Диктант 1 Осенняя пора 82 слова
Диктант 1 Осенняя пора 82 слова

Диктант 1 Осенняя пора 82 слова

Диктанты на тему «Осень» для 5 класса

Здесь собраны диктанты на тему «Осень» для 5 класса. Традиционно они расположены по возрастанию количества слов. К каждому диктанту имеется грамматическое задание.

Подобны диктанты очень хорошо использовать для тренировки. При этом совсем не обязательно заставлять ребёнка писать этот диктант. Оставьте контролирующую роль школе. Прочитайте текст орфографически, чётко проговаривая ошибкоопасные места, разбирая орфограммы. Поверьте, от такой работы будет гораздо больше пользы!

А теперь — сами диктанты. Все они взяты из открытых источников.

Диктанты на тему «Осень» для 5 класса

Диктант № 1 «Осенняя пора» (82 слова)

Октябрь – осенняя пора. Стоит ненастная погода. Вчера подул резкий холодный ветер. Он срывает с деревьев листья и разносит их по рощам, по дорогам. Улетают последние птицы. Вчера улетели грачи. Перед отлетом они долго с криком кружатся над рощей. На рассвете грачи посидели на березах, поднялись и пропали.

А у нас появляются зимние гости. Вот на берёзе сидят чижи и щеглы. Птички клюют вкусные семена берёзы и ольхи. Красногрудые снегири устроились на рябине и клюют ягоды. Зимние гости будут всюду искать себе пищу.

Грамматическое задание:

  1. Выпишите из первого абзаца три словосочетания и сделайте их разбор.
  2. Подчеркните грамматические основы в 8 и 9 предложениях.
  3. Сделайте морфемный разбор слов «вкусные», «улетают».

Диктант № 2 «Сентябрь» (83 слова)

Пришел сентябрь. После знойного лета наступила золотая осень. По опушкам лесов еще растут подосиновики, душистые рыжики. На болотном старом пне жмутся друг к дружке опенки.

По высокому синему небу бегут облака. Уже улетели ласточки, стрижи. К дальнему пути готовятся дикие гуси, покидают родные болота журавли.

Вот вышел из леса старый лось, поднял голову и заревел. Ранним утром далеко слышно грозный рев могучего богатыря. Прошли лоси, нашумели, испугали зайца. Страшно ему в осенние прозрачные дни. Кругом все желтое, золотое, а он в белой шубке.

Грамматическое задание:

  1. Выпишите два слова с безударными гласными в корне, подберите к ним проверочные слова.
  2. Подчеркните слово, в котором звуков больше, чем букв.
  3. Выполните морфемный разбор слова «заревел».

Диктант № 3 «Сентябрь» (89 слов)

Найти гриб в сентябре в пёстром ковре из опавших листьев трудная задача. В эту позднюю пору съедобных грибов осталось очень мало. В тишине я медленно бродил по пустым полянкам, щурился на солнце и заглядывал под пеньки. Только к середине дня я нашёл семью весёлых опят. Они радостно толпились возле двух корней и были похожи на озорных ребят. Я начал осторожно их срезать и положил в свою корзинку. А из-за берёзки на меня глядел настоящий груздь! Скоро корзинка уже не могла вместить всю мою добычу. Я был самым удачливым человеком!

Грамматическое задание:

  1. Найдите и выпишите несколько слов с орфограммой «Проверяемая безударная гласная в корне слова».
  2. Выделите морфемы в слове «корзинка».
  3. Запишите слова-исключения из орфограммы «Буквы и, у, а после шипящих».

Диктант № 4 «Лето кончается» (92 слова)

Кончается лето. Все ярче костры листопада. Березы и клены осень покрасила в желтый цвет, а листья осинок разрумянила. Отправилась она в леса, в поля, в луга, убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие стога.

Поднялись в небо косяки птиц: журавлей, уток, гусей. Вот под самыми облаками летят большие белые птицы и шлют прощальный привет родным местам. «До свидания, птицы!» — провожают их люди.

Спешит, торопится осень. Смывает холодным дождём пестрый убор листьев. Вот выглянуло солнце из-за тучки, и под его ласковыми лучами изменилась хмурая картина осени.

Грамматическое задание:

  1. Выпишите из текста два глагола первого спряжения, проведите морфологический разбор.
  2. Выпишите два глагола второго спряжения.
  3. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне, проведите их морфемный разбор.

Диктант № 5 «Лес» (99 слов)

Как хорош лес осенью! С синего неба посылает солнце прощальные лучи. Воздух свеж. Жёлтые, оранжевые, багровые листья тихо падают с деревьев и ложатся на землю. Тишину леса не нарушает пение птиц, они уже улетели в дальние тёплые страны.

Прекрасен лес в зимний морозный день, когда серебристый иней сверкает на ветках деревьев. Рыхлый снег покрыл все тропинки в лесу. Не пройдёшь!

Красив лес и летом. Зелёным ковром покрывают землю травы и мхи, чуть видны из высокой травы цветы. А как прохладно в летнюю жару среди густых чащ! Хорошо лечь под белоствольную берёзку и долго глядеть сквозь ветви в прозрачное небо.

Грамматическое задание:

  1. Выполните морфологический разбор прилагательного «зелёным».
  2. Выполните фонетический разбор слова «листья».
  3. Разберите по составу слово «белоствольную».

Диктант № 6 «Звуки осеннего леса» (99 слов)

Тихо и светло бывает в лесу осенним днём. Листья продолжают осыпаться и больше не затеняют землю. Ветер не шумит кроной., птицы не щебечут. Они уже улетели на юг. Стволы деревьев подпирают небо, будто колонны. Между ними расстилается мягкий ковёр из сухих листьев. Изредка попадаются молоденькие дубки, на которых ещё не ополи листья. Они вспыхивают на солнце в просветах между стволами, будто факелы. И гулкое эхо раздаётся в лесу, как в большом пустом доме. В таком лесу далеко слышится каждый звук. Нет-нет да и хрустнет сухая ветка, зашуршат опавшие листья. Это или заяц проскочит, или осторожно лисица пробирается среди кустов.

Грамматическое задание:

  1. Выпишите из второго абзаца три словосочетания и сделайте их разбор.
  2. Подчеркните грамматические основы в 11 и 12 предложениях.
  3. Сделайте морфемный разбор слов «слышится», «молоденькие».

Диктант № 7 «Осенний дождь» (100 слов)

Погода стала меняться. Из-за далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт», — проговорила Нина.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.

Грамматическое задание:

  1. Выполните синтаксический разбор второго предложения.
  2. Выделите все приставки, обведите все предлоги.
  3. Выпишите два собственных имени существительных. Разберите их по составу.

Диктант № 8 «Поздняя осень» (109 слов)

У каждого времени года свое очарование. Живая природа чутко реагирует на любые изменения. Так и поздняя осень радует взор небывалыми красками и упоительными ароматами мокрой листвы.

Тишина. Только слышно, как шелестят опавшие листья. На голых сучьях деревьев повисли крупные капли дождя. Вот одна капля сорвалась с ветки и звонко разбилась о землю. Веселые брызги радостно засверкали в лучах солнца.

Мокрая листва окутала сады и парки. Идешь по дорожке и слышишь, как таинственно шуршат листья под ногами. В маленькой кучке листьев притаилась серая мышь. Она вылезли из уютной норки в поисках припасов.

Скоро наступят холода. Лужи подернутся тонким льдом, а деревья окутает снежная пелена. Дыхание зимы уже ощущается в воздухе.

Грамматическое задание:

  1. Выпишите слова с мягким знаком. Укажите часть речи.
  2. Определите части речи во втором предложении.
  3. Выпишите из текста однокоренные слова.

Диктант № 9 «Осень в лесу» (112 слов)

Как красив осенний лес. Воздух свеж и наполнен ароматами опавшей листвы. Желтые, багровые, пурпурные и оранжевые листья тихо кружат в воздухе и падают на землю. Скоро ковер из опавших листьев укутает поляну и тропинки в лесу.

На ветках рябины полыхают гроздья ягод. Это любимое лакомство птиц. Воробьи и вороны слетаются к рябине и склевывают сочные, наливные ягодки.

Но птиц не слышно в лесу. Многие улетели на юг, в теплые страны. Вслед за солнышком потянулись утки и грачи. Журавлиная стая острым клином устремилась вдаль.

Тихо в лесу. Только слышно, как в кустах валежника трещит сучьями медведь. Он ищет оставшиеся на кустах ягоды. Очень скоро медведь заляжет в берлогу и заснет до самой весны.

Грамматическое задание:

  1. Подчеркните главные члены в третьем предложении.
  2. Сделайте фонетический разбор слова «воробьи».
  3. Сделайте морфологический разбор слова «солнышком».

Диктант № 10 «Осень в лесу» (112 слов)

Наступила поздняя осень. Стоит ненастная погода. Всё чаще дует резкий осенний ветер. С синего неба посылает солнце прощальные лучи.

Как хорош лес осенью! Воздух свеж. Жёлтые, оранжевые, багровые листья тихо падают с чёрных деревьев и медленно опускаются на холодную землю.

Тишину спящего леса не нарушает пение птиц, потому что они улетели на юг. В аллеях сада стало пусто, бесшумно. А ведь здесь летом было так радостно, чудесно! Из окрестных парков слетались сюда птицы на праздничный концерт.

Осенью лес похож на терем расписной. Хорошо устроиться под белоствольной берёзкой и долго рассматривать золотые краски леса, лиловый краешек неба.

Тихо, уютно. В необъятных чащах леса можно укрыться от осеннего ветра. На душе легко и спокойно.

Грамматическое задание:

  1. Подчеркните основу в первом и втором предложениях.
  2. Выпишите однокоренные слова с корнем -вод-, разберите их по составу.
  3. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

Диктант № 11 «Ежи готовятся к зиме» (114 слов)

Поздней осенью ежи начинают готовиться к зимней спячке. Мало у них добычи, потому что под корягами скрываются ящерицы, жучки и лягушки.

Медленно ползёт колючий ёж через чёрные кочки, небольшие полянки, опасные овраги, мимо узких ручьёв.

В чудесные осенние денёчки старается ёжик приготовить себе широкую, тёплую норочку. Днём и ночью таскает он в домик душистые листья, мягкий лесной мох, засохшие травинки и веточки, которые нашёл в лесу. Хочется позаботиться ему об удобной постельке.

Накрыл норку огромный снежный сугроб, и ёжик надёжно укрылся под таким пушистым одеялом. Хорошо счастливому ежу жить в своей норке! Спит он здесь, видит прекрасные сны, и мы рады за него. С хорошим настроением проснётся ёжик, а затем отправится осматривать своё хозяйство.

Грамматическое задание:

  1. Подчеркните орфограмму ЧК-ЧН.
  2. Выпишите однокоренные слова с корнем -ёж-, разберите их по составу.
  3. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
Читайте также:  Почему у огурцов повисли листья Почему вянут листья на огурцах и что срочно нужно делать

Диктант № 12 «Белки в лесу» (116 слов)

С утра до самого позднего вечера хлопочут в лесу весёлые, шустрые белочки. Совершенно не успеваешь следить за их передвижениями.

«Мама, я вижу белок!» — воскликнул радостный малыш. А белок уже и след простыл.

Поднимутся озорные белочки на вершину огромной сосны, перемахнут с ветки на ветку. Затем спустятся вниз за съестными припасами: вкусными грибками, отборными орешками, засохшими ягодками.

В лесных кладовых эти чудесные хозяюшки спрячут то, что нашли.

В уютном домике-дупле сделают они тёплые гнёзда, расселятся в них, и скоро в новых квартирках появятся маленькие бельчата. Они будут быстро подрастать и воспитываться заботливыми родителями.

А лютой зимой счастливые семьи белок будут спасаться от сильных морозов, резких, холодных ветров и обильных снегопадов. Надёжно жить в тёплых, уютных гнёздах.

Грамматическое задание:

  1. Выполните морфологический разбор существительных: «снегопадов», «хозяюшки».
  2. Выпишите из текста два имени существительных с безударными окончаниями, определить их склонение и падеж.
  3. Выпишите из первого предложения словосочетание, определите в нём роль имени существительного.

Диктант № 13 «Белки» (119 слов)

Идёшь по лесной тропинке, любуешься деревьями. Вдруг увидишь лёгкого и проворного зверька с пышным хвостом или услышишь резкий цокающий звук. Это резвые белки бесстрашно перепрыгивают с ветки на ветку. Зверьки эти живут в лесах. Здесь для них есть корм: шишки, орехи, жёлуди, ягоды. Зимой белки не спят, ведут подвижный образ жизни. Летом они запасают на зиму корм. В беличьем меню есть даже сушёные грибы. Сушат их белки сами. Шляпки нанизывают на острые сухие сучки или вешают на веточки. Выбирают спелые орехи. Все это белки прячут во мху или в дуплах, а зимой безошибочно находят. Беличий склад может содержать несколько килограммов вкусной еды. Если вы найдете его, то не спешите им воспользоваться. Ведь белки останутся в зимнюю стужу без корма.

Грамматическое задание:

  1. Выполните морфологический разбор существительных: «зверьки», «подвижный».
  2. Выпишите из текста имена существительные с безударными окончаниями, определите их склонение и падеж.
  3. Выпишите из первого предложения словосочетание, определите роль имени существительного в словосочетании.

Диктант № 14 «Лунная ночь» (119 слов)

Хороша осенняя лунная ночь в окрестностях села Ильинского! По сторонам проезжей дороги застыли молодые деревья: берёзки, ели, сосны, осинки.

Редкие снежинки падают на спящую землю, и ярко-жёлтая луна освещает избушку лесника, которая расположилась около узкой речки Любани. Мрачное небо пестрит частыми звёздами и свысока рассматривает ночную землю.

Кругом стоит необыкновенная тишина. Но вдруг слева послышался какой-то лёгкий шелест листвы. «Да это же белочка!» — прокричал я. На меня посыпались листочки, когда она перепрыгнула с одной веточки на другую.

Уже чувствуется приближение зимы. Скоро лёд скуёт речку, пушистым ковром закроются её берега, и избушку лесника накроет огромный сугроб.

Луч бросает свет на поляну, и деревья горят всеми цветами радуги: оранжевыми, золотыми, багряными. Вокруг багровые огни поздней осени. Здравствуй, лунная ночь!

Грамматическое задание:

  1. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
  2. Сделайте морфологический разбор прилагательного «лунная».
  3. Определите род и падеж двух имен прилагательных, употребленных в единственном числе.

Диктант № 15 «Предзимье» (124 слова)

Отшумела золотая осень, и наступило холодное ненастье. Солнце редко выглядывает из-за туч и уже не согревает озябшую землю. Листья не кружатся в воздухе, а лежат на земле. Сквозь голые ветки далеко видны окрестности. Деревья в лесу потемнели от дождя и стоят грустные. Животные готовятся к долгой морозной зиме. Белки запасаются вкусными орехами, грибами и съедобными семенами. Медведь отъелся за лето, набрал толстый слой подкожного жира. Впереди у него зимняя спячка. Опасно будить косолапого зимой. Зайцы ждут первого снега. С появлением снега они поменяют летние серые шубки на белые. Зайца в лесу подстерегает много бедствий, а спасают его быстрые ноги и чуткие уши. Косой хорошо чувствует опасность и не подпускает близко к себе лисицу и волка. Скоро поля и леса побелеют, и зима вытеснит осень.

Грамматическое задание:

  1. Найдите и выпишите несколько слов с орфограммой «Разделительные ъ и ь». Орфограммы графически обозначьте.
  2. Выделите морфемы в слове «животные».
  3. Вспомните и запишите 5 слов с непроверяемыми гласными и согласными.

Диктант № 16 «Туман» (131 слово)

Догорала вечерняя заря. Последние лучи солнца выхватывали из темноты стволы деревьев. Под ногами мягко шуршала опавшая листва.

Вдали виднелась громада леса. Мрачные деревья, казалось, простирают голые ветки навстречу мне. На пожухлой траве засверкали капельки вечерней росы.

Я вышел на опушку леса и пошел по узкой тропинке через огромное поле. Идти было трудно. Трава цеплялась за ноги и спутывала следы. Колосья спелой пшеницы тихо звенели в темноте. Ночная птица промчалась мимо и коснулась крылом моей щеки.

С земли стал подниматься туман. Густые клубы молочного цвета укутали все вокруг. Не видно даже вытянутой руки. Как найти дорогу домой?

Я продолжал идти вперед, стараясь не сбиться с протоптанной тропинки. Скоро тропа вывела меня к окраине села. Сквозь пелену тумана я разглядел на небе узкий серп месяца. Теперь я узнал дорогу. Скоро я буду дома.

Грамматическое задание:

  1. Сделайте синтаксический разбор второго предложения.
  2. Выпишите два слова с чередующимися гласными в корне слова.
  3. Разберите слова по составу: догорала, протоптанной.

Диктант № 17 «Рябина» (135 слов)

Рябина – настоящая осенняя красавица. С наступлением осени деревья стараются избавиться от ненужной листвы и спелых плодов. А рябина только начинает украшать свои ветки россыпью багровых и алых плодов. Горько-сладкие ягоды рябины –любимое лакомство птиц.

Рябина растет везде: на окраине леса, на опушке, на поляне. Вырастает она и возле домов. Нередко встретишь раскидистую крону рябины в парке или в саду.

Рябине нравится уединение. Она не любит густые заросли. Вот и стоит рябина гордая, величественная и одинокая. Хотя дружить с рябиной хотят многие деревья. Все дело в птицах. Привлеченные ароматными ягодами, птицы целыми стаями слетают к дереву. Месте с ягодами, птицы склевывают и многочисленных вредителей.

Гнуться тонкие ветки рябины под порывами ветра. Но рябина не сдается. Ее упругий ствол выдерживает и самый сильный ветер.

До поздней осени прелестный наряд рябины очаровывает нас. «Какая красавица!» – невольно восклицаем мы.

Источник

Диктант погода уже пятый день

В конце учебного года предлагаем провести итоговую диагностику по русскому языку. Работа составлена для 2 вариантов.

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

6 КЛАСС (ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА)

1 вариант

Прочитайте текст.

Близ стари(н,нн)ого городка Обояни медовый яблочный аромат не просто витает в воздухе – он царственно господствует над всеми запахами позднего лета. Благоухание яблок плывёт над садами, которым, кажется, нет ни конца, ни края. Сад-гигант ра..бежался ровными шеренгами фруктовых посадок и лохматыми гривами лесополос во всю ширь в..холмлённой равнины. Той самой равнины, где шест(?)десят лет назад гремела, жгла огнём, сотрясала землю и небо невиданная в истории танковая битва.

Здесь, на Средне-русской возвышенности, в районе Курской дуги, 12 июля 1943 года произошло крупнейшее по масштабам танковое сражение. Собрав в мощный кулак самую совреме(н,нн)ую технику – стремительные «тигры» и «пантеры», сверхтяжёлые самоходные орудия, боевые самолёты, фашисты намерены были молниеносно протаранить русскую оборону, разметать и сокрушить всё живое и переломить ход войны в свою пользу. Около трёх тысяч танков, сотни тысяч солдат уча(?)ствовали в этой битве. На русском поле сошлись две силы, две воли – и победила наша сила, наша воля. Бе..крайняя ст..пная равнина, которая утром была з..л..тистой, готовой к жатве нивой, к вечеру пр..вратилась в чудовищную свалку дог..рающей техники. Поле покрыли горы искорёженной стали, было н..чем дышать, на десятки километров разошёлся смрад от выг..ревшего бензина, смазочных масел и человеческой крови. Казалось, воздух хранит вой тысячи моторов, скрежет брони, оглушающие звуки от разрывов снарядов, крики и стоны людей…

Давно затянуло рваные раны земли, ра..паханы воронки от взрывов бомб и снарядов. На местах жестокого сражения встали строгие обелиски – дань памяти тем, кто сложил здесь голову, защищая Отчизну. Но, может быть, нет лучшего памятника погибшим, чем этот необозримый яблоневый сад, отягощённый плодами. В его свежем, чистом благоухании навсегда и бе(с,сс)ледно растворился смрад г..рящего железа и смерти.

Спасибо человеку, которому первому пр..шла в голову мысль насадить сады на этой горькой равнине! Спасибо людям, воплотившим этот великолепный замысел в жизнь…

Выполните письменно следующие задания:

  1. Определите тему текста.
  2. Определите основную мысль текста.
  3. Определите тип речи. Аргументируйте ответ.
  4. Определите стиль текста.
  5. Озаглавьте текст.
  6. Составьте и запишите план текста.
  7. Выполните морфологический разбор слов крупнейшее, затянуло, (на) этой.
  8. Просклоняйте словосочетание шест(?)десят лет.
  9. Выпишите из текста слова с пропущенными буквами, скобками, обозначьте условия выбора орфограмм.
  10. Зачем люди посадили яблоневый сад там, где гремела танковая битва?
  11. Что вы знаете о Курской битве? Напишите.

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

6 КЛАСС (ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА)

2 вариант

Прочитайте текст.

Погода уже пятый день стояла отвратительная. Об охоте невозможно было и помышлять. Все живое спряталось; даже воробьи пр..тихли, а грачи давно пропали. Ветер то глухо завывал, то свистал порывисто; низкое, без всякого просвету небо из неприятно белого цвета переходило в свинц..вый, еще более зловещий цвет. И дождь, который лил, лил неумолчно и беспр..станно, внезапно становился еще крупнее, еще косее и с визгом ра..плывался по стеклам.

Деревья совсем растр..пались и какие(то) серые стали. Уж (н..)чего было с них взять, а ветер опять принимался тормошить их. Везде стояли засоренные мёртвыми листьями лужи. Крупные волдыри, то и дело лопаясь и возрождаясь, в..какивали и скользили по ним.

Грязь по дорогам стояла (не)вылазная; холод проникал в комнаты, под платье, в самые кости. (Не)вольная дрожь пробегала по телу, и становилось дурно на душе. Казалось, уже никогда не будет на свете ни солнца, ни блеска, ни красок, а вечно будет стоять эта слякоть, и серая мокрота, и сырость кислая. И ветер будет вечно пищать и ныть…

Выполните письменно следующие задания:

  1. Определите тему текста.
  2. Определите основную мысль текста.
  3. Определите тип речи. Аргументируйте ответ.
  4. Определите стиль текста.
  5. Озаглавьте текст.
  6. Составьте и запишите план текста.
  7. Выпишите из текста все местоимения, укажите их разряд.
  8. Выпишите из текста по одному глаголу прошедшего, будущего времени и глагол в неопределённой форме.
  9. Выпишите из текста слова с пропущенными буквами, скобками, обозначьте условия выбора орфограмм.
  10. Выполните морфологический разбор выделенных в тексте слов.
  11. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор текста? Приведите примеры.
Читайте также:  Регистрация ИП через МФЦ в 2021 году

СПЕЦИФИКАЦИЯ

итоговой работы по русскому языку в 6 классе

  1. Назначение – оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку учащихся 6-х классов общеобразовательных организаций
  2. Документы, определяющие содержание работы

Содержание итоговой диагностической работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

  1. Характеристика структуры и содержания работы.

Итоговый контроль в 6 классе проводится в виде комплексного анализа текста, направленного на проверку уровня владения предметными компетенциями учащихся. Эта форма контроля по русскому языку позволяет выявить степень овладения учащимися нужными умениями, получить качественную обобщённую информацию, характеризующую тенденции в состоянии подготовки учащихся по русскому языку и обозначить существующие проблемы в преподавании как предмета в целом, так и отдельных разделов школьного курса:

  • умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения письменной деятельности;
  • умение оценивать языковые факты с точки зрения нормативности;
  • умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • умение использовать основные приемы информационной переработки текста;
  • умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления.

Итоговый контроль в 6 классе состоит из 11 письменных заданий, направленных на проверку уровня владения предметными компетенциями.

  1. Рекомендуемое время выполнения работы – 50 минут.
  2. При оценке выполнения заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся 6 класса

(Комплексный анализ текста)

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки по русскому языку для составления контрольных измерительных материалов итоговой диагностики является одним из документов, определяющих структуру и содержание контрольных материалов. Он составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования по русскому языку.

Данный документ является основой для составления контрольных измерительных материалов в 6 классе основной школы по русскому языку и поэтому построен на принципах обобщения и систематизации учебного материала.

Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на итоговом контроле по русскому языку в 6 классе основной школы

Элементы содержания, проверяемые заданиями итоговой работы

Лексика и фразеология

Слово и его лексическое значение. Прямое и переносное значение слова.

Морфемика и словообразование

Морфемный и словообразовательный разбор слова

Морфология.

Разряды имён прилагательных, имён числительных, местоимений.

Степени сравнения имён прилагательных

Наклонение и время глагола.

Морфологический разбор частей речи.

Орфография

Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц

Слитное, раздельное, дефисное написание слов различных частей речи

Правописание имён числительных.

Правописание -н- и -нн- в суффиксах имён прилагательных.

Развитие речи

Выразительность русской речи

Анализ средств выразительности

Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки, проверяемому на итоговом контроле по русскому языку в 6 классе основной школы.

Доминирующей идеей Федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является речевое и интеллектуальное развитие учащихся.

В этом разделе представлен перечень требований к уровню подготовки учащихся, проверяемому на экзамене, в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования 2004 г.

Умения, проверяемые на итоговой работе

Различные виды анализа

Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа

Аудирование и чтение

Адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию

Читать тексты разных стилей и жанров.

Владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым).

Соблюдать в практике речевого общения основные лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка

Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности.

Источник

Диктант погода уже пятый день

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Какая ч..дес..ная держ..т..ся погода Дни ст..ят солнеч..ные, а по ночам по(д/т)м..ражива..т. Звёзды обсыпа..т (2) тёмное небо и ярко бл..стят. (4)

Наступа..т п..ра л..стопада и лист..я круж..т..ся день и ноч.. . Среди д..рев..ев ст..новится св..тло и просторно. Из леса веет пр..хладой. По утрам с..ребряные капли р..сы покрывают осенн..ю л..ству и ни(з/с)кий кустарник у мес..ной реч..ки.

Ос..нь время отлёта п..рнатых в тёплые кр..я (1) . Птиц.. соб..рают..ся в б..льшие (3) стаи. Ч..рными обл..ками л..тают по п..лям и лугам скв..рц.. . Когда на неб.. гасн..т последн.. луч.. со..нца, из прибрежных б..лот ра(з/с)д..ют..ся т..инственные звуки. Это выс..ко в небо п..днимают..ся жур..влиные косяки.

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) — фонетический разбор;

(2) — морфемный разбор;

(3) — морфологический разбор;

(4) — синтаксический разбор предложения.

к — [к] — согласный, глухой, твёрдый

р — [р] — согласный, звонкий, твёрдый

а — [а] — гласный, безударный

я — [й’] — согласный, звонкий, мягкий

[а́ ] — гласный, ударный

4 буквы, 5 звуков, 2 слога

Морфемный разбор (по составу)

(в) большие (3) (стаи)

1) (в) большие (стаи) — имя прилагательное, обозначает признак предмета: в стаи (какие?) большие;

2) начальная форма — большой; во множественном числе, в винительном падеже;

3) в предложении является определением.

Звёзды обсыпают тёмное небо и ярко блестят . (4) Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.

держание верного ответа и указания по оцениванию Баллы Какая чудесная держится погода! Дни стоят солнечные, а по ночам подмораживает. Звёзды обсыпают (2) тёмное небо и ярко блестят. (4)

Наступает пора листопада, и листья кружатся день и ночь. Среди деревьев становится светло и просторно. Из леса веет прохладой. По утрам серебряные капли росы покрывают осеннюю листву и низкий кустарник у местной речки.

Осень — время отлёта пернатых в тёплые края (1) . Птицы собираются в большие (3) стаи. Чёрными облаками летают по полям и лугам скворцы. Когда на небе гаснет последний луч солнца, из прибрежных болот раздаются таинственные звуки. Это высоко в небо поднимаются журавлиные косяки.

Источник



Сложные предложения с разными видами связи — СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ — ДИКТАНТЫ

Погода уже пятый день стояла отвратительная, об охоте невозможно было и помышлять. Всё живое попряталось; даже воробьи притихли, а грачи давно пропали. Ветер то глухо завывал, то свистал порывисто; низкое, без всякого просвету небо из неприятно белого цвета переходило в свинцовый, ещё более зловещий цвет. Дождь, который лил, лил неумолчно и беспрестанно, внезапно становился ещё крупнее, ещё косее и с визгом расплывался по стеклам. Деревья совсем растрепались и какие-то серые стали. Уж, кажется, что было с них взять, а ветер опять примется тормошить их. Везде стояли засоренные листьями лужи; крупные волдыри, то и дело лопаясь и возрождаясь, вскакивали и скользили по ним. Грязь по дорогам стояла невылазная; холод проникал в комнаты, под платье, в самые кости; невольная дрожь пробегала по телу и становилось дурно на душе! Именно дурно — не грустно. Казалось, уже никогда не будет на свете ни солнца, ни блеска, ни красок, а вечно будет стоять эта слякоть, и серая мокрота, и сырость кислая и ветер будет вечно пищать и ныть!

Разберите по членам выделенное предложение, составьте его схему.

Про батарею Тушина было забыто, и только в самом конце дела, продолжая слышать канонаду в центре, князь Багратион послал туда дежурного штаб-офицера и потом князя Андрея, чтобы велеть батарее отступать как можно скорее.

Из-за детской радости, возбуждённой пожаром, и азарта удачной стрельбы по французам, наши артиллеристы заметили эту батарею только тогда, когда два ядра и вслед за ними ещё четыре ударили между орудиями и одно повалило двух лошадей, а другое оторвало ногу ящичному вожатому. Оживление, раз установившееся, однако, не ослабело, а только переменило настроение. Лошади были заменены другими из запасного лафета, раненые убраны, и четыре орудия повёрнуты против десятипушечной батареи. Офицер, товарищ Тушина, был убит в начале дела, и в продолжение часа из сорока человек прислуги выбыли семнадцать, но артиллеристы всё так же были веселы и оживлены. Два раза они замечали, что внизу, близко от них, показывались французы, и тогда они били по них картечью.

Маленький человек, с слабыми, неловкими движениями, требовал себе беспрестанно у денщика ещё трубочку за это, как он говорил, и, рассыпая из неё огонь, выбегал вперёд и из-под маленькой ручки смотрел на французов.

— Круши, ребята! — приговаривал он и сам подхватывал орудия за колёса и вывинчивал винты.

Разберите выделенное предложение синтаксически, составьте его схему, объясните знаки препинания.

Произведите фонетический разбор выделенного слова.

Выпишите из текста слово, образованное переходом одной части речи в другую.

“Бэла”, заключая в себе интерес отдельной и оконченной повести, в то же время была только отрывком из большого сочинения, равно как и “Фаталист” и “Тамань”. Теперь они являются вместе с другими, с “Максим Максимычем”, “Предисловием к журналу Печорина” и “Княжною Мери”, под одним общим заглавием “Герой нашего времени”. Во всех повестях одна мысль, и эта мысль выражена в одном лице, которое есть герой всех рассказов. В “Бэле” он является каким-то таинственным лицом, как будто бы показывается под вымышленным именем, чтобы его не узнали. И вот автор тотчас показывает вам его при свидетелях — с Максим Максимычем, который рассказал ему повесть о Бэле. Но ваше любопытство не удовлетворено, а только ещё больше раздражено. Наконец, в руках автора журнал Печорина. В высшей степени поэтичном рассказе “Тамань” герой романа является автобиографом, но загадка от этого становится только заманчивее, и отгадка ещё не тут. Наконец, вы переходите к “Княжне Мери”, и туман рассеивается. Основная идея романа, как горькое чувство, пристаёт к вам и преследует вас. Вы читаете наконец “Фаталиста”, и хотя в этом рассказе Печорин является не героем, а только рассказчиком случая. Странное дело! Вы ещё более понимаете его, более думаете о нём, и ваши чувства ещё грустнее и грустнее.

Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

Читайте также:  С днем рождения галина юрьевна открытка

Какой частью речи являются выделенные слова?

Литературная работа чрезвычайно индивидуальна. Лев Толстой не ездил в специальные командировки, но обладал гениальным душевным опытом, прожив сложнейшую жизнь. Иван Бунин исколесил половину мира, но лучшие вещи написаны им не о путешествиях, а о России, по которой он тосковал и которую чувствовал, помнил и знал превосходно. Если у писателя не было биографии, он не сможет создать её искусственно, он может её только пополнить. Между тем жизнь современного писателя настолько насыщенна, что необходимо лишь подробно осмысливать её. Материал лежит везде. Оторванность от жизни — это не норма, а болезнь, и довольно редкая. Мне не совсем понятно, что значит ездить за сбором материала намеренно, задавшись целью написать роман или повесть. Как это можно — отобрать и выбрать живую жизнь, не являясь её действующим лицом? Боюсь, что таким образом появляется опасность втиснуть необъятное в железный корсет иллюстративности. Роман невозможно привезти из командировки. Роман задумывают и обдумывают задолго до того, как куплен билет на поезд. Ибо почти каждый писатель знает, о чём хочет писать, но порой не знает как.

Разберите выделенное предложение синтаксически, составьте его схему.

Подчеркните в тексте все предложения, осложненные деепричастным оборотом.

Выделенное слово разберите морфологически.

Самые первые предметы, которые уцелели на ветхой картине давно прошедшего, картине, сильно полинявшей в иных местах от времени и потока шестидесятых годов, предметы и образы, которые ещё носятся в моей памяти, — кормилица, маленькая сестрица и мать; тогда они не имели для меня никакого определённого значенья и были только безымёнными образами.

Кормилица представляется мне сначала каким-то таинственным, почти невидимым существом. Я помню себя лежащим ночью то в кроватке, то на руках матери и горько плачущим: с рыданием и воплями повторял я одно и то же слово, призывая кого-то, и кто-то являлся в сумраке слабоосвёщенной комнаты, брал меня на руки, клал к груди. и мне становилось хорошо. Потом помню, что уже никто не являлся на мой крик и призывы, что мать, прижав меня к груди, напевая одни и те же слова успокоительной песни, бегала со мной по комнате до тех пор, пока я засыпал. Кормилица, страстно меня любившая, опять несколько раз является в моих воспоминаниях, иногда вдали, украдкой смотрящая на меня из-за других, иногда целующая мои руки, лицо и плачущая надо мною.

Кормилица моя была господская крестьянка и жила за тридцать вёрст; она отправлялась из деревни пешком в субботу вечером и приходила в Уфу рано поутру в воскресенье; наглядевшись на меня и отдохнув, пешком же возвращалась в свою Касимовку, чтобы поспеть на барщину.

В выделенном предложении укажите части речи, составьте его схему.

Происхождение Драба было покрыто мраком самой таинственной неизвестности. Люди, одарённые сильным воображением, приписывали ему аристократическое имя, которое он покрыл позором и потому принуждён был скрыться, причём участвовал будто бы в подвигах знаменитого Кармелюка. Но, во-первых, для этого он был ещё недостаточно стар, а во-вторых, наружность пана Тыбурция не имела в себе ни одной аристократической черты. Роста он был высокого; сильная сутуловатость как бы говорила о бремени вынесенных Тыбурцием несчастий; крупные черты лица были грубовыразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперёд нижняя челюсть и сильная подвижность личных мускулов придавали всей физиономии что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились, вместе с лукавством, острая проницательность, энергия и недюжинный ум.

Составьте схемы выделенных предложений.

Выделите вводные слова.

Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними — это лёгкое имя: Пушкин.

Пушкин так легко и весело умел нести своё творческое бремя, несмотря на то, что роль поэта трагическая; Пушкин вёл свою роль широким, уверенным и вольным движением, как большой мастер; и однако у нас часто сжимается сердце при мысли о Пушкине. Праздничное и триумфальное шествие поэта, который не мог мешать внешнему, ибо дело его — внутреннее — культура — это шествие слишком часто нарушалось мрачным вмешательством людей, для которых печной горшок дороже Бога.

Мы знаем Пушкина — человека, Пушкина — друга монархии, Пушкина — друга декабристов. Всё это бледнеет перед Пушкиным поэтом.

Поэт — величина неизменная. Могут устареть его язык, его приёмы; но сущность его дела не стареет.

Люди могут отворачиваться от поэта и от его дела. Сегодня они ставят ему памятники; завтра хотят “сбросить его с корабля современности”. То и другое определяет только этих людей, но не поэта; сущность поэзии, как всякого искусства, неизменна; то или иное отношение людей к поэзии в конце концов безразлично.

Сегодня мы чтим память величайшего русского поэта.

Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

Выпишите из текста все наречия.

Что такое чемодан? Это ближайший друг человека — по крайней мере в дороге, — выбор которого требует немалого ума, расчёта, опытного и зоркого глаза, способности многое предвидеть, взвесить, а ещё и того, конечно, чтобы, выбирая вещь практично, выбрать вместе с тем нечто такое, что не причинило бы ущерба и эстетическим вкусам, пренебрежение к которым может иной раз сделать самую практичную покупку ненавистной. Что до чемодана, о котором идёт речь, то я купил его совсем иначе: вне всяких мудрых правил, изложенных выше, без дум и размышлений, с небрежной быстротой, однако ж на редкость удачно. Так, во всяком случае, казалось сначала — и не без оснований: чемодан на первый взгляд был безупречен.

Повторяю: не в пример большинству покупок, чемодан оказался вполне достоянным восхищенья. Дома я быстро перерезал бечеву и развернул бумагу — и вот мой новый друг и спутник предстал передо мной во всём своём блеске: большой, тяжёлый, прочный, ладный, с этим удивительным лоском новой великолепной кожи, с зеркально-белыми замками, благородно-пахнущий, атласно-скрипящий.

Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

Расскажите о правописании сложных имен прилагательных. Какими примерами из текста можно проиллюстрировать ваш рассказ?

Вечер был тихий, кроткий, один из тех грустных вечеров бабьего лета, когда всё вокруг так цветисто и так заметно линяет, бледнеет с каждым часом, а земля уже истощила все свои сытные, летние запахи, пахнет только холодной сыростью, воздух же страшно прозрачен, и в красноватом небе суетно мелькают галки, возбуждая невесёлые мысли. Всё немотно и тихо; каждый звук — шорох птицы, шелест упавшего листа — кажется громким, заставляет опасливо вздрогнуть, но, вздрогнув, снова замираешь в тишине — она обняла всю землю и наполняет грудь.

В такие минуты родятся особенно чистые, лёгкие мысли, но они тонки, прозрачны, словно паутина, и неуловимы словами. Они вспыхивают и исчезают быстро, как падающие звёзды, обжигая душу печалью о чём-то, ласкают её, тревожат, и тут она кипит, плавится, принимая форму на всю жизнь, и тут создаётся её лицо.

Я смотрел сквозь чёрные сучья яблонь на красное небо, следил за полётами хлопотливых чечёток, видел, как щеглята треплют маковки сухого репья, добывая его терпкие зёрна, как с поля тянутся мохнатые сизые облака с багряными краями, а под облаками тяжело летят вороны по гнёздам, на кладбище. Всё было хорошо и как-то особенно, не по-всегдашнему понятно и близко.

Подчеркните грамматические основы в выделенном предложении.

Выполните морфологический разбор выделенного слова.

Выпишите из текста деепричастия.

Этот человек сразу и крепко привязал меня к себе; я смотрел на него с неизбывным удивлением, слушая разинув рот. В нем было, как я думал, что-то непоколебимо спокойное, какое-то своё, крепкое знание жизни. Он всем говорил “ты”, смотрел на всех из-под мохнатых бровей одинаково прямо, независимо, и всех — капитана, буфетчика, важных пассажиров первого класса — как бы выравнивал в один ряд с самим собою, с матросами, прислугой буфета и палубными пассажирами.

Бывало, стоит он перед капитаном или машинистом, заложив за спину свои длинные руки, и молча слушает, как его ругают за лень, — и видно, что ругань на него не действует, угрозы ссадить с парохода на первой пристани не пугают его.

Я никогда не видел этого человека обиженным, задумавшимся, не помню, чтобы он долго молчал, — из его рта всегда и даже как будто помимо его воли текли слова. Когда его ругают или он слушает чей-либо интересный рассказ, губы его шевелятся, точно он повторяет про себя то, что слышит, или тихонько продолжает говорить своё. Каждый день, кончив вахту, он вылезал из люка кочегарки, босой, потный, вымазанный нефтью, в мокрой рубашке без пояса, с раскрытой грудью, и тотчас по палубе растекался его ровный, однозвучный, сиповатый голос, сеялись слова, точно капли дождя.

Все считали его лентяем, а мне казалось, что он делает свою трудную работу перед топкой, в адской, душной жаре, так же добросовестно, как все, но я не помню, чтобы он жаловался на усталость, как жаловались другие кочегары.

Подчеркните грамматические основы в по.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Источник