Человек спасается достоинством по повести А И Солженицына Один день Ивана Денисовича
Человек спасается достоинством по повести А И Солженицына Один день Ивана Денисовича

Человек спасается достоинством по повести А И Солженицына Один день Ивана Денисовича

«Человек спасается достоинством» (по повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)

Под этими надписями – картинки о стройках, картинки о лагерях. Плакат о кол-ве репрессированных.

На центральной части доски:

— Таблица, на которую дети в конце урока прикрепляют ответы.

Цели для учителя:

Вызвать интерес к личности и творчеству писателя;

Показать необычный жизненный материал, взятый в основу повести;

Подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном Государстве, воспитывать чувство собственного достоинства.

Формировать умение создавать устное монологическое выступление;

Научить составлять синквейны;

Цели для учащихся:

Знать содержание рассказа ; На доске

Уметь находить языковые особенности данного текста;

Уметь анализировать текст.

Ход урока:

1.Организация класса – 1 минута.

2.Вступительное слово учителя: сообщается тема урока, обращается внимание на первый эпиграф. Наступили 50 -е годы. Все делалось для людей, для народа . Был восстановлен 8-ми часовой рабочий день, введены ежегодные отпуска, отменена карточная система, проведена денежная реформа .И благодарный народ не уставал прославлять святое имя Сталина , слагая о нем песни и стихи, снимая фильмы и живя по его заповедям .

Но была и другая жизнь, наглухо закрытая от посторонних, правда о которой шла к человеку очень долго. Ее удерживала колючая проволока, страх в душах наших отцов и дедов и чудовищно разросшаяся на всем информационном пространстве страны ложь. И совсем другие слова звучали в адрес «отца всех времен и народов».

Одни тебя малюют и возносят,

И молятся, и жаждут воскресить!

Другие же мордую и поносят,

Их не угомонить, не упросить.

Об этих других впервые в русской литературе открыто сказал Солженицын в рассказе «Один день Ивана Денисовича». Обратите внимание на эпиграф нашего урока.

Обратиться ко второму эпиграфу.

Так кто он, Александр Исаевич Солженицын?

Судьба распорядилась так, что ему суждено было пройти все круги «тюремного ада»: 8 лет лагерей и 3 года ссылки за письма с фронта другу, в которых он осуждал Ленина и Сталина.

В 1974 году жизнь приготовила еще один удар – он был насильственно выслан из страны, и это несмотря на то, что весь мир уже признал его писательский талант, удостоив в 1970 году Нобелевской премии.

В 55 лет Солженицын стал изгнанником, потому что посмел сказать правду о страшном сталинском времени, создать произведение о лагерной жизни. Впереди его ждали 20 лет тоски по Родине. И лишь только в 1994 году Солженицын вернулся на Родину, но сделал он это по-своему :55 дней двигался он с Дальнего Востока в Москву, пресек полстраны, чтобы окунуться в нашу жизнь.

Сегодня А.И. Солженицын – это человек, за плечами которого восемь десятков лет, годы, наполненные драматическими событиями, обретением мудрости. Сегодня – он один из самых титулованных писателей современности. Но это сегодня, а тогда, в шестидесятые, его отлучили от литературы, запретив печататься и изъяв все его книги из библиотек. А начало всему этому — рассказ «Один день Ивана Денисовича».

Какова же история создания этого произведения?

«Один день…» задуман автором на общих работах в Экибастузском Особом лагере зимой 1950-1951. Осуществлен в 1959 сперва как «Щ-854»(Один день одного зэка). После 22 съезда писатель впервые решился предложить что-то в открытую печать. Выбрал «Новый мир» Твардовского. Удалось передать самому Твардовскому при точных словах: « Лагерь глазами мужика, очень народная вещь». Прочитав, Твардовский тотчас же начал борьбу за издание. Наконец – «решение о напечатании рассказа принято на Политбюро в октябре 1969 года под личным давлением Хрущева».

-А теперь, когда Солженицын стал вторично доступен отечественному читателю, у нас есть возможность заново вникнуть в «Один день Ивана Денисовича».

Назовите двух главных героев в произведении . (Лагерь –Человек)

(Ели уч-ся не назовут, вопрос : один из них живой, реальный человек, а другой – образ –символ.)

-Я поделила вас на 2 группы:

Одна группа пытается на основе произведения показать, что лагерь делает с человеком, а другая- как человек остается Человеком.

Древнегреческий ученый Сократ говорил, что людей много, а найти человека среди них трудно.

Ребята, а что значит быть настоящим Человеком?

— В результате наших раздумий на уроке мы заполним таблицу (на доске).

Задание для групп.

1.Как убивает лагерь Человека в Человеке? (Ответ: волю, человеческое достоинство, способность размышлять и думать, стойкость духа, превращает в раба).

2. Составьте синквейн на тему: «Лагерь»

1.Как человек противостоит лагерю? (Ответ: обращаются друг к другу по имени отчеству, человеческие отношения, спасение в работе, жажда жизни, не садиться за стол в шапке).

2. Составьте синквейн на тему: «Человек»

Всем ходом нашей работы мы должны ответить на вопрос: Кто кого: Лагерь-Человека? Человек – Лагерь? (На доске).

Солженицын описал лагерный мир одни днем. Каким? Обратимся к концу текста. (Зачитать)

-Это оценка прошедшего дня Шуховым.

-А теперь прочитаем авторскую оценку:

«Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три». И от таких дней становится жутко.

Автор, герои повести, а вслед за ними и мы в Особом лагере для политических заключённых. Итак, январь 1951 года.

— С чего начинался день? Почему Шухов никогда не просыпал подъёма?

Побываем на кухне. ( Зачитать с.14-15: Сидеть в столовой холодно ). Как здесь лагерь побеждает человека, на что толкает?

— Выйдем на мороз и понаблюдаем эпизод досмотра. (Зачитать с.26-27: Но крикнул что-то Волковой… ) Смысл этого эпизода. (Нарушается закон, они не выносят прямого нравственного протеста).

Выйдем со 104 бригадой на работу. Обратим внимание, как лагерники относятся к работе.

Почему Солженицын так трогательно описывает работу Шухова? (Зачитать с.65:

( Цитата: «Работа – она как палка, конца в ней два: для людей делаешь – качество дай, для дурака делаешь – дай показуху.»

Чьими глазами мы увидели распорядок лагерной жизни? ( Шухов и автор).

— В чём заключается своеобразие повествования?

Давайте зачитаем отрывок на стр.14 «Работа – она как палка ….»

А лексика используется отвлечённая или конкретная? ( Конкретная. Автор описывает то, что видит, т. е. перед нами как будто кадры кинохроники).

Определите тип речи. (Повествование)

-Давайте найдём глаголы: бойко управлялся, протёр, бросил, натянул, выплеснул, наддал, надо поспеть, не попасться, ловить, сажать. Какой мотив в них звучит? (Спешки. Время зекам не принадлежит, день расписан по минутам)

Какие ещё особенности повествования использует автор? (Парцелляция, сравнения, лагерная лексика, автор находит место для выраз. средств языка).

Как сочетаются в языке Ивана Денисовича приметы крестьянского говорения и лагерный жаргон?

Найдите в тексте слова, которые можно было бы отнести к средствам языкового расширения. Какие способы словообразования использует автор? Сопоставьте эти слова с общеупотребительными синонимами. В чём смысловая ёмкость, богатство оттенков солженицынской лексики?

( Прокликаясь, плесь, плесь, окунумши, дохрястывают. Чаще автор использует традиционные способы словообразования, но необычное сочетание морфем делает слово исключительно лаконичным, выразительным, создаёт новые оттенки значения. Причём, это упрощённая лексика. Это помогает автору сблизить свою речь с речью малограмотного Шухова).

Источник



Урок 46. А.И.Солженицын. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Повесть «Один день Ивана Денисовича»

3. Временная и пространственная организация места «заключённого».

Сталинская эпоха – период в истории СССР, когда его руководителем фактически являлся И. В. Сталин. Начало этого периода обычно датируется интервалом между XIV съездом ВКП(б) и разгромом «правой оппозиции» в ВКП(б) (1926-1929 гг.).

Тоталитарный режим – (от фран. «totalitaire», лат. «totus» – весь, целый) – крайнее проявление авторитарного режима, при котором государство стремится к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом, используя при этом преимущественно принудительные средства воздействия.

Репрессии – наказание, карательная мера, применяемая государственными органами с целью защиты и сохранения существующего строя.

Зона (лагерь) – общее название мест лишения свободы.

Список литературы

1. Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 1. М.: Просвещение, 2015. — 415 с.

2. Солженицын А. И. Один день Ивана Денисовича: рассказы 60-х. СПб.: Азбука-классика, 2006. — 349 с.

1. Голубков М. М. Александр Солженицын: в помощь преподавателям, старшеклассникам, абитуриентам. М.: МГУ, 1999. — 112 с.

Онлайн-ресурсы:

1. Литература о жизни и творчестве писателя. Cайт, посвящённый Александру Исаевичу Солженицыну. URL: http://www.solzhenitsyn.ru/ (дата обращения: 24.08.2018)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Среди новых тем, появившихся в литературе 50-х годов во время хрущёвской «оттепели», выделяется «лагерная» тема. Сталинское правление осталось в истории как время репрессий и жестоких ограничений свободы личности, но об этом стало возможно говорить только после смерти «вождя народов».

Послевоенное время исследователи считают апогеем сталинизма, когда количество политзаключённых резко возрастает. Филолог Михаил Голубков пишет: «Солженицын – пророк в своём отечестве. Можно без преувеличения сказать, что это центральная фигура современной русской литературы… Читать Солженицына – большой труд… Его осмысление и понимание – одна из самых актуальных задач, стоящих и перед каждым думающим человеком, которому небезразлична национальная судьба, и перед обществом, ищущим национальной идеи…».

В своей Нобелевской лекции Александр Исаевич Солженицын размышляет о двух типах писателей ХХ века: «Один художник мнит себя творцом независимого духовного мира и взваливает на свои плечи акт творения этого мира… – но подламывается, ибо нагрузки такой не способен выдержать смертный гений; как и вообще человек, объявивший себя центром бытия… Другой знает над собой силу высшую и радостно работает маленьким подмастерьем под небом Бога, хотя ещё строже его ответственность за всё написанное, нарисованное, за воспринимающие души». Себя как художника он относит, безусловно, ко второму типу, что и определяет целиком его творческую позицию.

Одним из первых произведений в творческой биографии Солженицына становится повесть «Один день Ивана Денисовича», напечатанная в журнале «Новый мир». Автор дебютирует в солидном возрасте – в 1962 году ему было 44 года – и сразу заявляет о себе как зрелый, самостоятельный мастер. «Ничего подобного давно не читал. Хороший, чистый, большой талант. Ни капли фальши…» – это самое первое впечатление Александра Твардовского, который прочитал произведение в рукописи.

Повесть «Один день Ивана Денисовича» привлекает внимание читателей не только новизной материала, но и своим художественным совершенством. «Вам удалось найти исключительно сильную форму», – пишет Солженицыну Шаламов. Сам автор относил своё произведение к жанру рассказа. Жанровое обозначение «повесть» появилось по предложению Твардовского, который хотел придать рассказу «больше весу». Повесть полностью соответствует основному эстетическому требованию Солженицына: выражать правду жизни во всей её полноте.

Авторский замысел родился в 1952 году в Экибастузском Особлаге: «Просто был такой лагерный день, тяжёлая работа, я таскал носилки с напарником и подумал: как нужно бы описать весь лагерный мир – одним днём… достаточно в одном дне собрать как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра до вечера. И будет всё». Первоначальное название рассказа – «Щ – 854». Твардовский скажет: «Описан один день, но о тюрьме сказано всё».

В своём произведении Солженицын воссоздаёт подробности лагерного быта: мы видим, что и как едят «заключённые», что курят, где достают это, как спят, во что одеваются, где работают, как говорят между собой и как с начальством, что думают о воле, чего сильнее всего боятся и на что надеются.

По признанию автора, «образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с ним в советско-германскую войну (и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и личного опыта автора в Особом лагере каменщиком. Остальные лица – все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями». Рассказывая о лагере и о лагерниках, Солженицын пишет не о том, как там страдали, а о том, как удавалось выжить, сохранив себя как людей. Шухову навсегда запомнились слова первого его бригадира, старого лагерного волка Кузёмина: «В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется, да кто к куму ходит стучать».

Читайте также:  Ржачные картинки с днем рождения оля

В произведении есть лица, о которых автор рассказывает с большой симпатией: это бригадир Тюрин, Шухов, латыш Кильдигс, Сенька Клёвшин. Писатель выделяет ещё одного героя, не названного по имени. Всего полстраницы занимает рассказ о «высоком молчаливом старике»: «Лицо его вымотано было, но не до слабости фитиля – инвалида, а до камня тёсаного, тёмного. И по рукам, большим, в трещинах и черноте, видать было, что не много выпало ему за все годы отсиживаться придурком». «Придурки» – лагерные «аристократы» – лакеи: дневальные по бараку, десятник Дэр, «наблюдатель» Шкуропатенко.

Судьбы героев повести убеждают, что историю тоталитаризма Солженицын вёл не с 1937 года, а с первых послеоктябрьских лет. Об этом говорят лагерные сроки «заключённых». Безымянный «высокий молчаливый старик» сидит с первых советских лет. Первый бригадир Шухов – Кузёмин был арестован в «год великого перелома», а последний – Тюрин – в 1933, в «год победы колхозного строя». Наградой за мужество в немецком плену стал десятилетний срок для Сеньки Клёвшина… Думая о них, Солженицын начал работу над главной своей книгой «Архипелаг ГУЛАГ».

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

Филворд — английский кроссворд

Найдите слова в филворде.

1. Из-за какой болезни у Ивана Денисовича выпали зубы?

2. Кто являлся безвольным, ненадёжным, трусоватым, не умел постоять за себя?

3. С каким словом отождествляется в произведении понятие «день»?

4. О ком идёт речь: «он не был шакал даже после восьми лет общих работ − и чем дальше, тем больше утверждался»; «на подлость, на предательство он не пошёл бы и под страхом смерти»;

5. Часто получает из дома богатые посылки, и это даёт ему возможность хорошо устроиться в лагере;

6. Эти герои высокие, худощавые, даже внешне похожи друг на друга, как братья.

Источник

Конспект урока по рассказу А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

Урок изучения нового материала по рассказу А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

Изучение «Одного дня…» позволяет показать, какова роль художественной литературы в процессе открытия трагических страниц отечественной истории XX в.

Цели и задачи урока:

познакомить с историей создания рассказа «Один день Ивана Денисовича», его жанровыми и композиционными особенностями, художественно-выразительными средствами, героем произведения;

отметить особенности художественного мастерства писателя;

рассмотреть отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев;

Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича»

Историческая справка: жертвами террора с 1947-1953 годы (данные во всех источниках приводятся по материалам, собранным А.И.Солженицыным) стали от 5,5 до 6,5 млн. человек.

1. История создания и публикации, жанр произведения.

«Один день «задуман автором на общих работах в Экибастузском Особом лагере зимой 1950-51 года. Осуществлён в 1959 сначала как «Щ — 854 (Один день одного зека)» (щ-854 — лагерный номер самого писателя). После XXII съезда писатель впервые решился предложить что-то в открытую печать, выбрал «Новый мир» А.Твардовского. Добиться опубликования было непросто.

Замысел автор объясняет так:

«Как это родилось? Просто был такой лагерный день, тяжёлая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно описать весь лагерный мир — одним днём. Конечно, можно описать свои 10 лет лагеря, там, всю историю лагерей, а достаточно в одном дне собрать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра до вечера. И будет всё.

Это родилась у меня мысль в 52-м году. В лагере. Ну, конечно, тогда было безумно об этом думать. А потом прошли годы. И вот в 59-м году думаю: кажется, я уже мог сейчас эту идею применить. Семь лет она лежала просто. Попробую-ка я написать один день одного зека. Сел — и как полилось! Со страшным напряжением! Потому что в тебе концентрируется сразу много этих дней. И только чтоб чего-нибудь не пропустить, я невероятно быстро написал «Один день:»

Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором в советско-германскую войну (и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и личного опыта автора в особом лагере каменщиком.

Жанр рассказа привлекал писателя, так как в малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение — работать над малой формой, потому что в ней можно «оттачивать грани с большим наслаждением для себя».

Публикация «Одного дня Ивана Денисовича» воспринималась как Событие.

2. Определить тему, основную мысль, раскрыть сюжет рассказа.

«Один день Ивана Денисовича» — это не только портрет одного дня нашей истории, это книга о сопротивлении человеческого духа лагерному насилию.

3. Главный герой рассказа.

1. Предлагерная биография. Коротко опишите её.

Работал и жил Шухов в деревне Темгенёво, был женат, имел двоих детей. Но началась Великая Отечественная война, и он стал солдатом. «А было вот как: в феврале сорок второго года на Северо- Западном окружили их армию всю. И так их помалу немцы по ле сам ловили и брали. Шухов в плену побыл пару дней». Чудом к своим попал, а его обвинили в измене Родине — и за решетку. Шухов выполнял задание немецкой разведки. «Какое же задание — ни Шухов сам не мог придумать, ни следователь. Так и оставили просто — задание».

2. Что ожидало героя повести, если бы он не подписал «дело»?

«Не подпишешь — бушлат деревянный, подпишешь — хоть по живешь еще малость. Подписал».

Шухов выбрал жизнь, подписав документы против самого се бя. Хоть лагерную, мучительную и трудную, но все-таки жизнь.

3. Что же это за жизнь в лагере? Как ведет себя Иван Денисо вич? Понаблюдаем за лагерной действительностью.

Шухов осужден на восемь лет лагерей. В пять часов утра просыпается лагерь. Холодный барак, в котором лампочка «горела не каждая, где на полусотне клопяных вагонок, спало двести чело век».

Кухня. Едят зэки больше в шапках свою скудную баланду. «Самое сытое время лагернику — июнь: всякий овощ кончается, и заменяют крупой. Самое худое время — июль: крапиву в котел се кут». Иногда дают кашу из магары. «Магара не то что холодная — она и горячая ни вкуса, ни сытости не оставляет: трава и трава, только желтая, под вид пшена. Каша не каша, а идет за кашу. »

На улице мороз, прихватывающий дыхание. А бригада Тюрина (в которой и Шухов) собирается на работу. Бесконечные про верки и досмотры.

Иван Денисович Шухов — мастер на все руки. Он и камен щик, и резчик толя, и печник. Работает с азартом, не чувствуя моро за. Вот как автор описывает заключенного: «Мастерком захватывает Шухов дымящийся раствор. Раствора бросает он ровно столько, сколько под один шлакоблок. И хватает с кучки шлакоблок (но с осторожкою хватает — не продрать бы рукавицу, шлакоблоки дерут больно). И еще раствор мастерком разровняв, — шлеп туда шлако блок. И уж он схвачен, примерз.

Но они [заключенные] ни на миг не останавливались и гнали кладку дальше и дальше. »

Шухов не просто живет (лишь бы выжить), а так, чтобы сохранить уважение к себе. Не доносит на солагерников, не унижается из-за табака, не вылизывает чужие тарелки. Бережет хлеб, носит его в специальном карманчике.

4. Какие черты характера ценит в Иване Денисовиче автор? А вы?

Его характер открывается в целой череде небольших эпизодов.

Главный герой повести, пройдя через испытания, сумел со хранить заложенные в его характере, свойственные русскому мужи ку черты: совестливость, трудолюбие, человеческое достоинство.

Иван Денисович Шухов прежде всего крестьянин, ему свойственны рассудительность, обстоятельность в мыслях, он несуетен, въедлив в мелочи жизни; знает, что именно из них жизнь и состоит; находчив, рассудителен, никогда не теряет человеческого достоинства.

4. Как изображены автором другие герои из народа? За что они осуждены?

Сенька Клевшин. Попал в плен, бежал три раза, но его «излавливали». Даже в Бухенвальде «чудом смерть обминул, теперь отбы вает срок тихо».

Коля Вдовушкин. Бывший студент литературного факуль тета.

Баптист Алешка.

Бригадир Тюрин.

Капитан Буйновский.

Кинорежиссер Цезарь Маркович.

Шестнадцатилетний юноша Гопчик.

В «Одном дне…» есть лица, о которых автор рассказывает с большой симпатией: это бригадир Тюрин, Шухов, кавторанг Буйновский, латыш Кильдигс, Сенька Клевшин. Писатель выделяет еще одного героя, не названного по имени. Всего полстраницы занимает рассказ о «высоком молчаливом старике». Сидел он по тюрьмам и лагерям несчетное число лет, и ни одна амнистия его не коснулась. Но себя не потерял. «Лицо его вымотано было, но не до слабости фитиля-инвалида, а до камня тесаного, темного. И по рукам, большим, в трещинах и черноте, видать было, что не много выпало ему за все годы отсиживаться придурком».

«Придурки» — лагерные «аристократы» — лакеи: дневальные по бараку, десятник Дэр, «наблюдатель» Шкуропатенко, парикмахер, бухгалтер, один из КВЧ — «первые сволочи, сидевшие в зоне, людей этих работяги считали ниже дерьма».

Как видим, в авторских характеристиках, коротких, скупых, очень сильно выражен нравственный аспект. Он особенно заметен в сценах-столкновениях: Буйновский — Волковой, бригадир — Тюрин — десятник Дэр. Важное значение имеют и коротенькие эпизоды, раскрывающие взаимоотношения зеков: Шухов — Цезарь, Шухов — Сенька Клевшин. К лучшим страницам повести нужно отнести те эпизоды, которые показывают 104-ю бригаду в работе.

5. Что же такое лагерь у Солженицына в этом рассказе? Как в нём человеку жить и выжить?

Каторжный лагерь взят у Солженицына не как исключение, а как порядок жизни.

Человеку можно, собравшись с силами, сразиться с обстоятельствами. Выжить можно, лишь сопротивляясь лагерному порядку принудительного насильственного вымирания. Лагерь создан ради убийства, нацелен на погубление в человеке его главного — внутреннего мира: мысли, совести, памяти. «Здешняя жизнь трепала его от подъёма до отбоя, не оставляя праздных воспоминаний: И вспоминать деревню Темгенёво и избу родную ещё меньше было ему поводов».

Лагерный закон: «Подохни ты сегодня — я завтра» Это общее «руководство жизнью» ставит человека по ту сторону добра и зла. Не допустить себя до этого, если ты хочешь называться Человеком — вот задача Шухова.

6. Вопрос к учащимся всего класса: что спасает человека в этой бесчеловечной жизни?

1) Спасает причастность к сообществу людей. Здесь это бригада, аналог семьи в вольной жизни.

2) Спасает труд (перечитывается эпизод кладки стены на объекте: «Работу он правил лихо, но вовсе не думая:»). Иван Денисович вернул и себе, и другим — пусть ненадолго! — ощущение чистоты и даже святости труда. Вся сцена кладки — это сцена раскрепощения человека, так как перестали страшиться, даже забыли про охрану.

(Восемь лет (а дали Шухову десять) мыкается Иван Денисович по лагерям, но сохраняет своё человеческое достоинство, даже в не в человеческих условиях «себя не роняет»:

не унижается из-за сигареты;

не вылизывает тарелки;

не доносит на товарищей ради улучшения своей участи.

Шухов, как любой трудолюбивый крестьянин, уважает хлеб (носит его в специальном карманчике, в чистой тряпочке). Когда ест – снимает шапку. Он всегда всё зарабатывает честным трудом, поэтому он не в состоянии понять, как можно брать большие деньги за халтуру (это мы узнаём из письма, присланного ему из дома).

Почему он запрещает жене собирать ему в лагерь посылки?

Потому что, уже мы можем сделать вывод, совестливость, нежелание жить за чужой счёт, причинить кому-то неудобство – вот характерные черты этого человека. Иван Денисович живёт по закону человеческому, даже находясь в Особом лагере: «На чужое добро брюха не распяливай». Шухов никогда не симулирует болезни, а заболев всерьёз, чувствует себя виноватым: «Вот что… Николай Семёнович…я вроде это…болен». Иван Денисович привык к труду, как все крестьяне, он и каменщик, и печник, и сапожник, и резчик толя: «Кто два дела руками знает, тот ещё и десять подхватит». Он очень бережлив, запаслив. В условиях неволи бережёт и прячет мастерок, в его руках обломок полотна пилы превращается в сапожный нож.

Читайте также:  Режим дня пациента терапевтического отделения

Отсюда можно сделать вывод, что мужицкий хозяйственный ум не может смириться с переводом добра. Нельзя, чтоб добро зря пропадало. Даже в неволе его охватывает азарт работы: «Мастерски захватывает Шухов дымящийся раствор…, он сейчас и брата родного по трапу с носилками загонял бы».

Рассказывая о лагере и лагерниках, Солженицын пишет не о том, как там страдали, а о том, как удавалось выжить, сохранив себя как людей. Шухову навсегда запомнились слова первого его бригадира, старого лагерного волка Куземина: «В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется, да кто к куму ходит стучать».

7. Только ли жизнь в лагерной зоне составляет тематическое содержание рассказа? Какие его фрагменты свидетельствуют о большей широте тематики?

1) Современная жизнь деревни;

2) воспоминания о деревне;

3) подробности советской истории в связи с судьбами солагерников (в судьбе бригадира Тюрина отразились последствия коллективизации в стране).

8. Назовём счастливые события жизни героя этого дня:

— замешкался на подъёме — в карцер не посадили;

— бригаду не выгнали в чистое поле на мороз от самих себя проволоку натягивать;

— в обед удалось «закосить» кашу;

— бригадир хорошо закрыл процентовку, следовательно, следующие пять дней будут «сытыми» бригадники;

— нашёл кусок ножёвки, забыл про неё, но на «шмоне» не попался;

— подработал вечером на Цезаря и табачку купил;

— и не заболел, перемогся.

«Ничем не омрачённый», счастливый день простого советского зека Шухова И.Д. «Прошёл день, ничем не омрачённый, почти счастливый». «Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов — три дня лишних набавлялось:»

9. Почему автор показал нам «счастливый» лагерный день?

Думается потому, что главная цель автора — показать русский народный характер в различных обстоятельствах, показать через событие, цепь событий — личность. Лагерь и есть такое «событие». А личность — Иван Денисович Шухов.

10. Вывод по анализу рассказа.

Каков же герой рассказа?

«Иван Денисович Шухов, русский мужик, смекалистый, деликатный, работящий, в ком жестокая эпоха культивирования зависти, злобы и доносов не убила той порядочности, той нравственной основы, что прочно живёт в народе, не позволяя никогда в глубине души путать добро и зло, честь и бесчестье, сколько бы к этому ни звали, — во имя чего, во имя какого социального эксперимента, какой игры ума и фантазии — оторван от семьи, от земли и брошен в огромный барак, населённый другими номерами. (А.Латынина).

Лагерная жизнь, как она ни регламентирована, предлагала зэкам выбор: были палачи и надзиратели, придурки и осведомители, доходяги и просто сырые зэки.

? Что же выбрал Шухов?

Тихо и незаметно для всех стал праведником.

Каждый день и час приходилось выбирать между добром и злом, силой и слабостью, достоинством и унижением.

Источник

Практикум по рассказу «Один день Ивана Денисовича».

1. Александр Солженицын пишет: «В малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение, работать над малой формой. Потому что в маленькой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя».

2. Получилось ли у Солженицына «много поместить» в рассказе «Один день Ивана Денисовича»? Приведите примеры из текста.

3. Критик С.Д. Артамонов писал (1963) об «Одном дне Ивана Денисовича»: «сюжета нет. Никаких атрибутов повествовательных жанров: завязки, кульминации, развязки – ничего этого нет. Просто жизнь за один день, с подъема до отбоя, дела, — маленькие, прямо-таки мизерные, — заботы, опасения, волнения, — но нельзя оторваться, и все кажется значительным».

4. Действительно ли в рассказе «Один день Ивана Денисовича» «сюжета нет»?

5. Какие «атрибуты» выполняют роль завязки, кульминации, развязки?

6. Какое жанровое определение – рассказ или повесть – больше соответствует «Ивану Денисовичу»?

7. Александр Солженицын объясняет замысел «Одного дня Ивана Денисовича» так: «Как это родилось? Просто такой лагерный день, тяжелая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно было описать весь лагерный мир – одним днем. Конечно, можно описать вот свои десять лет лагеря, там всю историю лагерей, — а достаточно в одном дне все собрать, как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра и до вечера. И будет все».

Определите за счет каких изобразительных и выразительных средств удается «одним днем» описать «весь лагерный день»?

8. Как создается образ главного героя – среднего, ничем не примечательного человека?

9. «Мал с виду Иван Денисович, робок, услужлив. Но не обманитесь. Не слишком-то полагайтесь на первое впечатление. Спросите лучше у Солженицына, он его очень хорошо знает. Он вам покажет в этом человеке многое такое, что наполнит ваше сердце гордостью не только за обаятельного героя повести, но и за человека русского, за человека советского». (С.Д.Артомонов)

Как писатель создает образ «обаятельного героя»? В чем его обаяние? Есть ли в образе Ивана Денисовича то, что наполняет «сердце гордостью» за человека?

10. Подумайте и запишите, каков культурный уровень Ивана Денисовича? Какие стороны характера, особенности поведения свидетельствуют о том, что это «невысокая ступень культуры»?

11. В чем главное отличие Ивана Денисовича от Цезаря Марковича?

12. Как раскрывает писатель «черты безрелигиозности в широком смысле слова», характерные для главного героя рассказа?

13. Можно ли видеть в Иване Денисовиче черты патриархального русского человека, или, наоборот, в этой патриархальности ему отказывать?

14. А.Солженицын рассказывал, что «Один день Ивана Денисовича» «задуман автором на общих работах в Экибастузском Особом лагере зимой 1959/61 гг. Осуществлен в 1959г. сперва как «Щ-854-(Один день одного зэка)», более острый политически.

Сравните первоначальное название рассказа с окончательным. Какое из названий показалось вам более подходящим? Почему?

15. Писатель Борис Балтер, обсуждая рассказ Солженицына, говорил: «Я не люблю его героя. Трагедию времени воплощает не он, а кавторанг. Иван Денисович принял правила игры здесь, в лагере, как принял когда-то колхозы. Посади его на вышку – он будет стрелять из пулемета. Он соблюдает правила игры, навязанной ему».

Как вы считаете, принял ли Иван Денисович «правила игры», а поэтому: «посади его на вышку – он будет стрелять из пулемета»?

16. «Солженицын прибегает в «Одном дне Ивана Денисовича» к тем художественным средствам, которым пользуется Евангелие, «Слово о полку Игореве», великие эпические памятнике мировой поэзии. Не случайно в начале повести мы встречаем цитату из Нового Завета. ». (Г.М.Фридлендер). Какова роль цитаты из Нового Завета, о которой пишет критик?

17. «Да, конечно, в повести есть жаргонные словечки. – но без них не получилось бы картины, они были в лагерном быту, их нельзя было обойти в «летописи» событий даже одного дня.

Но язык повести богат и иными словами – яркими, сочными, красочными». (С.А.Артомонов).

Приведите примеры «ярких», «сочных» и «красочных» слов, которыми «богат» рассказ.

18. Рассказ «Матренин двор».Определите тему рассказа.

19. Как раскрывается характер героини в рассказе?

20. Как вы считаете, олицетворяет ли Фаддей злое начало в рассказе?

21. В какое время происходит действие рассказа? Что вы знаете об этом времени?

22. Каким вы увидели человека, от лица которого ведется рассказ «Матренин двор»?

23. Почему герой остался жить все-таки в избе Матрены?

24. Почему односельчане считают, что смерть детей Матрены вызвана «порчей»? Связана ли она с давней угрозой Фаддея убить Матрену за то, что та не стала его женой?

25. Как вы поняли символические детали рассказа: потерю Матреной котелка со святой водой; советский плакат с изображением грубой красавицы, висящий в избе Матрены?

26. В заключительных строках рассказах звучит фраза: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Кажется ли вам облик Матрены святым?

27. Как прозвучала в произведении тема божьей кары?

28. Как вы относитесь к тому, что сегодня происходит в деревне?

29. Творческая работа. Сочинение. Образ праведника в произведениях Солженицына.

Авторская песня.

Булат Шалвович Окуджава.

1. Напишите очерк, посвященный биографии Окуджавы.

2. Прочитайте «Песенку о Леньке Королеве».

Во дворе, где каждый вечер всё играла радиола,

где пары танцевали, пыля,

вce ребята уважали очень Леньку Королёва

и присвоили ему званье Короля.

Был Король как король, всемогущ. И если другу

станет худо и вообще не повезет,

он протянет ему свою царственную руку,

свою верную руку, — и спасет.

Но однажды, когда "мессершмитты", как вороны,

Разорвали на рассвете тишину,

наш Король, как король, он кепчонку, как корону,

набекрень, и пошел на войну.

Вновь играет радиола, снова солнце в зените,

да некому оплакать его жизнь,

потому что тот Король был один (уж извините),

королевой не успел обзавестись.

Но куда бы я ни шел, пусть какая ни забота

(по делам или так, погулять),

всё мне чудится, что вот за ближайшим поворотом

Короля повстречаю опять.

Потому что на войне, хоть и правда стреляют,

не для Леньки сырая земля,

потому что (виноват), но я Москвы не представляю

Без такого, как он, короля.

Обратите внимание, что в тексте нет описания войны, сражений. Война как бы выпала из песни. Почему?

3. Сам Окуджава сказал: «Все мои стихи и песни не столько о войне, сколько против нее». Вспомните другие стихи Окуджавы на эту тему. (устно)

4. Выучите наизусть стихотворение «До свиданья, мальчики!».

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

стали тихими наши дворы,

наши мальчики головы подняли –

повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили

и ушли, за солдатом — солдат.

До свидания, мальчики!

постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

не жалейте ни пуль, ни гранат

и себя не щадите,

постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

вместо свадеб — разлуки и дым,

наши девочки платьица белые

раздарили сестренкам своим.

Сапоги — ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон.

Вы наплюйте на сплетников, девочки.

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

что идете войной наугад.

До свидания, девочки!

постарайтесь вернуться назад.

5. Подготовьте выразительное чтение стихотворения «Полночный троллейбус».

Когда мне невмочь пересилить беду,

когда подступает отчаянье,

я в синий троллейбус сажусь на ходу,

Полночный троллейбус, по улице мчи,

верши по бульварам круженье,

чтоб всех подобрать, потерпевших в ночи

Полночный троллейбус, мне дверь отвори!

Я знаю, как в зябкую полночь

твои пассажиры — матросы твои —

Я с ними не раз уходил от беды,

я к ним прикасался плечами.

Как много, представьте себе, доброты

Полночный троллейбус плывет по Москве,

Москва, как река, затухает,

и боль, что скворчонком стучала в виске,

Как бы вы определили жанр этого произведения?

6. Какие признаки этого жанра вы заметили?

7. Подумайте и запишите, какие произведения, образы приходят на память в связи с «Полночным троллейбусом»?

Читайте также:  Безопасность заслуга детей Юные инспекторы движения отмечают годовщину

Источник

Конспект урока по повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

Образовательная: организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях.

Развивающая: содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; содействовать развитию у школьников монологической и диалогической речи, умения ставить цель и планировать свою деятельность.

Воспитательная: способствовать формированию способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, гражданской позиции;

осознанию ответственности за свой выбор; уважение к правам и свободам человека.

Оборудование:

1. выставка книг о ГУЛАГ(е) и политических репрессиях,

2. фрагмент фильма Анатолия Прошкина «Холодное лето 53 года»,

3. компьютерная презентация.

1. Вступительное слово учителя.

Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа и его руководителей за настоящее и будущее страны нашла широкое отражение в литературе XX века. Первым среди писателей, сказавших правду о сталинизме, был Александр Исаевич Солженицын. Его повесть «Один день, хотя писатель настаивал на ином определении жанра – рассказ, — первый опыт художественного осмысления темы сталинских репрессий, эта повесть впервые открыла один из многочисленных островков архипелага ГУЛАГ.

Александр Исаевич Солженицын, лауреат Нобелевской премии, а в 2006 году Государственной премии за «выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности», во время войны капитан советской армии, орденоносец, физик и математик по образованию, человек, которого постигла суровая судьба изгнанника и узника сталинского ГУЛАГА

Газета «Правда» от 14 февраля 1974 года опубликовала сообщение ТАСС

Указом Президиума Верховного Совета СССР за систематическое совершение действий, не совместимых с принадлежностью к гражданству СССР и наносящих ущерб Союзу Советских Социалистических Республик, лишён гражданства СССР и выдворен за пределы Советского Союза Солженицын А.И.

В мае 1994 года Солженицын вернулся в Россию, потому что в этом был уверен всегда: «Я ещё вернусь туда, не только книги мои вернутся, а я живым туда вернусь: Почему-то мне кажется, что я умру у себя на родине». Но, собственно, писатель никогда не прерывал связи с Родиной, живя в Америке, наблюдал за всем, что происходит в нашей стране и давал оценку этим событиям.

Летом 2008 года Россия понесла большую утрату: умер писатель-гражданин, горячо и преданно любящий свою Родину, болеющий за неё всей душой; человек с чётко выраженной жизненной позицией, идущий до конца в отстаивании своих нравственных принципов; стойкий, мужественный человек.

Солженицын был ошельмован и выслан за пределы нашей страны вопреки здравому смыслу и справедливости.

А.И. Солженицын в своих произведениях призывает живущих не предавать забвению замученных в лагерях и заклеймить тех, кто был пособником вершителей репрессий. Писатель пишет жестко, едко. Нельзя не признать, что во многом он прав. Его книги учат многому, но особенно любить правду и людей.

Давайте послушаем, что говорит сам писатель, в чём он видит свою задачу. Его роль сыграет сегодня Никита Папин.

«Я считаю, что задачи литературы и по отношению к обществу, и по отношению к отдельному человеку не в том заключаются, чтобы скрывать от него правду, смягчать её, а говорить истинно то, как оно есть: Задачи писателя касаются тайн человеческого сердца и совести, столкновения жизни и смерти, преодоления душевного горя и тех законов протяжённого человечества, которые зародились в незапамятной глуби тысячелетий и прекратятся лишь тогда, когда погаснет солнце.

Литература не может развиваться в категориях «пропустят — не пропустят». Литература, которая не есть воздух современного ей общества, которая не смеет передать обществу свою боль и тревогу, в нужную пору предупредить о грозящих нравственных и социальных опасностях, не заслуживает даже названия литературы.

Никому не перегородить путей правды, и за движение её я готов принять и смерть. Но, может быть, многие уроки научат нас, наконец, не останавливать пера писателя при жизни. Это ещё ни разу не украсило нашей истории»

Вот позиция Писателя.

2. Демонстрация кинофрагмента из фильма Анатолия Прошкина «Холодное лето 53 года»

По рассказу «Один день Ивана Денисовича» в Норвегии снимался фильм. В российском кинематографе создан художественный фильм «Холодное лето 53 года», несколько кадров которого помогут перенестись в атмосферу тех лет.

Кинофрагмент из фильма Анатолия Прошкина «Холодное лето 53 года»

Судьбы героев этого фильма типичны, во многом перекликаются с судьбами героев повести «Один день Ивана Денисовича».

Солженицын отразил трагические конфликты истории, но своей повестью показал, как в условиях фактической несвободы человек может остаться свободным? Что позволяет человеку выжить в нечеловеческих условиях?

История создания и публикации, жанр произведения.

Замысел повести автор объясняет так:

«Как это родилось? Просто был такой лагерный день, тяжёлая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно описать весь лагерный мир — одним днём. Конечно, можно описать свои 10 лет лагеря, там, всю историю лагерей, а достаточно в одном дне собрать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра до вечера. И будет всё.

Эта мысль родилась у меня в 52-м году. В лагере. Ну, конечно, тогда было безумно об этом думать. А потом прошли годы. И вот в 59-м году думаю: кажется, я уже мог сейчас эту идею применить. Семь лет она лежала просто. Попробую-ка я написать один день одного зека. Сел — и как полилось! Со страшным напряжением! Потому что в тебе концентрируется сразу много этих дней. И только чтоб чего-нибудь не пропустить, я невероятно быстро написал «Один день…»

История создания рассказа.

«Один день «задуман автором на общих работах в Экибастузском Особом лагере в начале 50-ых годов и осуществлён в 1959 сначала как «Щ — 854 (Один день одного зека)». После XXII съезда писатель впервые решился предложить что-то в открытую печать, выбрал «Новый мир» А.Твардовского. Добиться опубликования было непросто. Редактор предложил изменить название повести, и она вышла с названием «Один день Ивана Денисовича»

Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором и никогда не сидевшего, и личного опыта автора в особом лагере каменщиком.

— Как вы думаете почему? (Такое название – свидетельство массовости арестов, поэтому Твардовский предложил изменить название рассказа)

3.Анализ рассказа:

— Кто такой герой Солженицына, Иван Денисович? Восстановите его прошлое. Как он попал в лагерь?

Герой – Иван Денисович Шухов – один из многих, попавших в сталинскую мясорубку, ставших безликими «номерами». В 1941 году он, постой человек, крестьянин, честно воевавший, оказался в окружении, потом в плену. Бежав из плена, Иван Денисович попадает в советскую контрразведку. Единственный шанс остаться в живых – это подписать признание в том, что он шпион. Абсурдность происходящего и подчеркивается тем, что даже следователь не может придумать, какое же задание было дано «шпиону». Так и написали, просто «задание». «В контрразведке били Шухова много. И расчет был у Шухова простой: не подпишешь — бушлат деревянный, подпишешь – хоть поживешь еще малость. Подписал». И Шухов оказывается в лагере.

Солженицын говорил, что образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с ним в советско-германскую войну (и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и личного опыта в Особом лагере. Остальные лица – все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями.

Иван Денисович Шухов прежде всего крестьянин, ему свойственны рассудительность, обстоятельность в мыслях, он несуетен, въедлив в мелочи жизни; знает, что именно из них жизнь и состоит; находчив, рассудителен, никогда не теряет человеческого достоинства.

Его характер открывается в целой череде небольших эпизодов.

Возможно, не случайно имя «Иван» Иоанн древнееврейского происхождения, означающее ` (Бог) смилостивился, помиловал.

Что же такое лагерь у Солженицына в этом рассказе? Как в нём человеку жить и выжить? Какова логика компоновки персонажей?

Каторжный лагерь взят у Солженицына не как исключение, а как порядок жизни.

Человеку можно, собравшись с силами, сразиться с обстоятельствами. Выжить можно, лишь сопротивляясь лагерному порядку принудительного насильственного вымирания. И весь сюжет, если всмотреться, это сюжет непротивления живого — неживому, Человека — Лагерю. Лагерь создан ради убийства, нацелен на погубление в человеке его главного — внутреннего мира: мысли, совести, памяти. «Здешняя жизнь трепала его от подъёма до отбоя, не оставляя праздных воспоминаний: И вспоминать деревню Темгенёво и избу родную ещё меньше было ему поводов».

Лагерный закон: «Подохни ты сегодня — я завтра» Это общее «руководство жизнью» ставит человека по ту сторону добра и зла. Не допустить себя до этого, если ты хочешь называться Человеком — вот задача Шухова.

— Что спасает человека в этой бесчеловечной жизни?

1) Спасает причастность к сообществу людей. Здесь это бригада, аналог семьи в вольной жизни.

2) Спасает труд (перечитывается эпизод кладки стены на объекте: «Работу он правил лихо, но вовсе не думая:»). Иван Денисович вернул и себе, и другим — пусть ненадолго! — ощущение чистоты и даже святости труда. Вся сцена кладки — это сцена раскрепощения

человека, так как перестали страшиться, даже забыли про охрану.

Шухов живет в согласии с собой. «Природность» И.Д. связана с высокой нравственностью героя. Шухову доверяют, потому что знают: честен, порядочен. По совести живет. Работает добросовестно, как на воле, у себя в колхозе. Работая, он ощущает прилив энергии и сил. Труд – это жизнь для Шухова. Уклад крестьянской жизни, ее вековые законы оказались сильнее. Здравый смысл и трезвый взгляд на жизнь помогают ему выстоять.

— Найти эпитет к слову «день», вынесенному в название рассказа. Прочитаем финал повести.

«Почти счастливый день», — думает Иван Денисович Шухов в конце прожитого им дня. Назовём счастливые события жизни героя этого дня:

— замешкался на подъёме — в карцер не посадили;

— бригаду не выгнали в чистое поле на мороз от самих себя проволоку натягивать;

— в обед удалось «закосить» кашу;

— бригадир хорошо закрыл процентовку, следовательно, следующие пять дней будут «сытыми» бригадники;

— нашёл кусок ножовки, забыл про неё, но на «шмоне» не попался;

— подработал вечером на Цезаря и табачку купил;

— и не заболел, перемогся.

Потому, что в этот день не произошло ничего, что ухудшило бы положение героя в лагере, наоборот, даже удача сопутствовала ему:

«Ничем не омрачённый», счастливый день простого советского зека Шухова И.Д. «Прошёл день, ничем не омрачённый, почти счастливый». «Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов — три дня лишних набавлялось».

Каков же герой рассказа?

В лице «незлобивого», терпеливого И.Д. Солженицын воссоздал символический образ русского народа, способного перенести невиданные страдания, лишения, издевательства и при этом сохранить доброту к людям, человечность, снисходительность к человеческим слабостям и непримиримость к нравственным порокам.

Иван Денисович смекалист, деловит, работящ, сохранил в себе доброту и человечность, но вместе с тем лагерь воспитывал в заключённых желание идти в обход («люди не теряются: в обход идут и тем живы»), словчить, приспособиться. Это тот отрицательный опыт, который бывшие заключённые принесли в жизнь, и влияние его до сих пор ощутимо в обществе. Эта «перековка» привела к тому, что люди становились униженными, раздавленными, теряли своё человеческое лицо.

— Аня Вахитова готовится поступать на режиссёрский факультет. Я попросила её предложить свои режиссёрские решения по постановке фильма по этой повести.

(Чёрно-белые краски, но обязательно красное солнце, как цвет крови многочисленных жертв репрессий, кроме того только по солнцу заключённые ориентируются во времени. Много колючей проволоки, вышки, охранники с автоматами, фонари, тускло освещающие лагерь.)

Попробуйте дать ответ в 5-10 предложений

— Почему в заглавии произведения герой назван по имени и отчеству (Иван Денисович)?

Источник