2 Запятая между однородными и неоднородными членами предложения
2 Запятая между однородными и неоднородными членами предложения

2 Запятая между однородными и неоднородными членами предложения

Чистый рузкй для чучмеков

— союзов больше двух (и…и…и…; да…да…да…;или/ни/либо/то/не то/то ли… и тд.) НО! запятая ставится после второго союза.

Пример: Было грустно и в весеннем воздухе, и в темном небе, и в вагоне.

НО запятая ставится после первого союза, если союз «и» опущен в первом словосочетании: Было грустно в весеннем воздухе, и в темном небе, и в вагоне.
Сегодня рифма поэта — (»и» опущена) ласка, и лозунг, и штык, и кнут.

Ставится, если присутствует обобщающее слово: Всё (обобщающее) было плохо: и желтые листья, и туманы по утрам.

Ставится, если присутствуют зависимые слова при однородных:
Сейчас стали очень заметны и оглушающий (зависимое слово) шум (однородное существ.) дождя, и шум (однородн.существ.) воды (зависимое слово).

Не ставится: Было грустно и в воздухе и в небе.

В остальных случаях: или, … или; либо,… либо, ли. или, то ли, …и то ли, и тд.

2. Запятая между однородными и неоднородными членами предложения.

однородные — относящиеся к одному фактору, к одному качеству, рассмотрение с одной стороны; Между однородными запятая ставится.
неоднородные — совместимость разных качеств (рост/вес, цвет/вкус и тд), неоднородное слово относится к словосочетанию обычно; Между неоднородными запятая не ставится.

а) однородные:

Это был скучный, утомительный день. (Характеризуют предмет с одной стороны)
Зима ворвалась с резким, холодным ветром. (имеются в виду одинаковые вещи)
Это была прохладная, свежая, вкусная вода.
Он был сдержанный, мягкий, вежливый.
В ясное, теплое утро, в конце мая…
Я пожал его большую, черствую руку. (Одно качество, но в переносном значение)
Мне было темно, душно. (то же самое)
Старый, скрипящий вагон.

б) неоднородные:

Большие стеклянные двери. (разные вещи описываются: материал двери и габариты)
Толстая черновая тетрадь.
Тягучее вишневое варенье. (текстура, состав)
Высокая старинная французская лампа.

3. Определительные обороты, которые обособляются запятыми.

Могут быть выражены причастиями или прилагательными с зависимыми словами.

а) Определительный оборот, стоящий ПОСЛЕ определяемого слова(существительн.), значит запятая ставится, например:
Грянул грязный городской ливень,(какой?) перемешанный с пылью (определительный оборот с причастием).
Пыль, розовая от блеска молний (прилагатель. определительный оборот), неслась по земле.

б) Определительный оборот, стоящий ПЕРЕД определяемым словом, запятая не ставится. Пример:
Полные мрака леса стояли неподвижно.
Тишина этой ночи была наполнена музыкой ещё не родившегося Чайковского (определяемое слово). Исключения см. фото:

в) Запятая у определительного оборота ставится, если он отделен от определяемого слова другими слова, например:
Наклонившиеся по ветру (причастный оборот), мимо двинулись (глагол отделяющий от определяемого слова — сорняки) серые подорожные сорняки (какие? — наклонившиеся по ветру) .

Полное огня и таинств, (определ. оборот, прилагательные) вспыхивало со всех сторон небо.
Колесо(какое? — серое от грязи) тряслось и прыгало на капоте в такт её мыслям, серое от грязи (определ. оборот, прилагательн.)
Захрустела гайка (какая?) под ногами, тусклым светом напоминавшая шкурку змеи (причастный оборот).

г) Определительные обороты, относящиеся к местоимению, вне зависимости где оно находится, обособляются запятыми, например:
Совершенно убитый, он вынужден пойти домой.
Он показал бы мне меня (какого?), колеблемого на морской волне, меня(какого?), летящего по ветру в край незримый. (прич.оборт.)

4. Обособление запятыми существительных в косвенном падеже с предлогами.

(косвенные падежи — это все виды падежей существит. кроме именительного падежа, именительный отвечает на вопрос: кто? что? например, мама, папа — именительный. ИМЕНИТЕЛЬНЫЕ НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ ЗАПЯТЫМИ).

СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ШЕСТИКЛАССНИКОВ:

а) Запятая ставится, когда определяемое слово (существительное) уже имеет впереди себя определение (прилагательное), например:

В комнату входит маленький, сухой(прилагательное впереди определяемого существительного) старик (определяемое слово) , с острой, (сущ. с предлогом) седой бородой, …
Запятая ставится, потому что «старик» имеет впереди прилагательное. Поэтому перед словом «с острой» стоит запятая.

В какой-то пустой (прилагательн.) часовни (определяемое слово), со сводами, (сущ. с предлогом) блестящими стенами…

Был сухой морозный (прилагательн.) день (какой? — ..со спокойным небом) начала ноября, с серо-свинцовым спокойным небом…

б) Запятая ставится, когда происходит уточнение (временного характера, частого характера и тд…) Например:

Крошки, размером с конопляное зерно, (необычный признак, уточнение) должны быть тщательно подобраны.

Доктор, со шпагою в руке, выбежал в спальню. (временной признак, единичный случай ибо он не каждый день бегает со шпагою)
НО запятая не ставится: Продавец в чистом белом халате и синей шапочке обслуживал… (потому что признак постоянный, ибо он обслуживает в шапке и халате целый день, то есть — всегда, часто, постоянно;)

На табуретке с позолоченными ножками сидело чмо. (ножки золотые там всегда — постоянный признак)

ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ТЕМЫ:
Рядом со школой я построила общежитие с комнатой для чмов, (постоянный признак,ничего необычного) удобной столовой и красной дорожкой.
НО если добавить пояснительное словосочетание: Рядом со школой я построила общежитие на двадцать человек, с комнатой для чмов,

ГЛАВНОЕ — выразить правильно контекст. ЧУВСТВОВАТЬ АКЦЕНТ И СМЫСЛ.

5. Обособление приложений.

а) Володя, семнадцатилетний юноша, (приложение — уточнение) некрасивый, болезненный и робкий.
Вот она, хищница подводного мира, плещется на льду.
Она — тихая, прилично одетая.
Он, Саша, не получил почти никакого образования.
А враги, дурни, думают, что мы смерти боимся.
Он, инженер, великолепно знал своё дело.

6. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом.

Выделяются запятыми вне зависимости от места.
а) Союзы не включаются в деепричастный оборот:
Он улыбнулся отцу и, сойдя вниз на палубу, подошёл (как? — сойдя вниз…) к одному матросу, который, сидя на полу, раскручивал (как? — сидя…) кусок каната.

Исключение: союз «а», может входить в деепричастный оборот, в зависимости от необходимого акцента. Также, союзы: только, лишь, словно — включаются в оборот.

б) Если деепричастные обороты в предложении относятся к разным глаголам и между ними есть союз «и», то он обособляется запятыми. Пример:

Он стоял, прислоняя к груди цибиков чая, и, бесцельно поглядывая вокруг себя, барабанил пальцами по своей трости.

в) Одиночные деепричастия обособляются, если имеет значение действия:

Размахнувшись, кинула книгу на стол. (Размахнулась, потом кинула; размахнулась — определенное действие)

Заскрежетав, закрылись двери. (Заскрежетали, потом закрылись)

г) Одиночные не обособляются, если теряют своё уникальное действие и становятся дополнением к действую глагола, например:
Не спеша бегут лошади. (Бегут что делая? Это одно действие)

Он лежал не шевелясь. ( Лежал что делая?)

д) Не обособляются, когда деепричастия становится схожими с наречием:

Это упражнение делают сидя на стуле. (Делают как? — Сидя;)

Он читал лёжа.

ОДНАКО, при изменении порядка слов и усилении глагольности, запятая нужна:

Инженер, лёжа, читал чета там. (Действие было усилено перестановкой слов)

ТАКЖЕ запятая ставится когда между деепричастием и глаголом находится второстепенное слово (оно может быть выражено любой частью речи):

Подрагивая, Тимофей ( — второстепенное слово, существ.) схватил винтовку. /Подрагивая схватил винтовку.

По дорожке он шёл не оглядываясь/ не оглядываясь, он ( — второстепенное слово, местоимение) шёл по дороге.

е) ЗАПЯТАЯ НЕ СТАВИТСЯ, ЕСЛИ деепричастие оказывается в ряду однородных члены предложения (что такое однородные, см. пункт 2, начало):

Он говорил шёпотом и ни на кого не глядя. ( шёпотом и ни на кого не глядя — однородные слова, т.к. относятся к одному и тому же описанию)

Шагал по улице бодро и не уступая дорогу другим. (одно и то же качество)

ПО ФАКТУ ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ КОНТЕКСТА.

ПРИМЕЧАНИЕ:
1). Деепричастия с окончанием -а, -я , как правило, не обособляются запятыми (но не всегда). Например:

Она вошла улыбаясь.
Но, если на этом нужен акцент, то: Улыбаясь, она вошла в комнату. Она вошла, улыбаясь своим тайным мыслям.

2). Деепричастия на -в, -ши; обычно обособляются:

Она вскрикнула, испугавшись.
Испугавшись, она вскрикнула.

ТАК И НЕСКОЛЬКО ДЕЕПРИЧАСТИЙ С КОТОРЫМИ МОГУТ ВОЗНИКНУТЬ ПРОБЛЕМЫ, ПРИКЛАДЫВАЮ ФОТО.

Источник

Запятая при однородных и неоднородных определениях

Однородные определения, выраженные прилагательными и причастиями и стоящие перед определяемым словом, отделяются друг от друга запятой , неоднородные – не отделяются (исключение см. § 41).

Примечание 1. Различие между однородными и неоднородными определениями заключается в следующем: а) каждое из однородных определений относится непосредственно к определяемому слову; б) первое определение из пары неоднородных относится к последующему словосочетанию. Ср.: Красные, зеленые огни сменяли друг друга (Т. Толст.) – красные огни и зеленые огни; Скоро задымят здесь трубы заводов, лягут крепкие железные пути на месте старой дороги (Бун.) – крепкие → железные пути. Между однородными определениями возможна вставка союза и , между неоднородными – невозможна. Ср.: Стекла холодно играют разноцветными огоньками, точно мелкими драгоценными камнями (Бун.). – В прихожей холодно, как в сенцах, и пахнет сырой, промерзлой корой дров… (Бун.). В первом случае союз и вставить нельзя (мелкими драгоценными камнями ), во втором – возможно (сырой и промерзлой корой ).

Примечание 2. Часто в качестве неоднородных выступают определения, выраженные сочетанием качественного и относительного прилагательных: Ее [сирену] заглушали звуки прекрасного струнного оркестра (Бун.). Как неоднородные могут быть восприняты и определения, выраженные качественными прилагательными разных смысловых групп: Вот на землю стали падать холодные крупные капли (М. Г.).

1. Однородны определения, обозначающие признаки разных предметов : Талантливый студент, владевший пятью языками и чувствовавший себя во французской, испанской, немецкой литературах как дома, он смело пользовался своими знаниями (Кав.).

Однородны определения, которые выражают схожие признаки одного предмета, т. е. характеризуют предмет с одной стороны : Это был скучный, утомительный день (Кав.); Поезд шел медленно, и неровно, поддерживая старый, скрипящий вагон (Расп.); Тяжелая, отсыревшая стена сосняка не шевелится, безмолвствует (Лип.); Лена устроила ее в просторной, пустой комнате (Кав.); Зима сперва раскачивалась нехотя, как в прошлом году, потом ворвалась неожиданно, с резким, холодным ветром (Кав.). Схожесть признаков может проявиться на основе некоторого сближения значений, например, по линии оценочности: И в эту минуту сдержанный, мягкий, вежливый Зощенко вдруг сказал мне с раздражением: – Нельзя лезть в литературу, толкаясь локтями (Кав.); на основе единства ощущений, передаваемых определениями (осязания, вкуса и т. д.): В ясное, теплое утро, в конце мая, в Обручаново к здешнему кузнецу Родиону Петрову привели перековать двух лошадей (Ч.); Блаженством была прохладная, свежая, вкусная вода, мягко скатывающаяся с плеч (Кав.).

Схожесть признаков может возникнуть у прилагательных, употребляемых в переносном значении: Я пожал протянутую мне большую, черствую руку (Шол.); Жестокая, студеная весна налившиеся почки убивает (Ахм.); В сердце темный, душный хмель (Ахм.). Однородность определений подчеркивается присоединением одного из них сочинительным союзом и : В них [песнях] преобладали тяжелые, унылые и безнадежные ноты (М. Г.); Такой мизерный, серенький и лживый чиж (М. Г.); Утомленные, загорелые и пыльные физиономии были совсем под цвет бурым лохмотьям крыла луны (М. Г.).

2. Не являются однородными определения-прилагательные, характеризующие предмет или явление с различных сторон: Большие стеклянные двери были распахнуты настежь (Кав.) – обозначение размера и материала; Бывшая елисеевская столовая была отделана фресками (Кав.) – обозначение временно́го признака и признака принадлежности; Толстая черновая тетрадь, в которую я записывал планы и черновые наброски, была уложена на дно чемодана (Кав.) – обозначение размера и предназначения; В моем архиве нашлась желтенькая школьная тетрадка, написанная беглым почерком (Кав.) – обозначение цвета и предназначения; Леса, наискось освещенные солнцем, казались ему грудами легкой медной руды (Пауст.) – обозначение веса и материала; Известный и отважнейший наш путешественник Карелин дал мне о Кара-Бугазе весьма нелестную письменную аттестацию (Пауст.) – обозначение оценки и формы; К чаю бригадирша подала тягучее вишневое варенье (Пауст.) – обозначение свойства и материала; Довольно высокая старинная фаянсовая лампа мягко горела под розовым абажуром (Бун.) – обозначение величины, временно́го признака и материала.

Источник

Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях

В результате выполнения практической работы обучающийся должен:

— знать: правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами; в предложениях с обобщающими словами при однородных членах;

— различать однородные и неоднородные определения;

— соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Порядок выполнения практической работы.

1. Запишите тему и сформулируйте цели практической работы.

2. Внимательно прочитайте краткие сведения по теории.

3. Дайте ответы на контрольные вопросы (устно) .

4. Выполните практическую работу.

Краткие сведения по теории

Однородные члены предложения

Однородные члены предложения:

1. Отвечают на один и тот же вопрос.

2. Относятся к одному и тому же слову

3. Являются одним и тем же членом предложения.

В предложении может быть несколько рядов однородных членов.

Например: Я часто получаю письма и посылки. Я часто получаю и отправляю письма. Он говорил медленно, с большими паузами.

Для связи однородных членов предложения употребляются сочинительные союзы:

— соединительные и, да (в значении и), ни…ни… и др;

— разделительные или, либо, то…то…, не то…не то… и др.;

— противительные а, но, да (в значении но), однако, зато и др.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

O, O, O — бессоюзная связь: Ученики читали, писали, считали.

O и O — одиночный соединительный или разделительный союз: Ученики писали и читали.

и O, и O, и O — повторяющийся соединительный или разделительный союз, кроме фразеологических оборотов (и смех и грех): Ученики и читали, и писали, и считали.

O, и O, и O — первый соединительный или разделительный союз легко восстанавливается: Ученики читали, и писали, и считали.

как O, так и O — при двойном союзе знак ставится перед второй частью: Он собирал как марки, так и открытки.

то O, то O — при повторяющемся союзе знак ставится перед второй частью: Ученики то писали, то читали.

О, а О – противительный союз: Ягодка красна, а на вкус горька.

Обобщающие слова при однородных членах

1. Уточняют ряд однородных членов.

2. Объединяют однородные члены по смыслу.

3. Являются теми же членами предложения, что и однородные члены.

Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами:

Обобщающее слово: O, O,O.

Над лугом носились разнообразные насекомые: пчелы, осы, бабочки, жуки.

O, O, O — обобщающее слово.

Ни жизнь, ни власть, ни богатство – ничто меня не веселит.

Обобщающее слово: O, O, O — … (продолжение предложения)

Разве все эти вещи: карандаш, записная книжка, часы – не говорят больше всяких слов о человеке?

ВНИМАНИЕ!Между обобщающим словом и однородными членами могут быть слова: КАК-ТО, А ИМЕННО, НАПРИМЕР, ТО ЕСТЬ и др.

Обобщающее слово, то есть: O, O,O.

Хорь понималдействительность, то есть: обстроился, накопил деньжонок, ладилс барином и прочими властями.

Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях

Определения могут быть однородными или неоднородными и, следовательно, разделяться или не разделяться запятой.

— выражают схожие признаки одного предмета, т.е. характеризуют предмет с одной стороны: В зеркале появился самоуверенный, самодовольный мальчик. Это был скучный, утомительный день.

— обозначают одинаковые признаки, относящиеся к разным предметам: Толпы ребятишек в синих, красных, белых рубашках стоят на берегу.

Неоднородные определения обозначают разные признаки предмета: Большие стеклянные двери были распахнуты настежь (обозначение размера и материала). В моем архиве нашлась желтенькая школьная тетрадка, написанная беглым почерком (обозначение цвета и предназначения).

Обратите внимание, что однородные определения могут соединяться сочинительными союзами, а если союзов нет, то их легко можно вставить.

Иногда в художественных произведениях могут встретиться предложения, в которых между определениями, характеризующими предмет с разных сторон, стоят запятые. Наступила дождливая, грязная, темная осень. Ясные дни сменились холодными, синевато-серенькими, беззвучными. В них авторы стремятся создать единое, целостное представление о предмете или явлении, и такие определения можно считать однородными.

1. Какие члены предложения являются однородными?

2. Когда между однородными членами предложения ставится запятая?

3. Какие знаки препинания используются при обобщающих словах?

4. Чем различаются однородные и неоднородные определения?

Задание 1.Спишите текст, расставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены предложения.

Мещера остаток лесного океана. Леса в Мещере глухие. Путь в лесах это километры тишины безветрия. Это грибная прель осторожное перепархивание птиц. Это липкие маслюки и жесткая трава холодные белые грибы и земляника и лиловые колокольчики на полянах и дрожь осиновых листьев и торжественный свет и лесные сумерки.

В дубовых зарослях бродят безобидные медведи-муравьятники. Они расковыривают старый пень и слизывают муравьиные яйца.

Закат тяжело пылает на кронах деревьев золотит их старинной позолотой. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши.

Всю ночь огонь костра то разгорается то гаснет. В необыкновенной неслыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет.

Так мы живем в палатках на лесных озерах по нескольку дней. Наши руки пахнут всем дымом и смолой и брусникой. Мы спим по два часа в сутки и почти не знаем усталости.

Два-три часа стоят многих часов сна в духоте городских домов в спертом воздухе асфальтовых улиц.

Источник



Пунктуация при однородных членах предложения

1) Старуха раскладывала виноград на низеньком круглом татарском столике.
2) Ровное монотонное бормотание резко прервалось.
3) У него были красные воспаленные веки.
4) Были в конторе старые висячие стенные часы.
5) В углу гостиной стояло старое пузатое ореховое бюро.
6) Тихо проплывают белые круглые облака.
7) Все лицо у него было освещено хорошей доброй улыбкой.
8) С моря дул влажный холодный ветер.
9) Раздаются замедленные ленивые шаги ночного сторожа и я различаю каждый удар его кованых тяжелых сапог.
10) На нем был обыкновенный серый резиновый водолазный костюм.
11) У ворот стояла низенькая толстая старушка в полинялом ситцевом платье.
12) За последние дни по весеннему пористому хрупкому льду мы отмахали километров сорок на восток.
13) Ребенок очутился в горячих душистых нежных объятиях матери.
14) Он любил сильное решительное твердое слово.
15) Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают особенный самобытный ни с чем не сравнимый вид.

2. Прочитайте предложения, выделите в них определения. Какие из определений являются однородными? Перепишите предложения, правильно расставляя знаки препинания.

1) Снежные сугробы подернулись тонкой ледяной коркой.
2) Вид большой реки представлял собой величественное страшное зрелище.
3) Это был скучный утомительный день.
4) Гости устроились в отдаленной просторной комнате.
5) Обычно сдержанный мягкий вежливый он неожиданно очень разозлился.
6) Вдруг две большие белые лохматые собаки со злобным лаем бросились на меня.
7) В ворота гостиницы въехала довольно красивая рессорная небольшая коляска.
8) И березы старые столетние опустили ветви до земли.
9) По пути нам было целое поле цветущей синей медоносной травы фацелии.
10) Пошел тихий долгий осенний дождь.
11) Старый черный шелковый платок окутывал его огромную шею.
12) Невыразимая безнадежная страшная скорбь охватила ее.
13) Приятно возвращаться на старое испытанное годами место.
14) Он проживал в собственном двухэтажном сухом теплом доме.
15) Он заметил новое молодое выражение на лице своего друга.

3. Перепишите предложения, правильно расставляя знаки препинания.

1) Солнце легло спать и укрылось багряной золотой парчой и длинные красные и лиловые облака сторожили его покой.
2) Чьи-то года считала кукушка и все сбивалась со счета и опять начинала.
3) Дети собирали в лесу лечебные травы и ягоды грибы и орехи.
4) Вопросы восклицания рассказы послышались наперерыв.
5) Цветы лучше всего собирать или утром или вечером.
6) Не может волк ни охнуть ни вздохнуть.
7) Зимой и летом днем и ночью в шторм и непогоду выходят в море корабли.
8) И для меня воскресли вновь и божество и вдохновенье и жизнь и слезы и любовь.
9) Характер у него был ни то ни се.
10) Мокрый лист с осины и дорожных ивок так и хлещет в спину и загривок.
11) Вот уже и стука и крика и бубенцов не слыхать.
12) Вот и солнце встает из-за башен блестит за морями ночлег свой покинуло на поля на луга на макушки ракит золотыми потоками хлынуло.
13) Русские писатели и поэты любовно и бережно собирали и записывали в деревнях и селах народные песни и сказки.
14) Неодолимая хотя и тихая сила увлекала меня.
15) Сходи взгляни на расписание поездов.

4. Прочитайте предложения, выделите в них определения. Какие из определений являются однородными? Перепишите предложения, правильно расставляя знаки препинания.

1) И отец с сыном начали насаждать друг другу тумаки и в бока и в поясницу и в грудь то отступая и оглядываясь то вновь наступая.
2) Книга интересна как для взрослых так и для детей.
3) Среди рек есть и большие и малые и спокойные и буйные и быстрые и медленные.
4) Мы скоро друг друга поняли и сделались приятелями.
5) Поплавок качался осторожно ерзая то вправо то влево дрожал но не тонул.
6) Туманы в Лондоне бывают если не каждый день то через день.
7) Звон из кузницы несется отдается у заборов у ворот.
8) Я видел только верхушки лозняка да извилистый край противоположного берега.
9) Смотритель пошел домой ни жив ни мертв.
10) Ни побоища ни стана ни надгробного кургана не встречает царь Додон.
11) Не столько благодарю за посылку сколько за память и внимание.
12) Он жил одиноко и замкнуто и тосковал днем и ночью.
13) Умен да пригож да на дело не гож.
14) Хвоя хороша не только от мышей но и от зайцев.
15) Надо человеку и знать и любить и беречь свою землю.

5. Перепишите текст, правильно расставляя знаки препинания. Объясните постановку знаков препинания при однородных членах предложения.

Восток уже начал розоветь деревья и кустарники вырисовывались бледными неясными однотонными пятнами. К смолистому крепкому запаху сосновых ветвей на которых была сделана моя будка приятно примешивался запах утренней сыроватой свежести. Пахла и молодая трава серая от росы. Где-то очень близко робко чиркнула птичка ей ответила другая третья. В лесу пронзительно захохотала сова и ее крик звучно и резко пронесся между деревьев. Утка пролетела стороной и долго не смолкало ее кряканье все тише и тише доносясь до меня. Высоко на деревьях томно застонали дикие голуби.

Вдруг совсем около меня на земле раздалось громкое хлопанье крепких крыльев. Не далее как в шаге от моей будки упал тетерев. Если бы я протянул руку то мог бы дотронуться до того места где он опустился. Весь черный с красными мясистыми бровями и коротким острым клювом он стоял неподвижно как каменный показываясь мне своим стройным красивым профилем. Его блестящий черный глазок тревожно и зорко заглядывал в будку. Я затаил дыхание и замер не отводя от него глаз но тетерев уже заметил меня. Он вдруг поднялся и громко хлопая крыльями полетел низко над землею. (По А. Куприну)

6. Прочитайте предложения, выделите обобщающие слова и словосочетания. Перепишите предложения, правильно расставляя знаки препинания.

1) В золотистой глубине леса отражались и замирали звуки труда скрежет камня шорох песка гудки машин.
2) В комнате остались только хозяин Сергей Петрович и его сын.
3) Повсюду над головой под ногами рядом с тобой живет и грохочет железо.
4) Ничего не было видно ни камышей ни плотины ни берегов одним словом все скрылось в туманной дымке.
5) Они не прекращали работы в любую погоду как-то мороз буран дождь и никогда не жаловались на судьбу.
6) Вся его кряжистая фигура массивное лицо крупные губы большой подбородок все дышало добродушной силой.
7) Мересьев не чувствовал ни льдистой сырости вешней воды ни жгучей боли в ногах ни усталости ничего решительно.
8) Впервые явился ребятам Донбасс во всей своей красе и силе в грохоте и пламени в тучах черного густого дыма в багровых отсветах доменных плавок.
9) Лучшие черты русского национального характера отважность проницательность быстроту натиск человечность отразила в себе суворовская наука побеждать.
10) Он не хотел ехать ни на Кавказ ни в Крым ни на Кубань короче, совсем никуда.
11) Все и мужчины и женщины и дети что-нибудь тащили на себе.
12) Ничего здесь не изменилось ни аккуратные подстриженные малиновые кусты ни покрытые гравием дорожки.
13) Земля наполняется шумом плеском игрой капель и талых вод тысячами признаков весны.
14) Все суетится хлопочет кричит звенит поет радуется весне.
15) И по тому спокойствию что царило в природе по чистоте неба и воздуха все казалось что дождя уже больше не будет.

7. Прочитайте предложения, выделите обобщающие слова и словосочетания. Перепишите предложения, правильно расставляя знаки препинания.

1) Князь Андрей подошел к Пьеру и заметил новое молодое выражение на лице своего друга.
2) Мне нравились его черты мечтам невольная преданность неподражаемая странность и резкий охлажденный ум.
3) Ни музы ни труды ни радости досуга ничто не заменит единственного друга.
4) Посаженные заботливыми родственниками деревца тополь акация а также дикорастущий клен зеленели приветливо и свежо.
5) Какие все же удивительные у него глаза не то недоверчивые сверх меры не то мудрые.
6) Породы деревьев теряющие свои листья осенью и возобновляющие их весной как-то дуб вяз липа береза и другие называются «черным лесом».
7) Каждый звук шорох птицы полет упавшего листа кажется громким заставляет вздрагивать.
8) В несколько минут снег покрыл все следы и заячьи и птичьи и человечьи и так же скоро перестал.
9) В пословицах все есть издевка насмешка попрек словом все задевающее за живое.
10) Все это молодая березовая роща тихая речка убегающая вдаль дорога понравилось ему.
11) На поляне цвели одуванчики колокольчики незабудки и другие цветы.
12) Ничего не заметно было оживляющего картину ни отворявшихся дверей ни выходивших откуда-нибудь людей никаких живых хлопот и забот дома.
13) Приметы связаны со всем с цветом неба с росой и туманами с криком птиц и яркостью звездного света.
14) Из ближних рощ с пашен и пастбищ отовсюду доносится радостная птичья разноголосица.
15) Как-то неожиданно дождь заканчивался и из парка из леса с соседних пастбищ отовсюду снова слышалась радостная птичья разноголосица.

8. Перепишите текст, правильно расставляя знаки препинания. Объясните постановку знаков препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами.

Чацкий горяч его речь всегда кипит умом остроумием а в словах обращенных к Софье слышится иное горечь молящий тон нежные упреки жалобы. Фамусов зажимает уши Молчалин смолкает княжны графини все пятятся прочь от Чацкого боясь обжечься крапивой его смеха. Софья же бежит прочь чтобы скрыть уберечь свою любовь от стрел Чацкого. Вглядываясь глубже в характер Софьи видишь что не безнравственность «свела» ее с Молчаливым. Благородные желания а именно покровительство любимому человеку стремление возвысить его до себя до своего круга дать ему семейные права руководят ею. Софья смела в своей любви но она никогда не прозрела бы без Чацкого. Он открыл ей глаза и он будет вечно ее «укоряющим свидетелем» и судьей ее прошлого. Ей достается свой «мильон терзаний». (По И.А. Гончарову)

9. Перепишите предложения, правильно расставляя в них знаки препинания.

1) Виднелись или необозримые песчаные равнины или далекие горы.
2) Пошел снег и засыпал тесные дрожки и тропинки.
3) И нынче видит пешеход столбы обрушенных ворот и башни и церковный свод.
4) Он был ни дать ни взять вылитый Дед Мороз.
5) Стол кресла стулья словом все было самого беспокойного тяжелого свойства.
6) Поплавок качался осторожно ерзая то вправо то влево но не тонул.
7) Ни за что ни про что их обидели унизили оскорбили.
8) Громкий хохот оглашал белоснежные пустые окрестные поля.
9) Горная речка бежит по ущелью то пропадает из виду то появляется вновь.
10) Звуки росли крепли полнели становились все более и более властными.
11) Он был тонок и слаб но ходил и бегал по всему дому.

10. Перепишите предложения, правильно расставляя в них знаки препинания.

1) Приходится вставать ни свет ни заря и отправляться на занятия.
2) Огромный жирный важный кот не мог пролезть в дверь ни взад ни вперед.
3) Полощется и трепещет и хлопает парус беспокойно отыскивая ветер.
4) Все в этой комнате столы и лавки шкафы и кровати было выстругано из чистого белого дерева.
5) Иногда рождался краткий обманчивый звук и умирал тотчас.
6) На звонок в переднюю выходила бабушка или мать.
7) Борьба учила хитрости осторожности зоркости смелости.
8) Пойду спрошу скоро ли будет готов наш сытный праздничный обед.
9) Ни днем ни ночью он не мог отдохнуть закрыть глаза забыться заснуть.
10) То и дело ни к селу ни к городу повторял он полюбившееся слово.
11) Эти люди и тени вокруг костра и темные тюки и далекая молния каждую минуту сверкавшая вдали все теперь представлялось нелюдимым и страшным.

Источник

Читайте также:  Открытку с днем рождения дочери родителям