Бдительная бессонница вс о Всенощном Бдении в православной церкви
Бдительная бессонница вс о Всенощном Бдении в православной церкви

Бдительная бессонница вс о Всенощном Бдении в православной церкви

«Бдительная бессонница» — всё о Всенощном Бдении в православной церкви

Погруженный в полумрак храм, горящие свечи, тихие песнопения, сосредоточенные лица молящихся – так выглядит одна из самых красивых и продолжительных церковных служб, имеющая древнее происхождение.

Что это за служба? Определение

Название службы показывает, что происходить она должна, очевидно, ночью. А термин «всенощная» говорит о продолжительности молитв – до рассвета. Греческое название службы «ἀγρυπνία» («агрипиния»), означающее одновременно «бессонницу» и «бдительность» говорит о том же самом.

Ночные моления в раннехристианской церкви

Действительно, традиция особенно усердно молиться во время ночи известна еще у первых христиан. Она восходит к Самому Господу. Евангелия повествуют о Его ночных молениях:

  • перед избранием на служение 12 учеников (Лк. 6:12);
  • накануне Преображения (Лк.9:28);
  • перед преданием иудеям в Гефсиманском саду (Мф.25:36).

Полезные материалы

Нередко молились по ночам Апостолы. Св. Лука рассказывает о том, как свв. Павел и Сила ночью в тюрьме «молясь, воспевали Бога; узники же слушали их» (Лк.16:25). Традиция ночных продолжительных молитв постепенно утвердилась среди верующих.

Правда, бдение от захождения солнца до рассвета совершалось первыми христианами только при особых случаях, например, накануне Пасхи Христовой. По большей же части моления заканчивались около полуночи.

Монашеская традиция

С утверждением христианства в Византии продолжительные молитвенные стояния стали уделом иноков, но не везде.

Известны 2 наиболее распространенных с VI-VIII вв. богослужебных устава монахов – Константинопольского монастыря прп. Феодора (обитель также называлась Студийской, по имени некогда основавшего ее сенатора) и обители св. Саввы Освященного близ Иерусалима.

По местам происхождения эти уставы назывались Студийским и Иерусалимским, и отношение к ночным молениям было у них разным:

  • монастырь прп. Феодора был общежительным, монахи жили под управлением настоятеля; продолжительные богослужения совершались ежедневно, дополнительное ночное бдение не требовалось; но, подобно первым христианам, студийцы могли совершать подобные богослужения накануне больших праздников;
  • прп. Савва был духовным руководителем иноков-отшельников, которые всю седмицу молились по кельям, только накануне воскресенья приходя к общему храму; отцы, проведшие неделю без Божественной службы, нуждались в духовном подкреплении особенно усиленной молитвой; естественным образом в Иерусалимском Уставе появляется поэтому длительное бдение накануне праздников и воскресений.

В России

Русскими литургистами еще начала XX в. установлено, что на Руси последовательно сменили друг друга три богослужебных Устава:

  • введенный, по-видимому, при князе Владимире Святом (X в.) Типикон церкви св. Софии Константинопольской, приходского храма, где бдение не было предусмотрено;
  • Студийский, принесенный на Русь при прп. Феодосии Печерском (XI в.); благодаря высокому авторитету святого он распространился и по приходским церквям;
  • Иерусалимский, появившийся на русских храмах с XIV в., когда он распространяется в Византии; этот иноческий Устав богослужения также распространялся на приходские церкви: особого устава именно для мирских храмов на Руси не было и не существует до сих пор.

Сколько длится такое служение по времени?

Таким образом, появление всенощной в России относится к XIV в. Со временем оказалось, что русская служба – намного длиннее той, что совершалась греческими монахами.

По Уставу, бдение начинается с заходом солнца и оканчивается с рассветом. Но в русских широтах продолжительность ночи существенно больше, особенно зимой.

Поэтому, как указывает современный литургист А.М. Пентковский, чтобы продлить время богослужения, к нему добавили Повечерие, Полунощницу, каноны. Так сформировалась уставное богослужение длительностью до 8-10 ч.

Именно так его совершали в храмах России до середины XVII в., когда патриарх Никон провел богослужебную реформу. С этого времени, хотя Устав об этой службе не изменился, возникла практика сокращения ее до нескольких часов.

«Исторические всенощные»

В начале XX в. русские литургисты, профессора Киевской Духовной Академии М.Н. Скабалланович и В.Ф.Певницкий силами духовенства и студентов организовали Всенощное будение в полном соответствии с Уставом. Эта уникальная служба началась с 6 часов вечера и окончилась около 2 часов ночи. М.Н.Скабалланович свидетельствует:

«Трудно передать словами, что чувствовали слушатели этой службы, названной кем-то «исторической всенощной», и особенно ближайшие участники ее… Большинство исполнителей службы решило на следующий день, что они в течение всенощной были как бы пьяные. Ни о какой усталости не могло быть и речи. Один певец заявил, что он мог бы, не сходя с клироса, спеть еще такую всенощную для Бога. Один студент, любитель поспать, несколько раз уходил из церкви, раздевался, укладывался в постель, но, не будучи в состоянии заснуть от мысли, что в нескольких шагах идет такой оригинальный, неслыханный концерт, возвращался в церковь… Те знакомые руководителей, коим не было послано уведомления о предстоящей всенощной, едва не рассорились из-за этого с ними и взяли слово, что при повторении чего-либо подобного их известят. А повторение возможно…»

Однако, повторить этот опыт не удалось никому долгие годы. Сегодня полная всенощная постоянно служится только на старообрядческих и единоверческих приходах.

Идут по пути полного выполнения Устава и некоторые приходские храмы. Наиболее последовательно это реализуется в храме Новомучеников и исповедников Российский в Строгино (г. Москва). Здесь с начала 2000-х гг. по инициативе настоятеля, протоиерея Георгия Крылова, создан кружок знаменного пения, прихожане много лет изучали древние богослужебные традиции.

17 Июнь 2011 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил настоятеля храма, прот. Георгия, совершать всенощное бдение старым чином (существовавшим до реформы патриарха Никона) каждую неделю, по субботам.

Простыми словами о сложном

Значение слова в православии, чем отличается от вечернего богослужения?

В большинстве православных приходов современной России всенощная – это идущие друг за другом службы:

  • Великой Вечерни (накануне больших праздников – Повечерия);
  • Утрени;
  • Первого часа.

Такое богослужение совершается накануне воскресной службы, а также перед великими праздниками, днями памяти особо чтимых святых, престольных праздников той или иной церкви.

Кроме того, по желанию настоятеля, или по местной традиции, оно может быть совершено накануне любого другого церковного торжества, памяти особо почитаемого святого.

Отличие всенощной от вечернего богослужения по будним дням состоит в большей торжественности и продолжительности, так как во время его:

  • как правило, читаются по книге особые паремии (отрывки из Ветхого Завета) на память праздника или воспоминаемого великого святого;
  • может служиться лития и происходить освящение хлебов;
  • как правило, читается несколько канонов;
  • происходит помазание верующих елеем.

Продолжительность в субботу и другие дни

В большинстве церквей служба продолжается около 2 часов, в монастырях ее длительность может увеличиваться до 3 часов. Начало богослужения обычно с 17 или 18 часов, практика моления в течение всей ночи сейчас применяется очень редко.

Читайте также:  Frank Sinatra Black Night Слова и перевод песни

Положена ли исповедь?

По установившейся практике, исповедь обычно проводится во время вечернего богослужения. Не исключение и всенощная.

Вместе с тем, на небольших приходах, где священнослужителей не хватает, таинство может быть перенесено на время после службы, либо утро перед началом литургии. Поэтому время исповеди лучше узнавать в конкретном храме.

Составные части с пояснениями

Части службы символически изображают путь человечества, пройденную им историю от создания мира до Воплощения Христа.

Вечерня

Первый возглас священника, открывающий ее – «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице…». Это прославление Бога за создание мира. Затем иерей обходит церковь с кадилом, тогда как хор поет псалом 103, посвященный красоте мира, который Бог «премудростию сотворил еси». Так верующие призываются вспомнить о Рае, где Сам находился в общении с Адамом. Недаром при каждении открыты врата в алтарь, символизируя единение Творца и Его создания.

По окончании каждения врата закрываются. Прошения, которые произносит диакон перед ними – это вопль к Богу согрешившего человека, лишенного Рая.

Поются и покаянные ветхозаветные стихи, а затем песнопения воскресные, либо празднуемого события. Последнее из них всегда посвящено Богоматери, благодаря Которой Рай снова стал возможен для людей.

После этого пения царские врата открываются и происходит вечерний вход священника и диакона при песнопении «Свете Тихий святыя славы…», посвященного Христу.

Важный момент службы – читаемые по большим праздникам паремии – отрывки из пророческих и других ветхозаветных писаний, пророчески предрекающие празднуемое событие.

Лития

Эта служба происходит по большим праздникам. Священнослужители обычно исходят из алтаря на середину храма или ближе к входу, и совершают особые моления о верующих, Церкви.

В первые века христианства принято было выходить на литию в притвор, где стояли кающиеся, не допущенные к таинствам, чтобы они могли поучаствовать в общем богослужении.

По литии священник благословляет 5 хлебов, елей, вино, пшеницу. Ныне это понимается как воспоминание о насыщении Господом 5000 человек в пустыне пятью хлебами.

Интересный факт

В древности чин имел еще и практическое значение: после литии хлеб раздавался паломникам и другим богомольцам, пришедшим издалека.

Заканчивается Вечерня чтением молитвы св. Симеона Богоприимца, произнесенной им при Сретении Господа («Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…») и молитвой «Богородице Дево, радуйся…», что знаменует Воплощение Христа.

Утреня

Эта служба вся посвящена Христу. Она начинается со слов Ангельского приветствия, возвестившего в свое время пастухам о Рождении Спасителя: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

Шестопсалмие

Затем гасятся светильники, все свечи. Выйдя на середину церкви, пономарь начинает 6 псалмов, которые образуют Шестопсалмие и изображают бедствие человека, ожидание помощи Божией.

Прп. Пасисий Святогорец говорит:

«Шестопсалмие символизирует Страшный Суд. Поэтому хорошо, если во время чтения шестопсалмия на ум идет час Страшного Суда.После первой статии (первых трех псалмов) мы даже не крестимся, потому что Христос придет сейчас не для того, чтобы распяться, но явится миру как Судия».

После Шестопсалмия диакон произносит ектению (молитвенные прошения), читается кафизма из Псалтири.

Полиелей

Затем приходит самый торжественный момент Утрени – после каждения храма читается Евангелие, а потом начинается полиелей: верующие, при чтении канона праздника или святого, помазываются елеем, освященным на литии.

Завершается служба пением «хвалитных» псалмов и стихир, прославляющих Бога. Кульминацией становится Великое Славословие, начинающееся возгласом «Слава Тебе, показавшему нам свет!». В древности, когда моление совершалось всю ночь, к этому времени всходило солнце, все верующие славили наступление нового дня.

Первый час

По окончании Утрени совершается последование 1 часа, во время которого испрашивается благословение Божие на новый день. В состав этой краткой службы входят:

  • псалмы 5, 89, 100;
  • молитвы, посвященные Богородице и тропари празднуемому событию;
  • заключительные молитвы.

Особенности на Сретение Господне

Сретение – двунадесятый праздник, который может совпадать с временем подготовки к Великому Посту, так как отмечается в феврале. Устав содержит различные богослужебные указания об особенностях всенощной на этот праздник при таком случае.

При совпадении Сретения с днями, когда поется Постная Триодь, на праздничном бдении можно услышать покаянные песнопения, готовящие верующих к посту. А вот если Сретение попадает на 1 день Великого Поста, то служба переносится на предыдущее воскресенье, соответственно, бдение приходится на субботу накануне.

Отличия при архиерейской службе

Если богослужение совершает епископ:

  • при встрече владыки не читаются входные молитвы и не происходит облачение, как это бывает на литургии;
  • все время вечерни епископ молится в алтаре;
  • исходит епископ только во время литии;
  • Евангелие также читается архиереем;
  • на полиеелее он совершает помазание сначала священнослужителей и клириков, затем всех верующих.

Толкование и объяснение

С древности ночные моления связывались с будущим Вторым Пришествием и исполнением слов Христа: «Бдите и молитеся, да не внидите в напасть» (Мф. 26: 41). Действительно, продолжительная служба учит сосредоточенности, вниманию к себе.

Прп. Симеон Новый Богослов писал: «Совершаем бдения и поем псалмы — для того, чтоб не распложались злые помыслы и ум наш не блуждал туда и сюда».

Еще один смысл службы связан с благоговением перед творением Божиим, его красотой. По слову свт. Василия Великого, «отцы наши не хотели в молчании принимать благодать вечернего света, но в тот час, как он наступал, приносили благодарение».

Наконец, бдение, отрешая от земной суеты, готовит верующих к празднику, сердцем и основой которого всегда является Божественная Литургия.

Один из современных проповедников утверждает, что если Литургия – дар, который Господь дает нам, то всенощная – наше приношение и жертва Ему, когда мы, пусть немощные, показываем свое стремление к Богу. Мир души, который ощущают многие из усердно молившихся за бдением – и есть награда за понесенные труды.

Источник

Богослужебная реформа/Ночная литургия

New-moon-year.jpg

направление Церковной реформы. Богослужебные реформы в большой мере определяются идеологией движения литургического обновления. Результаты богослужебной реформы принимают форму искусственной традиции.

Содержание

предыстория

По Уставу для некоторых праздников (Рождество, Крещение, Пасха, Антипасха и Преображение) разрешается перенести литургию пораньше, но это не значит: на 6 часов, так как должен сохраняться длительный временной промежуток между уставным вкушением благословлённых хлебов на бдении вечером и служением Литургии натощак утром.

Читайте также:  Аниме фон парк с сакурой ночью

Литургия совершается ночью на Пасху (с XVII века [1] ).

практика новейшего времени

Ночные моления появляются в петроградских братствах с 1920 года:

В новейшее время вводится ночная литургия на Рождество, по крайней мере, с 1947 года [3] . Такие Литургии служатся на Крещение, а в некоторых храмах — по любым праздникам и будням.

В Крутицком Патриаршем подворье ночная литургия на Новый год совершается с 2006 года [4] .

Ночная литургия в день Рождества святителя Николая Чудотворца (2018 год) [5] .

Ночная литургия служится с разными дополнениями, в духе масс-культурного сочетания несочетаемого: на Новый год, ночная молодежная литургия [6] , ночная литургия и молодежный форум [7] , ночная литургия Апостола Иакова [8] , ночная литургия с молитвой о прекращении абортов [9] , ночная заупокойная литургия [10] , ночная литургия Преждеосвященных Даров [11] .

  • ночная литургия в День независимости Украины [12] .
  • ночная литургия в день празднования буддийского Нового года по лунному календарю [13] .

28 декабря, накануне нового года на сайте Санкт-Петербургской митрополии было опубликовано расписание ночных литургий, которые планировалось совершить в общей сложности в восемнадцати храмах города [14] .

мотивы

— Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца во Владимире

ночь в музее; ночь в храме

В акции участвуют:

В ночь с 6 на 7 марта 2016 г. в хабаровском храме преподобного Серафима Саровского (настоятель — о. Виталий Кудря) состоялась молодежная акция «Ночь в храме», прошедшая впервые не только в Хабаровске, но и в России. Для посетителей были приготовлены различные «площадки», из которых особое внимание привлекает кощунственная экспозиция в духе радикальной внешности под названием «Алтарь» [16] . По итогам второго этапа всероссийского фестиваля достижений молодежи «Славим Отечество» (2016 г.) акция «Ночь в храме» стала лауреатом в номинации «Организация социально-значимого досуга молодежи» [17] .

представители

храмы, в которых совершается ночная литургия

По состоянию на 2017 год [18] . В некоторых храмах литургия начинается с вечера накануне: в 22:00, 23:00.

Сретенский монастырь: 23.40 — молебен, 0.00 — литургия; Подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры: 23.45 — часы, 0.00 — 1.30 — литургия; Подворье Оптиной Пустыни: 23.00 — молебное пение о заблудших с акафистом мч. Вонифатию, 0.00 — часы, литургия; Храм мц. Татианы при МГУ: 0.00 — литургия; Храм Живоначальной Троицы в Хохлах (настоятель — о. Алексий Уминский): 23.30 — литургия; Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках: 22.00 — литургия; Храм преп. Марона Пустынника; 0.00 — утреня и литургия; Храм свмч. Антипы: 22.00 — литургия; Храм Илии Пророка в Китай-городе: 23.15 — полунощница, 0.00 — утреня, 2.00 — литургия; Храм Казанской иконы Божией Матери в Узком: 23.30 — молебен; Покровский собор в Измайлово: 22:00 — исповедь, 23.00 — литургия, молебен; Храм святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке: 21:00 Новогодний молебен, 21:30 – ярмарка – сбор средств на подарки к Рождеству воскресной школе, 22-30 – исповедь и утреня с полиелеем, 00:00 Часы, Литургия.

Храм апп. Петра и Павла при академии им. Мечникова: 23.30 — литургия; Храм прмч. Андрея Критского: 0.00 — литургия; Храм Богоявления на Гутуевском острове: 22.30 — исповедь, 0.00 — литургия; Храм Рождества св. Иоанна Предтечи: 0.00 — литургия; Домовая церковь св. мучеников и исповедников российских: 22.00 — литургия; Вознесенский (Софийский собор), Пушкин: 0.00 — литургия; Храм Святой Троицы, Колпино: 23.30 — часы, 0.00 — литургия; Храм Святой Троицы, Колпино: 23.30 — часы, 0.00 — литургия; Феодоровский собор: 0.00 – Литургия (начало исповеди в 23.00).

В ночь с 16 на 17 июля 2018 года, в сотую годовщину расстрела святой Царской семьи, на сайте «Патриархия.ru» в прямом эфире транслировались ночные памятные богослужения в Екатеринбурге, которые возглавит патриарх Кирилл. Предстоятель Русской Церкви совершит Литургию на площади перед Храмом на Крови в Екатеринбурге [19] .

Источник

Служба в церкви: во сколько начинается и как проходит

Старинная православная традиция вселяет в каждого человека веру в то, что каждый человек является вместилищем частички души Господа. Чтобы попросить Бога о чём-то, необязательно посещать храм. Достаточно обратиться к нему с просьбой через молитвенные слова. Церковные службы — это земное воплощение верования в Господа. Во время богослужебных мероприятий можно посетить церковь для покаяния, благословения. Многие люди нуждаются в постоянной поддержке Бога. Для них важно видеть поддержку, чувствовать её духовно, наблюдая за воплощением Спасителя в иконах. Все богослужения проводятся согласно канонам и определённым правилам.

Когда проводятся литургии

Для православных церквей не существует общепринятого правила проведения божественных литургических мероприятий. Особенно это касается будничных заутрений. Открываются православные храмы поутру. Время проведения литургии священнослужителями напрямую зависит от пожеланий людей, которые посещают подобные богослужения. Если же выпал день большого христианского праздника, то совершается две литургии (утром и вечером).

Помимо этого, молебен проводится в воскресный день. Начало утренней службы приходится на семь часов утра (иногда на 8). Некоторые храмы сдвигают время молебна на один час. Именно поэтому время проведения заутрени и утрени уточняется у священнослужителей. Для каждого храма присуще своё время литургии. Вечерняя литургия (вечерня) проводится в период с 19-20 часов. Помимо этого, бывают ночные богослужения. Они зачастую приходится на Великие православные праздники, например, Крещение, Пасху. Также организовываются крестные ходы для прославления Господа.

Длительность церковной службы

Время проведения и длительность богослужения напрямую зависит от значимости торжества. Например, в будничные дни она может длиться всего 1-2 часа. В воскресение богослужения длятся три часа. Это правило распространяется на утренние и вечерние службы. Всё связано с масштабом праздника.

Вечерняя служба может начинаться в 16:00 (это самое раннее время) или 18:00 (максимально позднее время). Длительность богослужения составляет 2-4 часа. Если в этот день празднуется значимое церковное торжество, то все службы делятся на вседневные, малые и большие. Помимо этого, бывает всенощное бдение.

Разновидности служб

Независимо от того, какой церковью проводится богослужение или кто его проводит, существуют суточные, годовые и недельные мероприятия. Полноценные службы организовываются монастырскими обителями, так как монахи старательнее других придерживаются всех церковных канонов.

В маленьких церквях служения проводятся согласно расписанию, создающемуся служителями. Ежедневно отмечаются различные праздники, проводятся службы, посвященные определённым моментам. Например:

  • В воскресенье отмечается малая Пасха, когда каждый припоминает момент воскрешения Иисуса Христа;
  • Дни мольбы и обращения к ангелам приходятся на понедельники;
  • К Иоанну Предтече можно обратиться во вторник;
  • Предателя Иуды вспоминают по средам, вспоминая Крест;
  • К святому Николаю людям лучше обращаться по четвергам, так как этот день недели принято считать апостольским;
  • В субботу верующие люди обращаются в Пречистой Деве Марии;
  • В пятницу поминаются все страдания Иисуса Христа.
Читайте также:  Прямое и переносное значение слов 15 примеров

Если вы не можете ежедневно посещать церковь, то читать соответствующие молитвы можно и не выходя из дома, зная расписание. Сам же верующий человек сам вправе решать, когда ему посещать церковь. Для этого церковные приходы открыты чуть ли не круглосуточно.

Условно весь суточный круг божественных служений можно разделить на девять равнозначных частей:

  1. Начало, происходящее в 18:00;
  2. Повечерие, состоящее из прочтения молитв по вечерам;
  3. Полунощница — начинается в полночь;
  4. Заутреня, состоящая из первого (с 7 часов утра), третьего (начинается в 9:00), шестого (берёт свое начало в 12:00) и девятого часа, который стартует с 15:00.

А вот литургическое служение, проводимое с 6-9 часов утра до 12 часов дня, не является составляющей церковного круга служений. В это время все церкви должны раскрывать свои двери перед прихожанами!

Особенность проведения богослужений

Особенность организации божественных служб зависит священника, главенствующего в церкви. Например, вечерни и утрени в деревнях организовываются исключительно крупными храмами и соборами. Разница может заключаться во времени проведения и длительности службы. Основным богослужебным мероприятием любой церкви является литургия. В это время происходит чтение молитвы, все прихожане со священнослужителями вспоминают о Христе. Заканчивается литургия предложением пройти через таинство Причастия. Проводится оно в период между 6 и 9 часами утра.

По воскресениям проводится одно богослужение, называющееся Евхаристическим. Все службы соединяются в единую, сменяя одна другую. Недавняя смена положений церковного устава установила проведение повечерья исключительно во время начала Великого поста. Помимо больших служб, православная Церковь приемлет проведение параллельно обрядов и таинств, чтение молитвословов, акафистов.

Источник



Какие службы есть в Церкви и что они означают?

Утреня — вечером, вечерня — в обед, а обедни вообще нет. Примерно так для неподготовленного человека выглядит расписание в храме. На самом деле то, что обычно называют вечерней и утренней службой, включает в себя гораздо больше богослужений. Все они образуют так называемый суточный богослужебный круг — службы, которые проходят в храме каждый день.

Что такое богослужебный круг?

Богослужебный круг — цикл регулярных церковных богослужений. Всего таких круга четыре: суточный (ежедневный), седмичный (недельный) и два годовых: подвижный и неподвижный. Недельный и годовые круги — тематические, то есть в них богослужения суточного круга группируются по евангельским и историко-церковным событиям.

Какие службы входят в суточный круг?

В службы суточного круга в зависимости от праздников включаются песнопения и чтения остальных богослужебных кругов: седмичного и годового. Обычно в сутки положено совершать шесть богослужений: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы, литургия. Все службы кроме литургии описаны в книге Часослов, которая сформировалась в IX веке.

Вечерня

Богослужение, чаще всего совершаемое вечером. Вечерня бывает вседневная, малая и великая. Малая вечерня служится накануне воскресных дней и больших праздников. Великая вечерня служится либо отдельно накануне праздников, либо вместе с утреней в составе всенощного бдения. Вседневная вечерня служится в будние дни. Иногда вечерня служится совместно с литургией, как ее первая часть — например, Великим постом.

Утреня

Раньше этого богослужение совершалось утром — отсюда такое название. Сейчас утреня часто совершается сразу после вечерни, то есть вечером (но может быть и утром, как раньше). Эта служба — благодарность Богу за прошедшую ночь и просьба о Его благословении на следующий день.

Всенощное бдение

Богослужение накануне больших праздников и воскресных дней. Состоит из вечерни, утрени и первого часа. В этом случае вечерня и утреня совершаются более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.

Краткие богослужения, совершаемые четыре раза в сутки и освящающие молитвой весь день.

Первый час соответствует нашему седьмому часу утра, освящает молитвой уже наступивший день.

Третий час соответствует нашему девятому часу утра, вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

Шестой час соответствует нашему двенадцатому часу дня, вспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.

Девятый час соответствует нашему третьему часу пополудни, вспоминается крестная смерть Господа нашего Иисуса Христа.

В обычной богослужебной практике 1-й час присоединяется к утрене, 3-й и 6-й час совершаются непосредственно перед литургией, 9-й — перед вечерней.

Литургия

Главное богослужение, во время которого совершается таинство Евхаристии — пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Установлено Спасителем во время Тайной Вечери. Есть три вида литургии:

Литургия святителя Иоанна Златоустого совершается в течении всего года.

Литургия святителя Василия Великого служится 10 раз в году: 5 воскресений Великого поста (кроме Входа Господня в Иерусалим); в Великий Четверг и Великую Субботу — на Страстной седмице; 14 января (праздник Обрезания Господня); 6 и 18 января — накануне праздников Рождества Христова и Крещения.

Литургия святителя Григория Двоеслова (литургия Преждеосвященных Даров) совершается по средам и пятницам Великого поста; понедельник, вторник и среду Страстной седмицы; в день памяти Иоанна Предтечи (8 марта) и Сорока мучеников Севастийских (22 марта), если эти праздники приходятся на период Великого поста и не выпадают на воскресный день. Литургия называется так потому, что на ней верующие причащаются Дарами, ранее освященными на литургии св. Иоанна Златоустого или св. Василия Великого.

Повечерие

Богослужение, совершаемое вечером. Название происходит от монастырской практики совершать повечерие после вечерней трапезы — вечери. Бывает великое (совершается в Великий пост, праздники Рождества Христова и Богоявления) и малое (в остальные дни).

Полунощница

Богослужение, совершаемое в полночь. Оно посвящено Страшному Суду и Второму Пришествию Христа. Обычно полунощница совершается рано утром в монастырях, на приходах практически не служится.

Как все выглядит на практике?

Службы суточного круга сгруппированы для удобства в две части, которые совершаются утром и вечером. Утром — 3-й, 6-й, 9-й часы и литургия; вечером — всенощная (или вечерня с утреней) и 1-й час. Все исключения из этой практики встречаются либо в монастырях, где стараются служить без сокращений, либо во время Великого поста, когда устав предписывает иной порядок богослужений.

Источник