Дыра недели Сколько стоит жилье в сумрачной Кандалакше на берегу Белого моря
Дыра недели Сколько стоит жилье в сумрачной Кандалакше на берегу Белого моря

Дыра недели Сколько стоит жилье в сумрачной Кандалакше на берегу Белого моря

Полярная ночь. Часть 4: полдень ночи и полночь дня

Что общего у этих двух кадров? Оба они были сняты за Полярным кругом, в Мурманской области.
Чем эти кадры отличаются? Они были сняты не только в разное время года, но и в разное время суток.
На «зимнем» кадре — полдень.
На «летнем» кадре — полночь.
Под катом — подборка видов, снятых из окна поезда в декабре-2009 под Кандалакшей и в начале июля-2007 под Оленегорском. «Летние» виды я у себя в ЖЖ выкладывал и раньше, но здесь не могу воздержаться от повтора — так нагляднее.
(18 фото — поровну «дня» и «ночи»).

Полярная ночь в Лапландии еще не совсем тёмная — в полдень тут наступают сумерки. Всё же Солнце подходит к горизонту достаточно близко, чтобы можно было увидеть его свет. Надо сказать, что Приполярье и Заполярье визуально отличаются не очень сильно: полярный день вполне можно наблюдать на Соловках.
А так как поезд шёл строго на север, в 11 утра на станции Энгозерео(Карелия, 75км южнее полярного круга) и в 13 дня на подъездах к станции Княжая (Лапландия, 45км севернее) освещениее примерно одинаковое.

В Энгозере успел сфотографировать дом — судя по всему, дореволюционный. Ведь Мурманская железная дорога строилась в 1914-17 годах как первая в России северная магистраль. И эта стройка была немногим легче Беломорканала (трудились в основном солдаты, военнопленные и гастрбайтеры из Китая и Японии). В октябре 1916 года был основан Романов-на-Мурмане (вскоре переименованный в Мурманск — последний город, основанный в Российской империи), в апреле 1917 года дорога достигла станции Званка (нынешний Волховстрой) соединившись с общей железнодорожной сетью России.

Кляксочка над крышей — это птица. Здесь достаточно темно, чтобы было невозможно фотографировать в движении. В том числе и на ходу из окна поезда заснять что-то почти нереально — из нескольких десятков кадров ни один не получился полностью резким. Напримеер, этот снят на малом ходу около какой-то станции, о чём напоминает вышка за лесом.

В Карелии и Лапландии очень много маленьких глухих станций, не имеющих с внешним миром иной связи, кроме железной дороги. Многие поезда тут ходят как электрички, останавливаясь каждые 20 минут.

Водонапорная башня — по всей Карелии и на юге Мурманской области можно видеть подобные водонапорки, больше похожие на крепостные башни.

Разруха здесь, как и на всём Крайнем Севере, страшная. Еще летом-2007 посёлки Мурманской области произвели на меня тягостное впечатление обилием заброшенных домов. Люди бегут с Севера, выживают лишь наиболее значительные и важные города: Мурманск и Кандалакша (порты), Оленегорск и Мончегорск (медно-никелевая металлургия), Аппатиты (название говорит само за себя), Полярные Зори (Кольская АЭС).

Хотя кое-какая жизнь всё-таки теплится. Зимой — в буквальном смысле слова:

А в основном сопровождает вот такой пейзаж — замороженный лес, замёрзшие озера и болота. Всё синее и заиндевелое. А «пурга» на переднем плане — не деффект фотоаппарата, а метель, которую поднимает поезд на большом ходу. Заснять этот кадр мне удалось, используя зум — лес довольно далеко от дороги, и «движется» относительно медленно.

Еще раз напоминаю — всё это снималось в полдень. Светлее здесь не становится.

Теперь же перенесёмся в полночь. Которая в начале июля в Лапландии выглядит так:

Эти кадры были сняты несколько севернее «зимней» фотсессии, в самом живописном месте Мурманской магистрали — между Оленегорском и Апатитами.

С одной стороны от дороги здесь раскинулось озеро Имандра — самое северное из цепочки великих карельских озёр, начинающихся Ладогой и Онего.

За ним — Мончетундры. «Тундра» — слово карельского происхождения (финский вариант — «тунтури»), и обозначает оно «безлесное место». Поэтому в Лапландии тундрами называют горные массивы: Хибинские тундры (то есть Хибины), Мончетундры, Ловозерские тундры и т.д.

Хибины — самый высокий и обширный из массивов «тундр», но отнюдь не единственный. За Мончетундрами же стоит Мончегорск, известный огромным медно-никилевым заводом, где продолжается переработка сырья из Норильска (откуда прошедшую первичную обработку продукцию везут морем). Второй завод находится в Оленегорске, и по крайней мере в прошлом этот район был зоной экологического бедствия, не лучше чем Карабаш . Ныне, как мне рассказывали попутчики, завод стал намного чище, а мёртвый лес вокруг постепенно оживает.

С железной дороги заводы Мончегорска и Оленегорска почти не видны. Города я и не фотографировал — тогда у меня была лишь 4-мегапиксельная цифромыльница с 4-кратным зумом.

Река Кола, давшая название Кольскому полуострову. У слияния Колы и Туломы в Кольский залив стоит Мурманск. Река очень красивая — не хуже любой из карельских рек, с чередованием медленных плёсов и мощных порогов.

А за Колой видны Хибины — небольшой (40х60км) горный массив с высотами до километра. В июле на их вершинах еще остаются снежники:

Хибины — самые доступные из Москвы «северные» горы, а из Петербурга самые доступные горы вообще. Летом на станциях вдоль Хибин постоянно высаживаются и загружаются в поезд туристические группы. Горы близко, до них от железной дороги кое-где можно дойти пешком.

Есть тут и горнолыжные курорты, и древние памятники саамской культуры (сейды — священные камни, в прошлом тут кочевали и сами саамы), и действующие шахты, и многое другое. Хибины — тема для отдельного путешествия. Причём пешего или водного.

Полночь. Солнце яркое и довольно высоко, но всё же на тайгу ложится длинная тень от поезда:

Вот так бывает в Заполярье.
Летом в полночь тут ранний-ранний закат:

Зимой в полдень ранний-ранний рассвет:

В 3 часа дня тут уже тёмная ночь. А когда темнеет у нас, здесь наступает жуткая, лишённая сиевы тьма, больше похожая не на обычную ночь, а на подземный мрак. Сами ночи тут кажутся намного темнее, чем в наших широтах — хотя может быть это обман восприятия от того, что днём не хватило света.
Но на подъездах к Мурманску мне вдруг отчаянно захотелось на юг.
Меня накрыло жуткое осознание: завтра не взойдёт Солнце . Вдумайтесь в эти слова.

Читайте также:  Наиболее популярные способы квартирных краж

Полярная ночь-2009 .
Часть 1: Олония .
Вступление .
Видлица . Рассвет у замёрзшего моря.
Олонец . Самый карельский город Карелии.
Мегрега . Село и деревянная церковь.
Часть 2: Заполярье .
Полдень в полярную ночь и полночь в полярный день. Фотосравнение.
Мурманск. (1)
Мурманск. (2)
Часть 3: Вологда .

Источник

Ловозерье

Для открытия ветки дерева
нажмите значок «плюс».

Друзья сайта

Выборочно

Фото Кузьменко Александра

event37-037

Сейдозеро. Июль-2014

В избе. Ловозеро. 1930-е

lovozero-015

event43-069

Ловозеро 60х. Спортивный забег

event5-001

krasnoshelie2012-2

Видео

Статья

Вернутся к рассказу о самолете «Харрикейн», который нынче стоит в Ревде, окруженный строительными лесами, мен [ . ]

Опрос

Вы житель

Посетители

QR-код страницы

Lovozerie.ru Статьи Общие Полярная ночь и полярный день

Полярная ночь и полярный день

ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ — период времени продолжительностью более суток, когда на небе отсутствует Солнце. Южная граница полярной ночи в северном полушарии проводится по широте 73°5′ северной широты. Максимальная продолжительность полярной ночи на Северном и Южном географических полюсах составляет около 178 суток.

ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ — период времени года, когда Солнце не уходит за горизонт. На полярных кругах Земли он длится один день, в более высоких широтах его продолжительность увеличивается, достигая максимума 186 суток на полюсах.

Это явление связано с Полярным кругом. Северный полярный круг — это воображаемая линия, опоясывающая Северный полюс. На этой линии один раз в год бывает полярный день и один раз — полярная ночь, а к северу от Полярного круга их продолжительность увеличивается.

СЕВЕРНЫЙ ПОЛЯРНЫЙ КРУГ — параллель 66°33′ к северу от экватора, на которой один раз в год Солнце не выходит из-за горизонта (22 декабря).
На границе Карелии и Мурманской области есть железнодорожная станция, которая так и называется — «Полярный Круг», а чуть севернее станции — обелиск, обозначающий эту параллель.

Зимой солнце вообще не показывается над горизонтом (полярная ночь), а летом не заходит круглые сутки (полярный день).

Начало и продолжительность полярного дня и полярной ночи в разных населенных пунктах различны, они зависят от географической широты места. Например, самый короткий день во время полярной ночи в Мурманске длится всего 19 минут!

Продолжительность и сроки полярной ночи в Мурманской области:

Видяево 45 дней (30.11 — 13.01)
Скалистый 43 дня (01.12 — 12.01)
Полярный 43 дня (01.12 — 12.01)
Териберка 43 дня (01.12 — 12.01)
Североморск 42 дня (01.12 — 11.01)
Мурманск 41 день (02.12 — 11.01)
Тулома 41 день (02.12 — 11.01)
Мурмаши 41 день (02.12 — 11.01)
Кола 41 день (02.12 — 11.01)
Минькино 40 дней (02.12 — 10.02)
Шонгуй 37 дней (04.12 — 09.01)
Ловозеро 25 дней (10.12 — 03.01)
Ревда 25 дней (10.12 — 03.01)
Мончегорск 24 дня 10.12 — 02.01
Хибины 17 дней (14.12 — 30.12)
Кировск 14 дней (15.12 — 28.12)
Апатиты 14 дней (15.12 — 28.12)
Полярные Зори 3 дня (21.12 — 23.12)
Кандалакша полярной ночи нет

Продолжительность и сроки полярного дня по Мурманской области:

Печенга 68 дней (19.05 — 25.07)
Никель, Заполярный, Заозёрск,
Видяево, Гаджиево
66 дней (20.05 — 24.07)
Полярный, Снежногорск,
Териберка, Североморск
64 дня (21.05 — 23.07)
Мурманск, Туманный, Кола,
Молочный, Зверосовхоз,
Выходной, Мурмаши
62 дня (22.05 — 22.07)
Оленегорск 54 дня (26.05 — 18.07)
Островной, Ловозеро,
Ревда, Мончегорск
52 дня (27.05 — 17.07)
Кировск, Апатиты 48 дней (29.05 — 15.07)
Ковдор 46 дней (30.05 — 14.07)
Полярные Зори 44 дня (31.05 — 13.07)
Кандалакша, Каневка 42 дня (1.06 — 12.07)

У Владимира Смирнова есть стихотворение, которое описывает одно из уникальных явлений:

Какие удобства сюда сведены,
Какие запросы людей учтены!
Им дня не хватает —
Пожалуйста, — на!
2 тыщи часов непрерывного дня!
Им ночь коротка,
Сокрушаешься ты?
Извольте — 2 тыщи часов темноты!

Полярная ночь — самое тяжелое испытание для организмов северян

Полярная ночь оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье людей. Северяне больше утомляются, требуется больше времени на сон, снижается зрение, возрастает число депрессивный состояний. Особенно этот период сказывается на здоровье детей и пожилых людей. В период полярной ночи в школах вводится щадящий режим.

Психологи отмечают, что длительный период без солнечного света может негативно отражаться на психике, стать причиной депрессивных состояний, плохого настроения, быстрой утомляемости. Их совет — больше радоваться, учиться расслабляться и отдыхать.

Многие ученые говорят, что, сколько бы человек ни прожил на Крайнем Севере, «привыкнуть» к полярной ночи нельзя. Реакцией на это явление природы может быть эмоциональная взвинченность (или, наоборот, заторможенность и сонливость), сниженный иммунитет, чувствительность к перемене погоды, капризность, обострение хронических заболеваний. Чтобы свести риск подобного к минимуму, врачи советуют спать не менее восьми часов, стараясь при этом ложиться в одно и то же время.

Врачи рекомендуют в период полярной ночи северянам особо тщательно заботиться о своем здоровье, употреблять больше витаминов, натуральных фруктов и овощей, посещать солярии, заниматься спортом и чаще бывать на улице.

Значение слова «Полярная ночь» в Большой Советской Энциклопедии

Полярная ночь, ночь, длящаяся более одних суток; наблюдается в полярных областях, лежащих к северу от Северного полярного круга и к югу от Южного. В Северном полушарии в пунктах с географической широтой j Солнце не поднимается над горизонтом, когда при видимом годовом движении по эклиптике оно уходит в невидимую с этой широты область неба, лежащую южнее небесной параллели

На Северном полярном круге Солнце не восходит один раз в году — в день зимнего солнцестояния (21 или 22 дек.), когда оно имеет минимальное склонение d = -23°27″. По мере возрастания j увеличивается дуга эклиптики, лежащая в невидимой области неба, Полярная ночь становится длиннее, достигая на полюсе полугода и продолжаясь от дня осеннего до дня весеннего равноденствия. На Южном полярном круге Солнце не восходит в день летнего солнцестояния (21 или 22 июня), а на Южном полюсе Полярная ночь длится от дня весеннего до дня осеннего равноденствия.

Читайте также:  Собака скулит и воет всю ночь

Рефракция света усложняет это явление, вследствие чего Полярная ночь становится несколько короче. В табл. приведена продолжительность Полярная ночь и полярного дня на разных географических широтах Сев. полушария Земли (с учётом рефракции).

Источник

Дыра недели. Сколько стоит жилье в сумрачной Кандалакше на берегу Белого моря

Кандалакша — красивый и мрачный город за полярным кругом. Здесь Белое море превращает корабли в скелеты, а медведи бродят в окрестностях города, будто и города никакого нет. Когда-нибудь его наверняка не станет: от него уже осталась почти половина, в прошлом году обанкротился один из двух крупных заводов. Остался еще морской порт и крупный железнодорожный узел, но «Яндекс-мобиль» сюда почему-то не добрался. Продолжаем рубрику «Дыра недели» — о депрессивных местах, на которые вы предпочитаете смотреть через окошко браузера.

Кандалакша — самый южный город Мурманской области, но это не мешает ему быть холодным, как деспот. Хоть он и находится на Белом море, климат здесь скорее континентальный, лето короткое, а зима суровая, снежная и длинная. В холодное время года температура здесь опускается до –38°, а среднегодовая равна нулю.

В Кандалакше есть асфальт, местами даже тротуарная плитка. В нее закатана центральная площадь с администрацией, танками, фонарями и заборами. Некоторые здания на этой площади выше 5 этажей. Но если от нее отъехать в сторону периферии — сразу начинаются двухэтажки и дымовые трубы.

С населением в Кандалакше — как во всех моногородах бывшего СССР: с 1992 года люди неуклонно убывают, и скоро от Кандалакши образца 90-х останется всего половина. Раньше в городе жило 54 тыс. человек, сейчас осталось чуть больше 30 тыс.

Процесс сокращения населения заполярных регионов связан не только с промышленным упадком, но, как ни парадоксально, с высокими зарплатами и северными надбавками. Многие северяне имели возможность построить квартиры в более теплых местах и перебраться туда жить после выхода на пенсию. Туда, где нет круглогодичного холода, полярной ночи и сезонной депрессивности.

Несмотря на то, что Кандалакша находится на границе с Карелией на Белом море, город прочно стоит на своих промышленных опорах и не считается сколько-нибудь туристическим.

До прошлого года в Кандалакше был крупный машиностроительный завод, но он обанкротился, и из промышленных предприятий остался только алюминиевый завод под смешным и сексуальным названием «РУСАЛ». Еще есть гидроэлектростанция, морской торговый порт и железная дорога.

Как и во многих небольших городах Карелии, лучше всего себя здесь чувствуют сетевые магазины и микрофинансовые организации («Мгновенные деньги под 900% годовых»). Еще в Кандалакше есть три городских автобуса.

Жилья с видом на море мы не нашли. В Кандалакше на первой линии от моря зачем-то построили гаражи.

Квартиру без вида в Кандалакше можно купить примерно за $4,7 тыс. Это бюджетный вариант, каких в городе немало. Количество комнат (как и для всех депопулированных городов) особого значения не имеет, гораздо важнее ремонт и возраст здания.

За $4692 в эквиваленте продают трехкомнатную квартиру в панельной двухэтажке на втором этаже. Общая площадь — 58 кв. м. Ремонт на удивление приличный, рядом «Пятерочка» и детская поликлиника.

За $4300 можно купить «однушку» общей площадью всего 22 кв. м на четвертом этаже кирпичного дома. Квартира требует ремонта, фото хозяин решил не выкладывать.

За $5000 — «двушку» в состоянии средней ушатанности. Потолок явно пережил не одно залитие, хотя квартира находится на первом этаже кирпичной двухэтажки. Площадь квартиры — 38 кв. м, находится на периферии жизни, зато близко к морю.

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Источник



Кандалакша полярная ночь есть ли

Дороги в Кандалакше, кстати, хорошие вполне по-мурмански:

Кандалакша

На настоящем Терском береге я был, но в далёком 2004 году, в составе школьной научно-исследовательской экспедиции. Мы собирали аметисты на мысе Корабль, помогали реставрировать церковь в Кашкаранцах, изучали старые деревни и природу южного побережья Кольского полуострова; постараюсь рассказать об этом в следующем посте.
Я собирался поехать на Терский берег и в моё последнее пребывание в Заполярье — тогда бы мои впечатления об этом воистину заповедном месте были бы посвежее, но время поджимало, погода стремительно портилась — и в дополнение к упущенным мной Ловозеру и Ревде добавилась Варзуга. Поэтому за более-менее современным Терским берегом могу только отосласть к этому посту 2011 года.
К кандалакшскому историческому центру, который, подобно сибирским аналогам оказался на периферии города, примыкает порт.

Кандалакша

Он невелик — через него проходит до 2 млн. тонн грузов в год — но выделяется своей динамикой даже на фоне других русских портов Арктического бассейна, наращивающих объёмы своей работы опережающими темпами.

Кандалакша

Впрочем, эту динамику нельзя назвать стабильной: если в 2017 году отмечался устойчивый рост грузооборота порта, то в 2016 году, наоборот, отмечалось падение его загрузки.

Кандалакша

Портовый комплекс вытянулся вдоль старого города Кандалакши и Беломорской улицы, внося своими кранами дополнительное разнообразие в и без того живописный кандалакшский пейзаж.

Кандалакша

Почти вся Кандалакша отрезана от моря портовой железнодорожной веткой — в лучших традициях портовых городов.
Кандалакшская белая ночь образца 29 июля — это больше похоже на Питер, чем на настоящее Заполярье:

Кандалакша

Вдоль порта между морем и рекой Нивой продолжается на север старый частный сектор, потом довольно резко переходящий в современный городской центр.

Читайте также:  Мальчишник ночь минус рингтон

Кандалакша

Кандалакша

Общественно-деловой центр, так сказать.

Кандалакша

Центральная площадь с как бы взлетающим танком:

Кандалакша

"1941-1944" на постаменте боевой машины — не опечатка, а действительные годы присутствия немецких войск в этих места; впрочем, взять Кандалакшу и перерезать совершенно незаменимую железную дорогу враг тогда так и не смог.

Кандалакша

Самое (и единственное) красивое здание на ней — кинотеатр "Нива" конца 1950-х годов постройки:

Кандалакша

Несколько кварталов позднесоветских пятиэтажек.

Кандалакша

Заросший сквер с Лениным — немного в стороне, что правильно, как мне кажется.

Кандалакша

На главной Первомайской улице, впрочем, есть и парочка послевоенных зданий — впрочем, не самых выразительных

Кандалакша

Есть и парочка бараков — но это не Архангельск, конечно.

Кандалакша

Пешеходная инфраструктура — выглядит сурово, но не так уж безнадёжно:

Кандалакша

Первомайская улица выходит прямо на Центральную площадь.

Кандалакша

Видно, что центральные кварталы Кандалакши получили свой нынешний облик сравнительно недавно.

Кандалакша

Атмосфера и оживление на центральных улицах напоминают скорее 50-тысячный город, чем 30-тысячный — сказывается положение Кандалакши как центра юга Мурманской области.

Кандалакша

Кроме того, к городу явно тяготеет Лоухский район Карелии.
Центральная Кандалакша примыкает к железнодорожному вокзалу — при этом основной выход с вокзала расположен на противоположной от центра стороне.

Кандалакша

По ощущению и — особенно — по количеству вагонов, станция кажется крупнейшей во всей Мурманской области. Не считая только самого Мурманска, пожалуй.
При том, что это не такой уж крупный железнодорожный узел; строго говоря, не железнодорожный узел вообще.

Кандалакша

Малодеятельная сейчас линия на Алакуртти примыкает к железнодорожной магистрали на Мурманск южнее, у станции Ручьи-Карельские, а загруженная составами с обогащённой рудой ветка на Ковдор соединяетя с основной железной дорогой севернее, около Полярных Зорь.

Кандалакша

С юго-запада от станции отходит целый куст промышленных подъездных путей — это и уже показанная выше в ветка в порт, и пути к локомотивному депо и алюминиевому заводу.
Зато на станции находится самое большое за Полярным кругом локомотивное депо, обслуживающее всю Мурманскую область и Северную Карелию — пожалуй, веская причина считать станцию Кандалакша вполне себе узловой.

Кандалакша

Главная достопримечательность станции Кандалакша и вообще, на мой вкус, самое красивое здание в городе — это деревянный вокзал времён строительства линии, в стиле модерн.

Кандалакша

Ещё одна типичная черта Мурманской области в не самом мурманской Кандалакше — обилие бездомных собак рядом с вокзалом; они были не агрессивны, но порой начинали проявлять повышенное внимание к прохожим.

Кандалакша

И не только рядом с вокзалом, впрочем:

Кандалакша

На вокзале виден размах российского внутреннего туризма.

Кандалакша

Завокзальный (или привокзальный) район основной части города невелик, но в меру разнообразен.

Кандалакша

В Кандалакше нет полноценного главного парка, зато много в меру цивильных лесопарковых зон; немало и скверов:

Кандалакша

Кандалакша

При такой растянутости городских жилых кварталов и микрорайонов неудивительно, что в Кандалакше есть внутренний автобусный транспорт: тут 3 маршрута, не считая ещё 6 пригородных.

Кандалакша

Движение не то чтобы очень интенсивное, но жить можно:

Кандалакша

Ну и вообще, наличие расписаний на остановках — огромный плюс; такого не найдёшь не то что во многих районных, в некоторых региональных центрах России.

Кандалакша

Вот южная конечная автобусной сети в старом городе, на безымянной площади у Предтеченской церкви:

Кандалакша

Но все 3 основных автобусных маршрута так или иначе связывают центр города и самую удалённую часть Кандалакши, микрорайон Нива-3.

Кандалакша

Кандалакша

Этот микрорайон расположен в паре километров к северу, рядом с Кандалакшским алюминиевым заводом.

Кандалакша

Пожалуй, это самая мурманская часть города. На горе, с красивыми видами, с ДК с колоннами и кварталами послевоенных двухэтажек.

Кандалакша

Кандалакша

Город в городе — тут даже есть своя главная площадь с тем самым ДК ("Металлург"):

Кандалакша

И Ленин тут тоже свой — и более представительный, чем на Центральной площади:

Кандалакша

Всё в неплохом виде — хотя дела у предприятия идут неважно.

Кандалакша

Кианитовые месторождения центральной части Кольского полуострова, в том числе и под разработку которых (алюминиевая руда) в начале 1950-х годов строилась Кольская железная дорога, по причине остановки строительства этой самой железной дороги так никогда и не были освоены.
И Кандалакшский алюминиевый завод всю жизнь обречён работать на сильно привозном сырье — сначала из Пикалёва под Петербургом, а в последнее время всё большую часть составляет импортная алюминиевая руда (Испания). Понятно, что такая неудачная для КАЗа конфигурация месторождений отнюдь не снижает себестоимость его продукции.
Но пока единственный в своём роде заполярный алюминиевый завод вроде живёт: в 2014 году тут прошла модернизация, в 2017 году ещё одна.

Кандалакша

Конечно, в заводском районе есть некоторый налёт откровенной нищеты и безнадёжности, как во многих русских городах и при более успешных предприятиях.

Кандалакша

Но всё равно всё выглядит лучше среднего карельского или архангельского города.
А в третью часть города — посёлок лесозавода №6 западнее — я не попал, направившись из Нивы-3 пешком прямо на трассу "Кола".
Как и везде на Севере, дальнемагистральные асфальтированные автодороги появились в Мурманской области поздно, я бы сказал, особенно поздно. Только в 1960-е годы началось сооружение автодороги поперёк Кольского полуострова, от Мурманска до Кандалакши; в лучших традицихя эпохи Застоя этот участок будущей магистрали был открыт для постоянной эксплуатации только во второй половине 1970-х годов. А в начале 1980-х годов наконец доделали круглогодично проезжую дорогу через Карелию, соединив наконец для автотранспорта Мурманск с Питером, а заодно и с остальной частью страны.
Зато сейчас федеральная трасса "Кола" — одна из лучших в стране, и дело не только в превосходном в последние несколько лет дорожном покрытии.
Проложенная поздно, когда даже в Союзе автомобилизация превысила некоторые ничтожные показатели и уже было представление об автодорожной инфраструктуре, "Кола" обходит крупные (и некрупные) города стороной, имеет правильный радиус поворотов, оптимальный угол подъёмов и спусков.

Источник