День памяти преподобной благоверной княгини Евфросинии Московской
День памяти преподобной благоверной княгини Евфросинии Московской

День памяти преподобной благоверной княгини Евфросинии Московской

Евдокия Московская

Преподобная Ефросиния или Благоверная княгиня, или Евдокия Московская — все это одна женщина, которая не только стала верной спутницей великому Дмитрию Донскому, но и правительницей Руси после его смерти. Она была одной из самых образованных женщин своего времени, что помогло ей после смерти мужа сохранить и передать царство своим сыновьям.

Житие преподобной

В 1353 году в семье Суздальского князя Дмитрия и его супруги Анны родилась дочь. Произошло это в самый разгар междоусобной войны Московского и Суздальско-Нижегородского княжеств. Последнее было довольно крупным, но не имело фактического статуса и не могло править Русью, поэтому долго боролось с Московскими правителями за статус независимости, не говоря уже о первенстве. Тем не менее, рождение дочери давало Дмитрию Константиновичу надежду на дальнейшее объединение двух территорий. Так и произошло.

Воспитанная в православной вере и получившая хорошее образование, в 13 лет Евдокия становится женой Московского князя Дмитрия, супругам на то время было 13 и 15 лет соответственно. Свадьба прошла в Коломне, а венчал молодых преподобный святитель Алексий. Несмотря на то, что брак этот был договоренным и политическим решением (залогом для мира между Суздальским и Московским княжеством), он просуществовал долгих 22 года и подарил паре 12 детей.

После свадьбы же Суздальский князь Дмитрий Константинович стал верным союзником и партнером Дмитрию Донскому. Объединившись, бывшие соперники стали вместе противостоять внешним угрозам — татарской Орде и Литовскому княжеству, которые постоянно посягали на территорию Руси. Помимо постоянных внешних угроз, Русь страдала от эпидемии — люди погибали на улицах, скот умирал от болезни или голода.

Помимо этого, в столице случился огромный пожар — город в те времена был весь из дерева, поэтому выгорел быстро и в больших масштабах. В 1368 году литовский правитель Ольгерд осадил Москву, которая вновь горела и только усилиями русских воинов удалось отбить город.

Однако мир в Москве царил недолго — в 1382 году хан Тохтамыш начинает свой поход, и Дмитрий Иванович вынужден вновь собирать войско. Вскоре после его отъезда Евдокия вместе с детьми и митрополитом Киприаном вынуждены бежать из столицы вслед за князем, поскольку появилась угроза захвата города — впоследствии татары захватили и сожгли Москву.

Через год после сожжения столицы княжеская семья вынуждена была отдать своего первенца Василия хану Тохтамышу в качестве залога выплаты дани. Сын Василий прожил в плену долгих два года и только после сумел сбежать.

Великий князь Дмитрий скончался весной 1389 года передав право правления своему сыну Василию, но при этом сделав свою жену соправительницей. Вдова переживала уход мужа крайне болезненно, их брак, заключенный из-за политики, переродился в настоящую и горячую любовь. Страдания княгини записал летописец, создав «Плач великой княгини по умершем муже».

Вдовство

Дмитрий Донской желал предотвратить братскую вражду между своими детьми, поэтому Евдокия стала гарантом передачи власти к старшему сыну (в случае его смерти к следующему по возрасту) — именно она должна была делить между сыновьями удел. Помимо этого, Дмитрий передал в ее собственность более 30 волостей и 20 крупных сел, при этом 15 и 14 из них соответственно полностью принадлежали ей, что делало вдову экономически и политически независимой от детей.

Фактически она не управляла княжеством, хотя могла бы это делать. Власть была отдана полностью в руки Василия, а сама Евдокия сконцентрировалась на служении Богу. По свидетельствам очевидцем она носила каждый день вериги под платьем, постилась и ежедневно посещала храмы и монастыри. Как вдову ее не обошли людские слухи о распутной жизни, но они не имели никакого фактического подтверждения.

Вдова Дмитрия Донского помогла также предотвратить войну с Тамерланом — в 1395 году хан подошел вплотную к границам Руси, и князь Василий собрал войско для сражения. Евдокия же посоветовала ему перенести для защиты чудотворную икону Владимирской Божьей Матери.

Все это время она и все священники Москвы горячо молили Бога об избавлении от татаро-монголов, и Господь совершил чудо — Тамерлан повернул в сторону и ушел с Руси. По свидетельству некоторых, он в то самое время, когда икону встречали в Москве, увидел сон — «Светозарная Жена» была окружена множеством «молниеносных воинов» и он стал причиной его капитуляции.

Монашество

Дети уже были взрослыми, поэтому Евдокия начала задумываться о монашестве, но прежде решила устроить в Москве новую женскую обитель — в Кремле она закладывает Вознесенский монастырь прямо у Флоровских ворот.

Именно тут она провожала и встречала супруга с похода на Куликово поле и тут же она построила монашеские келии. В 1407 году вдова Дмитрия Донского приняла постриг в монахини и получила новое имя — Ефросиния Московская.

Ефросиния была не только мудрой женой, но и верной христианкой. Благодаря ее стараниям в Москве и других городах было построено большое количество храмов и монастырей. Среди них:

  • Вознесенский женский монастырь (в дереве);
  • храм Богородицы (в камне);
  • Рождественский храм;
  • Горицкий монастырь в Переяславле;
  • Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Переяславле.

Совершив многочисленные добрые дела, оставшись в памяти москвичей как добрая и верная жена, а также милосердная княгиня, Ефросиния Московская скончалась в мае 1407 года и была похоронена в месте закладки храма Вознесения Христова.

Почитание

Святая особо почитается в Русской Православной Церкви, являясь примером не только истинной женщины, в которой сочетается мудрость и кротость, но и покорной Богу христианки. Княгиня не только верно служила престолу Московского княжества (первая женщина-правитель!), но и занималась строительством православных церквей и монастырей.

Читайте также:  Гифки ко дню святого николая

Мощи Ефросинии хранятся сегодня в Архангельском соборе Кремля вместе с другими останками членов царских семей Руси. Однако небольшие части ее савана и монашеского пояса были извлечены и хранятся в музеях Кремля.

Русская Православная Церковь почитает преподобную Ефросинию и отмечает день ее памяти — 17 (30) мая и 7 (20) июня. А в 2015 году Священный Синод учредил новый праздник — 1 июня (19 мая) отмечается день памяти Дмитрия Донского и княгини Евдокии.

В честь Ефросинии Московской в Москве воздвигли храм (расположен на Нахимовском проспекте), а в 2007 году Синод учредил новую церковную награду — орден и медаль в честь преподобной.

В 2012 году на месте сретения иконы Владимирской Богородицы был установлен памятный крест преподобной Ефросинии — именно благодаря ей икону перенесли в Москву и тем самым город был спасен от нашествия татаро-монголов. Также супругам и великой княжеской паре в 2013 году в Москве был открыт памятник.

Источник



Церковь чтит память святой Евфросинии Московской

Память преподобной Евфросинии Московской (+ 1407 г.), жены святого князя Димитрия Донского, чтит Православная Церковь 30 мая 2021 года.

Святая Евфросиния (в миру Евдокия) была дочерью Суздальского князя Димитрия Константиновича. С 1367 года она стала Великой княжной, супругой Великого князя Московского Димитрия Донского. Благодаря этому браку между Москвой и Суздалем установился мир.

Большое влияние на духовную жизнь святой княжны оказали великие русские подвижники и пастыри – святитель Алексий, митрополит Московский, и преподобный Сергий Радонежский. Святой Сергий крестил одного из сыновей святой четы.

Известно, что святая Евфросиния покровительствовала строительству храмов и монастырей. Так, в 1387 году она основала в Московском Кремле Вознесенский женский монастырь.

По ее совету в 1395 году, при нашествии на южные рубежи Руси Тамерлана, в Москву принесли Владимирскую икону Божией Матери, чудесно защитившую Русские земли.

Также по указу святой княгини был написан знаменитый образ архангела Михаила, ставший впоследствии храмовой иконой Архангельского собора Кремля.

Святые Димитрий Донской и Евфросиния Московская являются образцом многодетной православной семьи, т.к. у них было 12 детей – 8 мальчиков и 4 девочки.

В конце жизни, уже после смерти мужа, святая княгиня приняла монашество. Скончалась она 7 июля 1407 года, похоронили же ее в основанном ею Вознесенском монастыре.

Источник

День памяти преподобной (благоверной княгини) Евфросинии Московской.

Преподобная Евфросиния, в миру Евдокия, жила в четырнадцатом веке. Она была дочерью Суздальского князя и супругой Великого князя Московского Димитрия Донского.

Москва и Суздаль были крупнейшими городами Руси того времени. Страну раздирала междоусобица, тяжким ярмом лежало иго Золотой орды. Счастливый брак Евдокии и Димитрия стал залогом мира и союза русских княжеств. Сохранилось такое описание их отношений: «Двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь, на будущую славу взирают, возводя очи к небу». Большое влияние на духовную жизнь княгини Евдокии оказали святитель Алексий, митрополит Московский, а также преподобный Сергий Радонежский.

Молодая княгиня строила храмы, поддерживала монастыри. В память победы на Куликовом поле она построила внутри Московского Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Супруг Евдокии, князь Димитрий Донской, рано умер. Сохранился проникновенный памятник древнерусской церковной поэзии — «Плач» княгини Евдокии по своему мужу.

После смерти Донского княгиня стала носить под пышным нарядом монашеские вериги. В тысяча триста девяносто пятом году, когда к Москве приближались войска Тамерлана, по совету Евдокии в город была принесена Владимирская икона Божией Матери. Чудотворный образ защитил Русскую землю. Княгиня воспитала пятерых сыновей.

Свою жизнь княгиня закончила в основанном ею Вознесенском монастыре. Он находился в Кремле, на том месте, где Евдокия провожала и встречала Димитрия, возвращавшегося с Куликова поля. Княгиня приняла монашеский постриг с именем Евфросиния, что значит — «Радость». Она мирно скончалась в тысяча четыреста седьмом году.

Источник

30 мая Ефросинья Московская. Что ЗАПРЕЩЕНО ДЕЛАТЬ сегодня, а что разрешено?

30 мая согласно православному календарю – день почитания памяти преподобной Евдокии Дмитриевны, в монашестве — Ефросиньи, названной в народе Евдокией Свистуньей. Она появилась на свет в семье великого князя Суздальского Дмитрия и уже в 13-летнем возрасте была выдана замуж за Дмитрия, князя Московского.

После смерти супруга Евдокия самостоятельно управляла княжеством, занималась просветительской работой, возведением монастырей и храмов, сделав огромный вклад в становление христианской религии в Киевской Руси. В глубокой старости приняла монашество с именем Ефросинья.

Что можно делать на Ефросинью Московскую

На Руси святую Евдокию называли Свистуньей, так как 30 мая часто дули пронизывающие ветра.

Что разрешается делать на Евдокию Свистунью:

1. 30 мая считался благоприятным днем для посадки баклажанов, сладкого перца, томатов и других теплолюбивых культур. К этому дню исчезал риск возвратных заморозков и посаженным овощам уже ничего не угрожало.

2. В день Евдокии Свистуньи принято было окучивать картофельные грядки. Считалось, что после этого он будет хорошо расти и даст щедрый урожай.

3. Хозяйки обязательно подавали на стол блюда из картофеля – существовала примета, чем больше семья съест картофеля за обедом, тем больший урожай сможет собрать осенью, обеспечив себя продовольствием на всю зиму.

Остатки картофельных блюд после обеда нельзя было хранить до следующего дня или выбрасывать. Их скармливали домашним животным и птице.

Что нельзя делать на Ефросинью Московскую

Основные народные приметы и запреты, связанные с днем Евдокии Свистуньи:

Читайте также:  Эпидемиолог дети не являются основными переносчиками COVID 19

1. 30 мая нельзя отправляться в лес – согласно примете, в этот день змеи становятся особенно активными и агрессивными и могут напасть на человека.

2. В день Евдокии Свистуньи нельзя совершать необдуманные поступки и импульсивные покупки – они приведут к тяжелым финансовым ситуациям в ближайшем будущем.

3. 30 мая – день обмана, сегодня ни в коем случае нельзя никому доверять, иначе можно быть обманутым. Лучше всего перенести принятие судьбоносных решений на другой день.

4. В день Евдокии Свистуньи нежелательно употреблять каши и блюда из круп – сегодня в особом почете картофель и все блюда, приготовленные из него.

5. Нельзя устраивать шумные застолья с обилием алкогольных напитков – на Руси считали, что пьяный человек становится особенно уязвимым для нападений нечистой силы.

6. В день Евдокии Свистуньи нельзя отправляться в путешествие или долгую дорогу – считалось, что такая поездка будет неудачной и повлечет за собой только потери.

Беременным женщинам 30 мая нельзя прикасаться к вещам красного цвета, и иначе они могли столкнуться с тяжелыми осложнениями во время родов.

Источник

ЕВФРОСИНИЯ МОСКОВСКАЯ

Память 17 мая, 19 мая совместно с блгв. кн. Димитрием Донским, 7 июля, в Соборах Московских и Радонежских святых.

В миру Евдокия Дмитриевна, родилась около 1354 года [1] в семье Суздальского князя Димитрия Константиновича и его супруги Анны.

18 января 1366 г., по благословению святителя Алексия, митрополита Московского, совершилось бракосочетание Евдокии с великим князем Московским Дмитрием Ивановичем. Свадьбу торжественно отпраздновали по обычаям тех лет в Коломне. Этот брак имел большое значение для судьбы Московского государства, скрепляя союз Московского и Суздальского княжеств.

В трудное время был заключен этот брак. Заканчивался сорокалетний период относительного спокойствия на Руси: наступало время практически не прекращающихся войн с многочисленными врагами — внешними и внутренними. Кроме постоянного противостояния внешним врагам — Орде и Литве, продолжалось кровавое соперничество русских княжеств.

Кроме того, почти в самый год бракосочетания князя Димитрия с Евдокией свирепствовала в Москве «моровая язва», народ умирал тысячами, по московским улицам слышан был плач и причитания осиротелых людей. К этой беде присоединилась еще одна — страшный пожар в Москве.

Едва Москва восстановилась из пепла, как в 1368 г. литовский князь Ольгерд осадил Кремль, в котором затворились великий князь с княгиней, митрополит Алексий и бояре. И снова горела Москва, опять слышались стоны и крики московских, жителей, побиваемых литовцами. Вся Московская земля была опустошена.

Княгиня по праву разделила с великим князем подвиг борьбы за освобождение Руси от монголо-татарского ига, — горячими молитвами и делами любви. В память победы на Куликовом поле Евдокия построила внутри Московского Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Нашествие татарского хана Тохтамыша в 1382 г. стало новым страшным испытанием для Москвы и всей Русской земли. Димитрий Иванович уехал собирать войско сначала в Переславль, а затем в Кострому, оставив в Москве великую княгиню. Из-за опасности взятия Москвы великая княгиня с детьми и митрополит Киприан с трудом сумели выйти за городские стены, после чего Евдокия направилась вслед за князем. На пути она едва на попала в плен. Через три дня осады войска Тохтамыша взяли Москву и сожгли город, после чего обратили в пепелище большую часть русских земель.

В 1383 г. Димитрий Иванович должен был явиться к Тохтамышу, чтобы отстоять у хана права на великое княжение. Из-за крайнего озлобления Тохтамыша решили послать в Орду старшего сына великого князя — Василия, которому было около 13 лет. Евдокия отпустила сына и тем самым обрекла себя на двухлетнее страдание — сын был задержан в Орде как заложник. Тохтамыш кроме дани потребовал за Василия выкуп 8 тысяч рублей. Сумма по тем временам была огромная и разоренное Московское княжество не могло выплатить всю сумму. Поэтому Василию пришлось жить в плену у хана два долгих года, после чего ему удалось бежать. 19 мая 1389 г. великий князь Димитрий Иванович скончался на сороковом году жизни.

Димитрий Иванович передал престол своему сыну Василию, завещав, чтобы соправительницей ему была мать. Великая княгиня воздержалась от непосредственного участия в государственных делах. Еще при жизни супруга она жила истинно по-христиански, а после кончины его повела строго монашескую подвижническую жизнь, одела власяницу, носила под роскошной великокняжеской одеждой тяжелые вериги. Даже перед близкими своими не желала она открывать свои подвиги; устраивала в великокняжеском тереме званые обеды, но сама не прикасалась к явствам, вкушая постную пищу.

Но по Москве стали ходить нелепые слухи, затрагивающие честь вдовы — княгини. Слухи эти доходили до сыновей. Княжичи, хоть и любили мать и не верили клевете, все же не могли не смущаться. Один из них, Юрий, обратился к матери с вопросом о наветах, порочащих ее. Тогда княгиня собрала всех сыновей своих и сняла часть великокняжеских одежд — дети увидели, что подвижница так исхудала от поста и подвигов, что тело ее иссохло и почернело и «плоть прилипла к костям». Юрий с другими братьями просили прощения у матери и хотели отомстить за клевету. Но мать запретила им и думать о мести. Она сказала, что с радостью претерпела бы унижение и людское злословие ради Христа, но увидев смущение детей, решилась открыть им свою тайну.

Читайте также:  8 июня праздник день семьи

Каждый день Евдокию можно было встретить то в одном из храмов, то в монастыре. Поминая своего покойного супруга, она постоянно делала вклады в монастыри, одаривала бедных деньгами и одеждой. Сыновья великой княгини повзрослели, она стала думать о монастыре, в котором могла бы всецело посвятить себя Богу. В сердце Москвы — в Кремле — устраивает она новый женский монастырь в честь Вознесения. Выбрали место у Флоровских ворот. Отсюда она провожала, здесь встречала своего супруга, возвращавшегося с Куликова поля. Поблизости от ворот находился великокняжеский терем, сожженный во время нашествия Тохтамыша. На этом место бывшего княжеского жилища воздвигла великая княгиня монашеские кельи. Одновременно она строила несколько храмов и монастырей в Переславле-Залесском.

С именем великой княгини Евдокии связано одно из самых значительных событий духовной истории России. В 1395 г. к границам Руси подошло войско Тамерлана, что привело в ужас весь народ. Великий князь Василий Дмитриевич, благодаря влиянию матери, проявил твердость духа, собрал войско и вышел навстречу врагу. Народ, подкрепляемый верой в заступничество Божие, вместе со своей княгиней молился Богу. Евдокия совершала сугубые молитвы об избавлении Руси от гибели. Молитва праведницы была услышана Богом. По совету матери Василий Димитриевич повелел принести чудотворную Владимирскую икону Божией Матери из Владимира в Москву. 26 августа 1395 г. великая княгиня Евдокия с сыновьями, митрополитом, духовенством, боярами, с множеством собравшихся жителей Москвы встретили икону Богоматери на Кучковом поле. В тот самый день и час Тамерлан в сонном видении увидел «Светозарную Жену», окруженную сиянием и множеством «молнеиносных воинов», грозно устремившихся вперед. По совету своих наставников Тамерлан отдал приказ войскам повернуть от границ Руси.

В 1407 г., после видения архангела Михаила, предвозвестившего ой скорую кончину, княгиня Евдокии решила принять монашество, к которому стремилась всю свою жизнь. По ее желанию был написан образ архангела Михаила и помещен в кремлевском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

17 мая 1407 г. она приняла монашеский постриг с именем Евфросинии в деревянной церкви Вознесения. По преданию, в день пострига великой княгини исцелились от различных болезней 30 человек.

А через три дня, 20 мая, произошла закладка новой каменной церкви в честь Вознесения Христова, где великая княгиня определила и место своего упокоения. Но ей не довелось увидеть завершение строительства.

Скончалась 7 июля 1407 года на 54-м году жизни. Погребали святую Евфросинию при большом стечении народа в указанном ею месте строившегося храма, где и почивала она до 1929 г., даруя благодатную помощь всем, с верою приходящим к ее многоцелебным мощам.

В 1922 г. раку и сень над мощами изъяли с целью извлечения из нее драгоценных металлов. Мощи преподобной Евфросинии остались в каменной гробнице под полом собора.

В 1929 г. по решению правительства началось уничтожение построек Вознесенского монастыря. Сотрудники музея пытались спасти некрополь. Для его размещения выбрали подвал Судной палаты Архангельского собора. Белокаменная гробница преподобной Евфросинии оказалась поврежденной и вынуть ее целиком из земли не смогли. Мощи преподобной были спасены от уничтожения, они находились вместе с другими останками из захоронений в двух белокаменных гробницах XV века. При вскрытии захоронений среди останков преподобной Евфросинии кроме небольших частичек ткани от савана нашли обрывки ее кожаного монашеского пояса с тиснеными изображениями двунадесятых праздников и подписями к ним. Эти святыни вместе с находившимися в гробах сосудами для елея хранятся в фондах музеев Кремля.

28 мая 2008 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось перенесение мощей святой благоверной княгини Евфросинии Московской в придел мученика Уара Архангельского собора Московского Кремля. Патриарх в своем слове назвал это событие «вторым обретением мощей преподобной Евфросинии Московской». Перенесению мощей предшествовала работа комиссии, в которой духовные и светские ученые вместе работали под руководством архиепископа Орехово-Зуевского Алексия. В ходе работы комиссии были и обретены мощи преподобной [2].

13 июля 2015 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви была установлена совместная память благоверных князя Димитрия Донского и княгини Евдокии 19 мая, подобно другим святым, явившим образ супружеской семьи [3].

Молитвословия

Тропарь, глас 8

По земнем вдовстве Небесному Жениху себе уневестивши/ и в княжестем чертозе подвижнически поживши,/ послежде и чертог, и чад твоих/ Бога ради оставила еси, преподобная Евфросиние,/ и вшедши во обитель, тобою созданную,/ и во иночестем образе многи подвиги показала еси,/ и святое твое житие по благодати Божией блаженною кончиною увенчала еси./ И ныне предстоящи Христу Богу,// моли спастися душам нашим.

Ин тропарь, глас 5

От юности предызбранная Богом угоднице,/ оставльши светлый чертог княжеский,/ уклонилася еси во обитель, тобою созданную,/ и, пучину житейскаго моря преплывши,/ ныне со Ангелы песнословиши Христа Бога./ Емуже непрестанно молися, преподобная,/ яко да сохраняет выну обитель, тобою созданную,/ и дарует нам мир и велию милость.

Использованные материалы

  • Житие на сайте «Православный календарь»

[1] Год рождения определен по сообщению о кончине в 1407 г. на 54 году жизни.

Источник