История и смысл праздника Радоница
История и смысл праздника Радоница

История и смысл праздника Радоница

Родительский день откуда произошел

Вселенская родительская суббота, которая еще известна под названием мясопустной и Малой масленицы, приходится на неделю, предшествующую Великому посту. В этот день христиане поминают всех крещеных усопших, а в храмах проходят специальные службы – вселенские панихиды.

Троицкая родительская суббота

Это следующая за мясопустной родительская суббота. Носит тот же смысл, что и Мясопустная. Выпадает за неделю до Троицы или Пятидесятницы.

Субботы седмиц Великого поста

Во время Великого поста выделено три специальных дня, посвященных молитвам об усопших. Это субботы первой, третьей и четвертой недель поста. В случае с ними особенно важен факт личного присутствия на богослужении, а не подача записки об упокоении или заказ сорокоуста.

Радоница

Радоница – это особенный день в православии, который выпадает на вторник второй недели после светлого праздника Пасхи. Радоница – это символ воскрешения Христа, победы Спасителя над смертью.

В соответствии с православными традициями, в этот день люди идут на кладбища, чтобы почтить память усопших родных. Само название праздника символично и происходит от слова «радость» – радостной вести о воскрешении Христа.

9 мая

Как уже отмечалось, это единственный день поминовения усопших в православии с фиксированной, а не плавающей датой. Это день победы в Великой Отечественной войне, и в российских храмах проходит литургия, посвященная воинам, которые отдали свою жизнь за свою страну.

Дмитриевская родительская суббота

Это суббота перед днем памяти св. Димитрия Солунского (отмечается по новому стилю 8 ноября). Если этот праздник выпадает на субботу, то родительской все равно считается предшествующая.

Этот день стал днем особого поминовения в честь победы русских воинов на Куликовом поле в 1380 году. Сперва поминались павшие именно в этой битве воины, затем, с течением времени, традиции постепенно видоизменились. Примерно с XV века родительская суббота стала днем поминовения всех усопших.

Традиция тризн

Накануне родительской субботы (пятничным вечером) в храмах служатся Великие панихиды (парастасы). А в субботу утром проходят заупокойная Божественная литургия и общая панихида. Можно подавать записочки с именами усопших близких людей. Еще есть традиция приносить в этот день в храм еду «на канон» (или «на канун»).

Она уходит корнями во времена, когда практиковались тризны – всеобщие поминальные обеды. Сейчас принесенные продукты складываются на специальный столик в храме. Они идут на нужды прихода и на помощь людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, которые находятся под опекой прихода. Эта традиция – и дань усопшим, и возможность помочь ближним.

Таким образом, родительские субботы – это дни, посвященные людям, опередившим ныне живущих в представлении от мирского к вечной жизни. По сути поминовение – это родовая традиция, отражающая связь поколений, умерших и ныне живых. Можно утверждать, что данный аспект еще дохристианский и уходит корнями в языческие времена, отчасти отражая ритуальное оформление различных культов. При этом они представляют собой не только религиозный, но и общечеловеческий аспект и инструмент единения людей друг с другом.

Источник



История и смысл праздника Радоница

Во вторник наша Православная Церковь отмечает Радоницу. Радоница всегда совершается на 9-ый день после Пасхи, чтобы разделить радость Пасхи вместе со своими родными и близкими, умершими в надежде воскресения и жизни вечной. С этого дня в православных храмах снова возобновляется поминовение усопших за Литургией и совершение панихид, которые на Светлой седмицы не служились.

Большинство из вас наверняка помнит, как во многих крупных городах в пасхальные дни местные власти выделяли целые автобусные маршруты, чтобы люди могли приехать на кладбище.

А те, кто постарше, подтвердят, что даже в годы воинствующего атеизма традиция посещать могилы родных на Пасху свято исполнялась и простыми тружениками, и представителями тогдашней элиты.

Эта традиция была обусловлена несколькими факторами: попасть в храм на Пасху было трудно, на кладбище в будний день тоже, при этом людям хотелось как-то соединить Великий праздник с памятью о почивших предках. Однако этот обычай посещения кладбища в сам день Пасхи противоречит уставу Церкви: в течение первой Светлой недели поминовение усопших вообще не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха — время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.

Ну а для того, чтобы верующие могли после окончания Светлой недели помянуть усопших близких и разделить с ними радость Воскресения Господня Церковь установила особый день поминовения усопших — Радоницу. Она имеет интересную историю и глубокий смысл…

Традиционно Радоница празднуется во вторник, который следует сразу после Фомина воскресенья. В 2017 году Радоница празднуется 25 апреля. Именно на нее (и на два предшествующих дня) приходится годовой «пик посещаемости» кладбищ и массовых поминок.

Какова главная идея этого праздника? Как он появился у нас на Руси, через какие этапы развития прошел за всю историю своего бытия? И самое главное — что говорит о нем Церковь, и какие элементы народного варианта его празднования не имеют к церковной традиции никакого отношения? Попробуем ответить на эти и многие другие вопросы.

Радоница: рудимент языческой культуры

Вопреки расхожему мнению, Радоница не имеет сугубо церковного происхождения. Она отмечалась нашими предками еще задолго до того, как Русь стала христианской. Ее прежнее название — Радуница, а смысл её можно понять, лишь имея представления об архаичных верованиях славян.

Как и большинство народов древности, племена, населявшие территории нынешних Украины, Беларуси и европейской части России, не сомневались в существовании загробного мира. Наши предки верили, что после смерти человека его душа возносится к богам и переселяется в царство мертвых. Однако, в отличие от развитых религий Ближнего Востока и Средиземноморья, восточнославянское язычество не наделяло потустороннюю жизнь какими-либо нравственными чертами и не знало таких понятий, как «ад» и «рай». Все, кто умер ненасильственной смертью, уходили в иной мир, улетали в Ирий, на юг, в далекий край, который из живых могли посещать только птицы. Там жизнь, безусловно, была иной, но принципиально почти не отличалась от того, чем покойник занимался до своей кончины.

Из царства мертвых обратной дороги не было, однако существовали определенные дни в году, когда между двумя мирами устанавливалась живая связь, и души ранее почивших людей могли приходить в родные места, проведывать своих близких, участвовать в их делах. Обычно такие особые периоды приходились на дни солнцестояний и равноденствий. Кроме того поминальный цикл был также связан с аграрным календарем, поэтому часто мертвых особо почитали либо накануне, либо после окончания тех или иных полевых работ.

В честь предков полагалось устраивать тризны — ритуальные обеды с обильным возлиянием, игрищами, песнями, хороводами и прочими элементами, которые в наше время называются «культурно-массовыми мероприятиями». Их цель была проста — задобрить души умерших, снискать их благосклонность. Дело в том, что древний славянин видел в своих усопших дедах-прадедах уже не простых людей, а духов, которые обладали некоторыми божественными способностями. При желании они могли воздействовать на силы природы — либо вызывать катаклизмы (засухи, поветрия, землетрясения), либо же ниспосылать различные благодатные дары (обильный урожай, теплую погоду, приплод скота). От капризов умерших зависело существование живых, и поэтому живые стремились всячески «уважить» души своих предков. Считалось, что богатая тризна, веселье, хорошее слово о покойнике, хвала в его честь гарантировали покровительство небес и благосостояние народа.

Читайте также:  Памятники нефтедобытчикам в России

Радуница была одним из таких поминальных дней. Точнее, это был даже не день, а целый цикл, который длился примерно неделю и приурочивался к приходу весны. Всем селением выходили в поля, рощи, на луга, закликали духов. При этом старались принести покойникам радость — теплым словом, почтительным обращением. На могилах в честь умерших произносились тосты, а часть вина выливалась на землю. То же самое проделывалось и с едой — славяне верили, что принесенная на могилы пища попадает на тот свет, и предки могут ею полакомиться.

В целом все описанные ритуалы благополучно дожили до наших дней — и сегодня на кладбищах бездомные и уборщики подбирают куски хлеба, печенье, конфеты, стаканчики с водкой, оставленные заботливыми родичами на могилах близких и друзей. Суть и смысл этих традиций давно позабыты, но многие люди до сих пор их соблюдают, не думая о их языческом значении. Не понимая, что они противоречат христианскому учению.

Радоница: христианское понимание поминок

Радоница – день особого всецерковного поминовения усопших. Происходит от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается 40 дней , и отражает веру христиан в воскресение их мертвых. Именно в Фомину неделю вспоминается также сошествие Господа Иисуса Христа во ад, его победа над адом.

Как пишет свт. Афансий Сахаров («О поминовении усопших по уставу Православной церкви»), Радоница обязана своим происхождением церковному правилу, согласно которому Великим постом поминовение усопших переносится на определенные дни — Родительские субботы. И не совершается затем в дни Светлой недели. По уставу поминовение может быть совершенно в первый будничный день, когда может быть полная литургия. Этим днем и является вторник Фоминой недели. За последние седмицы Поста и седмицу Пасхи к этому дню всегда скопляется немало памятей об усопших. К такому перенесенному на вторник Фоминой седмицы поминовению лишь некоторых имен легко могло присоединиться поминовение и их родственников (у нас и сейчас есть обычай при поминовении одного усопшего по какому-либо нарочитому случаю совместного поминать и других умерших близких людей). А к этому поминовению немногих усопших и их сродников естественно могло присоединиться поминовение и всех усопших.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже с третьего века: «Для чего отцы наши, оставив молитвенные дома в городах, установили сегодня собираться нам вне города и на этом именно месте? Потому, что Иисус Христос сошел к мертвым; потому и собираемся мы…»

На Руси, как мы говорили выше, еще и до принятия христианства существовали традиции «весенних поминок». Церковь какое-то время боролась с языческими погребальными обрядами и с самим культом предков. В итоге христианство придало новый смысл этим старым традициям. Церковь наполнила их христианским содержанием.

Вообще, богословие (в отличие от «всезнающих» бабушек-фольклористок) мало что может сказать утвердительного о загробной участи человека. Эта тема всегда была больше предметом благочестивых догадок, а не соборных дискуссий или кабинетных исследований. Христиане верят в бессмертие души. Верят в то, что земная жизнь человека оказывает принципиальное влияние на его грядущую жизнь в вечности. Еще верующие знают, что все мы, по слову Самого Христа, воскреснем в положенное время, получим новое тело, а наша вечная участь определится тогда окончательно. Вот, пожалуй, и все догматические постулаты, которые напрямую касаются «потусторонней» темы. Дальше идет уже сфера живого опыта Церкви, в котором есть очень различные свидетельства о посмертных реалиях. Среди них, однако, можно и нужно выделить наиболее важные моменты.

Православие говорит о том, что после своей смерти человек теряет очень важную особенность — он уже не может самостоятельно производить в себе качественные изменения. Проще говоря, он не в силах каяться. Конечно, переступив порог смерти, христианин не утрачивает способность сожалеть и сокрушаться о содеянных ошибках. Но это нельзя назвать покаянием — оно присуще лишь живым и предполагает не только сокрушение в грехах, но и труд над собою, внутреннюю перемену и освобождение от того негативного груза, который накопился в течение земного пути. После смерти у человека больше нет тела, а значит — природа его становится неполноценной, что делает невозможными какие-либо перемены.

Но то, что невозможно человеку, возможно Богу. Церковь всегда верила, что между живыми и мертвыми есть очень тесная связь, и что добрые дела оказывают благотворное влияние не только на ныне живущих, но и на уже упокоившихся людей. По нашим молитвам, как об этом свидетельствуют многочисленные примеры из житий святых, загробная участь умерших действительно может меняться. Более того, чем чище становимся мы сами, тем большее улучшение своего состояния могут получить и те, о ком мы молимся. Наша чистота и наше добро как бы передается другим, ведь все мы — живые и мертвые — соединены, подобно клеточкам одного организма, в Едином Теле Христовом — Его святой Церкви.

Церковь разрешает поминать умерших едой, но видит в этом совсем иной, отличный от языческой тризны смысл. Еда — это всего лишь форма милостыни, которую мы творим ради умершего. И здесь очень важно — как мы ее творим. Милостыня, в первую очередь, должна нас самих делать добрее, милосерднее, сострадательнее. И если это произойдет, то и покойникам нашим будет намного легче по ту сторону жизни. Поэтому, если поминальный обед был сделан, что называется, для «галочки» или «для своих», без молитвы об умершем человеке, то вряд ли от такого обеда умерший получит много пользы. Не рюмки с водкой ему теперь нужны (алкоголь, кстати, вообще запрещен Церковью на поминках), а наша молитва — искренняя, чистая, живая. Лучшим же местом молитвы является храм Божий.

Принося еду в храм, также важно помнить несколько моментов. В храме, прежде всего, молятся. И без молитвы оставленное приношение (свечи, продукты, деньги) не имеют для покойника никакой ценности. Можно принести горы, но если это будет сделано без веры и молитвы, то толку от этого будет мало. И для нас, и для умершего. Разве что нуждающиеся будут благодарны за это. И, наоборот, если человеку нечего пожертвовать, но он будет горячо молиться о своем родном или друге, то эта молитва будет ценнее любых богатых приношений. Важно в конечном итоге понять, что Царство Небесное не покупается и не продается ни за какие деньги. Царство Небесное достигается только усердным духовным трудом, и наша милостыня (еда — в том числе) — это всего лишь один из элементов такого труда.

Как видим, у Радоницы два пласта — языческий и христианский. К сожалению, первый из них оказался более понятным простому человеку в силу своей внешней эффектности и легкости в исполнении. Ведь это же совсем нетрудно — придти на кладбище, сказать несколько теплых фраз о покойном, выпить и закусить, а потом оставить часть обеда на «гробках». Куда тяжелее постоянно молиться об умершем и делать добрые дела в его память — искренне, непринужденно, бескорыстно. Но только так, и никак иначе можно помочь нашим родным, которые переступили чертог вечности — любовью, молитвой, добром. Иначе и на кладбище ходить нечего — все равно толку не будет. Ни на этом, ни на том свете.

Читайте также:  Информационный материал для стенда quot ДЕНЬ ПОБЕДЫ quot материал старшая подготовительная группа по теме

Источник

Родительский день в 2021 году: Радоница и все даты родительских суббот. История, традиции, приметы

Каждую весну среди православных христиан принято отмечать Родительский день или Радоницу. Точной даты этого дня не установлено, каждый год он выпадает на разные дни. Чтобы определить, на какой день приходится Родительский день в 2021 году, необходимо свериться с церковным календарем и выяснить, когда ожидается Пасха. Эти два праздника наступают с интервалом всего в 9 дней.

Что такое Радоница

Родительский день – это день, когда верующие поминают умерших близких и друзей. Книги знаменитого Иоанна Златоуста (V век) свидетельствуют о том, что наши предки начали отмечать его еще в языческий период. После прихода христианства этот день приобрел выраженный религиозный характер.

Радоница (Радуница) означает «род» или «радость», так как в этот день верующие еще продолжают радоваться воскресению Христа, празднование Светлой Пасхи еще продолжается. Кроме того, наши предки-язычники после таяния снега весной поминали усопших с жертвоприношением Радуницам, божествам, охраняющим души умерших. Прежде чем определить, на какое число придется Радоница в 2021 году, необходимо обратиться к истории этого праздника. А этот день действительно является праздником, он не должен считаться днем скорби. Ему отводится отдельное место внутри годового цикла религиозных праздников – после завершения Пасхальной недели.

Таким образом верующим дается напоминание о том, что:

  • глубокие переживания об умерших недопустимы;
  • необходимо проявлять радость от того, что покойные родственники уходят и рождаются для новой вечной жизни;
  • нужно преодолеть скорбь из-за разлуки с любимыми людьми, так как она временна;
  • необходимо выражать радость по поводу воскресения Христа, делиться ею с умершими.

Смерть и воскрешение Христа являются символами победы жизни над смертью. Именно это дает нам возможность, по мнению священнослужителя Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоять у гроба усопших».

Дата родительской субботы в 2021

Православной церковью определено 8 дней за весь календарный год, когда верующие могут помолиться за усопших. Четыре из них привязаны к Великому посту, один – к Пасхе, один — к Троице, еще два родительских дня посвящены поминовению погибших воинов.

Радоницу обычно празднуют на девятый день после Пасхи. В 2021 году родительский день выпадает на вторник 11 мая, так как празднование Пасхи состоится 2 мая.

Кроме этого, датами поминовения должны стать день рождения, именин и кончины умершего. Родственникам желательно делать пожертвования церквям, подавать милостыню нуждающимся, читать молитвы.

Кроме Радоницы предстоят еще несколько дней, когда требуется помянуть усопших в 2021 году:

  • 6 марта – дата Вселенской (мясопустной) субботы, за 8 дней до первого дня Великого Поста;
  • 27 марта, 3 и 10 апреля – дни родительских суббот Великого поста, выпадающих на его вторую, третью, четвертую недели;
  • 9 мая (26 апреля по старому стилю) – поминают погибших воинов;
  • 19 июня – Троицкая суббота, на девятые сутки после Вознесения;
  • 6 ноября – Дмитриевская суббота, предшествует дню памяти Димитрия Солунского (дату установили, как дань памяти воинов Куликовской битвы, затем она постепенно стала датой, когда поминают каждого православного воина).

Эти дни обычно носят название родительских суббот, так как они всегда выпадают на субботу. Они не привязаны к определенным датам, а зависят от переходящего великопостно-пасхального цикла. Церковью проводится обряд поминовения всех век от века преставившихся братьев по вере, организуются заупокойные всенощные бдения, вселенские панихиды.

Православные обычаи на Радоницу

Верующие должны на Радоницу явиться в храм до начала службы, написать имена усопших на записках, подать их для поминовения на алтаре. Желательно, чтобы это было поминовение на проскомидии: священник вынимает частичку специальной просфоры и опускает ее в Чашу со Святыми дарами, как знак избавления усопшего от грехов. После богослужения или Литургии совершается полная панихида с пасхальными песнопениями. Рекомендуется, чтобы поминающие люди сами причащались Тела и Крови Христовой, это сделает их молитвы действеннее.

После церкви верующие идут на кладбище, где похоронены их родственники, для чтения молитв.

После прихода на кладбище верующие:

  • Зажигают свечку.
  • Совершают литию. Для этого приглашается священник, хотя краткий вариант чина литии может совершить любой верующий.
  • Читают акафист об упокоении покойного, если возникает такое желание.

После этого родственникам нужно посидеть молча, вспомнить умершего. Затем люди посещают могилы всех покойных родственников и знакомых.

По мнению священнослужителей, не нужно есть, пить, а обычай лить на могилу водку вообще недопустим – это оскорбляет память покойного.

Есть христианский обычай, согласно которому верующие приносят на кладбище отварные яйца. Одно яйцо принято зарывать в землю возле креста, еще одно измельчают и рассыпают на могиле. Считается что птички, поклевав яйцо, выступят заступниками усопшего перед Богом. Такие обычаи не приветствуются церковью, это считается язычеством. Лучше отдать продукты нищим или нуждающимся людям. Обычай оставить на могилке еду начал появляться после революции 1917 года, когда было невозможно открыто отмечать религиозные праздники.

Пьянство при поминовении умерших недопустимо. Священным писанием разрешается употребление небольшого количества вина, не злоупотребляя им.

«Не упивайтесь вином, в нем есть блуд», — написано в Библии.

Умершим людям не нужны наши возлияния, они ждут от нас молитвы, чистоту сердец, трезвый ум. Молитвы являются самым главным и самым большим благодеянием, которое мы должны совершить для покойных родственников. Именно наши молитвы помогают им получить милость Бога. Кроме того, приветствуется обычай подавать за усопших милостыню.

После посещения кладбища поминки продолжаются дома. На стол обычно ставят каши, выпечку, пироги, блины с творогом и медом, холодец, рыбу. Родственники, произносят добрые слова об усопших.

Источник

Откуда пришла традиция Родительского дня в Христианстве

Откуда пришла традиция Родительского дня в Христианстве

«Родительский день» или поминание предков относится к традициям христианской церкви, когда перед Пасхой в определенный день люди поминают своих умерших родственников.

Христианство возникло в первом веке до нашей эры в покоренной Римом Палестине как еретическая секта монотеистической иудейской религии. Однако вскоре христианство окрепло и приобрело популярность в других владениях Римской империи, а в четвертом столетии стало ее официальным вероисповеданием. С этого времени и происходит зарождение традиции «Родительского дня», одновременно с появлением иконописи принесших много драматических моментов.

Зарождение и развитие христианского искусства можно наблюдать на западе и востоке Римской империи. Среди памятников важное место занимают росписи римских катакомб – подземных некрополей, где возле могил совершалось поминание умерших. Настенные изображения в катакомбах появляются на рубеже второго и третьего веков и переживают свой расцвет в третьем — начале четвертого столетия.

Икона — слово греческое, и в переводе на русский язык означает «образ», »изображение». Обычно иконопись называют живописью на досках, на которых стали изображать Бога и разных святых, что естественно не всем нравилось. Среди идейных противников икон были в основном жители Востока мусульмане, чьи традиции вообще не допускали изображения человека (что было закреплено Кораном).

Читайте также:  Поздравить сестру надю с днем рождения

Население империи разделилось на иконоборцев и иконопочитателей, что привело к началу ряда кровавых событий в Константинополе, где иконоборцы попытались публично уничтожить икону Христа, но были растерзаны толпой иконопочитателей. Иконопочитателей ловили и казнили, в государстве фактически началась гражданская война.

Был низложен влиятельный в народе патриарх Герман, отказавшийся подчиниться указу императора, в ответ на этот шаг византийский флот открыто перешел на сторону иконопочитателей и двинулся на столицу, чтобы низложить императора, но по пути был сожжен «греческим огнем» и страна осталась без флота.

Церковные историки считают, что борьба Льва Исавра против чрезмерного почитания икон была только частью его планов по реорганизации всей существующей на то время государственно-церковной системы Византийской империи. Целью этой борьбы было ограничение прав и влияния высшего духовенства, которое занимало все ведущие государственные должности.

Период иконоборчества нельзя рассматривать в том ракурсе, как нам пытаются показать некоторые служители церкви, рассказывающие о том, что кто-то «сдури» мог в одночасье запретить иконы. Иконоборчество, это серьезное направление, которое указывает на то обстоятельство, что до седьмого века после Р.Х. христианская церковь не имела единого канона для богослужения даже после Антиохийского собора, который происходил в триста сорок первом году.

На этом соборе было принято двадцать пять правил касающихся церковного управления, повторяющие апостольские правила, утвержденные в пятьдесят втором году Апостольским собором. О том, что не было единых правил подтверждает и последующее разделение церквей, некоторые из которых не признают икон до сего времени.

Важным и первоочередным значением в данном случае является обстоятельство того, что первыми, изображаемыми на иконах людьми, относящихся к понятию святого были Императоры. Затем уже, через много лет на иконах появились изображения епископов, а впоследствии и великомучеников, — лиц, претерпевшие особо тяжкие муки за христианскую веру, которые почитаются особо торжественными службами.

Почитанию стали подвержены люди, не относящееся к императорским фамилиям. Именно эта причина (по логике происходящих событий) и создала явление иконоборчества, — движение против почитания икон в Византии. Явление, которое затем было полностью извращено служителями Римской церкви в свою пользу и позволило им выйти из-под контроля «цезарепапизма», — Византийского императора.

Вместо императора бывшего ранее наместником Бога на земле с девятого века стал папа Римский, поддерживаемый силой германского оружия. В течение двух веков происходило противостояние церкви и императоров, когда возникали новые периоды иконоборчества. Это очень интересный момент в формировании церкви.

Именно с этого времени первоначальное назначение иконы как посмертного портрета человека, в дальнейшем трансформируется, и происходит разделение бывшего ранее отношения к посмертному изображению человека, — «Почитания», на два совершенно разных понятия: «Поминание» и «Поклонение».

С этого момента изображение человека, не относящегося к разряду Почитания, в религиозной конфессии перешел на место захоронения этого человека с присвоением термина Поминание. Для этого установлены специальные дни: Родительские субботы (Родительский день). А изображение человека имеющего отношение к Почитанию религиозной конфессией перенесено в храм с присвоением термина Поклонение.

Отсюда можно отслеживать понятие «Бога живого», когда войдя в храм человек, начинает видеть, ощущать и осознавать, что он находится в том жизненном пространстве, изображение которого он видит и осознает с самого рождения до последней минуты своего созерцания.

На Руси, как и в Византии, первыми святыми имеющие свои персональные иконы так же являются правители государства: Равноапостольные князья Владимир и Ольга. Князья Борис и Глеб, Андрей Боголюбский и др.

А на Руси установилась традиция, когда после празднования Христова Воскресения в определенный день люди идут на погост, для того, чтобы помянуть похороненных предков сохраняя тем самым память о прошедших поколениях. В услужение похороненным предкам наводится порядок на могилах и близлежащих территориях, а человек в подсознании как бы включает себя в процесс смены поколений.

Источник

Родительский день откуда произошел

Вселенская родительская суббота, которая еще известна под названием мясопустной и Малой масленицы, приходится на неделю, предшествующую Великому посту. В этот день христиане поминают всех крещеных усопших, а в храмах проходят специальные службы – вселенские панихиды.

Троицкая родительская суббота

Это следующая за мясопустной родительская суббота. Носит тот же смысл, что и Мясопустная. Выпадает за неделю до Троицы или Пятидесятницы.

Субботы седмиц Великого поста

Во время Великого поста выделено три специальных дня, посвященных молитвам об усопших. Это субботы первой, третьей и четвертой недель поста. В случае с ними особенно важен факт личного присутствия на богослужении, а не подача записки об упокоении или заказ сорокоуста.

Радоница

Радоница – это особенный день в православии, который выпадает на вторник второй недели после светлого праздника Пасхи. Радоница – это символ воскрешения Христа, победы Спасителя над смертью.

В соответствии с православными традициями, в этот день люди идут на кладбища, чтобы почтить память усопших родных. Само название праздника символично и происходит от слова «радость» – радостной вести о воскрешении Христа.

9 мая

Как уже отмечалось, это единственный день поминовения усопших в православии с фиксированной, а не плавающей датой. Это день победы в Великой Отечественной войне, и в российских храмах проходит литургия, посвященная воинам, которые отдали свою жизнь за свою страну.

Дмитриевская родительская суббота

Это суббота перед днем памяти св. Димитрия Солунского (отмечается по новому стилю 8 ноября). Если этот праздник выпадает на субботу, то родительской все равно считается предшествующая.

Этот день стал днем особого поминовения в честь победы русских воинов на Куликовом поле в 1380 году. Сперва поминались павшие именно в этой битве воины, затем, с течением времени, традиции постепенно видоизменились. Примерно с XV века родительская суббота стала днем поминовения всех усопших.

Традиция тризн

Накануне родительской субботы (пятничным вечером) в храмах служатся Великие панихиды (парастасы). А в субботу утром проходят заупокойная Божественная литургия и общая панихида. Можно подавать записочки с именами усопших близких людей. Еще есть традиция приносить в этот день в храм еду «на канон» (или «на канун»).

Она уходит корнями во времена, когда практиковались тризны – всеобщие поминальные обеды. Сейчас принесенные продукты складываются на специальный столик в храме. Они идут на нужды прихода и на помощь людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, которые находятся под опекой прихода. Эта традиция – и дань усопшим, и возможность помочь ближним.

Таким образом, родительские субботы – это дни, посвященные людям, опередившим ныне живущих в представлении от мирского к вечной жизни. По сути поминовение – это родовая традиция, отражающая связь поколений, умерших и ныне живых. Можно утверждать, что данный аспект еще дохристианский и уходит корнями в языческие времена, отчасти отражая ритуальное оформление различных культов. При этом они представляют собой не только религиозный, но и общечеловеческий аспект и инструмент единения людей друг с другом.

Источник