День и ночь анализ стихотворения Тютчева
День и ночь анализ стихотворения Тютчева

День и ночь анализ стихотворения Тютчева

Анализ стихотворения Федора Тютчева «День и ночь»

Например, тайны природы или же человеческой натуры. Он желает узнать и понять все то, чего не знал и не осознавал, и в порыве этого желания поднимает различные вопросы, зачастую на философскую тематику.

Конкретно мы рассмотрим его произведение «День и ночь», в котором отражаются характерные черты искусства автора.

История написания

Произведение поэт написал в 1839 году, и оно сразу же было опубликовано в модном тогда в интеллигентной среде литературном журнале «Современник». Стихотворение стало настоящим памятником в честь философской лирики в творчестве России.

Произведение Тютчев написал, уже будучи умудренным опытом в этом деле. Впрочем, он никогда не относился к литературе серьезно, и считал ее чем-то сродни досугу. Поэтому он не желал славы и известности в этой стезе. Именно по этой причине о его произведениях знал ограниченный круг знакомых. Для него более важной была карьера – ведь он работал дипломатом.

В том же 1839 году Тютчев сочетается браком с вдовой немецкого дипломата, Эрнестиной Дернберг. Знакомы они были давно, еще до того дня, когда супруга Тютчева умерла после кораблекрушения в 1838 году.

Некоторые считают, что причиной столь быстрого брака стала их любовная связь, бывшая еще тогда, когда он был женат.

Произведение «День и ночь» относится к философской лирике. Тютчев придерживался чистого искусства. Его произведения полнятся различными образами природы, а главный герой ищет способ объединиться с природой.

Как следствие, поэт не говорит о теме на злобу дня. Размер произведения составляет четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Размер

Произведение нельзя разделить на четверостишия, но можно на две части, в которых композиция строится на сравнении дня и ночи.

1 первая часть – это описание златотканого дня, который является другом для человека и богов.

2 вторая часть – это описание ночи, которая, наступая, приносит темноту и страх, благодаря чему произведение вышло весьма контрастным.

Образы

Важную роль в произведении играет образ дня – автор наделяет его божественностью, он будто создан из золота, волей богов. Он привносит в жизнь гармоничный настрой и исцеляет, тем самым являясь как для бога, так и для человека, другом.

Образ же ночи является противоположным – наступая, она снимает благодатный покров с мира и приносит с собой бездну, полнящуюся страхами и ужасами, которая темна и сумрачна. Ночь заполняет мир ужасом, стирая грань между человеком и неопознанным. Именно поэтому, по мнению автора, мы и боимся ночи.

Герой стихотворения раздумывает о сущности дня и ночи, показывая нам человека слабым и крошечным на фоне величественного мира. А размер окружающей бездны пугает человека тем, что под ее покровом он становится слаб, и не устоит ни перед чем.

Но на помощь беспомощным людям приходят боги, ниспослав на Землю день, когда люди не боятся – потому что пропадает видимость угрозы, что показывает нам правильность и разумность порядка вещей и о добродушии богов.

Главной темой произведения является сравнение дня и ночи. Автор заостряет внимание на грани между светом и тьмой, суть коих различна и соответственно сказывается на мире, и в особенности – на человеке. День дарует исцеление человеку и указывает путь, а ночь – напротив, размывает направление и вгоняет в печаль.

Второй темой произведения выступает воля богов и тайны, на которых зиждется окружающий мир. Поэт соглашается с идеей о том, что мир возник по желанию богов, и считает, что день – это покрывало, которое символизирует собой защиту всего живого. Следовательно, боги хранят людей.

Помимо этого автор проводит толкование природных явлений. В этом стихе он хочет разузнать загадку Сфинкса.

А благодаря спокойному и размеренному настроению, произведение наводит читателя на мысли о порядке вещей в мире.

Основная идея

Главная мысль произведения «День и ночь» — это наличие у всего живого в мире, как и у самого мира, положительных и отрицательных сторон, которые находятся в определенном балансе, создавая гармонию жизни и размеренность.

Читайте также:  Как отказаться от кормления ночью

День – это положительные стороны человеческой души, а ночь – негативные. По этой причине люди боятся ночи – потому что она показывает то, что нежелательно и скрывалось. Однако она показывает и истину, но о которой не хотят знать.

Есть и второе толкование смысловой нагрузки произведения – в этом случае ночь представляет собой таинства мира, которые человек не знает и о которых не узнает. А день – это проявление доброты от богов, потому что именно они знают, что человек больше всего боится того, чего не знает.

Bыразительные средства

В стихотворении Ф.И. Тютчев использовал различные изобразительно-выразительные средства, такие как, олицетворения, сравнения, эпитеты, приемы аллитерации. Например, олицетворение мы видим в словосочетаниях ночь «срывает», «сбрасывает» покров дня.

Приемы аллитерации используются на мягком, нежном звуке»Л» при описании дня и на резком «Р» при характеристике ночи, чтобы придать этому времени резкость, таинственность, сумбурность.

Эпитеты в тексте встречаются часто. Например, мир «роковой», покров «златотканый», воля «высокая», душа «болящая» – и другие сочетания.

Также автором использован прием инверсии – «земнородных оживленье», «души болящей исцеленье».

В стихотворении имеются устаревшие слова, архаизмы «меж ей», «сей», делающие стихотворение более интересным, звучным.

Источник



Анализ стихотворения «День и ночь» (Ф.И. Тютчев)

Федора Ивановича Тютчева заслуженно называют «ночной душой русской поэзии». Все его произведения направлены на познавание глубинных тайн природы и человеческой души, поэт стремится ко всему неопознанному и таинственному и поднимает важные философские вопросы в своих творениях. Все эти особенности его творчества нашли свое отражение в стихотворении «День и ночь».

История создания

Стихотворение было написано в 1839 году, после чего его опубликовали в журнале «Современник». Оно является достойным памятником философской лирики в русской литературе. Когда поэт написал его, он уже не был новичком в мире литературы. Однако он никогда не считал ее своим основным призванием и занятием, поэтому не стремился к славе и признанию. О его творчестве знали немногие, а он и не горел желанием его печатать. Основной его деятельностью по-прежнему была политика: он служил дипломатом и занимал важные государственные посты.

В 1839 году в жизни Тютчева состоялось важное событие: он женился на Эрнестине Дернберг, вдове немецкого дипломата. С этой женщиной поэт познакомился, когда был еще женат, но в 1838 году он внезапно овдовел: его супруга пережила кораблекрушение, ее здоровье не выдержало удара. Скорую женитьбу после кончины супруги многие исследователи биографии Тютчева объясняют тем, что он имел романтическую связь с Эрнестиной, будучи женатым мужчиной.

Жанр, направление, размер

Лирическое стихотворение «День и ночь» — это философская лирика. Направление творчества Тютчева — «чистое искусство». В стихотворении есть множество природных образов, а лирический герой ищет единения с природой и пытается понять её. Автор не затрагивает злободневных проблем и тем.

Размер стихотворения «День и ночь» — четырехстопный ямб. Рифмовка — перекрёстная.

Композиция

Стихотворение «День и ночь» не делится на четверостишия, однако оно разделено на две смысловые части, его композиция строится на противопоставлении дня и ночи.

  1. В первой части описан день, который поэт называет «златотканным» и «другом человеков и богов».
  2. Во второй же части изображена ночь, приносящая с собой страхи и мглу. Обе эти части контрастируют друг с другом и создают необычную композицию в произведении.

Образы и символы

Образ дня — один из важнейших в стихотворении, поэт изображает его божественным и словно сотканным из золота:

«Покров наброшен златотканый. Высокой волею богов»

День приносит с собой гармонию и исцеление, что делает его другом и для человека, и для богов

Образ ночи противопоставлен образу дня, своим приходом она отбрасывает с мира «ткань благодатную покрова», в дневное время прикрывающую бездну, в которой водятся человеческие страхи и мгла. Ночь приносит с собой тревогу и ужас, ведь она стирает преграды между человеком и таинственным неопознанным миром. «Вот отчего нам ночь страшна!» — заключает поэт в конце стихотворения.

Лирический герой размышляет над природой дня и ночи, изображая человека слабым и маленьким на фоне громады окружающего мира. «И бездна нам обнажена» — масштаб мира пугает человека, заставляет его чувствовать себя беспомощным перед лицом стихий. Стараясь помочь слабому жителю Земли, боги устроили так, что днем люди не видят угрожающей бездны. Это говорит нам о мудром порядке вещей и о доброте богов.

Читайте также:  Почему ночью мне мерещится человек

Темы, проблемы и настроение

Тематика стихотворения «День и ночь» представлена в формате списка:

  1. Основная тема стихотворения «День и ночь» – противостояние дня и ночи. Поэт подчеркивает границу между светом и мглой, роли которых отличаются друг от друга и по-разному влияют как на мир, так и на человека. Если день исцеляет и направляет, то ночь открывает бездонные глубины неба, навевают страх и тоску.
  2. Еще одна тема стихотворения — божественная воля и тайна мироздания. Автор подтверждает концепцию о божественном происхождении мира и трактует поступки сверхъестественных сил. По его мнению, день является покрывалом, то есть защитным покровом для людей и всего живого, значит, боги хотят оберегать нас.
  3. Толкование явлений природы — сквозной мотив в произведениях Тютчева. В данном произведении автор пытается разгадать еще одну тайну Природы-Сфинкса.
  4. У стихотворения таинственное и спокойное настроение, свойственное лирике Тютчева, оно настраивает читателя на размышления о мироздании.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «День и ночь» заключается в том, что и у мира, и у человека есть темные и светлые стороны. Все они важны и должны гармонично сосуществовать друг с другом. День представляет собой ту часть души человека, которая стремится к радости и гармонии, ночь же является таинственным уголком, скрывающим все потаенные страхи и ужасы человеческого сердца. Именно поэтому люди так боятся ночи, ведь она обнажает всё скрытое и нежеланное, но при этом и несёт с собой правду, которая часто бывает неприятной.

Смысл стихотворения «День и ночь» можно трактовать и по-другому: ночь символизирует те тайны мироздания, которые человеку не суждено постичь. Покров в виде дня — это дар милосердия со стороны Богов, ведь они понимают, как человек боится неизвестности и своего одиночества в большом мире, полном загадок. Так поэт показал мудрость и великодушие законов мироздания.

Источник

Федор Тютчев — День и ночь: Стих

На мир таинственный духов,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканный
Высокой волею богов.
День — сей блистательный покров
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!

Но меркнет день — настала ночь;
Пришла — и с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь…
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами —
Вот отчего нам ночь страшна!

Анализ стихотворения «День и ночь» Тютчева

Две самые распространенные темы в творчестве Федора Ивановича Тютчева — это красота природы и философские размышления. Примером философской лирики является стихотворение «День и ночь», написанное поэтом в 1839 году.

Основная тема произведения — вечное противостояние дня и ночи. Для Тютчева день и ночь — это не просто природные состояния, которые сменяют друг друга, а отображение двойственности всего мироздания. Автор противопоставляет их, словно добро и зло. День несет с собой свет, это «блистательный покров», который дарит радость и умиротворение человеческим душам, и закрывает собою все страхи и ужасы, которые приходят, когда наступает ночь. Днем человек находится в гармонии с Богом и чувствует себя защищенным. Ночь же для Тютчева подобна злу и он называет ее «бездной». Ночью людям становится неспокойно, им кажется, что над ними нависает какая-то угроза, даже если реальных причин для беспокойства нет, а в голову приходят темные мысли, которым не было места в светлое время. Человек остается один на один со своими «страхами и мглами» до тех пор, пока снова не наступает день. Людям свойственно испытывать необъяснимый священный трепет перед темным временем суток, они издавна боятся его, и эту боязнь, чувство того, что ночью «бездна нам обнажена» и стремился передать поэт в этом стихотворении.

Читайте также:  Как организуется работа в вечернее время правила и советы

Стихотворный размер произведения — привычный для Тютчева четырехстопный ямб. Поэт широко использует эпитеты («бездной безымянной», «блистательный покров», «мира рокового»). В первой части стихотворения практически отсутствуют глаголы, что демонстрирует покой и умиротворение дня, они появляются только во второй части, при описании ночи, показывая ее большую опасность и агрессивность. Для придания торжественности Тютчев употребляет архаизмы («земнородных», «сей», «мглами»). Основной художественный принцип, на котором построено стихотворение — антитеза, противопоставление дня и ночи.

Таким образом, в стихотворении утверждается, что мир, так же как и человеческая душа, имеет светлую и темную стороны. Это закон равновесия и гармонии в природе. День — светлое, доброе время, безопасное для человека. Ночью же становится темно, природа засыпает, а в человеке просыпаются древние инстинкты, пугающие его. Это время темноты и хаоса. Но всем известно, что ночь заканчивается, вслед за ней вновь приходит день, и ночные страхи уходят. Это непоколебимый закон мироздания, применимый как к природе, так и к человеческой душе.

Источник

«День и ночь», анализ стихотворения Тютчева

Одно из самых интересных произведений русской философской лирики, стихотворение «День и ночь» было написано Ф. Тютчевым в 1839 году. В том же году оно было опубликовано в журнале «Современник». Лирический фрагмент по жанру, стихотворение написано в романтическом стиле и относится к философской лирике.

Тютчев раскрывает в нем традиционную для романтической поэзии тему – противопоставление дня и ночи как символов двух полярных состояний человеческой души.

Поэт использует в стихотворении часто встречающуюся в его стихах двухчастную структуру, при которой стихотворение композиционно делится на два восьмистишия. Каждая строфа состоит из двух законченных предложений – четверостиший. Четырехстопный ямб и кольцевая рифмовка, при которой первая и четвертая строки имеют мужскую рифму, а вторая и третья строки оканчиваются женской рифмой, придают стихотворению одновременно и торжественную одическую интонацию, и ноты философского размышления.

В произведении ярко отражается дуальное понимание мира Тютчевым, для которого основу мироздания составляет борьба двух стихийных начал, рождающая мировой порядок и равновесие. Дуалистичность мира отражают в стихотворении два мотива – дневной радости и ночного ужаса. Основу композиции произведения составляет антитеза образа дня и образа ночи. Первая часть стихотворения посвящена дню. День изображается описательными оборотами, включающими эпитеты («покров златотканый», «блистательный покров»), разнообразными приложениями с использованием такого приема, как инверсия дополнений («земнородных оживленье», «души болящей исцеленье»). День характеризуется, как гармония со вселенной, душевный покой. Аллитерация «л» в первой строфе помогает создать образ гармонии, а «д» в начале строк подчеркивает жизнеутверждающее начало Дня, «друга человеков и богов».

Союз «но» в начале второй строфы знаменует центр стихотворения, его перелом. С наступлением ночи, делающей все тайное явным, в душе человека оживают беспомощность и страх перед порождением «ночной бездны» — хаосом. Ночь пробуждает в людях древние природные инстинкты. Инстинктивный страх перед бездонной темнотой зажигает в людях жизнь, заставляя их совершать немыслимые поступки ради жизни. «Роковой мир» ночи таинственен и непостижим, он древнее и сильнее дневного мира, мира земнородных и богов. Днем эта тайна и хаос отделены от человечества покровом, ночью бездна обнажается, «…и нет преград меж ей и нами».

Если в первой части стихотворения динамика отсутствует – нет ни одного глагола (единственное действие — «покров наброшен»), то описание ночи, напротив, насыщено глаголами, обозначающими активные действия (сорвав, отбрасывает, пришла, настала). Ночь активна, она сильнее дня. Энергичный, деятельностный характер образа ночи подчеркивается аллитерацией «р».

Поэт акцентирует основные образы стихотворения с помощью однокоренных слов и лексических повторов, обращения к архаизмам (земнородных, сей, мглами, духов, меж ей и нами). Произведение отличает богатая цветопись (златотканый, меркнет день). Восклицательные окончания обеих строф придают стихотворению декламационную, ораторскую интонацию.

Стихотворение «День и ночь», отражая чувства самого поэта, вмещает всю вселенную с ее гармонией и хаосом, бездной дня и бездной ночи.

Источник