День рождения татарского поэта габдуллы тукая
День рождения татарского поэта габдуллы тукая

День рождения татарского поэта габдуллы тукая

Габдулла Тукай

Габдулла Тукай – татарский поэт и прозаик, литературный критик и переводчик. Основоположник поэтической традиции нации, он внес вклад в развитие татарского языка. Последователями автора стали многие литераторы.

Габдулла Тукай родился в деревне Кушлавыч 26 апреля 1886 года. Его отец умер, когда мальчик был младенцем, а спустя 4 года скончалась и мать, оставив ребенка круглым сиротой. Отчим не стал брать на себя обязанности по воспитанию Габдуллы и передал его на руки деду, мулле Зиннатулле. Жизнь мальчика была нелегкой. В те времена всему народу жилось непросто, поэтому лишний человек в доме означал непредвиденные и нежеланные расходы.

Дед нашел удачное решение, отправив внука в Казань в приемную семью. Мальчика приняли с теплом и добротой. Но через 2 года названные родители заболели и отправили Габдуллу восвояси. Дома его никто не ждал. Дед вновь пустился на поиски приюта для ребенка.

Постоянные переезды, нищета, отсутствие внимание и заботы сказывались на мировосприятии Тукая, который рос истощенным и болезненным. Кров ему решился предоставить крестьянин Сагди, живший в селе Кырлай. Он тоже был беден, но лишние руки в деревне всегда были к месту. От тяжелого физического труда здесь было не сбежать никому, и в детстве Тукаю приходилось много работать.

В 1895 Габдулла Тукай подался к тете в Уральск. Он нашел приют в доме купца Усманова. Юноша начал учиться, посещая мусульманскую школу. Он стал учить русский язык и демонстрировать способности в разных направлениях. Окружающие обращали внимание на его талант.

В 19 лет Тукай сделал первые переводы на русском языке. Произведениями, над которыми он работал, оказались басни Ивана Крылова. Поэзия так увлекла молодого человека, что он стал переводить работы русских литераторов на татарский язык, знакомя публику с талантами великих поэтов и писателей.

В 1904 году работы Габдуллы были напечатаны в журнале «Новый век». Поначалу Тукай подражал арабско-персидским традициям в поэзии, но русская литература привнесла в его манеру новые черты. Сочинения Александра Пушкина и Михаила Лермонтова произвели на переводчика большое впечатление и вдохновили на поэтическое творчество. Несмотря на сложное детство, Габдулла Тукай считал себя счастливым и в свои произведения вкладывал самые позитивные и чувственные мотивы.

Поэзия и общественная деятельность

Революция и реакционный период, начавшийся в 1905 году, добавили новые ноты в произведения поэта. Он стал голосом демократии, выступал против власти и капитализма. Угнетение родного татарского народа литератор описывал в произведениях, которые публиковались в периодических изданиях. Он писал стихи о революции и острые памфлеты на татарском языке.

Работая корректором и наборщиком текстов, постепенно Тукай стал сотрудником издательств. Он решил переходить от слов к делу, пропагандируя революцию, и участвовал в демонстрациях и протестах. В 1907 году Габдулла оставил мусульманскую школу и стал полноценным деятелем революции. Его произведения в этот период несли в массы призывы к пробуждению боевого духа. Автор предлагал согражданам побороться за честь родной земли и демократические заветы в таких сочинениях, как «Не уйдем!».

Габдулле оказалось тяжело осознать причины, по которым революционеры потерпели поражение. Он был растерян, волна пессимизма, захватившая поэта, просматривалась и в его творчестве. Тукай вернулся в Казань, видя свое предназначение в усилении литературы в родном городе.

Писатель свел знакомство с прогрессивными молодыми людьми и стал пробовать себя в сатире. За год проживания в Казани он написал несколько очерков, стихотворений и публицистических произведений, главными темами которых были тревога за народ, оптимизм и вера в справедливость, превознесение чести и достоинства. Автор публиковался в журналах «Зарница» и «Молния». Став опытным литератором, Тукай выпустил цикл произведений, среди которых было «Светлой памяти Хусаина», посвященное его близкому другу.

Автор не стеснялся выражать мысли и чувства на бумаге, деля их с читателем. Произведения «Гнет» и «Возвращение в Казань», относящиеся к этому периоду творчества, отчетливо дают понять, что автор больше не находился в мире иллюзий, а объективно оценивал суровые бытовые реалии. Он был востребован в профессии и среди творческой интеллигенции. Произведения, созданные в 1911-1912 годах, написаны под влиянием ностальгических мыслей о родине и патриотизме.

Тукай предпринял путешествия вдоль Волги. Он побывал в Астрахани, где познакомился с местными активистами. Весной 1912 года поэт отправился через Уфу в Санкт-Петербург, где к тому моменту сосредоточились революционные идеи и продвинутая интеллигенция. Впечатление от поездки закрепило знакомство с поэтом Нариманом Наримановым, революционером Муллануром Вахитовым и писателем Мажитом Гафури.

Проблемы со здоровьем, уже в этот период дававшие о себе знать, не остановили поэта. Из Петербурга он поехал в Троицк, а оттуда держал путь в казахскую степь, надеясь на чудодейственное лечение кумысом. Вернувшись в Казань, Габдулла Тукай понял, что начинающаяся чахотка не отступает. Высокая нагрузка и плохие условия существования усугубляли ситуацию. Но воинственный настрой не исчезал со страниц его произведений.

Личная жизнь

По воспоминаниям современников, Габдулла Тукай сторонился девушек, стесняясь собственной внешности. Худой и невысокий, с бельмом на глазу, вынуждавшим носить темные очки, он не верил, что может кому-то нравиться. Поэт не слыл модником, потому что не позволяли финансы, да и интереса к этому не было. Деньги в его кармане периодически появлялись, ведь публикации приносили гонорары, но Тукай не умел копить: он раздавал в долг без возврата, устраивал дружеские вечера, помогал знакомым.

Девушки то и дело оказывали Габдулле знаки внимания, поджидая у редакции, а поэт избегал любых встреч. Зайтуна Мавлюдова, купеческая дочь, также мечтала о знакомстве с Тукаем. Она обратилась за помощью к родственникам. Фатих Амирхан представил девушку поэту, когда тот играл с коллегами в карты в издательстве. Первая встреча была краткосрочной: Тукай не проявил интереса, и Зайтуна ретировалась. Всего молодые люди виделись 5 раз.

Вторая встреча состоялась случайно: Тукай заметил девушку из окна трамвая и приветствовал ее. В третий раз инициативу проявила Зайтуна. Их общение продлилось чуть дольше. Тукай был несмел, постоянно собирался уйти, а влюбленная Зайтуна удерживала его под любым предлогом. Четвертое свидание дало Тукаю возможность чувствовать себя свободнее.

Они вместе провели время после литературного вечера, прогуливаясь по улице. В пятый раз молодые люди встретились в редакции. Зайтуна уезжала из Казани в Чистополь и зашла попрощаться. Габдулла обещал прийти на пристань проститься и не пришел.

Спустя 5 лет, когда Тукай был на смертном одре, Зайтуна приехала навестить его в больницу. Она дожидалась разрешения войти в палату, но Габдулла запретил это. Позднее девушка вышла замуж за церковного служителя, ее сын и внучка стали поэтами. Перед смертью женщина просила похоронить ее как можно ближе к могиле Тукая. На его надгробном камне высечены строки из стихотворения, посвященного возлюбленной.

Читайте также:  Календарь quot Сплетника quot Памеле Андерсон 45

Личная жизнь Габдуллы Тукая не сложилась. У него не было жены и детей. Вплоть до самой смерти в его сердце теплились чувства к Зайтуне.

Смерть

Биография татарского поэта коротка. Он скончался в возрасте 26 лет в апреле 1913 года. Причиной смерти стала чахотка, осложнившаяся голодом. Работа в пыльной типографии в 1912 году обострила заболевание. Смерть Габдуллы Тукая стала потерей для литературы и искусства.

Сейчас интерес к творчеству поэта, публициста и переводчика поддерживается на государственном уровне. В память о Габдулле Тукае открыт литературный музей в Казани. В сквере на улице Пушкина, названном в его честь, стоит памятник писателю, а его фото украшают учебники по литературе. Его персоне посвящен официальный сайт, где описана биография Тукая и приведены примеры произведений.

Источник



У Тукая было шесть семей

Нет-нет, это не значит, что великий поэт менял женщин как перчатки. Более того, он никогда не был женат, сколько бы друзья писателя ни пытались его свести с кем-либо. Речь идёт о семьях, в которых Тукай жил в разные отрезки своей короткой жизни.

Габдулла Тукай родился в деревне Кушлавыч 26 апреля 1886 года. Его отец умер, когда мальчик был младенцем, а спустя четыре года скончалась и мать. Ребенок остался сиротой. Отчим не стал брать на себя обязанности по воспитанию Габдуллы и передал его деду, мулле Зиннатулле, но здесь мальчишке были не рады, потому что в те времена всем жилось непросто и лишний человек в доме означал непредвиденные и нежеланные расходы.

Дед отправил внука в Казань в приемную семью. Мальчика приняли с теплом и добротой. Но через два года названные родители заболели и вернули Габдуллу обратно. Дома его никто не ждал. Дед вновь пустился на поиски приюта для внука.

Постоянные переезды, нищета, отсутствие внимания и заботы сказывались на мировосприятии Тукая, который рос истощенным и болезненным. Кров ему решился предоставить крестьянин Сагди, живший в селе Кырлай. Он тоже был беден, но лишние руки в деревне всегда были к месту. От тяжелого физического труда здесь было не сбежать никому, и в детстве Тукаю приходилось много работать.

В 1895 Габдулла Тукай подался к сестре в Уральск. Он нашел приют в доме купца Усманова. Юноша начал учиться, посещая мусульманскую школу. Стал учить русский язык и демонстрировать способности в разных направлениях. Окружающие обращали внимание на его талант.

Уволили с работы из-за борьбы за права женщин

В дни революции 1905 года начали выходить газеты и журналы на татарском языке. Тукай работал наборщиком, корректором и корреспондентом этих изданий. Там же стали печатать его стихи, статьи, фельетоны, полные революционного пафоса. Тукай призывал татарский народ к национальному пробуждению, к борьбе с самодержавием, эксплуататорскими классами. За агитационную работу среди рабочих типографии он был уволен с работы.

В 1907 году поэт переехал в Казань. Здесь он сблизился с первым татарским большевиком Хусаином Ямашевым, с писателем-революционером Гафуром Кулахметовым, выдающимся драматургом Галиаскаром Камалом. Спустя год Тукай вместе с Галиаскаром Камалом начал издавать первый в Казани сатирический журнал «Яшен» («Молния»).

Тукай хорошо знал жизнь народа. Он видел, как голодают крестьяне, как трудно живется рабочему люду в городах, видел бедность, темноту и забитость большинства народа, бесправное положение женщины-татарки. В 1911-1912 годах он побывал в Уфе, Троицке, Астрахани, Петербурге, заезжал во многие татарские деревни. Гнетущие впечатления от этих поездок поэт передал в ряде стихотворений. Вот одно из них — «Осенние ветры»:

Осень. Ночь. Уснуть нет силы. За стеною ветер плачет;

То не ветер: люд голодный в страхе смерти лютой плачет.

«Мой любимый сын, рабочий, не имеет корки хлеба», —

Это мать-земля родная, к нам заботливая, плачет.

Но Тукай страстно верил в силу и способности народа, он верил, что люди освободят себя от тунеядцев-угнетателей.

Остроумные пародии, злободневные статьи, острые фельетоны Тукая печатались во всех номерах сатирических журналов. Наиболее яркое и сильное звучание получила сатира в поэме «Сенной базар». Царская цензура и полиция выдвинули против поэта обвинение «в возбуждении к ниспровержению существующего в государстве порядка».

С любовью всей жизни встречался пять раз

Несмотря на то, что сам Тукай считал себя совершенно непривлекательным для женщин (из-за невысокого роста и бельма на одном глазу), была все-таки та, кто заинтересовался им всерьез. Ее звали Зайтуна Мавлюдова, и она стала главной музой и вдохновительницей классика.

Девушка родилась в небогатой семье в Чистополе, всегда тянулась к знаниям, читала газеты, журналы, записывала в блокнот понравившиеся стихи Габдуллы. Ее желанием было увидеть поэта вживую, узнать, кто же пишет такие красивые произведения. Для этого она специально приехала в Казань и встретилась с Тукаем. На тот момент ей было всего 14-15 лет, а ему — 22 года.

Из воспоминаний Зайтуны Мавлюдовой, которые она записала после 30-летия со дня смерти Тукая в 1944 году, следует, что с поэтом они виделись всего пять раз. Об этом есть даже художественный фильм «Габдулла Тукай. Пять мгновений любви» и опера «Любовь поэта».

Возможно, встреч было бы и больше. Через пять лет, когда Тукай умирал от болезни легких в больнице Клячкина, Зайтуна приехала к нему. Она стояла за дверью и ждала разрешения войти. Но он сказал друзьям: «Пусть уходит, я не хочу, чтобы она видела меня жалким и слабым…». Так печально завершается их история любви. После смерти Тукая Мавлюдова вышла замуж. Примечательно, что ее сын Атилла Расих удостоен премии имени Тукая за книгу «Ямашев».

Тукай был богачом

Есть мнение, что Габдулла был самым высокооплачиваемым поэтом в Казани. Его жалование составляло 50 копеек за строчку: за эти деньги можно было снять комнату с мебелью на сутки. Гонорары поэт тратил на книги и обучение, у него часто занимали деньги знакомые.

В то же время известно, что поэт вёл весьма скромную жизнь. Из-за отсутствия дома ему приходилось скитаться из одного номера гостиницы в другой. Отель «Булгар» на углу нынешних улиц Татарстан и Московской в Казани, возле места, где некогда шумел Сенной базар, давно стал символом присутствия в городе Тукая.

Читайте также:  Результаты поиска для С днем россии

В Национальном музее Республики Татарстан хранится «Паспорт на исторический памятник «Комната, в которой жил Тукай». Комната №40, в которой жил поэт, по воспоминаниям современников Тукая, была сырой и холодной. Это очень плохо отражалось на здоровье писателя, что впоследствии привело к трагической смерти.

К слову, перед кончиной Тукай завещал 500 рублей учебным заведениям на стипендии для одарённых детей.

Умирал долго и мучительно

Смерть великого татарского поэта была воспринята многими как полная неожиданность и настоящая трагедия, но сам поэт жил в ожидании своей кончины не один месяц. 36 последних дней своей жизни Габдулла Тукай провел в стенах клиники доктора Клячкина с острым туберкулезом. Из-за этой болезни в 1907 году на очередной призывной комиссии его освободили от воинской повинности.

Тукай долго не обращался к врачам, хотя понимал, что дело плохо. В государственных больницах таких больных не принимали. Разве что приют для умирающих. Был Щетинкинский, но всегда переполненный.

Сам поэт в силу медицины не верил. В журнале «Ялт-Йолт» от 21 января 1912 он написал о себе: «. То ли из чрезмерного фанатизма, то ли по иной причине с самого моего детства я не верил медицине. И всегда сравнивал докторов, которые видели причину болезни с тем, что «нервы расстроены», с бабками, которые каждую болезнь объясняли мором». Но к знаменитому Клячкину поэт обратился по собственной воле. Видимо, искры надежды на чудо-больницу ещё согревали холодеющую и готовую к смерти душу.

Габдулла понимал, что умирает, обдумывал своё завещание и судьбу прав на издание произведений — книгоиздатели, почуяв возможность заработать, устроили за ними настоящую охоту. Последний пришёл с договором к уже агонизировавшему Тукаю.

Источник

Габдулла Тукай

Память о выдающемся татарском поэте, литераторе и общественном деятеле Габдулле Тукае бережно хранят в России и во многих других странах. За свою недолгую жизнь он сумел оставить наследие, оказавшее большое влияние на развитие национальной литературы. Имя основоположника новой татарской поэзии сейчас носят площади, улицы и парки в различных городах Башкирии и Татарстана, Казахстана и Узбекистана, а также в Турции.

Габдулла Тукай (Тукай Габдулла Мухамедгарифович) появился на свет (14) 26 апреля 1886 года в деревне Кушлауч Казанской губернии (сейчас эта территория входит в Арский район Татарстана). Отцом будущего литератора был приходской мулла. Он скончался, когда сыну было лишь пять месяцев. Спустя несколько лет умерла и мать Габдуллы. Начались скитания мальчика по приемным семьям.

Учиться будущий писатель начал в период 1892-1895 годов, когда жил в семье крестьянина Сагди. Из деревни Кырлай он уехал в Уральск, который в то время был столицей Уральского казачьего войска и входил с состав Оренбургской губернии (на сегодняшний день город расположен в западном Казахстане). В этом городе мальчика приняла семья тетки по линии отца.

Приютившая Габдуллу семья купца Галиаскара Усманова отправила юношу обучаться в медресе прогрессивно настроенных меценатов Тухватуллиных. Одновременно он посещал и русский класс, где начал зачитываться стихами Пушкина и Лермонтова. Уже в тот период преподаватели начали отмечать яркий талант Тукая, пробовавшего себя в литературе.

Впервые сочинения Тукая были опубликованы в 1904 году. Они появились на страницах рукописного издания «Аль-Гаср аль-джадид» («Новый век»). Тогда же юный литератор переводит на татарский язык басни Крылова и стихи Кольцова. В творчестве Тукая нашли отражение и революционные события 1905 года. Он активно печатал стихи соответствующего содержания в издании «Фикер».

Осенью 1907 года Тукай приехал в Казань, полный решимости полностью посвятить себя творчеству. Молодой талантливый автор смог быстро войти в литературные круги, сблизившись с молодежью, которая объединилась вокруг газеты «Аль-Ислах» («Реформа»). В этот период произведения Тукая печатают сатирические издания «Яшен» («Молния») и «Ялт-юлт» («Зарница»).

В течение последующих лет Тукай все чаще обращается к очеркам, в его публицистике исторический оптимизм постепенно сменяется трезвыми оценками сельской реальности того времени, стремлением отразить резкие социальные контрасты. В это время поэтом были также написаны такие стихотворные произведения, как «Осенние ветры», «Гнет», «Надежды народа…».

В период 1911-1912 годов здоровье Тукая резко ухудшилось. Однако он отправился путешествовать, сначала посетив Астрахань. Гостя у поэта Сагита Рамиева, литератор познакомился с сосланным за революционную деятельность азербайджанским общественным деятелем и писателем Нариманом Наримановым. Затем Тукай решается посетить Уфу и Петербург, где встретится с Муллануром Вахитовым, который в будущем станет революционером.

Из-за проблем со здоровьем литератор вынужденно едет в Троицк, а затем – в Казахстан. Вернувшись в Казань, несмотря на плохое самочувствие, Тукай не перестает писать до самой смерти.

Сердце двадцатишестилетнего татарского поэта остановилось (2) 15 апреля 1913 года. Максим Горький тогда писал, что литератор умер «от голода и чахотки». В некрологах, которые публиковали казанские газеты, говорилось о том, что в лице Габдуллы Тукая татары «потеряли величайшего национального поэта».

Похоронили литератора в Казани, его могила находится на Татарском кладбище Ново-татарской слободы.

Источник

Габдулла Тукай

Габдулла Тукай – татарский поэт и прозаик, литературный критик и переводчик. Основоположник поэтической традиции нации, он внес вклад в развитие татарского языка. Последователями автора стали многие литераторы.

Габдулла Тукай родился в деревне Кушлавыч 26 апреля 1886 года. Его отец умер, когда мальчик был младенцем, а спустя 4 года скончалась и мать, оставив ребенка круглым сиротой. Отчим не стал брать на себя обязанности по воспитанию Габдуллы и передал его на руки деду, мулле Зиннатулле. Жизнь мальчика была нелегкой. В те времена всему народу жилось непросто, поэтому лишний человек в доме означал непредвиденные и нежеланные расходы.

Дед нашел удачное решение, отправив внука в Казань в приемную семью. Мальчика приняли с теплом и добротой. Но через 2 года названные родители заболели и отправили Габдуллу восвояси. Дома его никто не ждал. Дед вновь пустился на поиски приюта для ребенка.

Постоянные переезды, нищета, отсутствие внимание и заботы сказывались на мировосприятии Тукая, который рос истощенным и болезненным. Кров ему решился предоставить крестьянин Сагди, живший в селе Кырлай. Он тоже был беден, но лишние руки в деревне всегда были к месту. От тяжелого физического труда здесь было не сбежать никому, и в детстве Тукаю приходилось много работать.

Читайте также:  Текст песни Константин Селезн в Память прошлого дня

В 1895 Габдулла Тукай подался к тете в Уральск. Он нашел приют в доме купца Усманова. Юноша начал учиться, посещая мусульманскую школу. Он стал учить русский язык и демонстрировать способности в разных направлениях. Окружающие обращали внимание на его талант.

В 19 лет Тукай сделал первые переводы на русском языке. Произведениями, над которыми он работал, оказались басни Ивана Крылова. Поэзия так увлекла молодого человека, что он стал переводить работы русских литераторов на татарский язык, знакомя публику с талантами великих поэтов и писателей.

В 1904 году работы Габдуллы были напечатаны в журнале «Новый век». Поначалу Тукай подражал арабско-персидским традициям в поэзии, но русская литература привнесла в его манеру новые черты. Сочинения Александра Пушкина и Михаила Лермонтова произвели на переводчика большое впечатление и вдохновили на поэтическое творчество. Несмотря на сложное детство, Габдулла Тукай считал себя счастливым и в свои произведения вкладывал самые позитивные и чувственные мотивы.

Поэзия и общественная деятельность

Революция и реакционный период, начавшийся в 1905 году, добавили новые ноты в произведения поэта. Он стал голосом демократии, выступал против власти и капитализма. Угнетение родного татарского народа литератор описывал в произведениях, которые публиковались в периодических изданиях. Он писал стихи о революции и острые памфлеты на татарском языке.

Работая корректором и наборщиком текстов, постепенно Тукай стал сотрудником издательств. Он решил переходить от слов к делу, пропагандируя революцию, и участвовал в демонстрациях и протестах. В 1907 году Габдулла оставил мусульманскую школу и стал полноценным деятелем революции. Его произведения в этот период несли в массы призывы к пробуждению боевого духа. Автор предлагал согражданам побороться за честь родной земли и демократические заветы в таких сочинениях, как «Не уйдем!».

Габдулле оказалось тяжело осознать причины, по которым революционеры потерпели поражение. Он был растерян, волна пессимизма, захватившая поэта, просматривалась и в его творчестве. Тукай вернулся в Казань, видя свое предназначение в усилении литературы в родном городе.

Писатель свел знакомство с прогрессивными молодыми людьми и стал пробовать себя в сатире. За год проживания в Казани он написал несколько очерков, стихотворений и публицистических произведений, главными темами которых были тревога за народ, оптимизм и вера в справедливость, превознесение чести и достоинства. Автор публиковался в журналах «Зарница» и «Молния». Став опытным литератором, Тукай выпустил цикл произведений, среди которых было «Светлой памяти Хусаина», посвященное его близкому другу.

Автор не стеснялся выражать мысли и чувства на бумаге, деля их с читателем. Произведения «Гнет» и «Возвращение в Казань», относящиеся к этому периоду творчества, отчетливо дают понять, что автор больше не находился в мире иллюзий, а объективно оценивал суровые бытовые реалии. Он был востребован в профессии и среди творческой интеллигенции. Произведения, созданные в 1911-1912 годах, написаны под влиянием ностальгических мыслей о родине и патриотизме.

Тукай предпринял путешествия вдоль Волги. Он побывал в Астрахани, где познакомился с местными активистами. Весной 1912 года поэт отправился через Уфу в Санкт-Петербург, где к тому моменту сосредоточились революционные идеи и продвинутая интеллигенция. Впечатление от поездки закрепило знакомство с поэтом Нариманом Наримановым, революционером Муллануром Вахитовым и писателем Мажитом Гафури.

Проблемы со здоровьем, уже в этот период дававшие о себе знать, не остановили поэта. Из Петербурга он поехал в Троицк, а оттуда держал путь в казахскую степь, надеясь на чудодейственное лечение кумысом. Вернувшись в Казань, Габдулла Тукай понял, что начинающаяся чахотка не отступает. Высокая нагрузка и плохие условия существования усугубляли ситуацию. Но воинственный настрой не исчезал со страниц его произведений.

Личная жизнь

По воспоминаниям современников, Габдулла Тукай сторонился девушек, стесняясь собственной внешности. Худой и невысокий, с бельмом на глазу, вынуждавшим носить темные очки, он не верил, что может кому-то нравиться. Поэт не слыл модником, потому что не позволяли финансы, да и интереса к этому не было. Деньги в его кармане периодически появлялись, ведь публикации приносили гонорары, но Тукай не умел копить: он раздавал в долг без возврата, устраивал дружеские вечера, помогал знакомым.

Девушки то и дело оказывали Габдулле знаки внимания, поджидая у редакции, а поэт избегал любых встреч. Зайтуна Мавлюдова, купеческая дочь, также мечтала о знакомстве с Тукаем. Она обратилась за помощью к родственникам. Фатих Амирхан представил девушку поэту, когда тот играл с коллегами в карты в издательстве. Первая встреча была краткосрочной: Тукай не проявил интереса, и Зайтуна ретировалась. Всего молодые люди виделись 5 раз.

Вторая встреча состоялась случайно: Тукай заметил девушку из окна трамвая и приветствовал ее. В третий раз инициативу проявила Зайтуна. Их общение продлилось чуть дольше. Тукай был несмел, постоянно собирался уйти, а влюбленная Зайтуна удерживала его под любым предлогом. Четвертое свидание дало Тукаю возможность чувствовать себя свободнее.

Они вместе провели время после литературного вечера, прогуливаясь по улице. В пятый раз молодые люди встретились в редакции. Зайтуна уезжала из Казани в Чистополь и зашла попрощаться. Габдулла обещал прийти на пристань проститься и не пришел.

Спустя 5 лет, когда Тукай был на смертном одре, Зайтуна приехала навестить его в больницу. Она дожидалась разрешения войти в палату, но Габдулла запретил это. Позднее девушка вышла замуж за церковного служителя, ее сын и внучка стали поэтами. Перед смертью женщина просила похоронить ее как можно ближе к могиле Тукая. На его надгробном камне высечены строки из стихотворения, посвященного возлюбленной.

Личная жизнь Габдуллы Тукая не сложилась. У него не было жены и детей. Вплоть до самой смерти в его сердце теплились чувства к Зайтуне.

Смерть

Биография татарского поэта коротка. Он скончался в возрасте 26 лет в апреле 1913 года. Причиной смерти стала чахотка, осложнившаяся голодом. Работа в пыльной типографии в 1912 году обострила заболевание. Смерть Габдуллы Тукая стала потерей для литературы и искусства.

Сейчас интерес к творчеству поэта, публициста и переводчика поддерживается на государственном уровне. В память о Габдулле Тукае открыт литературный музей в Казани. В сквере на улице Пушкина, названном в его честь, стоит памятник писателю, а его фото украшают учебники по литературе. Его персоне посвящен официальный сайт, где описана биография Тукая и приведены примеры произведений.

Источник