылетает через печную трубу и снова сияет на небе, метель прекращается. Парни и девушки выходят колядовать. К Оксане приходят подруги. На одной из подружек девушка замечает чудесные черевики — башмачки, вышитые золотом. Вакула обещает достать ей башмачки еще лучше, и тогда Оксана в насмешку произносит:

Черт, сидя в гостях у Солохи, целует ей руки. Приходит сельский голова, и черт прячется от него в мешок. Следом приходит дьяк, и уже сам голова залезает в другой мешок. Дьяк Осип Никифорович заигрывает с Солохой, когда в дверь стучит Чуб. Теперь и дьяк скрывается в мешке, чтобы его не застали с женщиной.

Возвращается Вакула. Помня, как кузнец недавно его побил, Чуб прячется в тот же мешок, где уже сидит дьяк. Думая, что в мешках уголь, силач Вакула взваливает их на спину и выносит из хаты.

На улице Вакула вновь видит Оксану, та над ним смеется, и кузнец с горя решает покончить с собой. Он бросает все мешки, кроме одного (с чертом внутри) и убегает топиться.

Вакула решает испробовать последнее средство — зайти к Пузатому Пацюку, запорожцу, который общается с нечистой силой. Кузнец признается знахарю, что готов просить о помощи даже самого черта. Пацюк отвечает, что у Вакулы «черт за плечами», намекая на мешок с бесом. Сам он во время разговора ест галушки: они сами прыгают ему в рот.

На улице черт выскакивает из мешка, прыгает на шею Вакуле и обещает ему Оксану в обмен на душу. Набожный кузнец для вида соглашается, а потом хватает черта за хвост и начинает крестить. Вакула сам вскакивает на черта верхом и велит нести его по небу прямо в Петербург, к царице.

Тем временем брошенный Вакулой мешок, в котором сидят Чуб и дьяк, подбирает кум Чуба. Он думает, что внутри угощения, добытые кем-то из колядующих. Вместе со знакомым ткачом они уносят мешок домой к куму и там открывают. Сначала им кажется, что внутри лежит целый кабан. Но из мешка вылезает Чуб: «Что, славную я выкинул над вами штуку?». Следом в мешке находят дьяка, и казак Чуб понимает, что Солоха не ему одному угождает.

Оставшийся мешок подбирают деревенские парни и девушки. Его везут домой к Оксане, Чуб находит внутри сельского голову. Он сразу понимает, откуда этот мешок. Его роман с Солохой заканчивается.

Вакула верхом на черте прилетает в Петербург, но решает лететь не прямо к царице, а прибиться к делегации запорожцев, ехавших осенью через Диканьку в столицу. Он уговаривает земляков взять его с собой к императрице. Во время аудиенции он просит Екатерину II подарить черевички. Царица смеется и велит вручить простодушному кузнецу башмаки.

В деревне вовсю обсуждают слухи о самоубийстве Вакулы. Оксана теряет покой: она не верит в смерть кузнеца, но вдруг он и правда навсегда покинул Диканьку? Утром на рождественской службе она одна стоит сама не своя и молится.

Вакула прилетает на черте в Диканьку и напоследок отвешивает бесу три удара хворостиной. Проспав до обеда, кузнец одевается понаряднее и идет свататься к дочке Чуба. Повалившись к казаку в ноги, Вакула дарит ему прекрасную шапку и пояс, просит простить за все обиды и протягивает нагайку, чтобы тот мог выпороть кузнеца за прошлые прегрешения.

Стукнув для приличия Вакулу трижды по спине, Чуб мирится с ним. Парень просит руки Оксаны, и отец соглашается. Кузнец показывает девушке башмачки императрицы. «Мне не нужно черевиков», — отвечает Оксана. Она и так любит Вакулу.

Источник

Какой автор повести ночь перед рождеством

Ночь перед Рождеством

Ночь перед Рождеством - i_001.jpg

Истории старого пасечника

Стоит ясная морозная ночь накануне Рождества. Светят звёзды и месяц, искрится снег, над трубами хат клубится дымок. Это Диканька, крохотное село под Полтавой. Заглянем в окошки? Вон старый казак Чуб надел тулуп и собирается в гости. Вон его дочка, красавица Оксана, прихорашивается перед зеркальцем. Вон влетает в печную трубу очаровательная ведьма Солоха, радушная хозяйка, к которой любят захаживать в гости и казак Чуб, и сельский голова, и дьяк. А вон в той хате, на краю села, сидит, попыхивая люлькой, какой-то старичок. Да ведь это пасечник Рудый Панько, мастер рассказывать истории! Одна из самых весёлых его историй о том, как чёрт украл с неба месяц, а кузнец Вакула летал в Петербург к царице.

Читайте также:  Как по мне так это лучшее время На севере России наступил полярный день Последний рассвет в репортаже из Instagram

Всех их – и Солоху, и Оксану, и кузнеца, и даже самого Рудого Панька – придумал замечательный писатель Николай Васильевич Гоголь (18091852), и в том, что ему так точно и правдиво удалось изобразить своих героев, нет ничего необыкновенного. Гоголь родился в небольшом селе Великие Сорочинцы Полтавской губернии и с самого детства видел и хорошо знал всё то, о чём позже писал. Отец его был помещиком и происходил из старинного казацкого рода. Николай учился сперва в Полтавском уездном училище, потом – в гимназии в городе Нежине, тоже недалеко от Полтавы; здесь-то он впервые и попробовал писать.

В девятнадцать лет Гоголь уехал в Петербург, служил какое-то время в канцеляриях, но очень скоро понял, что призвание его не в этом. Он начал понемногу печататься в литературных журналах, а чуть позже выпустил и первую книжку «Вечера на хуторе близ Диканьки» – сборник удивительных историй, будто бы рассказанных пасечником Рудым Паньком: о чёрте, укравшем месяц, о таинственной красной свитке, о богатых кладах, которые открываются в ночь накануне Ивана Купалы. Сборник имел огромный успех, очень понравился он и А. С. Пушкину. Гоголь вскоре с ним познакомился и подружился, и в дальнейшем Пушкин не раз помогал ему, например, подсказав (конечно, в самых общих чертах) сюжет комедии «Ревизор» и поэмы «Мёртвые души». Живя в Петербурге, Гоголь издал и следующий сборник «Миргород», куда вошли «Тарас Бульба» и «Вий», и «петербургские» повести: «Шинель», «Коляска», «Нос» и другие.

Следующие десять лет Николай Васильевич провёл за границей, лишь изредка возвращаясь на родину: понемногу жил то в Германии, то в Швейцарии, то во Франции; позже на несколько лет поселился в Риме, который очень полюбил. Здесь был написан первый том поэмы «Мёртвые души». В Россию Гоголь вернулся лишь 1848 году и поселился под конец жизни в Москве, в доме на Никитском бульваре.

Гоголь – писатель очень разносторонний, произведения его такие разные, но объединяет их остроумие, тонкая ирония и добрый юмор. За это больше всего ценил Гоголя и Пушкин: «Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе…»

Ночь перед Рождеством - i_002.jpg

Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа[1]. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Ещё ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошёл тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.

Если бы в это время проезжал сорочинский заседатель на тройке обывательских[2] лошадей, в шапке с барашковым околышком, сделанной по манеру уланскому, в синем тулупе, подбитом чёрными смушками[3], с дьявольски сплетённою плетью, которою имеет он обыкновение подгонять своего ямщика, то он бы, верно, приметил её, потому что от сорочинского заседателя ни одна ведьма на свете не ускользнёт. Он знает наперечёт, сколько у каждой бабы свинья мечет поросёнков, и сколько в сундуке лежит полотна, и что именно из своего платья и хозяйства заложит добрый человек в воскресный день в шинке[4]. Но сорочинский заседатель не проезжал, да и какое ему дело до чужих, у него своя волость[5]. А ведьма между тем поднялась так высоко, что одним только чёрным пятнышком мелькала вверху. Но где ни показывалось пятнышко, там звёзды, одна за другою, пропадали на небе. Скоро ведьма набрала их полный рукав. Три или четыре ещё блестели. Вдруг, с противной стороны, показалось другое пятнышко, увеличилось, стало растягиваться, и уже было не пятнышко. Близорукий, хотя бы надел на нос вместо очков колёса с Комиссаровой брички, и тогда бы не распознал, что это такое. Спереди совершенно немец[6]: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке[7]. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий[8]в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто чёрт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу.

Между тем чёрт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдёрнул её назад, как бы обжёгшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдёрнул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый чёрт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки[9]; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чём не бывал, побежал далее.

В Диканьке никто не слышал, как чёрт украл месяц. Правда, волостной писарь, выходя на четвереньках из шинка, видел, что месяц ни с сего ни с того танцевал на небе, и уверял с божбою в том всё село; но миряне качали головами и даже подымали его на смех. Но какая же была причина решиться чёрту на такое беззаконное дело? А вот какая: он знал, что богатый козак Чуб приглашён дьяком на кутью[10], где будут: голова; приехавший из архиерейской певческой родич дьяка в синем сюртуке, бравший самого низкого баса; козак Свербыгуз и ещё кое-кто; где, кроме кутьи, будет варенуха[11], перегонная на шафран водка и много всякого съестного. А между тем его дочка, красавица на всём селе, останется дома, а к дочке, наверное, придёт кузнец, силач и детина хоть куда, который чёрту был противнее проповедей отца Кондрата. В досужее от дел время кузнец занимался малеванием и слыл лучшим живописцем во всём околотке. Сам ещё тогда здравствовавший сотник[12]Л…ко вызывал его нарочно в Полтаву выкрасить дощатый забор около его дома. Все миски, из которых диканьские козаки хлебали борщ, были размалёваны кузнецом. Кузнец был богобоязливый человек и писал часто образа святых: и теперь ещё можно найти в Т… церкви его евангелиста Луку. Но торжеством его искусства была одна картина, намалёванная на церковной стене в правом притворе, в которой изобразил он святого Петра в день Страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа; испуганный чёрт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключённые прежде грешники били и гоняли его кнутами, поленами и всем чем ни попало. В то время, когда живописец трудился над этою картиною и писал её на большой деревянной доске, чёрт всеми силами старался мешать ему: толкал невидимо под руку, подымал из горнила в кузнице золу и обсыпал ею картину; но, несмотря на всё, работа была кончена, доска внесена в церковь и вделана в стену притвора, и с той поры чёрт поклялся мстить кузнецу.

Колядовать у нас называется петь под окнами накануне Рождества песни, которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяйка, или хозяин, или кто остаётся дома, колбасу, или хлеб, или медный грош, чем кто богат. Говорят, что был когда-то болван Коляда, которого принимали за бога, и что будто от того пошли и колядки. Кто его знает? Не нам, простым людям, об этом толковать. Прошлый год отец Осип запретил было колядовать по хуторам, говоря, что будто сим народ угождает сатане. Однако ж если сказать правду, то в колядках и слова нет про Коляду. Поют часто про Рождество Христа; а при конце желают здоровья хозяину, хозяйке, детям и всему дому.

Замечание пасичника. (Примеч. Н. В. Гоголя.)

Обывательские (лошади) – т. е. крестьянские: «сельскими обывателями» в царской России назывались крестьяне.

Источник